Психология - файл n1.doc

Психология
Скачать все файлы (616.7 kb.)

Доступные файлы (6):
n1.doc120kb.18.10.1999 00:06скачать
n2.doc469kb.12.04.1999 18:34скачать
n3.doc567kb.28.08.1999 23:30скачать
n4.doc254kb.17.10.1999 23:55скачать
n5.doc77kb.21.10.1999 21:53скачать
n6.doc197kb.03.06.1999 19:41скачать

n1.doc

  1   2






Нижегородский государственный технический университет
Кафедра менеджмента

введение в психологию


методическое пособие
Нижний Новгород 1998

Составитель: Кругова С.А.

Введение в психологию .
Данное пособие предназначено для студентов , с целью оказания методической помощи при изучении психологии в техническом ВУЗе. Содержит в себе основные сведения о понятиях , которые необходимо усвоить, прежде чем приступить к изучению психических явлений.

Кроме этого усвоение базовых понятий необходимо для достижения учебно-познавательных и иных целей, которые преследует учебный процесс . Особое внимание следует уделить целям и принципам взаимодействия преподавателя и студентов в учебном процессе. (Студенты, не владеющие этими знаниями к лабораторным занятиям не допускаются).

Предлагаемая схема “Сознание”Я”” является опорным материалом, который будет постоянно использоваться в учебном процессе.

В данном учебном пособии в помощь студентам предлагается небольшой словарь определений основных понятий, которые должны быть усвоены в учебном курсе , небольшой набор психологических задач для самостоятельной работы .

В разделе “Самостоятельная работа с литературой” три вида заданий. Первый : предлагаются темы для написания реферата и перечень литературы, необходимой для наиболее полного раскрытия темы. Второй: предлагаются темы для рефератов, литературу к которым студенты могут подобрать самостоятельно. Третий: предлагается литература для самостоятельного конспектирования .


Содержание

  1. Субъективные ожидания студентов от предстоящего изучения курса психологической науки.

  2. Что означает слово психология.

  3. Краткий экскурс в историю психологии.

4. Предмет, отрасли, разделы и виды психологии.

5. Цели и принципы взаимодействия преподавателя психологии и студентов в учебном процессе.

6. Методы исследований в психологии.

7. Определение психики. Сознание “Я”.

8. Психика и нервная система. Психика как свойство мозга.

  1. Функциональная асимметрия полушарий мозга.

10. Определения некоторых основных понятий.

11. Психологические задачи для самостоятельной работы.

12. Самостоятельная работа с литературой.
1.

Опросник : “Субъективные ожидания студентов от предстоящего курса “.

( Внимательно прочтите вопросы и дайте письменные ответы на них.)


  1. Что изучает психология ?

  2. Что такое психика ?

  3. Каковы Ваши мотивы изучения психологии :

а) мотивы связаны с общением,

в) это мотивы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности,

с) это мотивы самопознания,

д) это познавательные мотивы ?

  1. Отметьте на соответствующей шкале, какова Ваша степень увлеченности :

физикой 0__1__2__3__4__5__6__7 , психологией 0__1__2__3__4__5__6__7 .


  1. Как Вы считаете, на сколько необходима помощь преподавателя при изучении:

физики 0__1__2__3__4__5__6__7 , психологии 0__1__2__3__4__5__6__7 .



  1. Каковы Ваши ожидания относительно предстоящего курса психологической теории (о чем Вы предполагаете узнать) ?

  2. Как Вы думаете, для чего нужны психологические знания ?

  3. Каких целей будет стремиться достичь преподаватель в сотрудничестве с Вами при изучении психологии ?

  4. Перечислите, какие Ваши действия обеспечат достижение этих целей.


(Пересмотрите свои ответы после того, как изучите раздел “Введение в психологию”.)

2

Слово психология происходит от греческих слов: “душа” и “наука”. Буквально, в переводе с древнегреческого, это - наука о душе.
3

Психология, как учение о душе, возникла более 2000 лет назад в качестве философских учений древнегреческих и древневосточных мыслителей. Впервые систематизировать знания о психике пытался выдающийся древнегреческий философ Аристотель ( 384 - 322 г, г, до н.э.). В своем трактате “О душе” он изложил основную идею, которая стала фундаментом развития научной психологии (“Душа движет живое существо решением и мыслью”). В 5-м веке господствовало учение Платона, развитое Августином Блаженным (“Душа - божественная, вечная и независимая от материи сущность”. В 8-м веке вновь началась ориентация на учение Аристотеля. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214-1292) выступил родоначальником современных методов познания, наметил пути изучения психики. В 14 веке профессор Оксфордского университета У.Онкам признал источником психической деятельности внешние явления.

Далее делаются первые открытия в психофизиологии. Леонардо да Винчи (1452-1519) пишет “Трактат о живописи”, где описывает явление зрительного контраста и др. В 17 веке Рене Декарт, французский ученый, математик, философ, физиолог вводит понятие рефлекса
(отражения) сознания. Выдающийся немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646-1716) уже различает сознание и подсознание.

18 век считается веком зарождения современной научной психологии благодаря исследованиям Дейвида Гартли. Он отделил память от других познавательных процессов, увидел в волевом акте взаимодействие сенсомоторных и речевых процессов . В 18 же веке немецкий ученый Христиан Вольф (1679-1754) предложил понятие способности, осуществил классификацию психических явлений, ввел в научный оборот термин психология.

Позднее усилился интерес и к физиологии человека. Швейцарский ученый Альберт Галлен (1708-1771) опубликовал в 1758 году “Основы физиологии”. Чешский физиолог Йиржи Прохазки (1749-1820) дал классическое определение рефлекса, установил наличие низших и высших отделов нервной системы. В 40-х годах 19 века немецкий физиолог Эрнст Вебер, немецкий физик Густав Фехнер установили логарифмическую зависимость изменения силы ощущения от физической интенсивности раздражителя (Закон Вебера - Фехнера ). В 1859 году в работе “Происхождение видов” Чарльз Дарвин внес в психологию понятие взаимодействия организма со средой, понятие соответствия внешнего и внутреннего. Возникла новая категория - поведение.

В1879 г. Немецкий философ, языковед, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832-1920) создал в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, которая стала центром психологических исследований. После этого экспериментальная психология получила развитие во многих странах.

В 20 веке в Европе и США формируется ряд психологических школ, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования, системой основных понятий.

В Европе Фрейдизм и гештальтпсихология, в США - бихевиоризм и школа Курта Левина.

В 1895 г. австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) обнаружил личностное содержание ассоциаций, скрытое от самих пациентов и создал свой метод изучения психических травм личности, а учение назвал психоанализ (“Толкование сновидений”1900г.).

В 1912 г. во Франкфурте-на Майне Макс Вертгеймер (1880-1943) создал новую школу гештальтпсихологию ( - форма, структура). Суть ее в том, что сознание активно и опирается на некоторые изначально имеющиеся структуры - гештальты. В это же время американцы создают бихевиоризм (от слова поведение) . Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание же, как явление, не поддающееся наблюдению , было исключено из сферы бихевиористской психологии. Ее основатель - психолог и педагог Эдвард Торндайк (1874-1949). (Термин бихевиоризм введен Уотсоном в 1913 году. )

В 30-х 60-х годах 20 века возникают различные направления классического психоанализа. Эти направления возглавили бывшие сотрудники З.Фрейда.

Один из них Карл Густав Юнг (1875-1961) швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической (глубинной) психологии, который разработал учение о личном и коллективном бессознательном.

Другой - Альфред Адлер (1870-1937) , австрийский психолог , создатель индивидуальной психологии связал подсознание с социальными факторами.

Третий - Эрих Фромм (1900-1980) немецко-американский психолог, основал гуманистическую психологию:”Человек является пленником не своих инстинктивных побуждений, а созданных им политических институтов и идеологем .”...”Сам по себе человек не является на плохим ни хорошим”... Само существование человека выступает по Фромму в двух модусах (тенденциях) - “быть” или “иметь”. Существование в модусе “иметь” заглушает коллизию человеческого бытия, обеспечивая ему иллюзорную самодостаточность. Тенденция “иметь” стимулируется его биологической природой. Тенденция “быть” черпает свои силы в человеческой духовности, обусловленной глубинными, подлинно человеческими потребностями. ( Фромм Э. “Бегство от свободы” М., 1990, “Душа человека” М., 1992г.).
Появляются также : теория поля Курта Левина, немецкого психолога, эмигрировавшего в США, генетическая психология - школа швейцарского психолога Жана Пиаже, когнитивная психология (лат. - познание), которая провозглашает знание как основу поведения. В 50-х годах появляется “трансактный анализ” как школа психотерапевта из США Эрика Берна (1964 г. “Игры, в которые играют люди”). “Оперантный бихевиоризм” возглавляет Беррес Фредерик Скиннер (род в 1904г.).По его теории научение организма происходит благодаря самоподкреплению.

Но концептуальную значимость в последнее время приобретают не отдельные психологические направления или теории , а системы взглядов . Например идеи Карла Ясперса (1883-1969) - немецкого психиатра и психолога, который исследовал проблемы психологического развития личности. Основой социального зла он считает обезличенность массового общения. Популярной основополагающей психологической идеей сейчас становится организация поведения человека на основе общечеловеческих ценностей.

В нашей стране для развития психологической науки очень многое сделали такие ученые как: Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов,. Владимир Михайлович Бехтерев, Николай Николаевич Ланге, Георгий Иванович Челпанов, Александр Федорович Лазурский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Борис Герасимович Ананьев, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Борис Михайлович Теплов и многие другие. Н. Н. Ланге - один из основателей экспериментальной психологии в России. Г. И. Челпанов - основатель первого в нашей стране института психологии.

В 30-60-е годы возникло несколько школ и направлений в нашей стране.

Школа Д .Н. Узнадзе (в Грузии) использовала для анализа многих психологических явлений понятие установки. Группа ученых во главе с Л. С. Выготским (в Москве) разрабатывала вопросы общей и педагогической психологии. Основы общей психологии разработанные С. Л. Рубинштейном являются достижением мировой психологической науки. Б. Г .Ананьев создал “ленинградскую школу”психологии. А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин заложили основы детской психологии (Москва). П. Я. Гальперин внес вклад в развитие педагогической психологии. Базу для развития медицинской психологии заложили труды

А. Р .Лурия, который работал в области нейропсихологии и нейролингвистики. Работы психофизиолога Е. Н. Соколова с группой ученых в области нейрофизиологии также получили широкую мировую известность. В настоящее время отмечается интеграция мировых тенденций в психологической науке.
4.
Предмет , отрасли и виды психологии.

Психология изучает психику во всех ее проявлениях. Соответственно и предметом психологии является психика. Современная психология разделена на множество разделов. Такое разделение можно представить себе в виде дерева, у которого имеется ствол и многие ответвления. Это дерево психологии. Стволом его является общая психология, которая изучает психику здорового взрослого человека. Общая психология раскрывает содержание основных понятий психологии и описывает ее общие закономерности. Эти понятия и закономерности являются основой для всех других разделов психологии.

На стыке с другими науками общая психология образовала отрасли психологии. На стыке с техническими науками - инженерную психологию и психологию труда, с медициной - медицинскую психологию, психотерапию, патопсихологию, с педагогикой - педагогическую психологию и т.д. Ветвями этого дерева психологии являются такие отрасли психологии :

социальная психология, психология труда, инженерная психология, дифференциальная психология, семейная психология, возрастная психология, юридическая психология, космическая психология , психология управления и т .д.


Социальная психология изучает те закономерности психики и поведения людей, которые вытекают из их участия в определенных объединениях (прежде всего в группах), а также изучает психологические стороны возникновения, функционирования и развития таких объединений. Она изучает также и межличностные отношения в группах и разные виды общения.

Психология труда. Предметом психологии труда являются психические явления, возникающие в ходе работы, и их зависимость от условий труда. Одним из разделов психологии труда является инженерная психология, которая исследует систему человек-машина.

Дифференциальная психология занимается изучением психологических различий между людьми. Рассматривает психологические различия между женщинами и мужчинами, между нациями, расами и профессиональными группами. Классификацией основных различий занимается учение о типах или типология. Дифференциальная психология изучает, почему люди отличаются друг от друга, насколько это зависит от наследственности. Психодиагностика - это учение о средствах, с помощью которых мы можем измерять и определять эти различия. Психодиагностика разрабатывает тесты , опросники и другие средства измерения психических явлений.

Сложные проблемы человеческой психики в семейном кругу являются объектом исследования семейной психологии, это новый и развивающийся раздел психологии , который занимается исследованием выбора супруга, отношений между супругами, а также психологической стороной отношений между родителями и детьми.

Возрастная психология изучает изменения в психике человека от его рождения и до его смерти. Существенной частью возрастной психологии является детская психология, которая занимается изучением психических особенностей детей и подростков.

Юридическая психология изучает закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания.

Психология управления изучает проблемы , связанные с взаимодействием людей в различных управленческих системах: в управлении государством, управлении организацией, группой и т.д.

К разделам психологии относятся также психология искусства, спортивная психология , военная психология , космическая психология и т.д.
Все разделы психологии делятся на три вида: теоретическую, прикладную и практическую психологию.

Задачей теоретической психологии является разработка теории, определение общих закономерностей.

Прикладная же психология занимается применением этих закономерностей в практике различных сфер жизни .

Практическая психология занимается непосредственным оказанием психологической помощи конкретному человеку, индивидуально или групповым методом, с помощью очного или заочного консультирования (телефон доверия) .Человек, обратившийся за психологической помощью здесь называется клиентом. (В медицинской практике - это пациент). Специалист, занимающийся оказанием психологической помощи - практический психолог.

В практической психологии 4 направления : психодиагностика, психологическая коррекция , психологическая профилактика и психологическое консультирование. Не каждый специалист работающий в теоретической или прикладной психологии , или претендующий на то, чтобы называться психологом , или считающий себя таковым , может и имеет право оказывать практическую психологическую помощь клиенту. Практический психолог проходит не менее 1200 часов специальной подготовки, кроме того различные тренинги для развития в себе

профессиональных качеств, необходимых для консультативной работы. Такой специалист должен иметь диплом о высшем образовании по специальности “Психолог”, либо диплом о втором высшем образовании по специальности “Практический психолог”.

5.
Цели и принципы взаимодействия в учебном процессе.

Попытайтесь самостоятельно ответить на вопрос : ”Каковы цели взаимодействия преподавателя и студентов в предстоящем курсе” ?

Назовите, пожалуйста хотя бы одну цель , которая, как Вы думаете, будет преследоваться на занятиях по психологии . Начните с того, например, почему Вы начали изучать этот предмет? (Возможно просто потому, что в учебном плане, а значит и в расписании обозначен предмет “Психология и педагогика”. )

Тогда напрашивается вывод , что сейчас для Вас ведущей является учебно-познавательная цель.

Итак, первой целью нашего взаимодействия в учебном процессе является учебно-познавательная.

В процессе знакомства с психологией как наукой обычно используются различные методы психологии. В том числе и тесты. С помощью тестов каждый студент будет получать информацию о себе. Это может быть очень интересным процессом, так как часто бывает, что студент получает некую информацию о себе совершенно противоположную тому, что раньше о себе думал. И этот процесс не случаен . Это тоже цель учебного процесса . Но как ее сформулировать ? ...

Самопознание - вот вторая цель нашего взаимодействия в учебном процессе.

Самопознание - это очень интересно, даже иногда забавно. Но для чего же предназначен этот процесс ? Скажем , узнали о себе нечто новое , а дальше -то что? Что с этим дальше делать? Попытайтесь сформулировать самостоятельно следующую цель ... .

Третьей целью нашего взаимодействия является самосовершенствование.

Надо сказать, что ранжирование этих целей для каждого слушателя может быть индивидуальным, т.е. для кого-то на первый план выйдет цель вторая, для кого-то третья, для кого-то первая. Но есть еще , как минимум одна из важнейших целей, которая может быть окажется самой важной из них , хотя в нашем ранговом списке будет записана четвертой. Что это за цель? Поговорим немного о ней.

Психологию в наше время изучают не только студенты в ВУЗах , но и на курсах повышения квалификации специалистов и руководителей различных уровней , и т.д. Среди руководителей различных рангов, проработавших с людьми многие годы , встречаются такие, которые испытывают большие затруднения , а именно во взаимодействии с людьми. Рано или поздно они начинают понимать, что им нужны специальные знания, которые можно получить только при изучении психологии. После изучения курса психологии специалисты и руководители часто дают свои отзывы и делятся своими впечатлениями и пожеланиями. Однажды один из них, проработавший с людьми много лет, изучив один из курсов психологии произнес такую фразу : ”Боже мой, как долго и много я вредил людям !” ...

На самом деле большая проблема в том, что получив техническое образование , в свое время, он, как и многие другие специалисты , не получил соответствующей психологической подготовки. А дело в том, что обучаясь в техническом Вузе, слушатели как бы формируют у себя некий механистический подход к решению проблем, в том числе и к решению проблем взаимодействия с людьми. Известно , что для управления работой любого механизма существует четко разработанный алгоритм действий для различных ситуаций. Даже для включения и выключения механизмов всегда есть какой-то рычаг или кнопка ... . Но можно

ли человека включить и выключить, например заставить человека приказом мыслить так, а не иначе, или совсем не мыслить в каком-то направлении и т.п. ? Можно ли человеком управлять так же, как и механизмом , и тем самым не нанести ему вреда, вреда его психике? Оказывается психика человека так устроена, что для нее такое механистическое , грубое воздействие не проходит бесследно, она может даже начать процесс саморазрушения. Интересно, что этот процесс может начаться не только у того, на кого воздействуют таким способом , но и у того, кто пытается общаться с людьми подобным образом. И таких примеров , к сожалению, в наше время вполне достаточно.

В психологии существуют такие термины, как: “жестокая бездуховность”, “саморазрушающее поведение” ( а это не столько нанесение физического ущерба организму, сколько нарушение развития личности) . Этими терминами обозначается трудновосполняемая утрата духовности, нравственности, которая приводит , в конечном счете, к дисфункции личности и социальной дезадаптации различной степени. Пусковым механизмом такого саморазрушения можно считать различные виды агрессии . В Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте имени В.Б. Бехтерева специально изучались ситуации “Агрессор и жертва”. Оказывается , что если рассмотреть ситуацию “Агрессор и жертва” , и разобраться в том, кто больше пострадал в результате агрессии , то чаще всего у жертвы в результате травмирующего взаимодействия наибольшее повреждение наносится соматическому состоянию организма и косвенно психическим процессам, в то время как у самого агрессора идет тотальное повреждение всех уровней: психического , соматического и социального . Чем больше агрессивных актов совершает субьект, тем сильнее выражены деформация и саморазрушение его собственной личности. (Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.Б.Бехтерева, Ленинградское научно-экспериментальное объединение по исследованию проблем молодежи, психологический факультет ЛГУ. Сборник научных трудов , Л., 1991 г. стр. 6, 35, 105-106).

Как же можно сформулировать следующую цель взаимодействия в учебном процессе ? Это может быть : уход от механистического подхода к анализу взаимодействия между людьми, или гуманизация мышления, или психологизация мышления.

Итак, четвертой целью нашего взаимодействия в учебном процессе мы назовем так : гуманизация мышления.

Вообще-то надо себе четко представлять, что достичь этой цели, даже в более объемном курсе чем у нас с Вами, бывает достаточно не

просто. Но, тем не менее, мы будем постоянно делать некоторые шаги в этом направлении в течение всего учебного курса. А каждое новое знание будем сопоставлять с нашими целями и пробовать ощутить в себе барьеры и препятствия на пути к этим целям .

Итак, давайте проверим, какие цели мы с Вами зафиксировали? ( Перечислите их по порядку).
Теперь перейдем к рассмотрению принципов взаимодействия в учебном процессе.

Как минимум мы назовем два принципа. И первым из них будет такой же как и у профессиональных психологов и у врачей . Как он звучит ? ...

Не навреди! “

Второй принцип , называется так:”Принцип безоценочного подхода”.

( Подумайте, что это за принцип? Что не следует оценивать?)

Не следует оценивать любой полученный новый результат ни как “хороший” , ни как “плохой” . Ведь природа создала людей разными , а то, чем ты отличаешься от других надо принимать таким, как оно есть. То есть это ни хорошо и не плохо , что у меня есть та или иная особенность. Это мое, это “Я” и это следует любить и уважать в себе, как равно и уважать особенности других людей . Кроме этого, не следует сравнивать свои результаты по тестам или результаты своих достижений с результатами других людей. Считается ,что для человека полезно научиться сравнивать свои собственные результаты со своими же, но теми, которые были, скажем , вчера. Важно сравнивать себя , сегодняшнего, с собой же , но “вчерашним” и уметь увидеть динамику развития того или иного качества у себя самого . Важно стремиться получить завтрашний результат более прогрессивным по отношению к сегодняшнему. Именно такой подход полезен для самосовершенствования .

6.

Методы психологии. Существует диалектический подход к методам исследований в психологии. Он характеризуется тем, что психические явления исследуются в развитии. Он предполагает , что:

а) Всякое движение связано с количественными и качественными явлениями.

б) Психические явления, будучи своеобразными, непосредственному наблюдению не поддаются (например мысли, наблюдения). Психическая деятельность связана с поведением и может быть познана через анализ внешних действий. Деятельность человека является ключом к пониманию его внутренней духовной жизни.

  1. Одним из методов психологии является наблюдение.

Метод наблюдений характеризуется наличием нескольких этапов : а) наблюдатель ставит перед собой цель; б) ведет подготовку к наблюдению; в) составляет план наблюдения, определяет его объем; г) все наблюдаемые факты четко фиксируются, обязательно ведется запись речи (используется магнитофон, кино-фотосъемка); д) собранный материал анализируется количественно и качественно с помощью статистических и математических методов; е) собранный материал завершается выводом, который затем вновь проверяется на практике . Ж ) во главу ставится объективное наблюдение, в котором один человек наблюдает за другим. Субъективное же наблюдение, когда человек наблюдает сам за собой (интроспекция) не используют. Метод интроспекции слишком субъективен и является ненаучным . Считается, что наблюдая за собой человек раздваивается, уподобляется человеку, смотрящему в окно и желающему увидеть себя выходящего из подъезда. Интроспекция научных результатов не дает, но данные ее учитываются при обсуждении .

Кроме стандартизованного наблюдения существует еще один вид этого метода - включенное наблюдение. Во включенном наблюдении исследователь является непосредственным участником того процесса, который изучается, например , изучая взаимоотношения в группе людей он может быть сам включен в эту группу и быть участником всех процессов проходящих в группе, наблюдая и анализируя их. Кроме этого существует еще и свободное наблюдение. Эта модификация метода используется в тех случаях, когда

невозможно точно определить что следует наблюдать, т.е. еще не известны признаки изучаемого психического явления .

2. Эксперимент. Главной чертой эксперимента является моделирование какой-то деятельности. Для этого в искусственных условиях создается обстановка для изучения того или иного психического явления. Эксперимент позволяет быстро накапливать интересующие экспериментатора данные.

Впервые в психологии применил эксперимент физиолог Вильгельм Вундт. В 1879 году, в Лейпциге , он создал лабораторию экспериментальной психологии ( которая в последующем стала институтом) . В его лабораторию приезжали ученые и из России : И. П. Павлов, В.М. Бехтерев, Боткин, Н.Н. Ланге, Г. И. Челпанов . В дальнейшем они многое сделали для распространения экспериментальной психологии в нашей стране. В 1885 году В. М. Бехтерев создал первую лабораторию экспериментальной психологии при казанском университете. Г. И. Челпанов - яркий пропагандист психологических знаний, идеалист по своей природе, профессор Московского университета, создал целую школу экспериментальной психологии, построил и создал первый институт экспериментальной психологии в стране.

Метод эксперимента в психологии применяется в двух модификациях:

  1. в виде лабораторного эксперимента;

  2. в виде естественного эксперимента ( очень широкое используется при изучении деятельности школьников ).

Лабораторный эксперимент позволяет изучать какое-либо явление в искусственно созданных для него условиях. В ситуации, когда явление не поддается изучению в лабораторном эксперименте, ставят естественный эксперимент, где изучаемое явление проявляется в обычных для него условиях.
3.Метод беседы. Это сложный метод, требующий особых навыков. Одним из условий эффективности метода является полный доверительный контакт с испытуемым. Этот метод требует тщательной разработки, в чем заключается его особая сложность, особенной тактики. Метод беседы широко используется в медицинской, педагогической, судебной и др. отраслях психологии, применяется и как дополнительный к другим методам исследований.
4.Метод анкетирования. Это определенная модификация беседы , только письменной. Часто психологи сталкиваются с тем, что этот метод используется ненаучно. Анкета должна иметь цель: что изучать? Вопросы должны быть продуманными и корректными. Результаты - подвергаться математической обработке.
5.Метод анализа продуктов деятельности. Это может быть речь, письменная и устная, чертеж, модель, игры, рисунки, конспекты и т.д.
6.Метод тестов. Современный тест - это специально разработанная, многократно проверенная, статистически выверенная система заданий . (Которая позволяет составить диагноз, но имеет ограниченное прогностическое значение). Испытуемому дается задание, и на основании ответа выносится суждение о какой-то функции. Используется для определения уровня развития, одаренности, способностей и т.д.
7.Если исследование проводится с одним и тем же испытуемым несколько лет подряд, то это называется лонгитюдом.
8.Если исследование проводится с испытуемыми одного возраста, то общая картина показателей именуется как поперечный срез.

Перечисленные методы психологии используются для сбора первичной информации, которую необходимо обработать , т.е. получить результат проведенного исследования , определить на сколько достоверны полученные данные, интерпретировать полученный результат, сделать выводы и дать рекомендации по изучаемому явлению . Для этой цели используются различные способы математической обработки полученных результатов.

Например, на основе полученных показателей, характеризующих какую-то функцию, строятся шкалы. Этот способ называется шкалированием. Шкалирование базируется на основе использования статистического анализа.
7.

Что же такое психика?

Психика - это свойство высокоорганизованной материи (мозга) состоящее в отражении объективной реальности. Психика присуща человеку и животным. Понятие психики шире, чем понятие сознание, т.к. психика включает в себя сферу подсознания, предсознания, , надсознания (“Сверх-Я”) . А Сознание - это высшее проявление психики. Что входит в понятие сознание?

Сознание- Я” состоит из психических явлений. Все психические явления можно разделить на три большие группы: психические процессы, психические свойства и психические состояния.
Психические процессы - это общие для всех людей , одинаково проявляющиеся психические явления, протекающие во времени. Они характеризует людей с общей точки зрения.

Психические состояния характеризуются тем, что определяют весь фон психической деятельности ( подавленность, стресс, сонливость) . Это и фоновые характеристики психической деятельности (страх, смех).

Психические свойства характеризуют индивидуальные особенности человека, то, что отличает одного человека от другого ( характер, способности, интересы, направленность, темперамент).

Психические процессы, психические состояния и психические свойства тесно связаны между собой и могут переходить друг в друга. Например, радость, как чувство является процессом, у которого есть свое определенное начало и окончание. Более продолжительная радость может проявиться в виде веселости, которая является состоянием, или даже в виде устойчивого оптимизма, который является одновременно чертой характера и психическим свойством.

Сознание “Я”


Психические процессы Психические состояния Психические свойства

познава - эмоции эмоцио- мотива- состояния

тельные и чувства нальные ционные разных

уровней

органи-

зованности

сознания
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации