Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта - файл n1.doc

Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта
Скачать все файлы (7964 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc7964kb.17.02.2014 07:31скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы

Кубанская государственная медицинская академия Краснодарский муниципальный медицинский институт ВСО

ОТ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУК МОРФОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ФИЗИКИ, ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ - К ЭКОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ, МЕДИЦИНЕ, ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ

А. Л. ЕРЕМИН

Ноогенез и теория интеллекта

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

Экология и физиология интеллектуальных систем

Математические элементы интеллекта

Эволюция интеллектуальной материи

Биофизические основы идеального

Сила разума и скорость мысли

Интеллектуальное ускорение

Формула энергии интеллекта

Рефлексия человечества

Homo sapiens sinergiosus

Информационная гигиена

Разум как космическое явление

Интеллектуальная наследственность

Интеллектуальная миссия человечества

Информационно-программируемая смерть

Прогноз здоровья и размножения человечества

Краснодар 2005

УДК 612.8 ББК 28.7 Е72

Ряд материалов издания удостоен Российским гуманитарным научным фондом при Правительстве России, Российским агентством научных новостей, Британ­ским Советом, Ассоциацией научных журналистов России — звания лауреата Всероссийского конкурса «Наука — обществу — 2004», а также опубликован в рецензируемых журналах Министерства здравоохранения РФ и Российской академии наук.

Еремин А. Л.

Ноогенез и теория интеллекта.

Краснодар: «Советская Кубань», 2005. — 356 с.

Книга — итог многолетних исследований автора, представляет новое учение о «ноогенезе» [гр. noos — разум] — эволюции материи, носительницы разума. В соответствующих главах раскрываются закономерности интеллектуальной эволюции, биофизика, экология и морфофизиология интеллектуальных систем, феномены разума человека и человечества, математические основы идеального, интеллектуальная энергия, информационная наследственность и гигиена, про­филактическая медицина информационно-зависимого здоровья, прогнозы обще­ственного здоровья и размножения интеллектуальных систем, объединенные теорией интеллекта.

Книга представляет собой учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей медицинских и гуманитарных учебных заведений, а также руко­водство для специалистов в области естественных наук и всех, кто интересуется вопросами разума и эволюции интеллектуальных систем, информации и ее влия­ния на человека и население.

ISBN

©А.Л. Еремин, 2005

Все права защищены.

Ссылка на авторство обязательна.

Оглавление

Оглавление

Предисловие 9

Введение. История фундаментальных наук ХХ-го века,

предтечи ноогенеза и теории интеллекта 12

об информационно-интеллектуальной человеческой популяции 16

Часть 1. Ноогенез — эволюция интеллектуальной материи 20

1.1. Ноогенез в филогенезе, онтогенезе человека

и эволюции человечества 20

  1. Ноогенез при эволюции нервных систем 21

  2. Ноогенез при индивидуальном развитии мозга человека 21

  3. Ноогенез человечества 23

  4. Основной ноогенетический закон 23

1.2. Математические основы морфологии и физиологии ноогенеза.. 26

  1. Статистика количественных характеристик мозга и человечества 26

  2. Критическое количество интеллектуальных компонентов 35

  3. Пирамида интеллектуальной биомассы 36

  4. Максимальное количество интеллектуальных компонентов 37

  5. Алгебра эволюции интеллектуальной материи 40

  6. От размеров и иерархии к фрактальной геометрии
    интеллектуальных структур 42

1.2.7. Два основных класса компонентов интелсистем 46

Часть 2. Теория интеллекта. Триединство интеллектуальной теории 49

2.1. Биофизические начала интеллектуальных экосистем 52

  1. Автономность интеллектуальных систем 52

  2. Диссипативность интеллектуальных систем 54

  3. Когерентность и синергетика интеллектуальных компонентов 55

  4. Информационные операции и информационная логистика 57

2.2. Формула интеллекта 59

  1. Измерение информации 60

  2. Ускорение интеллектуальное 61

  3. Сила человеческой мысли 63

  4. Длина пути коммуникаций 64

  5. Интеллектуальная энергия 65

2.3. Феномен человека 69

Оглавление А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

  1. Систематика человека 70

  2. Функциональные отличительные признаки человека 72

  3. Информационный инстинкт, интеллектуальная рефлексия 79

  4. Особенности современного полового отбора 81

  5. От формирования подвида к происхождению нового вида человека 85

  6. Эволюционное учение: появление нового взаимодействующего вида

и совместнодействующей глобальной популяции 89

2.4. Наследственность интеллектуальных систем — ноогенетика 91

  1. Метод наследования: не индивидуально, а всей совокупностью популяции..92

  2. Носитель наследственности: не гены, а информация 93

2.5. Информационно-программируемая смерть 95

  1. Информационное (не генное) программирование срока жизни 95

  2. Феномены информационного программирования смерти 96

2.6. Материалистическая философия идеального 99

Часть 3. Экология и физиология интеллектуальных систем,
закономерности информационной экологии 103


  1. Интеллектуальные системы, информация и экология 103

  2. Аксиомы и законы информационной экологии 114

Часть 4. ИНформационная гигиена и профилактическая

медицина общественного здоровья 161

4.1. Окружающая информационная среда 161

  1. Информация как фактор окружающей среды 161

  2. Влияние развития информационно-технических средств

на изменение окружающей информационной среды 164

4.2. Отрицательное влияние информации на здоровье 167

  1. Отрицательное влияние информации на здоровье индивидуума 167

  2. Отрицательное влияние социально-значимой информации

на общественное здоровье 169

4.3. Информационная гигиена 177

  1. Информационная гигиена, основные понятия 177

  2. Эволюция информационно-гигиенического направления в науке 181

  3. К вопросу классификации и нормирования в информационной гигиене! 85

  4. «В здоровом теле — здоровый дух» (значимость интероцепции) 189

4.4. Информационно-зависимое общественное здоровье 193

  1. Общественное здоровье: мониторинг, диагностика, эпидемический анализ
    влияния информационной среды 193

  2. Медико-гигиеническая стратегия политики здравоохранения

по оптимизации информационной среды и общественного здоровья 195

4.5. Рецепты информационного продления жизни 200

Оглавление

4.6. Модели безопасной информационной политики 204

Часть 5. Феноменология человечества 206

5.1. Феномены ноогенеза и рефлексии глобальной популяции 206

  1. Ноогенез глобальной популяции 206

  2. Рефлексия интеллектуальной системы глобальной популяции 210

  3. Система интеллектуальных феноменов человеческой популяции 214

5.2. Три закона двух полушарий 216

  1. Закон двухполярности 216

  2. Закон асимметрии 219

  3. Закон «два полушария — один глобулярный мозг» 223




  1. К прогнозам здоровья интеллектуальной системы человечества...225

  2. цели человека и философия миссии человечества 234




  1. Цели человека, нано-, микро-, миллисоциумов 234

  2. Философия миссии человечества 238




  1. Интеллектуальный менеджмент и интеллектуальная политика 239

  2. Разум как космическое явление 246

  3. Зарождение новых поколений интеллектуальных систем 249

Заключение 254

Приложения 262

1. Опыты примерных расчетов интеллектуальной энергии

и сравнительного анализа деятельности в интеллектуальной сфере 262

2. Некоторое наследие XX века интеллектуальной системы человечества

в информационно-«идеальной» сфере 267

3. Аналоговая модель взаимозависимости информационного

здоровья и окружающей информационной среды 269

4. Психическая работоспособность, информационная стрессоустойчивость

и их зависимость от физической подготовленности — аспекты взаимодействия
экстеро- и интероцепции 272

  1. Пример мониторинга, диагностики и эпидемического анализа влияния
    информационной среды на общественное здоровье милли-макросоциума 299

  2. Примеры разработки и обоснования моделей, кодов, алгоритмов,
    кодексов безопасного информационного поведения 309

Толковый словарь понятий и терминов 321

Литература 339

Об авторе 355

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Eryomin A.L. Noogenesis and Theory of Intellect. Krasnodar, 2005. — 356 p.

CONTENT

Preface 9

Introduction. The HISTORY of FUNDAMENTAL SCIENCES of XX CENTURY,

FORERUNNERS of NOOGENESIS and THEORY of INTELLECT 12

-The doctrines are influencing on the development of system of knowledge

of information-intellectual human population 16

Part 1. NOOGENESIS EVOLUTION of the INTELLECTUAL MATTER 20

1.1. NOOGENESIS in PHYLOGENESIS, ONTOGENESIS of HUMAN and EVOLUTION of MANKIND 20

  1. Noogenesis at the evolution of nervous systems 21

  2. Noogenesis at the individual development of human brain 21

  3. Noogenesis of mankind 23

  4. The basic noogenetic law 23

1.2. MATHEMATICAL BASES of MORPHOLOGY and PHYSIOLOGY of NOOGENESIS 26

  1. Statistics of quantitative characteristics of human brain and mankind 26

  2. Critical quantity of intellectual components 35

  3. A pyramid of an intellectual biomass 36

  4. A maximum quantity of intellectual components 37

  5. Algebra of evolution of an intellectual matter 40

  6. From the sizes and hierarchy to the fractal geometry of intellectual structures 42

  7. Two basic classes of components of intelsystems 46

Part 2. The THEORY of INTELLECT. Trinity of the intellectual theory 49

2.1. The BIOPHYSICAL BEGINNINGS of INTELLECTUAL ECOSYSTEMS 52

  1. Autonomy of intellectual systems 52

  2. Dissipativity of intellectual systems 54

  3. Coherence and synergetic of intellectual components 55

  4. Information operations and information logistic 57

2.2. The FORMULA of INTELLECT 59

  1. Measurement of the information 60

  2. Intellectual acceleration 61

  3. Force of human idea 63

  4. Length of a way of communications 64

Content

2.2.5. Intellectual energy 65

2.3. The PHENOMENON of the HUMAN 69

  1. Systematic of the human 70

  2. Functional distinctive attributes of the man 72

  3. An information instinct, an intellectual reflection 79

  4. Features of modern sexual selection 81

  5. From formation of subspecies to an origin of a new kind of a man 85

  6. The evolutionary doctrine: occurrence of a new cooperating species

and cooperating global population 89

2.4. The HEREDITY of lNTELLECTUAL SYSTEMS - NOOGENETICS 91

  1. Method of inheritance: not individually, but all set of a population 92

  2. The carrier of a heredity: not genes, but the information 93

2.5. INFORMATION-PROGRAMMED DEATH 95

  1. Informational (not genie) programming of term of life 95

  2. Phenomens of informational programming of death 96

2.6. MATERIALISTIC PHILOSOPHY OF IDEAL 99

Part 3. ECOLOGY and PHYSIOLOGY of INTELLECTUAL SYSTEMS,

LAWS of INFORMATION ECOLOGY 103

  1. INTELLECTUAL SYSTEMS, the INFORMATION and ECOLOGY 103

  2. AXIOMS and LAWS of INFORMATION ECOLOGY 114

Part 4. INFORMATION HYGIENE and PREVENTIVE MEDICINE of PUBLIC HEALTH .... 161

4.1. INFORMATIONAL ENVIRONMENT 161

4.1.1 The information as a factor of environment 161

4.1.2. Influence of development of information-technical means

on change of informational environment 164

4.2 NEGATIVE INFLUENCE of the INFORMATION on HEALTH 167

  1. Negative influence of the information on health of an individual 167

  2. Negative influence of the social - significant information on public health.... 169

4.3. INFORMATION HYGIENE 177

  1. Information hygiene, the basic concepts 177

  2. Evolution of an information-hygienic direction in science 181

  3. To a question of classification and normalization in information hygiene 185

  4. In a healthy body - healthy spiritual (the importance of interception) 189

4.4. INFORMATION-DEPENDENT PUBLIC HEALTH 193

4.4.1. Public health: monitoring, diagnostics, the epidemic analysis

of influence of information environment 193

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

4.4.2 Medic-hygienic strategy of a policy of public health services

on optimization of the information environment and public health 195

  1. RECIPES of INFORMATION PROLONGATION of LIFE 200

  2. MODELS of the SAFE INFORMATION POLICY 204

Part 5. PHENOMENOLOGY of MANKIND 206

5.1. PHENOMENS of NOOGENESIS and REFLEXIO of the GLOBAL POPULATION 206

  1. Noogenesis of a global population 206

  2. A reflection of intellectual system of a global population 210

  3. System of intellectual phenomens of a human population 214

5.2. THREE LAWS of TWO HEMISPHERES 216

  1. The law of two-polarity 216

  2. The law of asymmetry 219

  3. The law «two hemispheres - one globular brain» 223




  1. FORECASTS of HEALTH of INTELLECTUAL SYSTEM of MANKIND 225

  2. The PURPOSES of the HUMAN and PHILOSOPHY of MISSION of MANKIND 234

  3. INTELLECTUAL MANAGEMENT and the INTELLECTUAL POLICY 239

  4. REASON as the SPACE PHENOMENON 246

  5. ORIGIN of NEW GENERATIONS of INTELLECTUAL SYSTEMS 249

CONCLUSION 254

APPENDICES 262

1. Experiences of provisional calculations of intellectual

energy and the comparative analysis of activity in intellectual sphere 262

2. Some heritage of XX century of intellectual system

of mankind in information-intellectual sphere 267

3. Analog model of interdependence of information health

and information environment 269

  1. Mental serviceability, information stress and their dependence on physical work
    capacity — aspects of interaction extern — and interception 272

  2. The example of monitoring, diagnostics and epidemic analysis of influence

of the information environment on public health milli-macrosocium 299

6. Examples of development and a substantiation of models,

codes, algorithms, codes of safe information behaviour 309

EXPLANATORY DICTIONARY of concepts and terms 321

REFERENCE 339

ABOUT the AUTHOR 355

Предисловие

100-летию разработки И.Павловым концепций условного рефлекса

и нервизма, В. Вернадским — учения о ноосфере,

изобретения А. Поповым радио, В.Зворыкиным — телевизора,

и многим другим интеллектуалам и их интеллектуальным достижениям

посвящается российское издание этой книги.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Новый уровень человеческой цивилизации к XXI веку вылился в ин­формационную революцию, характеризующуюся интенсивным взаимо­действием людей, наций, языков, валют, увеличением скоростей, каче­ственным разнообразием и чрезвычайными объемами информации.

Восхищаясь интеллектуальными достижениями великих ученых и человечества, будучи обеспокоенным фактами отрицательного влияния информации на индивидуальное и общественное здоровье, как состояние психического, физического и социального благополучия, понимая и учиты­вая сложность информационных процессов, их разносторонность и разно­образие форм в различных сферах человеческой жизни от межличностных, общественных, межнациональных до профессиональных областей в по­литике, массовой информации, управлении, экономике, здравоохранении, образовании, автор предпринял попытку:

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

ционной сфере, избавлению грядущих поколений от бедствий всевозмож­ных чрезвычайных ситуаций и конфликтов, обусловленных информацией, для социального прогресса, устойчивого развития и улучшения условий жизни, и решил написать книгу для объединения усилий по достижению этих целей.

Автор попытался объединить три культуры — культуру естественных наук, культуру точных наук и культуру социальных наук. Из естественных наук, из физиологии человека были взяты механизмы и закономерности информационных процессов. Из фило-, онто-, антропо-, морфо-, системоге-неза — характеристики эволюционной развертки человеческого организма. Из медицины — мониторинг показателей народонаселения и обществен­ного здоровья. Из точных наук — методология физических, аналоговых, ма­тематических моделей, а также кодов, алгоритмов, формул информацион­ного поведения. Из социальных наук — методы социально-гигиенического эксперимента и концептуальной модели политического поведения, а также примеры, иллюстрирующие корректность экстраполяции, приложения закономерностей информационных процессов, известных из биологии и медицины, к нормам информационного поведения в обществе.

Это дало автору новый инструмент, новую методологию — инфор­мационно-экологический подход в изучении развития и формирования интеллектуальных систем и взаимоотношения их с окружающей средой. И. П. Павлов подчеркивал, что для открытия нового необходима новая ме­тодика. И автор надеется, что новизна настоящего исследования будет интересна читателю и актуальна для внедрения в жизнь. Автор выражает глубокую признательность: своим учителям в науке

10

Предисловие

— ученому секретарю Международной академии наук экологии и без­опасности человека, член-корреспонденту А. И. Демьяникову и проф. А. В. Бялко (редакция журнала «Природа» РАН) за ряд ценных замечаний в процессе работы, оказанную поддержку и содействие в публикации научных разработок.

Автор выражает благодарность руководителям предприятий Краснодара,

оказавшим поддержку в издании книги.

А.Л.Еремин

11

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Введение.

ИСТОРИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУК ХХ-го ВЕКА, ПРЕДТЕЧИ НООГЕНЕЗА И ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА

Важные исследования задерживаются из-за того,

что в той или иной области неизвестны результаты,

уже давно ставшие классическими в смежной области.

Норберт Винер (1894—1964)

ОТКРЫТИЯ В СФЕРЕ ФИЗИОЛОГИИ

И МЕДИЦИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Предтечи (лица и события, подготовившие условия для) фор­мирования экологии интеллектуальных систем и информацион­ной гигиены. Развитие разума связано со скоростью информационных операций, количеством и качеством информации и каналов связи, количе­ством интеллектуальных компонентов, участвующих в накоплении, обме­не, анализе и синтезе информации.

Еще в XVII веке Рене Декарт (1596—1650) сформулировал теорию познания рационализма, разработал схему рефлекторной дуги, разделил нервы на проводящие к мозгу центростремительные импульсы и центро­бежные импульсы от мозга.

В XIX веке Германом Гельмгольцем (1821—1894) в 1847 году в работе «О сохранении силы» было дано обоснование справедливости закона сохранения энергии для процессов протекающих в живых системах. В 1850—1871 гг. проведены первые измерения скорости распространения возбуждения по нервам

Чарльзом Дарвиным (1809—1882) в 1871 году в его труде «Проис­хождение человека и половой отбор» были заложены основы учения об антропогенезе, а в 1872 году в труде «Выражение эмоций человека и жи­вотных» — обобщены строго объективные представления об эмоциях, как адаптивных реакциях организма, возникших в процессе эволюции.

В XX веке в физиологии и медицине был совершен целый ряд открытий, касающихся информации, приема сообщений и сведений, их хранения,

12

История фундаментальных наук ХХ-го века

производства и передачи, одним словом, в области функционирования «ин­формационного микрокосма» человека. Из них в раздел «морфофизиология информационно-интеллектуальных систем» можно сгруппировать откры­тия, получившие признание Нобелевского комитета: строения нервной системы (К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахаля, 1907); диоптрики глаза (А. Гуль-странд, 1911); физиологии вестибулярного аппарата (Р. Барани, 1914); функций нейрона (Ч. Шеррингтон, Э. Эдриан, 1932); химической природы передачи нервной реакции (О.Леви, Г. Дейл, 1936); функциональных раз­личий нервных волокон (Д. Эрлангер, Г. Гассер, 1944); функциональной ор­ганизации промежуточного мозга и его связи с деятельностью внутренних органов (В. Гесс, 1949); ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных частях оболочек нервных клеток (Д. Эклс, А. Ходжкин, А. Хаксли, 1963); физиологических и химических механизмов зрительного процесса (Р. Гранит, Х. Хартлайн, Д. Уолд, 1967); сигнальных веществ в контактных органах нервных клеток и механизмов их накопле­ния, освобождения и дезактивации (У. Эйлерм, Д. Аксельрод, Б. Кац, 1970); моделей индивидуального и группового поведения (К. Фриш, К. Лоренц, Н. Тинберген, 1973); выделения гормонов в мозге (Р. Гиймен, Э. Шалли, 1977); функциональной специализации полушарий мозга (Р. Сперри, 1981); обработки информации в зрительном нерве (Д. Хьюбелл, Т. Визел, 1981); факторов роста нервных клеток (Р. Леви-Монтальчини, С. Коэн, 1986); роли G-протеинов в переносе сигналов в клетках (А. Гилман, М. Родбелл, 1994); генетического контроля раннего эмбрионального развития (Э. Левис, Х. Нусслейн-Волхард, Э. Вейсчаус, 1995); сигнального переноса в нервной системе (А. Карлсон, П. Грингард, Э. Кандел, 2000).

Следует также отметить, что введение в 1936 году Гансом Селье по­нятия «стресс», стимулировало в дальнейшем развитие учения об эмоцио­нальном стрессе и нервно-психическом перенапряжении.

Вклад членов Российской академии медицинских наук. Необходи­мо отметить прецеденты в медицинской науке по преодолению проблем измерения информации. Отсутствие разработанного учения об информа­ции и ее носителях не помешало основателю отечественной физиологиче­ской и психологической школы И. М. Сеченову (1829—1905) утверждать о существовании «темных чувств и ощущений», исходящих от внутрен­них органов, а российскому основателю психоневрологии В. М. Бехтереву (1857—1927) открыть ядра и проводящие пути мозга.

13

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Отсутствие нормирования информации не препятствовало Н. Е. Вве­денскому (1852—1922) при доказательстве, что содержание любой ответ­ной реакции на раздражение определяется, с одной стороны, исходным уровнем физиологической лабильности ткани, с другой — величиной и особенностями действующего раздражителя, а А. А.Ухтомскому (1875— 1942) — при развитии учения об усвоении ритма и о доминанте, как о рабочем принципе нервных центров.

В экспериментах лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (1849— 1936) с фистулой, не измерялось количество и качество информации предъявленной собаке и точные пути информационных процессов при безусловном рефлексе. В качестве результата эксперимента был принят наглядный, открытый им эффект: воздействие (зрительной информации) — результат (выделение желудочного сока).

Учение академика В. Н. Черниговского (1907—1981) о взаимодействии экстероцепции и интероцепции в центральной нервной системе было раз­работано (1973) при отсутствии как тогда, так и до настоящего времени приборов регистрирующих, например, фоновую интероцепцию, а выводы делались по результативным эффектам в экспериментах.

Отсутствие точного количественного и качественного измерения и нормирования информации не явилось препятствием для академика П. К. Анохина (1898—1974), чтобы выдвинуть положение о том, что эмо­ции и мотивации являются обязательными компонентами функциональ­ной системы, составляя вместе с обстановочной и пусковой афферента-циями основу для афферентного синтеза (1966—1968), а для академика П.В.Симонова — в 1961—1987гг. разработать информационную теорию эмоций и предложить формулу возникновения эмоций, среди многочленов которой - информация о потребностях, информация о необходимых сред­ствах, информация о существующих средствах.

Необходимо отметить вклад в биофизику и нейрофизиологию много­численных исследований количества нейронов головного мозга, одними из основополагающих из которых явились в 1960-х годах работы академика Г. Р. Иваницкого.

Все эти открытия создали предпосылки для формирования системы знаний об индивидуальной информационно-интеллектуальной биосисте­ме, которой обладает человек.

14

История фундаментальных наук ХХ-го века

ОТКРЫТИЯ В СФЕРЕ ФИЗИКИ ИНФОРМАЦИИ

Предтечи формирования разума человечества в современной ци­вилизации. Информационный бум начался в XIX веке с изобретением А. Г. Беллом (1847—1922) в 1875 году электромагнитного телефона,

В XX веке в физике были совершены открытия и изобретения, касаю­щиеся информации, новых методов познания внешнего мира, содержания сигналов, а также средств их доставки и связи. Из них в раздел «физика информации» можно сгруппировать открытия, получившие признание Нобелевского комитета: рентгенографии (К. Рентген, 1901); влияния магнетизма на процессы излучения (Х.Лоренс, П. Зееман, 1902); радио­активности (П. Кюри, М. Склодовская-Кюри, 1903); электролитной дис­социации* (С.Аррениус, 1903); катодных лучей (Ф.Ленард, 1905); пре­цизионных оптических инструментов (Ф. Майкельсон, 1907); цветной фотографической репродукции (Г.Липман, 1908); беспроволочного теле­графа (радио) (Г.Маркони и Ф.Браун, 1909) (ранее — А.Попов); эффекта Доплера (И. Штарк, 1919); фотоэлектрического эффекта (А. Эйнштейн, 1922; Э.Милликен, 1923); строения атомов и испускаемого ими излучения (Н.Бор, 1922); электрокардиографии** (В. Эйнтховен, 1924); усовершен­ствования фотографии ядерных процессов и открытие мезонов (С. Пауэлл, 1950); измерения ядерного магнетизма (Ф. Блох, Э. Парселл, 1952); рас­пределительной хроматографии* (А. Мартин, Р.Синг, 1952); фазоконтраст-ного микроскопа (Ф. Цернике, 1953); полупроводников и транзисторного эффекта (У. Шокли, Д. Бардин, у. Браттейн, 1956); полярографического анализа* (Я. Гейровский, 1959); метода датирования углеродом-14* (У.Либ-би, 1960); оптических методов исследования колебаний атомов в области радиочастот (А.Кастлер, 1966); процессов генерации энергии звезд (Х.Бете, 1967); голографии (Д.Габор, 1971); сверхпроводимости (Д. Бар дин, Л. Ку­пер, Д.Шриффер, 1972); радиоастрономических (М.Райл, Э.Хьюиш, 1974); радиоиммунологических** (Р.Ялоу, 1977); томографических методов ис­следований** (А.Кормак, Г.Хаунсфилд, 1979); электронной микроскопии кристаллов и структур нуклеопротеиновых комплексов* (А. Клуг, 1982); электронной оптики, сканирующего туннельного микроскопа (Э. Руской,

* — открытия, признанные в химии

** — открытия в физиологии и медицине

15

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Г. Бинниг, X. Рохлер, 1986); суперпроводимости керамических материа­лов (Д. Беднорз, К.Мюллер, 1987); ядерно-магнитно-резонансной спек­троскопии* (Р.Эрнст, 1991); новых пульсаров и возможностей изучения гравитации (Р.Хуле, Д.Тейлор, 1993); нейтронной спектроскопии и диф­ракционной техники (Б.Брокхаус, К. Шул, 1994); регистрации лептонов и нейтрино (М.Перу, Ф.Рейнес, 1995); вычислительных методов в квантовой химии (Д.Попл, 1998); полупроводниковых гетероструктур, используемых в высокоскоростной- и опто-электронике (Ж. Алферов, Х.Кроемер, 2000); интегральных схем — «чипов» (Д. Килби, 2000).

Следует отметить, что большое значение для информационных тех­нологий имело изобретение в 1929 В.К.Зворыкиным и М.фон Ардение кинескопа — приемной телевизионной трубки, а в 1931 В. К. Зворыкиным и С. И. Катаевым иконоскопа — передающей телевизионной трубки.

Кроме того, еще одним прорывом в сфере информации в 1989 году явилось изобретение Т. Бернерс-Ли языка интернета — HTML.

Все эти открытия в совокупности, с одной стороны, сформировали информационную революцию во внешней среде, разверстку информа­ционной бездны, гигантскую информационную волну, обрушившуюся на земную цивилизацию и захлестывающую информационным потопом все человечество, с другой — могли способствовать формированию но­вого единого научно-технического информационно-интеллектуального макрокосма человеческой цивилизации. Предстояло проанализировать основные моменты результатов «наложения» информационной револю­ции в окружающей среде на физиологию человека, здоровье населения, цивилизацию в целом

УЧЕНИЯ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ

ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ

Предтечи гипотезы «глобального разума» макросоциума и уче­ния о ноогенезе. Эрнст Геккель (1834—1919) в 1866 году ввел такие термины, как онтогенез и филогенез, в связи с формулировкой основного биогенетического закона, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и сжатое повторение филогенеза — процесса исто­рического развития отдельных типов, классов, отрядов, родов, семейств, видов живых организмов; предложил трактовку термина экология.

16

История фундаментальных наук ХХ-го века

Выдвинутая В. И. Вернадским (1863—1945) идея, о том, что уже в 30-х годах XX века «человечество вступило в ноосферу — сферу ведущего зна­чения разума» («noos» от греч. «разум»), так как якобы уже тогда «преоб­разовались средства связи», «человечество стало единым, поднялось благо­состояние трудящихся, наступило равенство всех людей и войны исключи-лись из жизни общества» — сомнительна по своей своевременности, так как к тому времени население Земли приближалось всего лишь к 1 млрд; телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов, спутниковой и Интернет связи не было; человечеству предстояло еще испытать ужасы II Мировой войны. Между тем, заявление В. И. Вернадского могло свидетельствовать о международном характере науки и способствовало развитию человече­ской мысли по гипотезе «глобального разума» в будущем

К.Э.Циолковский (1875—1935) явился основателем космической фи­лософии, выдвинул идеи поиска внеземного разума, связи с внеземными цивилизациями, в книге «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», изданной в Калуге в 1928 году писал: «...Что могущественнее разума? Ему — власть, сила и господство над всем космосом. Последний сам рождает в себе силу, которая им управляет. Она могущественнее всех остальных сил природы...».

В статье Клода Шеннона «Математическая теория коммуникаций» в 1948 году впервые было сформулировано определение информации, свя­занное с мерой неопределенности (степени незнания того, что подлежит передаче). Соответственно, цель передачи информации — это снятие дан­ной неопределенности. В соответствии с данным подходом по мере по­лучения информации снимается неопределенность, при этом, чем больше информации получено, тем меньше степень неопределенности получателя.

В 1948 году Норберт Винер (1894—1964) в своей книге «Киберне­тика» сформулировал предмет, объект и основные понятия новой науки об общих закономерностях управления и связи, лежащих в основе раз­нообразных управляющих систем. Теоретическое ядро кибернетики со­ставили теория информации, теория кодирования, теория алгоритмов и автоматов, общая теория систем, теория оптимальных процессов, методы исследования операций, теория распознавания образов, теория формаль­ных языков. Биокибернетический подход оказался плодотворным для ис­следования процессов жизнедеятельности клеток, морфогенеза, работы мозга и органов чувств, регуляции других функциональных процессов.

17

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

В трудах (1955—1975) палеонтолога, философа и теолога П.Тейя-ра де Шардена (1881—1955) прослеживались попытки создать цельное мировоззрение, так называемую научную феноменологию, в которой должна быть снята противоположность между наукой и религией. Под ноогенезом подразумевалось действие по созданию чего-либо духовного; процесс создания новой планетарной оболочки (ноосферы), формирую­щей целостно человеческое мышление. Утверждалось: человек, преобразуя материю, включается в творчество эволюции; дальнейшее совершенство­вание эволюции возможно только на коллективной основе.

Еще Фридрихом Энгельсом (1820—1895) был предложен закон пере­хода количества в качество в книге «Диалектика природы» впервые опу­бликованной в 1925 году. А в 1970-х годах Германом Хакеном было разви­то междисциплинарное научное направление синергетики (совместного действия), объединяющее процессы, возникающие в результате действия нескольких факторов, не сводящихся к простой суперпозиции, с неожи­данными эффектами «взрывного» характера, когда новое качество возни­кает скачкообразно при плавном изменении внешних и внутренних усло­вий. К примерам синергетического характера, были отнесены появление нового вида в эволюции, образование (закладка) нового органа, явления дифференцировки в развитии организма, революционные процессы в че­ловеческом обществе.

В 1977 году И. Р. Пригожий разработал теорию о «диссипативных структурах», возникающих в ходе самоорганизации из хаоса, происходя­щего при появлении неустойчивости предшествующего состояния, благо­даря оттоку энтропии наружу, который уравновешивает рост в открытой системе. Математическое условие устойчивости стационарных состояний с минимальным производством энтропии в термодинамике было названо «критерием эволюции».

В 1998—2002гг. академик С.П.Капица, обобщив существующие дан­ные по прогнозам народонаселения, разработал и опубликовал математи­ческий анализ резкого возрастания численности населения земли в XX веке со стабилизацией его количества в XXI—XXII вв.

Ученые медики-физиологи подготовили штрихи морфологии и физио­логии к полному вскрытию заложенной природой картины интеллекту­альной системы человека, ученые-физики — предварили архитектуру и функцию информационных скоростных коммуникаций и памяти для

18

История фундаментальных наук ХХ-го века

окончательного создания интеллектуальной системы человечества, а уче­ные биологи-эволюционисты, экологи, математики добавили модели для понимания природных процессов и завершенного формирования само­сознания человечества.

Эти и ряд других теоретических работ создали предпосылки как для создания учения о ноогенезе и теории интеллекта, так и для формирова­ния интеллектуальной макросистемы человеческой популяции, которая в течение XX века увеличила количество собственных компонентов — людей примерно в 5 раз.

19

А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации