Принципы построения и особенности функционирования бюджетной системы РФ. Современные проблемы межбюджетных отношений и перспективы их реализации - файл n1.doc

Принципы построения и особенности функционирования бюджетной системы РФ. Современные проблемы межбюджетных отношений и перспективы их реализации
Скачать все файлы (342 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc342kb.17.02.2014 02:04скачать

n1.doc

  1   2   3



Содержание


Литература 44



Введение


Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

«Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.»1

«Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.»2

«Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов действующих на территории страны»3.

Проблемы финансирования бюджетных предприятий, растущая задолженность по заработной плате, дефицит бюджета – вот только некоторые проблемы, которые повторяются из года в год. В чём проблема? Как её решать? В России налицо сильная дифференциация регионов по природным условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней. Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому разви­тию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быть зако­нодательно закреплены в Бюджетном Кодексе, устанавливающем права и взаимные обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных орга­нов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и испол­нения бюджетов всех уровней.

Необходимо наметить пути решения проблем, которые целесообразно разбить на две группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. «Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения.»1 В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

1 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Принципы бюджетного устройства


Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее построения. В статье 3 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РФ» отмечается, что бюджетная система стро­ится на принципах единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему.

«Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классифика­ции, единством форм бюджетной документации, предоставлени­ем необходимой статистической и бюджетной информации с од­ного уровня бюджета на другой для составления консолидирован­ных бюджетов.

Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.

Принцип реальности предполагает отражение в бюджете дейст­вительного состояния доходов и расходов государства.

Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что оз­начает соблюдение следующих требований: предварительное об­суждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения в ходе исполнения бюджета по месяцам, кварта­лам и т. д.»1

«В соответствии с законодательством принцип самостоятельнос­ти обеспечивается для каждого органа власти наличием собствен­ных источников доходов и правом определять объемы и направ­ления их использования в соответствии с выполняемыми функ­циями. При этом важно, чтобы было соответствие доходов финан­сируемым расходам и была стабильность поступления денежных средств в бюджет; чтобы не было возможности изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельца; также важно обяза­тельное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обу­словленных решениями вышестоящих структур, принятыми пос­ле утверждения бюджета.»2

«Бюджетный процесс — это регламентированная законом дея­тельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством РФ, бюджетными правами соответствующих представительных и ис­полнительных органов власти. Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» установлено следующее разграничение: к ведению исполнительных органов власти отно­сится составление проекта соответствующего бюджета, его испол­нение, контроль за использованием выделенных бюджетных ас­сигнований; к ведению представительных органов власти относится рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, контроль за его исполнением, утверждение отчёта о его исполнении.»1

«При формировании каждого бюджета предусматри­ваются источники покрытия дефицита. В качестве источников финансирования дефи­цита федерального бюджета выступают внутренние и внешние заимствования.»2

«Внутренними заимствованиями федеральных органов власти определяются: кредиты, полученные Правительством РФ от кре­дитных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.»3

«Внешними заимствованиями федерального бюд­жета являются: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных го­сударств, международных финансовых организаций, иностран­ных организаций.»4

«Главные стратегические направления сокращения дефицита бюджетов:

- развитие экономики;

- реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;

- совершенствование налоговой системы и системы межбюд­жетных отношений;

- усиление контроля за собираемостью налогов, за целевым и экономичным использованием бюджетных ассигнований;

- глубокая реформа жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и др.;

- четкое законодательное разграничение компетенции уровней власти по бюджетным вопросам и др.»5


1.2 Бюджетное устройство и бюджетный процесс


Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламенти­руются положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об ос­новах бюджетных прав и прав по формированию и использова­нию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, авто­номной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправле­ния» и целым рядом других законов и нормативных докумен­тов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очеред­ной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъ­ектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

В ст. 1 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджет­ного процесса в РФ» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов) законодательными (представительным) ор­ганами (статья 5). В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 г., положениями Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про­цесса в РФ» и Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов предста­вительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных окру­гов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, орга­нов местного самоуправления» от 15.04.93 г. бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономи­ческих отношениях и юридических нормах совокупность федераль­ного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

СХЕМА 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации.





СХЕМА 2. Консолидированный бюджет области.
«Звеньями этой системы являются: центральный федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ — республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петер­бурга; бюджеты местных административно – территориальных об­разований — районные бюджеты районов, городские бюджеты го­родов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.»1 Здесь необходимо определить понятие «консолидирован­ный бюджет» — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. «Консолидированный бюджет РФ (схема 1) — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые в свою очередь представляют собой свод региональ­ного бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации.»2

На схеме 2 приведена структура консолидированного бюджета области.

«Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансирован­ности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.»3

2 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ

БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации


Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. «Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.»1 «При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.»2

Согласно проекту бюджета на 2007 год3:

- доходы федерального бюджета составляют 5 трлн. 46 млрд. рублей (рост на 52% по сравнению с законом о бюджете на 2000 г. и на 1,5% по сравнению с реальными ожидаемыми доходами за 2000 г.);

- расходы составляют 4 трлн. 270 млрд. рублей (рост на 40% по сравнению с законом о бюджете на 2000 г. и на 22,1% по сравнению с реальными ожидаемыми расходами за 2000 г.);

- профицит федерального бюджета 776 млрд. рублей (рост в 2,8 раза по сравнению с законом о бюджете на 2000 г. и снижение в 2 раза по сравнению с ожидаемым профицитом за 2000 г.);

- процентные расходы федерального бюджета в 2007 году 202 млрд. рублей, непроцентные расходы — 4 трлн. 67 млрд. рублей;

- расходы на национальную оборону 668 млрд. руб. (2,7% ВВП; рост на 26% по сравнению с законом о бюджете на 2000 г.);

- расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляют 540 млрд. руб. (2,2% ВВП; рост на 35%);

- расходы на образование достигнут 206 млрд. руб. (0,8% ВВП; рост на 32%);

- расходы на социальную политику составят 210 млрд. руб. (0,9% ВВП; рост на 25,7%).

Бюджет был рассчитан исходя из прогноза Минэкономразвития РФ по инфляции в размере 7-8,5% в год1, среднегодовой прогнозной цены на нефть в размере $40 за баррель и цене отсечения нефти для средств, направленных в Стабфонд, в размере $27 за баррель2.

Среднегодовой расчетный курс рубля — 28,6 руб./$13. Объем ВВП в 2007 году в размере 24 трлн. 380 млрд рублей. Рост ВВП в 2007 году составил 5,8%4. Объем Стабфонда на конец 2007 года достиг 2,24 трлн. рублей (на 1 сентября 2006 г. — 832 млрд руб.).5

По данным, профицит федерального бюджета России в 2007 году на кассовой основе составил 1 триллион 999,39 миллиарда рублей, или 7,38% ВВП.

Это рекордный показатель за семь лет. Федеральный бюджет России исполняется с профицитом с 2000 года (112,7 миллиарда рублей в 2000 году, 272 миллиарда рублей за 2001 год, 150,4 миллиарда рублей - 2002 год, 227,6 миллиарда рублей - 2003 год, 730,7 миллиарда рублей – 2004 год, 1 триллион 536,8 миллиарда за 2005 год).6

По данным Минфина, доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6 триллионов 276,74 миллиард рублей - на 1,7% больше показателя, предусмотренного уточненной росписью поступления доходов на год. Расходы по кассовому исполнению будут равны 4 триллионам 277,35 миллиарда рублей, что на 3,8% ниже показателя уточненной бюджетной росписи.1

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации


Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. «Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.»1 Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета.

«Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке.»2 «В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.»3

По оценкам суммарный рост доходов консолидированных бюджетов РФ в реальном выражении (в основном, из-за изменения налогового и бюджетного законодательства) в 2007 году составил около 38,7 млрд. руб. или 1,4% от объема налоговых поступлений в условиях законодательства 2006 года в ценах 2007 года.1

Наиболее сильное снижение налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2007 году по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах оказалось у Чукотского АО ( 72,9%), Белгородской области ( 22,4%), Республики Мордовия ( 49,5%), Тюменской области ( 41,9%), Ханты-Мансийского АО ( 66,7%)2. Самый существенный рост налоговых доходов в 2007 году у Агинского Бурятского АО (3059%!)3 и Чеченской Республики (39,2%), у 10 субъектов налоговые доходы по оценкам вырастут более чем на 20%.4

В 2007 году в сопоставимых ценах суммарные потери налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ от изменения налогового и бюджетного законодательства составли около 19,3 млрд. руб. или 0,6% по сравнению с поступлениями 2006 года в ценах 2007 года. Самое сильное снижение налоговых доходов у Магаданской области ( 3,9%), Омской области ( 3,5%), Архангельской области ( 3,3%), Республики Коми ( 3,0%). По оценкам у 9 субъектов РФ налоговые доходы в 2007 году вырасли, максимальный рост зафиксирован у Республики Саха (Якутия) (13,5%) из-за поступлений НДПИ по алмазам и Рязанской области (4,1%) из-за поступлений акцизов на ГСМ.5

Результаты оценки динамики налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2000-2007 годах приводятся в Таблице №1.

Таблица 1. Оценка изменений налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2000,2007 годах в сопоставимых ценах

Название субъекта РФ

2007 год к 2000 году
в сопоставимых ценах 2007 года

Эффект изменений, тыс. руб.

Эффект изменений,
%

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

38 660 866

1,4%

 

 

 

Республика Башкортостан

501 758

27,2%
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации