Абульханова К.А. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности - файл n1.doc

Абульханова К.А. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности
Скачать все файлы (948.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc949kb.03.02.2014 21:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М.: Наука. 1989. — 183 с.

ББК 88.5 П86

Редакционная коллегия:

Б.Ф.ЛОМОВ (СССР), Т.ИОЛОВ (НРБ). Ф.ПАТАКИ (ВНР),
А.КОССАКОВСКИЙ (ГДР), К.ОБУХОВСКИЙ (ПНР), М.КОДЫМ (ЧССР)

Редактор-составитель

К.А.АБУЛЬХАНОВА

Рецензенты:

кандидат философских наук И.И.ЧЕСНОКОВА
доктор психологических наук А.А.ДЕРКАЧ

Редактор издательства А. Л. КУПРИЯНОВА

П86

Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности.— М.: Наука. 1989.— 183 с.

ISBN 5-02-013334-5
Книга представляет собой первый опыт сотрудничества психологов соцстран в разработке проблематики психологии личности в социалистическом обществе. В ней рассматриваются вопросы изучения активности личности с точки зрения марксистской методологии, вопросы развития, воспитания и формирования личности, проблемы сознания и деятельности, а также общественной практики и поведения личности.

В сборнике отражается уникальный опыт, накопленный психологами социалистических стран в изучении личности социалистического общества. Книга имеет большое теоретическое и прикладное значение.

Для психологов, философов, социологов, педагогов.
П 0303040000-228 е8_89-Кн.1

ББК 88.5 ISBN 5-02-013334-5

© Издательство «Наука». 1989
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга представляет собой первый коллективный труд психологов социалистических европейских стран по проблеме личности. Она является результатом научного сотрудничества: совместных теоретических и эмпирических исследований; многочисленных симпозиумов и конференций, на которых развертывались острые дискуссии.

Решение о создании такого международного труда было принято на Пражской конференции по проблемам психологии личности по инициативе советских психологов в 1982 г.

Данный труд — первый итог и, вместе с тем, первый «материализованный» шаг в решении задачи объединения усилий психологов социалистических стран в разработке проблемы личности на марксистско-ленинской философской основе.

Он дает представление о состоянии исследований личности в психологии социалистических стран.

Важно отметить, что единство философских и методологических позиций, общая нацеленность на гуманистическое решение общественных задач не исключают многообразия концепций и исследовательских традиций в разных странах (хотя не все известные концепции представлены в данной книге).

Психологическая наука в каждой из социалистических стран имеет свою особую историю, связана с решением специфических научных и практических задач. И это нашло отражение в конкретно-научных подходах к изучению личности.

Психологами ГДР проблема личности разрабатывается преимущественно в плане изучения процессов ее развития и воспитания, в контексте педагогических задач и деятельностного подхода. Синтез давних исследовательских традиций в психологии, берущих начало от работ Г.Фехнера, В.Вундта, гештальтистов и трудов немецких философов, на основе марксистской методологии позволил психологам ГДР разработать конструктивный концептуальный аппарат для изучения личности.

Венгерская психология накопила ценнейший опыт комплексных исследований личности, объединяющих педагогическую психологию, психологию развития, социальную психологию и другие психологические дисциплины, а также области науки, пограничные с психологией. Это позволило разработать стратегию сопоставления множества факторов, причин и условий, детерминирующих развитие личности и различные формы ее поведения.

В работах польских психологов всегда были сильны традиции исследования социализации личности, ее просоциального поведе[3]ния, жизненного пути; наряду с этим разрабатывались проблемы темперамента, эмоциональности, способностей личности. В конструктивных теоретических моделях личности, предлагаемых польскими психологами, обобщается опыт исследования основных аспектов ее жизни в обществе.

В исследованиях болгарских психологов органически связываются традиции философского осмысления проблем психологии, разработка теоретических моделей и практические задачи. Особое внимание уделяется проблеме личности в контексте задач, возникающих в экстремальных ситуациях.

Существенный вклад в изучение социально-психологических исследований личности, внесенный чехословацкими психологами, составил основу как разработки психологической теории личности, так и определения перспектив ее практической реализации. Большое внимание ими уделяется проблемам сознания и сознательности личности, с ее способностями и структурой, связанной с совместной деятельностью, а также методам исследования.

Советские психологи, создавшие ряд оригинальных теоретических концепций личности, разрабатывают проблемы ее структуры и процесса развития, исследуют личность с позиций принципа единства сознания и деятельности, деятельностного подхода, принципа общения. Особое внимание уделяется изучению жизненного пути личности. Ставится задача интеграции данных на основе системного подхода, реализующего принципы материалистической диалектики.

В данном труде нашло отражение своеобразие подходов к изучению личности, характерное для каждой из стран, т.е. реализуется плюрализм мнений в социалистической кооперации ученых. Отметим, что в ходе подготовки этого труда возникали дискуссии по вопросам стратегии изучения личности, применения психодиагностических методов, характера противоречий в малых группах и другим. Эти дискуссии (а они будут продолжаться и далее) являются важнейшим условием развития психологической науки.

Вместе с тем психологи социалистических стран едины в понимании гуманистической роли психологической науки, ее значения для решения практических задач и по ряду других принципиальных вопросов.

Социализм — это развивающееся общество. Каждый новый этап его развития ставит перед психологической наукой, в том числе и теми ее разделами, которые изучают личность, новые задачи. В этой связи общая концепция личности претерпевает существенные изменения. Абстрактно-декларативное утверждение значимости личности для общества, преувеличенный оптимизм по поводу ее всестороннего развития при социализме, а также возможностей преобразования природы и общества уступают место научному и практическому реализму. На смену глобальным и в этом смысле аморфным подходам к личности и обществу приходит дифференцированно-конкретное изучение социальных субъектов: общностей, групп, формальных и неформальных объединений, организованных и стихийных социальных процессов. Демократизация социалистического общества выявляет подлинную ценность личности, значение ее инициативы и ответственности, ее индивидуальных возможностей для развития общества.

В современных условиях объединение усилий психологов социалистических стран становится особенно важным, так как оно дает возможность более четко раскрыть общие закономерности развития личности при социализме и вместе с тем выявить особенности ее психологии, связанные с особенностями развития каждой из социалистических стран.

Эта книга не просто дает представление о состоянии исследований личности в разных социалистических странах, по и намечает некоторые основные линии методологической, теоретической и практической разработки проблем личности. Первая ее особенность состоит в преодолении разрыва между общей и социальной психологией. Интеграция общепсихологического и социально-психологического подходов к изучению личности пронизывает все разделы книги. Вторая особенность — в том, что во всех аспектах личность рассматривается как субъект: субъект общественных отношений, субъект развития, субъект деятельности и других форм активности. Третья особенность — уровневый подход к анализу структуры личности.

Первый раздел данной книги посвящен марксистской методологии в психологическом исследовании личности.

Во втором представлены концепции онтогенеза личности.

В третьем разделе рассматриваются проблемы сознания и деятельности, более широко — поведения.

Эта книга представляет лишь первую часть совместного труда. Вторая его часть будет опубликована в следующей книге, которая готовится к изданию.

Авторский коллектив благодарит ученого секретаря Института психологии АН СССР, кандидата психологических наук В. Н. Носуленко и научного- сотрудника Института, кандидата психологических наук М. И. Воловикову за большую работу по подготовке и изданию этой книги.

Раздел I

ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ:

МАРКСИСТСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
Б.Ф.Ломов

(СССР)

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРОДУКТ И СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Я. Рейковский

(ПНР)

ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ

Одной из ключевых проблем теории личности была и остается сложная проблема соотношения в личности постоянного и переменного. Психологи стремятся, с одной стороны, «ухватить» постоянное в психике и тем самым обрести способность предвидения поступков человека (как раз эту цель ставила теория психической диспозиции, или психических черт). С другой стороны, неотъемлемой чертой человеческого существования является изменчивость. Поэтому психологов постоянно интересовали вопросы: что же меняется в психике человека? Почему меняется? Каковы закономерности изменений? Можно ли и как повлиять на ход изменений?

Проблеме изменчивости много внимания уделяли теоретики, занимавшиеся феноменом обучения в широком значении, а также исследователи дезадаптационных процессов в психике человека и методов их коррекции с помощью психотерапии. Однако такая изменчивость рассматривалась прежде всего с позиции индивидуальной психологии, тогда как сложная диалектика постоянства и изменчивости — один из основных феноменов общественной жизни. Более того, несинхронный характер общественных и психических перемен — причина серьезных сложностей в общественной жизни.

Изучение отношения между происходящим в индивидуальной психике и в общественной жизни наталкивается на многочисленные трудности, связанные прежде всего с тем, что довольно медленный темп общественных перемен не сразу позволяет в них разобраться. При ускорении общественных преобразований соотношение между происходящим в общественной и психологической сферах вырисовывается с большей ясностью. Встает вопрос, может ли психология помочь в познании этого соотношения?

24

Пока исследований, посвященных этому вопросу, немного, но знание, накопленное психологами в результате анализа процессов трансформации личности, позволяет подойти к пониманию соотношения между общественной и личностной динамикой. Мы попытаемся рассмотреть эту зависимость так, как она выступает [, результате обзора доступных для психологии исследований.

1. Способ понимания изменения личности

Исходным пунктом марксистской теории личности является те-jiic о том, что накопленный человеком опыт создает определенную основу его индивидуальной системы значений. В рамках разрабатываемой нашим коллективом регуляционной теории личности мы говорим в этом случае о «познавательной сети».

Благодаря индивидуальной системе значений человек способен упорядочивать информацию о предметах и событиях, во-пер-пых, по отношению к их объективным связям (пространственным, временным, причинно-следственным и т. п.), а во-вторых, в зависимости от приписываемых им ценностей, т. е. упорядочивать их дескриптивно и эвалюативно (оценочно).

Законы присвоения дескриптивных и эвалюативных значений служат основой того:

что человек замечает и как понимает то, что замечает (ори-снтапионные процессы),

как он оценивает замеченное и какие эмоции вызывает в человеке то, с чем он сталкивается (эвалюативные и аффективные процессы),

чего желает и к чему стремится (мотивационные процессы),

как он отражает в уме и программирует действия по реализации своих планов (интеллектуальные и исполнительные процессы).

Организация индивидуальной системы значений содержит пласт стабилизированных структур, представляющих постоянные связи, господствующие в мире и в самом субъекте, так, как тот себе их представляет (глубинные структуры), а также пласт переменных структур, образующих текущую конфигурацию событий и ее возможное (либо неизбежное) преобразование (поверх-постные структуры).

Ключом к пониманию человеческой психики является позна-ппе законов, от которых зависит организация индивидуальной системы значений, а также закономерностей преобразования последней '.

' Эти законы можно рассматривать на разных уровнях: в общем виде речь идет о тех закономерностях, которые управляют трансформацией психики человека; на конкретно-историческом уровне речь идет о тех специфических законах, которые характеризуют исторически определенную форму, которую принимает организация индивидуальной системы значений; на индивидуально-психологическом уровне вступают в действие специфические законы, характеризующие функционирование

25

Организация индивидуальной системы значении — результа накопления и упорядочения опыта. Для усвоения опыта, источ пиком которого являются собственный организм, мир предмете:

и физических событий, а также мир людей, учреждений, симво лов, человек по мере социализации вырабатывает систему позна нательных и моральных понятий, составляющих основу его ин дивидуальной системы значений, с помощью которой он познава тельно и оценивающе упорядочивает свой опыт.

Значительная часть таких понятий, с которыми сталкиваете;

личность, исторически была создана прошлыми поколениями ] стала содержанием культуры, в которой существует субъек' (хотя надо иметь в виду, что субъект имеет дело только с не большим фрагментом общественного опыта, зафиксированного ) культуре).

В связи с разнородностью элементов, составляющих культура (разнородностью как в познавательной сфере, так и в моральное и идеологической), субъект встает перед необходимостью одновременного выбора и интеррации противоречивых элементов знания и идеологии. Этот процесс интеграции обычно несовершенен, поэтому в индивидуальной системе значений можно обнаружить ту или иную степень несогласованности. Процесс интегрирования требует, как правило, выработки новых понятий. В той степени, в какой субъект сам является их автором, он достигает автономии: в сфере познания это — автономия самостоятельного, оригинального миросозерцания, а в сфере оценки — моральная автономия.

Достижение высокой степени автономии — явление, однако, нечастое прежде всего потому, что интеграция противоречивых элементов в новое целое — очень трудная задача для мышления. Правда, генерирование новых целостностей и интегрирование частиц опыта происходит в умах людей (с той или иной интенсивностью) почти постоянно, но это затрагивает лишь небольшую часть этого процесса. Во-первых, создание крупных интегрирующих систем — явление очень редкое. Во-вторых, достижение автономии затрудняется мощным натиском существующих форм культуры, предлагающим личности определенные формы восприятия и оценки действительности. Доминирующая форма имеет наибольшие возможности для воздействия на ум людей, т. е. придания индивидуальной формы системе значений.

Понятия, запечатленные в культуре, закрепляются в сознании. Наиболее фундаментальные и общепризнанные, интегрирующие наибольшую часть опыта понятия будут иметь наибольшее личное значение и наибольшую надежность, их переоценка должна быть связана с чувством дезориентации и внутренней дестабилизации. Сохранение чувства собственной идентификации, как и чувства понимания мира и морального смысла действий

конкретного индивида. Нашему анализу здесь подвергается индивидуальная система значений на конкретно-историческом уровне.

26

отдельных лиц и общественных институтов, требует сохранения в неприкосновенности основной системы понятий, на которой построена индивидуальная система значений.

Поскольку основные понятия относятся к наиболее общепризнанным в группе, они имеют одновременно длительный цикл возникновения и давние традиции. Таким образом то, что в психике человека наиболее прочно, уходит глубже всего своими корнями в историю данной группы.

Система понятий сохраняет в целом постоянство, если помогает упорядочивать новый опыт человека, и если группа, к которой он принадлежит, придерживается этой системы и практикует ее. Оба эти условия служат предпосылкой поддержания

системы.

В индивидуальной системе значений можно выделить наряду с понятиями, служащими для усвоения опыта, понятия репрезентации конкретных объектов: лиц, учреждений, символов, мест, предметов, которые окружают человека и с которыми он находится в постоянных связях. Сеть этих связей определяет природу отношения «человек—мир». Чтобы сохранить эти связи в относительно стабильной форме, требуется поддержание контактов с соответствующими объектами и в соответствующих данному отношению формах.

Если, однако, система понятий перестает поддерживаться в обществе, либо рвутся отношения с объектами, являющимися центральными компонентами индивидуальной системы значений, система начинает испытывать перегрузку и тогда вступают в действие модификационные процессы.

В современном обществе происходят процессы, вызывающие у членов группы перегрузку индивидуальной системы значений. Можно указать в первую очередь следующие принципы:

изменения в области знания, морали и идеологии как естественные последствия прогресса;

изменения в организации общественно-экономической жизни

целых обществ;

явления социальной подвижности, вертикальной и горизонтальной, отрывающие человека от взрастившей его среды и переносящие в иную среду, с иными правилами присвоения значений;

интерференция культур, связанная с расширением сферы контактов с другими обществами посредством путешествий, средств массовой информации, культурного обмена.

Последствия такого рода процессов могут быть различными:

можно ожидать усиления тенденций как сохранения и защиты индивидуальной системы значений, так и ее расшатывания или, наконец, процессов развития, основанных на преобразовании системы и возникновении новых форм, соответствующих новой фазе общественной жизни. Остановимся подробно на этих изменениях.

Сохранение системы. В определенной части случаев ипдшш-

дуальная система значений остается, несмотря на происходящие 27

вокруг перемены, неизменной и даже в некоторых отношение укрепляется. Это происходит вследствие того, что однажды с зданные мыслительные структуры стремятся к сохранению вну реннего равновесия, защищаясь от воздействий, способных е;

нарушить. 9та защита осуществляется на индивидуально-пснх' логическом и общественном уровне.

Что касается индивидуально-психологической защиты, то ов основывается прежде всего на явлении ассимиляции информапи] т. е. на модификации поступающей информации в соответстви с имеющимся набором значений. Поэтому человек может не з'с мечать качественных различий между тем, как он воспринимае мир, и тем, с чем он сталкивается. Именно такой процесс асси миляции происходит, очевидно, в умах лиц, находящихся по, сильным влиянием определенной идеологии или веры, вследстви' чего даже образованные люди могут оставаться приверженцам] очень ортодоксальных идеологических или религиозных доктрин

Процесс ассимиляции состоит не только в модификации по ступающей информации, но также в ее переработке во время хранения в памяти. Как установление, семантическая память трансформирует материал таким образом, чтобы привести его в соответствие с имеющимся набором семантических значений.

Что касается общественных форм защиты существующих мыслительных структур, то они основываются на том, что члены| групп оказывают поддержку друг другу в сохранении основ своей системы убеждений и моральных принципов. Они делаюч это, держась вместе, культивируя общие традиции, подтверждая свои убеждения, высказывая похожие суждения.

Благодаря упомянутым здесь процессам, происходящим в индивидуальной психике или в психологии общественных групп, индивидуальные системы значений демонстрируют большую сопротивляемость по отношению к модифицирующим воздействиям. Таким образом, в определенных общественных группах основные способы интерпретации и оценки фактов могут остаться неизменными; и как следствие неизменными остаются позиции, стремления, цели, которые человек стремится реализовать, и основные пути этой реализации. Жизнь людей, принадлежащих

к таким группам, является как бы маргинальной по отношению к тому, что происходит в обществе.

Расстройство системы. В определенной части случаев система не в состоянии противостоять изменяющимся условиям. Это происходит прежде всего тогда, когда человек теряет поддержку других людей — в случае, когда распадаются общественные группы (на связь с которыми опирался порядок индивидуальной системы значений), либо утрачивается контакт с группой, либо вовсе

порываются связи человека с лицами и учреждениями, которые поддерживали его систему значений.

Последствия расстройства системы проявляются по-разному. Основным следствием является состояние внутреннего напряжения и беспокойства, что побуждает к действиям, направленным

28

на устранение или ослабление этого состояния. Весьма распространенный способ ослабления внутренних напряжений — употребление дурманящих средств (токсикомания, наркомания), т> неличение потребления алкоголя, агрессивное поведение.

Сильные внутренние напряжения могут привести к серьезным нарушениям регуляционных функций психики, что проявляется и форме психических нарушений и неврозов.

Менее выраженным, но существенным для функционирования психики человека следствием является сужение психологической перспективы, что, в частности, проявляется в падении интереса ]; более отдаленным целям, в концентрации внимания на текущих делах, на явлениях менее существенных, но конкретных.

Расстройство индивидуальной системы значений ведет к ослаблению ее регулирующих функций. Это означает, что чело-иск в значительной степени подчиняется сиюминутным прихотям, ощущает дезориентацию и потерянность из-за того, что нестабильно оценивает обстановку, что желания его постоянно меняются, а цели недалеки, что он плохо планирует и координирует свои действия.

Не вся система расстраивается в одинаковой степени. Определенные ее элементы — те, что поддерживаются ближайшим окружением, семьей, друзьями, учреждениями, те, которые связаны с традициями,— могут сохраниться, в то время как расстраиваются области, относящиеся к макросоциальным значениям жизни человека в учреждениях, в государстве и в мире. В этих сферах жизни деятельность человека страдает больше всего. Падает общественная активность, снижается надежность и добросовестность исполнения социальных ролей. Может быть и наоборот — когда изменения ведут к распаду в сфере малых групп (например, в семье), а правильные отношения с макросистемой сохраняются — человек хорошо функционирует в общественных и профессиональных ролях.

Чувство потерянности и дезориентации делает человека восприимчивым к цельной, простой, ясной интерпретации того, что его окружает. В то же время это может способствовать мистическим тенденциям, а также склонности к тоталитарным идеологиям. И в том, и в другом случае у человека есть шансы достичь определенной гармонии в убеждениях, упорядочить индивидуальную систему значений, и тем самым обрести внутреннее умиротворение и ощущение смысла жизни.

Развивающие изменения в системе. Конфронтация с изменившимися условиями жизни может привести человека и к преобразованию индивидуальной системы значений. Эти изменения могут проявляться в разных формах.

1. В виде адаптационного изменения, состоящего в усвоении новых сведений и новых способов общения с окружающим при сохранении в неизменности системы ценностей и основных убеждений в отношении миропорядка, а также при сохранении основных связей с лицами и учреждениями, с которыми имелась

29

связь прежде. Здесь происходит изменение поверхностного csioi личности, в то время как основные элементы индивидуально! системы значений (слой глубинных структур) остаются неизменными. Люди, у которых изменения имели исключительно адап тационный характер, умеют, правда, жить в новых условиях, ш нельзя ожидать, что их деятельность будет способствовать под держанию и развитию новых форм общественной жизни, ecni к этому их не будет вынуждать ситуация.

2. В виде надстраивающего изменения, состоящего в создании новой системы убеждений и ценностей, что организует по-новому связи с людьми и учреждениями при сохранении прежней систе-В мы, которая как бы нейтрализуется — перестает действовать, но;

не отмирает. Здесь складывается «альтернативная личность»^ которая доминирует в регуляции. «Старая личность» существует' в форме либо латентной, либо стремлений, которые человек старается вытеснить, в связи с чем в его поведении появляются черты чрезмерно усердного приверженца — это усердие связано с появлением особенно сильного стремления полностью подавить «старую личность».

«Старая личность» может вновь обрести свою регулирующую роль, если человек окажется в условиях, приближенных к тем, в которых он функционировал раньше, или к тем, которые соответствуют ранее сформированным структурам.

Не всегда, однако, отношения между «старой» и «новой» личностями бесконфликтны. Существование двух разных регулятор-ных систем в рамках единого целого может стать источником столкновений и конфликтов, связанных с появлением противоречивых устремлений и принципов оценки действительности. Тем самым «надстроечное» изменение может привести к глубокому разладу в человеке, с вытекающей из этого бессвязностью в мышлении, ощущениях и действиях, а также к внутренней напряженности и тревожности, подобной той, которая бывает при расстройстве в системе.

3. Глубокое изменение происходит при преобразовании структур, в которых реализуются основные акты оценки и ориентации. Это изменение возможно потому, что система обладает способностью к перестройке и созданию новых форм, не повторяющих того, что в ней уже было заложено. Глубокое изменение системы связано, таким образом, с приведением в действие ее творческих сил. В этом случае, однако, реорганизационные изменения охватывают не отдельные, изолированные области системы, что характерно для творческого акта в определенной сфере деятельности (например, литературной или музыкальной), а глубинные структуры, т. е. когда изменения охватывают основную систему принципов познания и оценки действительности 2.

2 Разграничение глубокого изменения и «надстраивающего» (замены) предложил П. Пацевич.

30

Глубокое изменение есть особая форма эволюционных изменений в системе — творческая форма. Благодаря такому изменению создается новая личность, характеризующаяся большей степенью внутренней гармонии и одновременно большим соответствием зарождающимся новым формам общественной жизни.

Не следует трактовать глубокое изменение как полную трансформацию всех элементов личности. Это — изменение существенных правил функционирования личности, хотя многие элементы могут оставаться незатронутыми. Следовательно, субъект не утрачивает преемственности самоидентификации, не утрачивает различных черт, относящихся к периферии личности (хотя в отдельных случаях такой процесс может привести к тому, что че-

тонек «становится другим»).

2. Изменения в обществе и изменение личности

От чего зависит, какое влияние окажут на человека изменения в обществе? В свете предшествующего анализа этот вопрос

можно разбить на три:

произойдет ли изменение вообще; что произойдет скорее: рассогласование или развивающее изменение; и какое из развивающих изменений произойдет?

Ответим на первый вопрос. Не всегда изменение в обществе

затрагивает группу. Несмотря на то что крупные структуры могут подвергнуться стремительным преобразованиям, опыт малых, относительно изолированных групп не меняется настолько, чтобы серьезно повлиять на индивидуальную систему значений. В современном мире встречаются страны, в которых отсутствует трансмиссия между изменениями, происходящими в общественной макросистеме, и изменениями в социальных группах.

Даже если изменение затрагивает группу, та старается его игнорировать: приверженность собственным ценностям и традициям бывает так велика, что прилагаются все усилия к тому, чтобы не допустить ничего, что могло бы их нарушить. Подобные явления можно наблюдать, например, в некоторых исламских странах.

Иногда дело может доходить даже до упрочения прежней системы значений, особенно если изменение происходит с использованием силы, но при сохранении групп и учреждений, поддерживающих прежнюю систему. Подобное упрочение системы значений имели возможность наблюдать, например, все те, кто с помощью силы пытался преобразовать религиозные верования.

Сопротивление изменению может быть столь велико, что может привести скорее к уничтожению целых групп, чем к изменению индивидуальной системы значений их членов. Связано ^то с тем, что индивидуальная система значений определяет сущность человека и отречение от нее под давлением равнозначно

самоуничтожению.

31

Поэтому, чтобы изменить личность, необходимо, чтобы со циальные изменения в обществе в целом затронули группу, ти» это не должно сопровождаться чрезмерным давлением на лича ность.

Теперь о втором вопросе: что произойдет скорее, рассогласование или развивающее изменение? Трудно представить себе чтобы сколько-нибудь серьезное изменение индивидуальной системы значений могло произойти без предшествующего ему рассогласования системы. В исследованиях процесса изменения личности регулярно повторяется один вывод — более или менее серьезным изменениям системы предшествуют большие или меньшие ее нарушения; сомнительно, чтобы изменение могло происходит! гладко, без помех. Переход от состояния рассогласования к развивающим изменениям, однако, не неизбежен. Нельзя исключить вероятности, что состояние рассогласования будет удерживаться продолжительное время, не приводя к перестройке личности. Такие явления могут происходить в широком масштабе, вероятно, тогда, когда человек имеет дело с нестабильной и неоднородной ситуацией, т. е. тогда, когда невозможно (или очень трудно) отыскать постоянные элементы, составляющие единое целое.

Такая ситуация может создаваться при нестабильности в сфере управления и хозяйствования, непоследовательности политики. в сфере культуры, например идеологии, изменчивости правовых норм и отсутствии соответствия декларируемых принципов практикуемым.

Особенно сильное воздействие, вызывающее рассогласование, могут оказывать явления двоякого рода:

создание «неадекватных символических систем», т. е. введение' в повседневный обиход таких понятий, которым не отвечает субъективный опыт членов общества, вследствие чего возникает;

резкое расхождение между сферой непосредственного опыта и| сферой понятий, которые должны выражать его;

дисконтинуация в сфере мировоззрения, морали, идеологии,) т. е. ситуация устранения из общественного сознания важных | элементов коллективного опыта ввиду невозможности примирения их с господствующей идеологией; это происходит по принципу вытеснения, т. е. устранения тех воспоминаний или представлений, которые не согласуются с акцептируемой субъектом си-1 стемой ценностей. 1

Такого рода ситуация создает хаос в умах людей, ведя к рассогласованию прежних структур и затрудняя создание новых, j

Для создания новых элементов системы или ее перестройки необходимо установить определенную, цельную и организован- \ ную форму общественной жизни. Однако возможна и обратная | связь. Массовые проявления рассогласования в индивидуальных j системах значений могут затруднять стабилизацию большей си- < стемы, и наоборот. Невозможна ситуация, когда бы общественная жизнь была лишена порядка и структуры, которые только '

| 32 i

ir могут способствовать изменениям в индивидуальной системе

чпачений.

Каких именно изменений? Прежде других и наиболее массово возникают адаптационные изменения. Эти изменения означают, что затухает сопротивление новому общественному устройству, ято устройство даже могут акцептировать, но основные принципы, которыми при этом индивид руководствуется, не соответствуют новому устройству. Они позволяют индивидам жить в рамках этого устройства и реализовывать личные цели, но не способствуют укреплению и развитию устройства, в лучшем случае поддерживая удовлетворительное функционирование последнего. Адаптационные изменения происходят тогда, когда человек ощущает себя «вне» данного устройства, но не рассматривает его как

враждебное себе.

Глубокое изменение связано с появлением у людей таких черт, которые ведут к активным действиям на пользу общественному устройству — его сохранению или развитию3. Вероятно, предварительное условие такого изменения — принятие основных ценностей, предлагаемых новым социальным устройством, и добровольное участие в их реализации. Деятельность на пользу устройству становится тогда предпосылкой внутренних преобразований.

Изменения личности могут быть также результатом интенсивных внешних воздействий в ситуации, когда человек отключен от связей, поддерживающих его прежнюю систему убеждений и ценностей. Из психологических исследований и наблюдений с очевидностью следует, что нажим, оказанный надлежащим обра-:(ом и удовлетворяющий соответствующим условиям, может привести к изменениям личности, прежде всего таким, как «надстроечное изменение», иными словами, может вести к созданию
Можно указать на следующие условия создания «альтернативной личности».

1. Если наблюдается несоответствие между убеждениями индивида и поступающей информацией об окружающей действительности. Это несоответствие происходит потому, что человек сталкивается с совершенно иными формами жизни, с иным общественным порядком, чем тот, с которым он раньше имел дело.

2. Появляются барьеры (физические, социальные, психологические) , затрудняющие или не позволяющие покинуть общественное устройство, которое является источником воздействий, не соответствующих индивидуальной системе значений.

3. Подвергаются разрушению общественные связи (межлич-лостные, институциональные), поддерживающие прежнюю структуру личности, рушатся традиционные групповые структуры, а важные общественные объекты психологически уничтожаются.

3 Что будет доминировать в действиях индивида: стремление сохранить в неизменности общественное устройство или модифицировать и развивать его — отдельный вопрос.

2 Заказ М 2864

33

4. Происходит интенсивная идеологизация личности с частичным использованием элементов индивидуальной системы значений, но в иной, чем прежде, конфигурации.

5. Специально организуется интерпретация поступающей информации, когда индивиду не дается возможность составить самостоятельное мнение о происходящем.

6. Индивида склоняют к активному участию в действиях, инспирируемых новым общественным устройством, и создают условия для достижения позитивных результатов этих действий.

7. Укрепляется высокий авторитет главного источника изменений, дается высокая оценка его силы, власти и компетентности.

Вышеперечисленные условия могут быть представлены как в микро-, так и в макромасштабе.

В микромасштабе можно говорить об изменениях личности в процессе, например, межличностного тренинга. При проведении тренинга, во-первых, опыт участников организуется таким образом, чтобы они имели возможность столкнуться с совершенно новыми формами общения людей и взаимных контактов (опыт несогласия); во-вторых, создаются психологические барьеры, мешающие участникам отказаться от участия (в начале тренинга их обязывают согласиться пройти весь курс до конца); в-третьих, участников изолируют от контакта с лицами и учреждениями, с которыми они до сих пор были связаны (организация тренинга вдали от мест проживания, изъятие участника на некоторое время из-под влияния прежних структур); в-четвертых, в ходе тренинга участники получают много информации, интерпретируя свой собственный опыт иначе, чем раньше (осуществляется своего рода «индоктринация» в «тренинговой идеологии»); в-пятых, требуя от участников общения и открытого высказывания своих мыслей и выражения чувств, организаторы добиваются постоянного контроля группы за интерпретацией того, что происходит, затрудняя или делая вовсе невозможной выработку независимой от остальных членов группы точки зрения; в-шестых, участника группы подключают к выполнению различных задач в группе, причем таких задач, которые создают возможность достичь успеха в той или иной форме; в-седьмых, вокруг ведущего, а также группы в целом, создается «нимб» авторитетности, причем это

делается в группах как авторитарного типа, так и демократического.

Существенной чертой всего процесса изменения системы значений является добровольность участия, вследствие чего индивид может сохранять чувство внутреннего контроля. Это чувство,

вероятно, оказывает немалое влияние на содержание и результат такого процесса.

Темперамент как фактор, модифицирующий реакцию человека на изменение. Реакция на изменение, как следует из вышеприведенного анализа, зависит от способа, каким оно доводится до индивида, а также от того, как соотносится содержание изменения общественного устройства с индивидуальной системой значе-

34

яий. Но есть и другие факторы, скрытые в самом человеке, которые могут модифицировать ход реакции на изменения. Как показывают исследования, которые проводятся у нас под руководством Стрелау, такое влияние могут оказывать так называемые формальные особенности психического аппарата, или темперамент.

Особенно тщательно исследовалась психологическая реактивность, которая определяет чувствительность человека к нагрузке, с 'одной стороны, а с другой — формирование таких мотивацион-ных тенденций, которые склоняют человека либо к поиску трудны?, изменчивых, опасных ситуаций (низкая реактивность), либо к набеганию их (высокая реактивность). Это должно сказываться на реакции их изменения.

Лица, характеризующиеся высокой реактивностью, могут воспринимать более или менее серьезное изменение как весьма нежелательное, в связи с чем наблюдается тенденция к избеганию ситуаций, грозящих изменениями. Такое избегание может проявляться прежде всего в разрыве контактов, подвергающих индивидуальную систему значений сомнению по отношению к несогласующемуся с этой системой опытом.

Разрыв может иметь и символический характер, т. е. выражаться в таком манипулировании информацией, которое позволяет пребывать в убеждении, что никаких существенных изменений не произошло.

Противоположное отношение к изменениям могут проявлять лица, характеризующиеся малой активностью. Для них ощущение изменения может быть желанным источником впечатлений. Реакция человека может в некоторой степени зависеть не столько от сути изменения, сколько от самого факта такого изменения. Это означает, как ни парадоксально, что люди, которым изменение может приносить выгодную перемену судьбы, могут негативно реагировать на него из-за нежелания изменения как такового, поскольку последнее ими связывается с чрезмерной психической нагрузкой.

Рассмотрим еще один аспект этого явления. Как установлено, лица, различающиеся по уровню реактивности, могут достигать схожих по эффективности действий результатов, при одном, однако, условии, что они в состоянии сами организовать способ своих действий. Так, например, высокореактивные лица функционируют хорошо, если имеют возможность подготовиться к изменениям (укрепить свою уверенность), тогда как малореактивные лица оптимально функционируют в условиях, требующих от них определенной степени импровизации или при дополнительных нагрузках. Если, однако, каждой из этих категории лиц придется действовать в условиях, не отвечающих их индивидуальному стилю функционирования, субъективные издержки действий возрастают, а эффективность таких действий снижается. Появляется также неприязнь и даже враждебность по отношению к ситуации, которая несогласуется с индивидуальными, зависящими от темперамента требованиями.

35

2*

Некоторые формы общественных изменений могут приводить к созданию ситуаций, которые трудно переносимы людьми с определенными свойствами характера. Это связано с существованием сильных, психологически значимых предпочтений, обусловленных темпераментом и касающихся способа реализации труда, особенностей места жительства, организации досуга и т. п. Если общественное изменение ведет к унификации условий, пусть даже к их улучшению, препятствуя реализации предпочтения или делая' их невозможными, оно может вызывать к себе антагонистическое-отношение независимо от прочих своих свойств.

Изучение темпераментов людей ясно указывает на значительную дифференциацию внутренних тенденций, обусловленных частично врожденными факторами, частично специфическими условиями, в которых формировался психический аппарат регуляции в начальный период жизни. Вследствие этой дифференциации нельзя ожидать, что удастся обеспечить чувство удовлетворенности у людей и их эффективное функционирование без учета индивидуальных предпочтений и индивидуальных особенностей.

Факт дифференциации людей не имеет ничего общего (? одобрением неравенства или попыткой обоснования антиэгалитарной идеологии. Различия между людьми, определяемые характером, не детерминируют ни моральной ценности человека,. ни качества его вклада в общество. Зато они позволяют объяснить, почему одни и те же обстоятельства могут быть для одних благоприятными, а для других — негативными, одних склонять к взаимодействию и поддержке, а других — к отступлению или борьбе. Охарактеризованная здесь роль психологической реактивности как модификатора реакции на изменения наводит на более общий вывод, а именно: анализируя отношение человека к среде, нужно принимать в расчет влияние различных психологических механизмов — не только социально-обусловленных, тех которые связаны с его системой ценностей и представлениями о мире, но и тех, которые заданы определенными формальными особенностями его психики.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 23.

2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1976.

4. Иконникова С. П. За всесторанно и хармонично развитие на личност-та // Политическая просвета, 1979. № 9. С. 31—37.

5. Коменски Я. А. Велика дидактика. София, 1957.

6. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии//Вопр. психологии. 1975. №2.. С. 31-45.

7. Медынский Е. Н. История педагогики. М., 1947.

8. Петровский А. В. Личность//Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2.

9. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972.

10. Пырьев Г. Д. Психология и твоя живот. София, 1976.

11. Пиръов Г. Д. Психология — фундаментална наука за человека. София, 1982.

12. Пирьов Г. Д. Педагогическа психология. София, 1975.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации