Онегин Е.В. Курс лекций по общей неврологии для студентов педиатрического факультета - файл n1.doc

Онегин Е.В. Курс лекций по общей неврологии для студентов педиатрического факультета
Скачать все файлы (288.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc289kb.12.01.2014 15:50скачать

n1.doc

  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА НЕВРОЛОГИИ



Е.В.Онегин

Курс лекций по ОБЩЕЙ неврологии

Учебно-методические рекомендации для студентов

педиатрического факультета

Гродно 2009

УДК 616.8-053.2

ББК. 56.12

О – 584
Курс лекций по общей неврологии (Учебно-методические рекомендации для студентов педиатрического факультета).- Гродно: ГрГМУ, 2009.- 101 с.
Автор: доц. Е.В.Онегин

Учебно-методические рекомендации разработаны в помощь студентам педиатрического факультета, где представлены данные по общей неврологии с учетом особенностей детского возраста. Методические рекомендации соответствуют требованиям программы по неврологии и нейрохирургии по специальности «Педиатрия». Учебно-методические рекомендации могут быть использованы студентами, врачами неврологами, педиатрами, стажерами.

Рецензент: зав. каф. педиатрии № 2 УО «ГрГМУ» доц. Н.С. Парамонова.

Утверждено к изданию по решению Центрального научно-методического совета Гродненского медицинского университета.

(Протокол № от « » февраля 2009 года)

ВВЕДЕНИЕ


Основной целью курса нервных болезней и нейрохирургии является обучение студентов теоретическим основам неврологии, методике обследования неврологического больного в зависимости от возраста, методологии постановки неврологического диагноза и выработке тактики адекватного лечения у детей.

Основными задачами данной дисциплины являются обучение студентов умению общаться с больным ребенком и его родителями с соблюдением деонтологических норм и сбору анамнеза, навыкам обследования нервной системы у детей, принципам постановки топического, клинического диагнозов с обоснованием назначения этиотропного, патогенетического и симптоматического лечения в возрастном аспекте при поражениях нервной системы, интеграции результатов дополнительных методов исследования в постановке неврологического диагноза.
Тематический план лекций



п/п
Наименование темы

Кол-во

часов

1

Введение в детскую неврологию. Общие принципы нервной деятельности. Рефлексы, движения, их расстройства. Чувствительность и ее нарушения.

2

2

Мозжечок. Экстрапирамидная нервная система. Кора большого мозга.

2

3

Аномалии развития нервной системы. Перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич.

2

4

Нейроинфекции: менингиты, арахноидиты.

2

5

Нейроинфекции: энцефалиты, энцефаломиелиты, полиомиелит, полирадикулоневриты, полиневропатии. Поражение нервной системы при СПИДе.

2

6

Эпилепсия и другие пароксизмальные состояния у детей.

2

7

Сосудистые заболевания головного и спинного мозга. Рассеянный склероз.

2

8

Наследственно-дегенеративные и нервно-мышечные заболевания нервной системы.

2

9

*Черепно-мозговая травма. Принципы лечения

2

10

*Опухоли головного и спинного мозга у детей.

2

Всего часов

20


Лекция: ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ НЕВРОЛОГИЮ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕФЛЕКСЫ, ДВИЖЕНИЯ, ИХ РАССТРОЙСТВА. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ.
Невропатология (от греческого neuron - нерв, pathos - болезнь, logos - наука) - раздел медицинской науки, изучающий болезни нервной системы.

Невропатология занимается изучением причин заболеваний нервной системы (этиология), механизмом развития болезней (патогенез), симптомов поражения различных отделов центральной и периферической нервной системы, распространенности заболеваний нервной системы в различных климатических зонах, а также среди людей разного возраст и различных профессий. Кроме того, невропатология занимается разработкой методов диагностики, лечения, профилактики болезней нервной системы и принципов организации специализированной медицинской помощи в зависимости от форм заболеваний, возрастных и профессиональных особенностей.

Невропатология является частью неврологии - науке о структуре и функции нервной системы.

Самостоятельной отраслью является невропатология детского возраста. В задачи детской невропатологии входит изучение нервной системы детей различных возрастных групп, разработка нормативов нервно - патологического развития ребенка, влияние причин задержки нервно-психического развития ребенка, причин задержки или искажений развития, изучение заболеваний нервной системы, разработка методов лечения. Как известно, диагностика заболеваний нервной системы у детей - сложный и многоступенчатый процесс. Она требует не только глубоких знаний анатомии и физиологии развивающегося мозга, но и организма ребенка в целом. Необходимо с позиций возрастной эволюции отличать норму от патологии, знать особенности ответных реакций детского организма на различные патологические воздействия. Именно это определяет своеобразие клиники и течение заболеваний нервной системы у детей в отличие от взрослых.

Неврология детского возраста стала самостоятельной дисциплиной лишь в середине 20 века. Необходимость выделения детской неврологии из невропатологии и педиатрии диктовалось не только результатом увеличения объема достижений данных по нервной системе в норме и патологии. Выяснилось, что нервная система ребенка характеризуется целым рядом особенностей, требующих специального подхода.

При изучении заболеваний нервной системы у детей вначале внимание привлекают острые инфекционные поражения ее, из-за частоты встречаемости. Так в 1840 году Heine описал частоту острого полиомиелита у детей.

Во второй половине 19 - начале 20 столетия особый интерес вызвали наследственные заболевания нервной системы, т.к. в большинстве своем они выявлялись в детском возрасте. Были описаны прогрессирующие мышечные дистрофии (1868, Duchenne), факоматозы (1870, Sturge), липиидозы (1881, Tay). Это был период накопления патоморфологических и клинических данных по наследственной патологии нервной системы. В 50 - 70-е годы проблема наследственных заболеваний нервной системы благодаря достижениям цитологии и биохимии стала решаться по-новому. Обнаружены хромосомные заболевания, обусловленные количественным и структурными их изменениями (болезнь Дауна, Шерешевского - Тернера, Клайнфельтера, "кошачьего крика"). Выделены заболевания связанные с наследственным нарушением обмена веществ - фенилкетонурия (1934, Follina) и еще несколько десятков аналогичных болезней (галактоземия, гистидинемия, гомоцистидинурия и тд.)

О патологии нервной системы у новорожденных связанных с гипоксией и родовой травмой головного мозга впервые написал Litle в 1843 году.

Интенсивное развитие детской невропатологии в России началось в 20-ом веке. Основоположниками ее являются Г.И.Россолимо и В.М. Бехтерев. Однако трудно переоценить роль выдающихся педиатров Н.Ф.Филатова и Н.П.Гундобина в развитии учения о нервной системе у детей в норме и патологии. Н.Ф.Филатов большое внимание уделил семиотике неврологических симптомов и заболеваний нервной системы у детей и впервые в России ввел в практику люмбальную пункцию. Н.П.Гундобин в монографии "Особенности детского возраста" (1906) дал подробную морфологическую характеристику нервной системы у детей, разработал вопросы возрастной анатомии и физиологии нервной системы.

Г.И.Россолимо стоял во главе московской школы невропатологов, руководил кафедрой нервных болезней медицинского факультета Московского университета. Он в 1911 году создал институт детской неврологии и психиатрии организовал одно из первых в мире специализированных отделений для детей. Заложил основы советской дефектологии, создал школу детских невропатологов. В Москве В.К.Рот занимался проблемами прогрессирующих мышечных заболеваний, В.А.Муратов - ДЦП, истерия, морфологией мозга и т.д.

Петербургскую школу создал В.М.Бехтерев (1857 - 1922), он является одним из основных основателей всей отечественной психоневрологии. Он активно занимался изучением анатомо-физиологических основ нервных и психических болезней ("Проводящие пути головного и спинного мозга", "Основы учения о функциях мозга"). Он выдвинул идею организации психоневрологического института, где бы изучался больной и здоровый человек с момента рождения. Позже на его были созданы Институт охраны здоровья детей и подростков с отделом нейрохирургии и Педиатрический медицинский институт с кафедрой детской неврологии. В 1929 году открывается Институт социального воспитания нормального и дефектного ребенка. Основоположником изучения наследственных болезней был Давыденков С.Н.. Исследования, начатые Г.Н.Россолимо, были продолжены в московском Институте охраны материнства (Институт педиатрии АМНСССР). Н.М. Шеловановым, Б.Н. Колосовским - изучавшими морфологию и физиологию нервной системы, как внутриутробной, так и в различные возрастные периоды.

Вопросы нейроинфекций разрабатывались С.Э.Гинзбургом, Д.С.Футером. В 1962 году в Москве, при клинике, руководимой Футером Д.С., было открыто 1-ое отделение для новорожденных детей с поражением нервной системы.

В 1965 году в ЦОЛИУВ создана первая кафедра детской невропатологии под руководством М.Б.Цукер, с 1974 года ее возглавляет Бондаренко Е.С.. Организованы также кафедры детской невропатологии и в других ГИДУВах: Ташкент, (Ш.Ш.Шамансуров), Казань (А.Ю.Ратнер), Минск (Г.Г.Шанько).

Значительное развитие получила детская неврология за последние 10-15 лет. Успешно продолжаются исследования нейроинфекций в Петербурге и Москве, изучаются наследственные заболевания (2-ой МОЛГМИ - Бадалян Л.О., Темин А.И.), перинатальная патология (Петербург, Москва, Казань, Воронеж), эпилепсия (Минск, Тбилиси, Петербург, Москва) и т.д.

Сегодня во всех областных и ряде других районных центрах созданы детские неврологические отделения, в детских поликлиниках работает кабинет детских невропатологов.
АНАТОМИЯ - ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
Онтогенез - индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни - представляет собой совокупность морфологических, физиологических и биохимических преобразований.

Развитие и созревание мозга - это зрелость не отдельных его структур, но и целых функциональных систем. Последние согласно данным П.К. Анохина(1937), представляют собой интегративные образования, обеспечивающие приспособления организма к условиям внешней среды.

Онтогенез нервной системы следует рассматривать с позиции эволюционной теории П.К.Анохина(1945) о системогенезе. По этой теории, ускоренно развиваются те нервные структуры и соответствующие им рабочие аппараты, которые обеспечивают наличие необходимой в данные сроки функциональной системы. Развитие мозга по данным Б.Н. Колосовского (1960), зависит от питающих его систем и идет по рефлекторному принципу: каждая система развивается под влиянием импульсов, зависящих от периферических рецепторов.

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг. Оба они эволюционно, морфологически и функционально тесно связаны между собой и без резкой границы переходит один в другой. Головной мозг является верхним отделом ЦНС и нижний в полости черепа.

Спинной мозг является частью ЦНС и представляет собой тяж, расположенный в полости позвоночного канала. Развитие ЦНС начинается формирования филогенетически более древних образований и идет снизу вверх: спинной мозг - мозговой ствол - полушария большого мозга. Степень созревания нервной системы определяется дифференцировкой нервных клеток и миелинизацией проводящих путей.

К периферической нервной системе относятся черепные нервы, спинномозговые нервы, нервные сплетения, корешки спинного мозга. Указанные отделы нервной системы анимальной (животной) нервной системой. На основании функционально-морфологических особенностей выделяют также так называемую автономную, или вегетативную (растительную), нервную систему.

Нервная система состоит из нервных клеток (нейрон, нейроцит) и нейроглии, тесно связанных между собой в анатомическом и функциональном отношении и обеспечивающих единство организма и его связь с внешней средой.

Нейрон - основная структурно-функциональная единица нервной системы. Нейрон имеет тело и отростки. Отростки двух типов: короткие ветвящиеся, периферические – дендриты (их может быть много и более длинный, центральный – аксон (как правило, один). Функция дендритов состоит в проведении первого импульса к телу нейрона (афферентно или центростремительно). Аксон проводит импульсы только от тела нейрона (эфферентно или центробежно). Нейрон таким образом имеет много «входов», и только один "выход". Такой принцип приема и передачи информации характерен для всей нервной системы в целом: количество нервных волокон, несущих нервные импульсы к центру, превосходит число волокон, передающих информацию от центра к периферии.

В зависимости от выполняемой функции нейроны делят на:

1. чувствительные,

2. двигательные,

3. вставочные.

Комплекс нейронов, регулирующих какую-либо функцию, составляет нервный центр. Различные нервные образования, участвующие в регуляции какой-либо определенной функции, объединяются в функциональную систему.

Основу деятельности нервной системы составляют рефлексы. Рефлекс - ответная реакция на раздражение, является функциональной единицей деятельности нервной системы. Образования нервной системы, участвующие в осуществлении рефлекса, носит название рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга состоит из афферентной части (воспринимающей раздражение, эфферентной части (осуществляющей ответ), а также одного или многих вставочных нейронов (переработка информации).

В современной неврологии принцип рефлекторной дуги, дополнен понятием об обратной связи. Обратная связь - это система передачи информации от исполнительного органа к командующим центрам. Тем самым осуществляется двигательная автоматическая саморегуляция различных функций, поддержание нейрофизиологических показателей на определенном уровне. Эта обратная связь превращает рефлекторную дугу в рефлекторное кольцо.

И.П.Павлов подразделил рефлексы на две большие группы: 1. безусловные и 2. условные. Безусловные, или врожденные, рефлексы возникают в определенном возрасте при адекватном раздражении рецепторов. Они обеспечивают единство организма и постоянство его среды. По степени сложности рефлекторной дуги безусловные рефлексы бывают: моно - (2-х нейронными) и 2. полисинаптическими. Простейшие дуги рефлексов замыкаются на сегментарном аппарате спинного мозга, являются структурно - функциональной единицей его, и представляют собой участок серого вещества, соответствующий одной паре двигательных и чувствительных корешков одного уровня.

Условные рефлексы возникают в онтогенезе в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков, на основе безусловных рефлексов с непременным участием органов головного мозга.

У человека существует громадное количество постоянных, врожденных связей и реакций безусловных рефлексов, осуществляемых через посредство спинного мозга, заднего и среднего мозга, мозжечка подкорковых отделов и коры больших полушарий. Поэтому различают рефлексы спинальные, стволовые, мозжечковые, подкорковые и корковые.

По характеру ответной реакции рефлексы делятся на двигательные и вегетативные (секреторные, вазомоторные и т.д.)

Вид реакции определяет выделение рефлексов болевых, зрительных, вкусовых, интероцептивных и т.д. По месту расположения рецепторов рефлексы можно разделить на поверхностные (кожа, слизистая) и глубокие (сухожилия, периост, мышцы).

Основные безусловные рефлексы грудного ребенка: сегментарные двигательные автоматизмы и надсегментарные позотонические.

Различают три основные периода психомоторной деятельности ребенка в младенческом возрасте: 1. таламо-паллидарный период (от рождения до 4-6 месяцев); 2. стриопаллидарный: включение антигравитационных механизмов, сидение, стояние, снижение мышечного тонуса, развитие целесообразных движений на базе врожденных рефлексов (от 4 до 10-11 месяцев); 3. Период созревания корковых функций - развитие сложных условных рефлексов, интелектуализация психической деятельности.
ДВИЖЕНИЯ, ПАРАЛИЧИ И ПАРЕЗЫ
Движение - сложнейший рефлекторный акт, совершающийся при участии эфферентных систем мозга. Движения бывают произвольные, возникающие в результате корковых иннерваций, выработанные в жизненном опыте и являющиеся условными рефлексами; и непроизвольными - автоматические, осуществляемые на всех уровнях ЦНС.

Для осуществления произвольного движения необходимо, чтобы импульсы, возникающие в коре, были переданы на периферию к мышце. Проведение импульса из коры происходит по цепи, состоящей из двух нейронов: 1. центрального двигательного и 2. периферического двигательного нейрона. Весь путь называется кортико-мускулярным (tr. corticomuscularis).

Центральный двигательный нейрон начинается от области коры головного мозга, расположенной кпереди от роландовой борозды в передней центральной извилине, в задних отделах верхней и средней лобных извилин и в lobus paragcentralis.

Нервные клетки в передней центральной извилине, (принцип соматотопической проекции), иннервирующие отдельные мышечные группы расположены обратно расположению частей человеческого тела: проекция движений нижней конечности - в верхних отделах, верхней конечности - в среднем отделе, а головы, лица, языка, гортани и глотки в нижней. Иннервация мускулатуры перекрестная.

От корковых центров мышц туловища и конечностей начинаются корково-спинномозговые волокна или пирамидный путь (tr. corticomuscularis, seu tr. pyramidalis). Они проходят в составе coronae radiale, затем через передние 2/3 задней ножки внутренней капсулы (capsula interna - делится на переднее бедро – между n. caudatus и n. lentiformis, заднее бедро - между n. lentiformis и taflamus opticus и колено - место перегиба), далее через средние 2/3 основания ножек мозга, основание моста и продолговатого мозга, где образуют пирамиды.

На границе продолговатого и спинного мозга пирамидные пучки (tr. corticospinalis) совершают частичный перекрест (decuscatio piramidum), после чего большая их часть переходит на противоположную сторону, образуя латеральный корково- спинномозговой путь, который проходит через весь спинной мозг в боковом канатике и посегментарно заканчивается у двигательных клеток (?- большие нейроны) спинного мозга.

Неперекрещенные волокна образуют корково-спинномозговой путь (tr. corticospinalis ant.). Он идет в переднем канатике спинного мозга и заканчивается у клеток передних рогов. При этом волокна идущие к конечностям, совершают посегментарный перекрест в белой спайке, а к туловищу нет.

Поэтому мышцы туловища и в т.ч. дыхательные и тазовых органов имеют двухстороннюю иннервацию.

Клетки периферических двигательных нервов для мускулатуры шеи, туловища и конечностей и промежности расположены в передних рогах спинного мозга; аксоны их выходят в составе передних двигательных корешков и составляют двигательные волокна периферических спинномозговых нервов, сплетений, стволов, нервов.

От центров мышц головы (нижняя 1/3 треть передней центральной извилины), берут начало корково-ядерные волокна (tr. corticonuclearis), проходят через колено внутренней капсулы, через 3/5 основания ножек мозга и продолговатого мозга (вместе с tr. corticomuscularis). В области мозгового ствола от него отходят волокна ко всем двигательным ядрам черепных нервов. Они совершают полный надъядерный перекрест (над ядром XII и нижней частью ядра VII пар) или частичный (у ядер остальных черепных нервов). Таким образом, большинство мышц, иннервируемых черепными нервами, имеют двухстороннюю корковую иннервацию.

Периферические двигательные нейроны для мускулатуры головы (лица, носоглотки) состоят из моторных клеток двигательных ядер черепных нервов с их аксонами, составляющими двигательные волокна корешков нервов III, IV, V, VI, VII, IX, X и XII.

Анатомические особенности центральных двигательных нервов корково-мышечных путей, имеющие диагностическое значение, заключаются в следующем.

1. Корковая иннервация мускулатуры - преимущественно перекрестная, так как волокна центральных двигательных нейронов в большинстве переходят на противоположную сторону к ядрам черепных нервов (за исключением XII и нижней части ядра VII пар - они совершают полный надъядерный перекрест) и переднего рога спинного мозга.

2. В передней центральной извилине мышечные группы противоположной половины тела проецируются в обратной последовательности: проекция движений нижней конечности - в верхних отделах, верхней конечности и туловища - в среднем отделе, а головы, лица, языка, гортани и глотки - в нижнем.

Поэтому поражение передней центральной извилины является причиной геми- или чаще моноплегии (монопареза), так как обычно поражается не вся предцентральная извилина, а только ее отдельные участки, одновременно отмечается поражение мышц нижнего квадранта лица и половины языка с противоположной стороны.

3. Передний корково-спинномозговой путь (tr. corticospinalis ant.) состоящий из неперекрещенных волокон заканчивается у клеток передних рогов. При этом волокна идущие к конечностям, совершают посегментарный перекрест в белой спайке, а к туловищу нет.

Поэтому мышцы туловища и в т.ч. дыхательные и тазовых органов имеют двухстороннюю иннервацию.
СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ПОРАЖЕНИЯ ПУТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Вследствие поражения различных двигательных отделов центральной и периферической нервной системы, то есть любого участка двигательного кортико-мускулярного пути, ведут к полному или частичному нарушению произвольных движений. Полное отсутствие произвольных движений в данном случае называется параличем или плегией, а ограничение объема движений и снижение силы - парезом.

По своей распространенности параличи делятся на моноплегии (парализована одна конечность); гемиплегии (паралич одной половины тела); параплегии (поражение двух симметричных конечностей верхних или нижних); тетраплегии (парализованы все четыре конечности). Сочетание гемипареза и парапареза обозначается как трипарез.

По локализации паражения нервной системы различают центральные (спастические) и периферические (вялые) парезы (параличи).

Центральный парез наступают при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке, а периферические - периферического двигательного нейрона (клеток передних рогов, двигательных ядер черепных нервов, корешков, сплетений, нервов). Центральный и периферический параличи сопровождаются характерными симптомокомплексами, клинически существенно отличаясь друг от друга.

Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке - двигательной зоне коры больших полушарий, внутренней капсуле, стволе мозга и спинном мозге. Перерыв пирамидного пути снижает корковое влияние на сегментарный рефлекторный аппарат, растормаживая заложенные в нем функции.

Для центрального паралича характерно: мышечная гипертония, гиперрефлексия с расширением рефлексогенных зон, отсутствие или снижение кожных рефлексов, патологические рефлексы, патологические защитные рефлексы и синкинезии, клонусы стоп, коленных чашечек.

Мышечная гипертония - мышцы напряжены, плотноваты на ощупь. Тонус повышен по спастическому типу, мышечное сопротивление ощущается в начале движения (симптом «складного ножа»). При резко выраженной гипертонии возникают контрактуры. При гемипарезе (в руке тонус повышается в приводящих мышцах плеча и сгибателях; в ноге в разгибателях и приводящих мышцах бедра. Рука приведена и согнута, нога вытянута - поза Вернике-Манна, а походка в этом случае - "циркумдуцирующая" или "косаря". При спастическом нижнем парапарезе ходит на "носочках" с приведенными бедрами.

Повышение сухожильных и периостальных рефлексов сопровождается расширением рефлексогенных зон.

Снижение или отсутствие кожных рефлексов (брюшных, кремастерных, подошвенных); наблюдается на стороне паралича и связано с отсутствием тонизирующего влияния коры на дуги этих рефлексов, необходимого для их функционирования.

Клонусы стоп, коленных чашечек - ритмическое сокращение мышц в ответ на растяжение сухожилий - является следствием резкого повышения сухожильных рефлексов.

Патологические рефлексы. Различают кистевые, стопные (сгибательные и разгибательные) патологические рефлексы и рефлексы орального автоматизма.

Кистевые патологические рефлексы - Россолимо, Жуковского, Якобсона-Ласка.

Стопные патологические рефлексы. Сгибательные рефлексы характеризуются медленным сгибанием пальцев стопы в ответ на раздражение - Россолимо, Жуковского, Бехтерева. Разгибательные рефлексы характеризуются появлением разгибания (экстензии) большого пальца стопы и веерообразным расхождением II - V пальцев - Бабинского, Гордона, Шеффера, Оппенгейма, Пуссепа.

Патологические защитные рефлексы - появление движения в парализованной конечности на раздражение.

Патологические синкинезии - непроизвольно возникающие содружественные движения в парализованной конечности в момент активных движений. Они бывают глобальными, координаторными и иммитационными.

Периферический паралич - возникает при поражении второго, периферического двигательного нейрона в любом его участке (клетки переднего роза или двигательных ядер ствола, передний корешок, сплетение, периферический нерв). Основные системы периферического паралича: арефлексия, атония, атрофия мышц, фибриллярные и фасцикулярные подергивания, реакция перерождения в нерве.

Реакция перерождения - является специфическими симптомами поражения периферического мотонейрона, выявляется при исследовании электровозбудимости. В норме при раздражении мышц гальваническим током катод замыкательное (КЗС) больше анод замыкательное сокращение (АЗС). При реакции перерождения КЗС=АВС или АВС > КЗС.

Фибриллярные и фасцикулярные подергивания возникают как правило при хроническом дегенеративном процессе в клетках периферических двигательных нейронов (передние рога и ядра).

Клинические особенности неврологического статуса здорового новорожденного, имеющие диагностическое значение, заключаются в следующем.

Для здорового новорожденного характерно наличие некоторых симптомов, присущих центральному параличу, что связано с еще непрочными и «незрелыми» кортико-нуклеарными и кортико-спинальными связями: 1. «патологические» симптомы орального автоматизма; 2. мышечный гипертонус в сгибателях до 3-4 месяцев; 3. гиперрефлексия; 4. стопный симптом Бабинского до 1 года; 5. физиологические синкинезии первого года жизни.
СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПОРАЖЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Поражение периферического нерва вызывает периферический паралич. Возникают атрофия мышц, иннервируемых данным нервом, атония (гипотония) этой группы мышц, выпадение рефлексов. В связи с тем, что периферические нервы смешанные, наряду с двигательными расстройствами наблюдаются боли, нарушения чувствительности и вегетативные расстройства в зоне иннервации этого нерва.

При поражении передних корешков развиваются периферический паралич мышц, иннервируемых данным корешком, фасцикулярные подергивания.

Поражение передних рогов спинного мозга вызывает периферический паралич в зоне иннервации данного сегмента. Особенностями его являются раннее возникновение атрофии, реакции перерождения, наличие фибриллярных подергиваний. В передних рогах спинного мозга содержатся различные группы клеток, иннервирующие соответствующие мышцы. Поражение отдельной группы клеток приводит к атрофии, атонии определенных мышц (мозаичность поражения). В результате поражения передних рогов спинного мозга с обеих сторон в сегментах C5-Th1, (шейное утолщение) наступает периферический паралич рук (верхняя параплегия или верхний парапарез). Поражение передних рогов спинного мозга с обеих сторон на уровне поясничного утолщения вызывает периферический паралич нижних конечностей (нижняя параплегия или парапарез).

При поражении бокового канатика спинного мозга (tractus corticospinalis) развивается центральный паралич мускулатуры ниже уровня поражения. При локализации процесса в грудном отделе спинного мозга возникает паралич ноги на стороне очага, при локализации процесса выше шейного утолщения - центральный паралич руки и ноги.

Поражение конского хвоста обусловливает периферический паралич нижних конечностей, расстройство мочеиспускания периферического типа, расстройство чувствительности в области промежности и на нижних конечностях. Характерны резкие боли, асимметрия симптомов.

Вследствие поражения мозгового конуса наступают утрата чувствительности в области промежности, расстройство мочеиспускания периферического типа (истинное недержание мочи).

При поражении спинного мозга на уровне L1-2-S1-2 (поясничное утолщение) развиваются вялый паралич и анестезия нижних конечностей, центральное расстройство мочеиспускания.

Результатом поражения грудного отдела (Th2-Th12) являются спастический паралич нижних конечностей, центральное расстройство мочеиспускания, нарушение всех видов чувствительности по проводниковому типу.

Поражение спинного мозга на уровне С5-Th1-2 (шейное утолщение) вызывает периферический паралич верхних и спастический - нижних конечностей, нарушение всех видов чувствительности по проводниковому типу, центральное расстройство мочеиспускания, синдром Горнера (птоз, миоз, энофтальм).

При поражении спинного мозга на уровне С14 (верхнее шейный) развиваются тетраплегия и утрата всех видов чувствительности ниже уровня поражения, парез или паралич диафрагмы, центральное расстройство мочеиспускания (задержка, периодическое недержание мочи).

Поражение пирамидного пути в области пирамидного перекреста приводит к параличу руки на стороне очага, ноги - на противоположной стороне.

Поражение пирамидного пути в мозговом стволе вызывает центральную гемиплегию на противоположной стороне. Обычно при этом вовлекаются в процесс ядра черепных нервов или их корешки, что сопровождается возникновением, помимо контралатеральной гемиплегии, периферического паралича мышц языка, лица, глазного яблока на стороне локализации очага (альтернирующий синдром). Альтернирующие синдромы позволяют определить локализацию поражения ствола мозга. Например, при очаге в области среднего мозга гомолатеральный периферический паралич мышц глаза (ядро III нерва, его корешок) сочетается с контралатеральной гемиплегией.

В результате поражения пирамидного пути во внутренней капсуле возникает равномерная гемиплегия на противоположной стороне. Одновременно отмечается центральное поражение VII и XII пар нервов (вследствие сопутствующего перерыва кортико-нуклеарных путей, идущих к двигательным ядрам ствола мозга).

Поражение передней центральной извилины является причиной геми- или чаще моноплегии (монопареза), так как обычно поражается не вся предцентральная извилина, а только ее отдельные участки, одновременно отмечается поражение мышц нижнего квадранта лица и половины языка с противоположной стороны.

Раздражение передней центральной извилины вызывает эпилептические судорожные припадки. Судороги могут быть очаговыми (джексоновская эпилепсия) или генерализованными.


Лекция 2: ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА. ПОРАЖЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ.
Под чувствительностью понимают способность организма ощущать и воспринимать воздействия раздражителей внешней и внутренней среды. Благодаря ощущению распознаются отдельные качества раздражителя (холод, тепло, прикосновение и тд.). Восприятие же обеспечивает воссоздание целостного представления о раздражителе.

Чувствительность должна быть рассмотрена с точки зрения учения И. П. Павлова об анализаторах. Раздражения воспринимаются с помощью специфических систем спинного и головного мозга – анализаторов.

Анализатор представляет собой сложный нервный механизм, начинающийся воспринимающим прибором и кончающийся в мозге; этот прибор имеет задачей разлагать (анализировать) сложность внешнего мира на отдельные элементы.

В анализаторе различают 3-и основных звена: периферическую часть – рецептор (преобразующий воздействия раздражителя в нервный импульс); проводящие чувствительные пути; мозговой (корковый) отдел анализатора, где осуществляется анализ и синтез поступающей по проводящим путям информации и воспринимающих клеток - соединение всех этих частей в один механизм, в единую функциональную систему и носит общее название анализатора.

Корковый отдел последнего, где осуществляется высшая функция анализа и синтеза, и является тем, что в клинике до сего времени носит наименование корковых чувствительных и гностических центров.

Рецепторы (нервные окончания) представляют собой специальные (для каждого вида чувствительности) трансформаторы, из которых каждый превращает в нервный процесс определенный вид энергии.

Нервные окончания, расположенные в тканях, весьма различны по их гистологической структуре. Предполагается, что холодовой чувствительности соответствует один вид окончаний, чувству давления, суставно-мышечному чувству - другие и т.д. Разнообразны по строению и нервные окончания системы интероцепторов.

Среди рецепторов различают:

1- экстероцепторы

а) контактцепторы, воспринимающие раздражения, наносимые извне и падающие непосредственно на ткани организма (болевые, температурные, тактильные и др.);

б) дистанцепторы, воспринимающие раздражения от источников, которые находятся на расстоянии (свет, звук, запах);

2- проприоцепторы (воспринимают раздражения, возникающие в мышцах, сухожилиях, связках, суставах);

3- интероцепторы (воспринимают раздражения от внутренних органов).

На основании этого деления в клинической практике различают следующие виды чувствительности: экстероцептивную (поверхностную), проприоцептивную (глубокую), интероцептивную (вегетативно-висцеральную) и сложные виды чувствительности (стереогностическое, двумерно-пространственное, дискриминационное, кинестезии, локализации).

К глубокой чувствительности относится суставно-мышечное чувство, вибрационная чувствительность, чувство давления и веса.
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации