Сороко С.М. Культурология - файл n1.doc

Сороко С.М. Культурология
Скачать все файлы (1568.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1569kb.14.01.2014 04:31скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования

«Полоцкий государственный университет»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов специальностей 1-36 07 01,

1-70 05 01, 1-48 01 03


Автор-составитель

С. М. Сороко

Новополоцк 2006

УДК 168.522(075.8)

ББК 71(я73)

К 90

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
А. А. ГУГНИН, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой мировой литературы
и культурологии;

В. И. КАРАВКИН, канд. филос. наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории

и мировой культуры УО «Витебский государственный университет

им. П.М. Машерова»;

Н. Б. ЛЫСОВА, канд. филол. наук, доцент кафедры мировой литературы

и культурологии
Рекомендован к изданию советом историко-филологического факультета
Автором написаны модули 0, 1, 2, 5, 6, 7, 10


К 90

Культурология : учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-36 07 01, 1-70 05 01, 1-48 01 03 / авт.-сост. С. М. Сороко. – Новополоцк: ПГУ, 2006. – 220 с.


ISBN 985-418-472-2
Содержит краткое изложение программного курса культурологии, основы научно-теоретических знаний по темам, словари понятий, материалы для практических и семинарских занятий с методическими рекомендациями к ним, основную и дополнительную методическую литературу, а также краткий перечень имен и сведений о деятелях мировой культуры.

Предназначен для студентов негуманитарных специальностей вузов и всех, кто интересуется культурологической проблематикой.

УДК 168.522(075.8)

ББК 71(я73)


На первой стороне обложки –

«Осмеяние и коронование терновым венцом», И. Босх

ISBN 985-418-472-2

© С. М. Сороко, автор-составитель, 2006

УО «ПГУ», 2006

ВВЕДЕНИЕ
Курс «Культурология» не является профилирующим для студентов технологического факультета, тем не менее он играет важную роль для общеобразовательного уровня высококвалифицированных специалистов технических специальностей с высшим университетским образованием.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» подготовлен в соответствии с требованиями республиканской программы и предназначен для студентов негуманитарных специальностей. Он предусматривает 36 часов лекций, 18 часов семинарских (практических) занятий и зачет.

Культурология – сравнительно новая дисциплина в системе высшего образования Республики Беларусь. В то же время, это сложная гуманитарная дисциплина, требующая от студентов эрудиции, аналитического мышления, базовых знаний истории мировой художественной культуры. Предлагаемый учебно-методический комплекс максимально, по мнению автора, адаптирован для студентов первого курса. Приступая к изучению дисциплины, студенты должны учесть, что столкнутся, во-первых, с трудностью восприятия научной лексики, сложной терминологией; во-вторых, с обилием научных точек зрения по различным культурологическим проблемам, что в целом обусловлено современным состоянием гуманитарных наук, изучающих и исследующих культуру.

Цель преподавания культурологии состоит в том, чтобы дать белорусским студентам европейское классическое культурологическое образование, ввести их в сложный мир проблематики культуры; раскрыть логику историко-культурного процесса, определяя генезис, закономерности развития, способы функционирования культуры на всех этапах исторического развития и во всех сферах жизнедеятельности человека, а также научить ориентироваться в мире культурных знаков-символов, художественных стилей и направлений, в целом понимать значимость материальных и духовных ценностей жизни.

Учебно-методический комплекс «Культурология» представлен в виде следующих блоков-модулей:

М-0. Введение в курс. Система культурологического знания.

М-1. Первобытная культура.

М-2. Культура древних цивилизаций.

М


-3. Античность. Культура Древней Греции и Древнего Рима.

М-4. Контроль.

М-5. Культуры Средневековья.

М-6. Европейская культура Возрождения и Реформации.

М-7. Европейская культура Нового времени.

М-8. Культурологические концепции XIX – XX вв.

М-9. Модернизм и постмодернизм.

М-10. Белорусская культура в системе мировой культуры.

М-11. Контроль.

Модули курса во взаимосвязи включают основные понятия и темы, рассматриваемые в «Теории культуры» и «Истории культуры». Всего их двенадцать: М-0 – базовый, теоретический; М-1, М-2, М-3 – культуры древности; М-4 – контрольный, приурочен к первой аттестации; М-5 –
европейская и арабо-мусульманская культуры Средневековья; М-6, М-7 – европейская культура XV – XIX вв.; М-8, М-9 – современное европейское культурологическое знание; М-10 – белорусская культура в системе мировой культуры; М-11 – итоговый контрольный, который непосредственно связан с зачетом. Кроме контрольных модулей, каждый предусматривает проверку уровня знаний и оценку способностей студентов в течение всего курса.

При подготовке учебно-методического комплекса основными информационными источниками служили энциклопедические словари: «Новейший философский словарь» (составитель и главный научный редактор А. Грицанов, Минск, 2001), «Постмодернизм» (редакторы А. Грицанов, М. Можейко, Минск, 2001), а также культурологические труды отечественных и зарубежных ученых. Комплекс содержит словарь основных культурологических понятий. Словарь разбит на части по тематике и включен в соответствующие модули. Также в комплексе дан «Краткий перечень имен и сведений о выдающихся деятелях мировой культуры», который поможет студентам при изучении культурологии.

МОДУЛЬ 0. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. СИСТЕМА

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Модуль является первым в курсе изучения культурологии. Он предназначен для ознакомления студентов с новой дисциплиной, с ее основными понятиями, универсалиями, категориями. Здесь определяется место культурологии в системе гуманитарного знания, а также ее связь с другими гуманитарными дисциплинами, объектом изучения которых является культура.

Фундаментальной основой системы культурологического знания является творческая деятельность человека. Модуль раскрывает основные элементы этой системы, очерчивает ее структуру, акцентирует внимание на понятии динамики культурного развития.

Цель модуля – помочь студенту свободно ориентироваться в дальнейшем изучении гуманитарной дисциплины, опираясь на новые для него термины и категории «Теории культуры». Модуль дает общее (поверхностное) представление о многообразии форм культуры, о ее типологиях, об основных направлениях анализа культуры в виде существующих в европейской науке культурологических концепций.

Полного осмысления студентами теоретических знаний и понятий модуля планируется достичь в конце изучения курса. В этом отношении модуль является базовым, структурообразующим, а все последующие раскрывают, углубляют и расширяют эрудицию студентов в системе культурологического знания.

В процессе изучения темы студент должен:

1. Освоить термины и понятия:

– артефакт культуры;

– архетип культуры;

– культура;

– менталитет;

– модернизм;

– новация;

– постмодернизм;

– семантика;

– семиотика;

– символ;

– субкультура;

– традиция.

2. Характеризовать явления:

– национальной культуры;

– мировой культуры.

3. Анализировать и интерпретировать процессы:

– существования региональной, субрегиональной, этнической культур;

– влияния экологической культуры на жизнь общества.

4. Формировать умение:

– отличать творческую деятельность от продуктивной и репродуктивной;

– выявлять различия между массовой, элитарной, народной культурами.
1. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА

(учебно-информационный блок)


Тема

занятий

Тип

занятий

Вид

занятий

Количество

часов

Введение в курс. Система культурологического знания

Освоение новых

знаний

Лекция

4

Биосоциальная

типология культуры

Углубление

и систематизация знаний

Семинар

1,75

Многообразие

культурных форм

Результативный

контроль

Устный

опрос

0,25


2. ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО МОДУЛЮ

«СИСТЕМА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
Культурология – гуманитарная наука об общих закономерностях развития культуры как творческого процесса человеческой деятельности. Самостоятельной научной дисциплиной она стала в ХХ в.; в конце прошлого века введена в систему высшего образования Республики Беларусь.

Культурология объединяет комплекс гуманитарных наук, предметом и объектом изучения которых является культура. Это философия культуры, культуроведение, социология культуры, история мировой культуры. Изучаемая научная дисциплина синтезирует также знания этнографии, археологии, антропологии, герменевтики, искусства, литературы и т.д. Синтезированные теоретические и практические данные легли в основу многочисленных культурологических концепций, основная часть которых была сформулирована в XIX – XX вв. и составляет основу современного европейского культурологического знания.

По приоритетности выполняемой функции современные культурологические концепции и подходы к исследованию культуры делятся:

– на предметно-ценностные;

– деятельностные;

– информационно-знаковые.

Функции культуры:

– мировоззренческая;

– познавательная (гносеологическая);

– ценностная (аксиологическая);

– информационно-коммуникативная;

– регулятивная;

– воспитательная и образовательная;

– прогностическая.

По первоначалу или по происхождению культуры (культурогенез) выделяются:

символическая концепция культуры, в основе которой утверждение, что культуру создали символы. Немецкий философ культуролог
Э. Кассирер вывел концепцию происхождения культуры из факта несовершенства биологической природы человека, бытие которого, в отличие от других высокоразвитых биологических существ, протекает в символических формах. Язык, миф, искусство, религия – части символического универсума. Человек живет среди воображаемых эмоций, среди иллюзий, фантазий, где символ «синтетическое начало» культуры, позволяющее человеку осмысленно действовать, – единственная возможность видеть в многообразии единое;

игровая концепция культуры, в которой игра воспринимается в качестве культурно-исторической универсалии, как творческое позитивное начало. Классической работой в этом культурологическом направлении является «Homo ludens» («Человек играющий», 1938) нидерландского историка и теоретика культуры Й. Хёйзинга, который пришел к выводу, что развитие высоких форм культуры связано, в первую очередь, с игровыми инстинктами, присущими человеку по самой природе;

– новоевропейская концепция: культура как отвлечение от природы. В ее основе лежит дихотомия «культура – натура» либо «естественное – искусственное», противопоставление «природного» и «цивилизованного». Сформировавшиеся в XVII –XVIII вв. идеи «естественного права», «общественного договора», программа культивирования разума (Д. Локк,
Т. Гоббс, Г. Гроций, Б. Спиноза, Р. Декарт, Б. Грасиан и др.) положили начало процессу осмысления культуры как «второй природы» в рамках философии;

трудовая концепция происхождения культуры основана на эволюционной картине живой природы и теории происхождения видов путем естественного отбора Ч. Дарвина.

По теоретическим моделям типологии культуры различают:

– социальную и биосоциальную;

– этнонациональную;

– историческую.

Органическая концепция культуры рассматривает общество и культуру как живой организм, в котором социальные институты подобны органам тела, а социокультурные процессы – физиологическим процессам. Воспринимали культуру как живой биологический организм Г. Спенсер,
Э. Тайлор, О. Шпенглер, эволюционисты. Природный характер культурных процессов подразумевает их цикличность – теория культурных циклов (Ш. Монтескье, Д. Вико, О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби и др.) – неизбежную повторяемость, синхронность, что является общеисторическим законом развития любой культуры. Каждая культура непременно проходит стадии рождения, становления, расцвета, старения, умирания.

В настоящее время по носителю (представителям) подразделяют культуру на общечеловеческую (мировую) и национальные культуры.
В культурологии рассматриваются также понятия этнической культуры, региональной, субрегиональной, суперрегиональной. Это промежуточные культурные образования, еще не вошедшие или уже вышедшие (по ценностной ориентации, которая может, например, быть религиозной или идеологической) за рамки той или иной культурной системы.

Мировая культура – это общепризнанный синтез (сплав) лучших достижений всех культур народов, населяющих нашу планету сегодня, а также лучшие достижения культур древности. Основой мировой культуры являются гуманистические ценности. С точки зрения гуманистических ценностей мировой культуры любая культура может рассматриваться как прогрессивная либо как реакционная.

Национальная культура – синтез культур различных слоев и групп соответствующего общества, имеющий свое ярко выраженное национальное своеобразие, неповторимость и оригинальность, как в духовной, так и в материальной сфере. Для любой национальной культуры всегда свои национальные ценности будут приоритетными.

Нация – полиэтническая, социокультурная и политическая общность людей, объединенных идеей единого государства, а также национальной идеей как фундаментом для развития духовной и материальной культур. Нация в отличие от этноса существовать без государства не может.

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, основанная на единстве происхождения (общности предков), биопсихических признаков, социокультурных ценностей и самоидентификации.

Динамика культуры характеризуется ее количественными и качественными изменениями. Если изменения происходят в пределах одного культурного образования, трансформируя, но не разрушая полностью его форму и содержание, то говорят о культурной эволюции. Культурная революция – коренное изменение качества какой-либо культуры, ее содержания, структуры, функциональных связей, смысла культурных универсалий и переход к новой культурной модели (эпохе).

Культурная революция осуществляется только в рамках одной культурной среды. Ее цель – переоценка традиционных ценностей, изменение ценностной ориентации. Известны буржуазная французская культурная революция (конец XVIII в.), «культуркампф» в Германии (Бисмарк, 70-е годы XIX в.), социалистические культурные революции в СССР
(Ленин, Луначарский, 30-е годы XX в.), в Китае (Мао Цзэдун, 60-е годы XX в.) Мировая культура характеризуется эволюционным развитием.

Источниками культурной динамики являются противоречия, которые могут быть религиозными, национальными, социальными, классовыми, логическими, психологическими и т.д. В культурологии важная роль отводится «аполлоновскому» началу и «дионисийскому» началу бытия и художественного творчества, с которыми связано поступательное движение культуры.

Динамика может быть

– органической;

– полуорганической;

– неорганической.

Динамика культуры схематически выражается диалектическим единством «традиция – модерн – постмодерн».

3. СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
«Восток» – архетип мировой культуры, который характеризуется приоритетом духовных ценностей, общинным началом, коллективизмом и тоталитаризмом, идеализмом и иррационализмом.

«Запад» – архетип мировой культуры, который характеризуется господством принципов и ценностей материализма, практицизма и рационализма, индивидуализма и активизма, свободы и демократии.

«Осевое время» – культурологическое понятие, введенное в науку К. Ясперсом. Под «осевым временем» понимается время формирования «оси мировой истории» (середина I тысячелетия до н. э.), когда независимо друг от друга в различных культурах появляется философия, зарождаются основы будущих мировых религий. «Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день»1. Исторический период между 800 и 200 гг. до н. э. считается эпохой духовного основоположения человечества, становления истории как мировой, общечеловеческой.

Амбивалентность (греч. amphi – с обеих сторон, вокруг + лат. valentia – сила) – двойственность, когда один и тот же объект вызывает у человека (субъекта) одновременно два противоположных чувства. Например, симпатию и антипатию, одобрение и неодобрение.

Артефакт (лат. artefactum – искусственно сделанное) культуры – единица искусственного мира, созданная человеком. Это может быть любой объект, появление которого непосредственно связано с деятельностью людей, а не чисто природного происхождения. Например, техника, дороги, предметы, вещи и т. п. Артефакты обладают свойством амбивалентности.

Архетип – (греч. archetypos – прообраз, проформа) начальный образ или первообраз, запечатленный в душе человека. Понятие, восходящее к традиции платонизма. В начале ХХ в. введено и разработано К. Юнгом в аналитической психологии как структурообразующий элемент коллективного бессознательного. Архетипы коллективного бессознательного – универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение.

Дихотомия – (греч. dichotomia – сечение на две части) деление целого на две одинаково развитые части. Примером культурной дихотомии может служить, например, деление мировой культуры на два архетипа: Запад – Восток.

Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – это многоуровневая динамично развивающаяся система материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством (группами, общностями людей) в процессе исторического развития.

Маргинал (от позднелат. marginalis – находящийся на краю; margo – край, граница) – человек, который находится между какими-либо социальными группами, вне их культурных типов. Он осваивает чуждый образ жизни и культурные ценности, которые ему не свойственны.

Менталитет (лат. mentalis – умственный, духовный) – образ или способ мышления личности или общественной группы, народа, их склад ума, мировосприятие. Формируется на основе традиционных ценностных форм сознания (мораль, философия, религия и т. п.) в недрах культуры, постоянной среды обитания человека.

Модерн (нем. die moderne, фр. modernitй) – современность. В культурологии это понятие воспринимается как синоним новации: культурные изменения в соответствии со вкусами и требованиями времени. В европейском искусстве это стиль конца XIX – начала XX вв., в качестве нового современного искусства противопоставлявший себя академизму и классицизму, был ориентирован на рациональность, эффективность человеческой деятельности.

Модернизм (фр. modernisme) – общее название различных направлений и школ философии, искусства, литературы ХХ века, представители которых отрицали традиционные формы прошлого и классическую эстетику, дистанциировались от них, опираясь в основном на допустимую условность, экспериментаторство, абстрактное моделирование и конструирование, поиск новых ценностей и истин. Для всех модернистских направлений характерен приоритет новации перед традицией.

Новация (лат. novatio – обновление, изменение) – любое новшество, рассматриваемое как явление культурной динамики, нетрадиционное для данного общества, частично или полностью разрушающее устойчивые социокультурные нормы, взгляды.

Осевые культуры – культуры Греции, Индии, Китая, Персии, Палестины.

Постмодернизм – современное состояние европейской культуры с тенденцией к субъективации социальной жизни как свободного выбора, к единству в многообразии, к культурному и цивилизационному плюрализму. Понятие отражает завершение эпохи модернизма. Это направление современной культуры и культурологии сформировалось в 70 – 80-х годах ХХ в., базируется на осознанной необходимости ограничения рационализма, на понимании того, что результаты культурного прогресса поставили под угрозу уничтожение времени и пространства самой культуры.

Семантика (гр. sēmantikos – обозначающий) – смысл, значение слов, знаков, их интерпретация. Как раздел семиотики семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла, как раздел логики – исследует отношения между логическими знаками и понятиями.

Семиотика (гр. sēmeiōtikē – учение о знаках) – учение о знаках и знаковых системах. Изучает способы коммуникации между людьми через знаковые системы (в первую очередь, языки), выявляет особенности различных систем.

Символ (гр. symbolon) – условный опознавательный знак, художественный обобщенный образ, воплощающий собой какую-либо идею. Имеет знаковую природу, но в отличие от знака символ имеет глубинное логически-непроницаемое содержание, «чувственное воплощение идеального» (Э. Кассирер).

Субкультура – «подкультура» или культура в культуре, как одна из форм проявления творческой деятельности ограниченного по каким-либо ценностным критериям круга лиц. Возникает и развивается в рамках более широкой культурной системы как ее составная и подчиненная часть. Так, например, выделяют молодежную субкультуру в рамках социальной культуры.

Творческая деятельность – активно преобразующая деятельность субъекта (свободной личности) своего внутреннего духовного мира и внешнего мира как объекта.

Традиция (лат. traditio – передача, повествование) – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколения обычаи, обряды, нормы поведения, вкусы, взгляды и т. п. Благодаря традиции осуществляется связь времен, обеспечивается устойчивая историко-генетическая преемственность в социокультурных процессах.

Экологическая культура характеризует поведение и отношение человека, групп, общностей людей к окружающей среде, отражает определенный качественный уровень экологических знаний и взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания.

Элита (франц. йlite – лучшее, избранное) – высшие привилегированные слои общества, осуществляющие функцию управления, непосредственно влияющие на развитие экономики, науки, культуры.
4. МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ

ИЗУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
4.1. Материалы к лекциям
Возможен следующий план лекций:
ПЕРВАЯ

1. Понятия культуры и культурологии.

2. Творческая деятельность как основа любого культурного процесса.

3. Универсалии, категории, элементы структуры культурологического
знания.
ВТОРАЯ

4. Динамика культурных процессов.

5. Классификация и типология культурологического знания.

6. Артефакты мировой культуры.
4.2. Вопросы к лекциям


  1. Что общего и в чем различие между культурологией и культуроведением?

  2. Всякая ли деятельность человека является творческой? Какие виды деятельности вы знаете?

  3. По каким критериям различаются прогрессивные и реакционные культуры? Какие ценности являются основополагающими для мировой культуры?

  4. Как проявляется диалектическое единство традиции и новации?

  5. Какие подходы к анализу культуры есть в культурологии?

  6. Что такое «Запад» и «Восток» в культурологии?

  7. Какие теории происхождения культуры рассматриваются в культурогенезе?

  8. Чем отличаются культурные революции от культурной эволюции?

4.3. Вопросы и задания

для самостоятельной работы студентов
Вопросы:


  1. Что такое материальная культура? Что является ее семантической единицей?

  2. Что такое духовная культура? Что является ее семантической единицей?

  3. Какие сферы деятельности людей включает понятие «художественная культура»?


Задание:


  1. Подсчитайте, сколько исторических типов культур вы знаете.


4.4. Материалы к семинару

«Биосоциальная типология культуры»
Вопросы для изучения


  1. Экологическая культура.

  2. Массовая культура.

  3. Элитарная культура.

  4. Маргинальная культура.


Темы для сообщений, рефератов


  1. Экологические проблемы современности.

  2. Теория элиты.


Методические рекомендации


  1. Охарактеризуйте массовую культуру как явление западноевропейской культуры конца XIX – ХХ вв., рожденное научно-технической революцией, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ.

  2. Установите связь между массовой культурой и развитием кино, телевидения, радио, средств массовой информации и коммуникации, которые ориентируют свою деятельность на массовых потребителей культурной продукции.

  3. Обратите внимание на то, что представление об элите формировалось исторически в трудах Платона, Конфуция, Т. Карлейля,
    Ф. Ницше. Как система взглядов теория элиты сформирована в
    ХХ веке, в ее основе труды В. Парето, Г. Моски, Ч. Миллса и др. В соответствии с этой теорией, как правило, в любом обществе можно выделить пять элит: политическая, экономическая, административная, военная и идеологическая. Представители элиты – это незаурядные творческие личности, наделенные прозорливостью, инициативой, предприимчивостью. Любой человек, наделенный такими чертами, может войти в элиту.

  4. Объясните понятие «культурная маргинальность» или маргинальная культура. Оно указывает на существование в рамках традиционной или господствующей культуры иного культурного образования. Термин «маргинал» ввел в науку американский социолог Р. Парк применительно к «культурным гибридам», людям, утратившим старые социокультурные связи, но еще не нашедшим себя в новой культурной среде.

  5. Поясните, почему в индустриальном обществе экологические знания формируют нормы личного и общественного поведения, отношение человека к природе как мировой общечеловеческой ценности?

  6. Сопоставьте и проанализируйте два понятия экологической культуры. Экологический кризис – тяжелое состояние экологических систем и биосферы в целом, которое вызывает изменение структуры окружающей среды. Экологическая катастрофа – полное разрушение устойчиво развивающейся экологической системы.

Экологические кризисы могут быть естественного и антропогенного происхождения. Естественные кризисы органически присущи эволюционному процессу развития биосферы, несущественно влияют на ее целостность.

Антропогенные кризисы вызваны негативными факторами человеческой деятельности. Загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного покрова и животного мира, вовлечение больших территорий в хозяйственный оборот – все это приобретает глобальные масштабы и составляет глобальные проблемы человечества.

5. ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ


  1. Материальную или духовную культуру Гегель назвал «второй природой»?

(Правильный ответ: материальную культуру).

  1. Прочтите внимательно перечень: орудия труда, наука, мифология, быт, транспорт, познание, воспитание, физическая культура, просвещение, право, философия, этика, производство, искусство, литература, религия. Разделите его на две части. Справа запишите все, что относите к материальной культуре, слева – к духовной.

  2. Какие из приведенных ниже характеристик соответствуют произведениям массовой культуры, а какие описывают черты элитарной:

– стандартна, стереотипна, неглубока;

– тиражирована, легко доступна, рассчитана на «среднего» человека;

– обладает глубинной проблематичностью, изысканностью вкуса;

– ориентирована на менталитет создателей, как людей с особой художественной одаренностью и восприимчивостью.

  1. Духовные ценности создают представители…

– элитарной культуры;

– массовой культуры;

– и те и другие.

  1. Авария на Чернобыльской АЭС привела к экологическому кризису или экологической катастрофе?

  2. Согласны ли вы с утверждением, что причина возникновения элиты в обществе – это природная одаренность отдельных личностей?

  3. Римский клуб – это международная общественная организация, объединяющая предпринимателей, политических деятелей, высокопоставленных служащих, экспертов, деятелей культуры, ученых стран Западной Европы, Северной и Южной Америки и др. Существует с 1968 г. Чем занимается:

– организацией личного досуга;

– глобальными проблемами человечества;

– проведением кинофестивалей;

– экологическими проблемами;

– развитием науки.

  1. Какие элиты выделяют в обществе? Перечислите их.

  2. Можно ли считать маргиналами мигрантов? Например, из деревни в город, из одной страны в другую.

  3. Согласны ли вы с утверждением, что маргинальная личность обладает такими чертами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стеснительность, эгоцентричность?

  4. Как называется недавно возникшая научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей воздействия общества на биосферу и изменений, которые оказывают обратное влияние биосферы на общество в целом и каждого человека в отдельности?

  5. Какова семантика термина «экология»? Кто ввел это понятие в научную лексику?


ЛИТЕРАТУРА


  1. Алпеева Т.М. Введение в культурологию. – Мн., 1997.

  2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М., 2000.

  3. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений. –СПб., 2000.

  4. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

  5. Крукоўскі М.І. Філасофія культуры. Уводзіны ў тэарытычную культуралогію. – Мн., 2000.

  6. Культурология / Под ред. А.С. Неверова. – Мн., 2004.

  7. Левяш И.Я. Культурология: Учеб. пособие для студ. вузов. –
    Мн., 2004.

  8. Лиотар Ж. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература. – 1994. – № 1.

  9. Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. –
    Мн., 2001.

  10. Морфология культуры. Структура и динамика / Под ред. Э.А. Орловой. – М., 1994.

  11. Новейший философский словарь. – Мн., 2001.

  12. Постмодернизм. Энциклопедический словарь. – Мн., 2001.

  13. Хёйзинга Й. Homo ludens. – М., 1992.

МОДУЛЬ 1. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В этом модуле студенты изучают культуру первобытного общества, представления о которой основаны на знаниях археологии и антропологии. В системе культурологического знания первобытная культура рассматривается только как часть более широкого понятия – архаическая культура. Первобытность связывают с возникновением первых очагов культуры на планете, с появлением искусства, верований, с зарождением первых форм материальной и духовной культуры человеческих сообществ.

Тема непосредственно затрагивает проблематику культурогенеза – возникновения культур, а также проблематику философской антропологии, центрированной вокруг «первого» человека, его деятельности и мировосприятия.

В процессе изучения темы студент должен:

1. Освоить понятия:

– анимизм;

– культурогенез;

– миф;

– монотеизм;

– политеизм;

– синкретизм;

– тотемизм;

– фетишизм;

– язычество.

2. Характеризовать явление

– неолитической революции.

3. Анализировать и интерпретировать процессы:

– появления представлений о пространстве и времени;

– возникновения первых форм искусства.

4. Формировать умение:

– понимать символическую природу явлений;

– различить исторические периоды архаической культуры.

1. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА

(учебно-информационный блок)


Тема занятий

Тип занятий

Вид занятий

Количество часов

Первобытная

культура

Освоение новых

знаний

Лекция

2

Архаические формы мировосприятия

Углубление

и систематизация знаний

Семинар

0,9

Архаическая

культура

Результативный

контроль

Письменный

тест

0,1


2. ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

ПО МОДУЛЮ «ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА»
Периодизация первобытной культуры основана на археологических данных о каменном веке (палеолите). Выделяют нижний палеолит, мезолит (средний палеолит), неолит (верхний палеолит или новокаменный век).
В культурологии эта эпоха называется доисторической.

Первобытные люди: австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец. Основное их занятие – собирательство, охота.

В палеолите заканчивается биологическая эволюция «ископаемых людей» и появляется «настоящий человек» – «homo sapiens». Происходит замена в эволюционном биологическом развитии: со стихийного на социальное развитие – упорядоченное общественными нормами, запретами. Социальным фактором, формирующим «настоящего человека», стала экзогамия, которая является более прогрессивным регулятором брачных взаимоотношений между людьми, чем эндогамия. Общественные нормы исключили из брачных взаимоотношений ближайших родственников, запретили кровосмешение (инцест).

Возникновение первых форм верований и зарождение искусства относят к 40 – 30 тысячелетиям до н.э. Основные элементы зарождающихся основ материальной и духовной культуры: орудия труда, быт, язык, мораль, верования, искусство – относят к верхнему палеолиту. В это же время формируются два главных центра будущей мировой цивилизации: афро-европейский и азиатский. Это первые очаги, впоследствии приведшие к формированию культурно-цивилизационных комплексов. В палеолите у обитателей приледниковой Европы антропологи XIX века установили черты европеоидной, в южном Средиземноморье – негроидной, а на востоке – монголоидной расы.

Виды первобытнообщинной культуры, выделяемые по роду основной деятельности человека:

– охотничья культура;

– культура земледельческих сообществ;

– культура скотоводческих или кочевых племен.

Каждый из этих видов культуры имел свои специфические особенности, формировал определенную психику людей, верования, общественное устройство, влиял на зарождающееся искусство.

Первобытная культура синкретична, однородна по составу. В ней скрыт огромный потенциал целостности. Каждая из будущих культурных форм здесь существует только в зародыше, в свернутом виде. Искусство и его разновидности, например, не выделяются в отдельный самостоятельный вид общественной деятельности, а носят только прикладной характер. Верования еще нельзя называть религией, они смешанные, а мышление первобытного человека неотделимо от природных явлений.

Неолитическая революция начинается с VIII тысячелетия до н.э. и заканчивается примерно в IV тысячелетии до н.э. Это переход к оседлому образу жизни, к земледелию и скотоводству. Кардинально изменяется мировоззрение первобытного человека. Земледельческая культура способствовала тому, что появились первые представления о пространстве и времени, о космосе и хаосе. Зародились ремесла: ткачество, керамика. Новая форма хозяйствования укоренилась на современных территориях Ближнего Востока, Индии, Южной Европы, Средней Азии, Дальнего Востока, Америки. Наличие социальной культуры и иерархии социума в период неолитической революции отражала родовая община, которую возглавлял старейшина.

После неолитической революции наступила эпоха бронзы. Эпоха бронзы (IV – II тысячелетия до н.э.) и эпоха железа (I тысячелетие до н.э.) – период существования высокоразвитых цивилизаций древности (архаики) – не относятся к первобытной культуре. Но архаические формы мировосприятия остаются вплоть до зарождения философии и основ будущих мировых религий (середина I тысячелетия до н.э.).

Синкретичный характер архаичного сознания определен европейскими учеными XIX – XX вв. – философами, историками, археологами, антропологами, культурологами – на основе научных данных и в ходе наблюдений за жизнью племен, находящихся на первобытном уровне развития в новейшее историческое время. Антропологической проблематикой архаических форм мировосприятия (миф, символ, магия, игра) занимались Э. Тайлор, Э. Кассирер, З. Фрейд, К. Юнг, Ф. Ницше, К. Леви-Стросс и др.

Синкретизм первобытного сознания в том, что человек не выделял и не отделял себя от природы и коллектива, всё вокруг воспринимал не иначе, как цельное и неделимое. Ему было характерно абстрактное мышление, динамизм и схематизм в символическом восприятии окружающего мира. Созидательницей всего была природа-женщина-хаос. Соединенными воедино были пространство-время, прошлое-будущее, космос-хаос,
сакральное-профанное. Хаос и космос – это лишь смысловые пределы, в чистом виде не существуют, это интуиции, которым нет определения. Реальность хаоса-космоса в их непрерывной взаимной обращенности и взаимопревращении.

Символы хаоса:

– абстрактные: темное, бесконечное, бесформенное, отсутствие структуры и др.;

– наглядные: земля, вода, вихрь, бездна, женское начало (поскольку свернут до точки потенциал внутриутробной жизни человеческого зародыша) и т.д.

Символы космоса:

– абстрактные: прекрасное, рожденное, оформленное, структурное, расчлененное, актуализированное и т.д.;

– наглядные: свет, форма, конечность, небо, мужское начало и т.д.

Первые представления о времени связаны с понятиями о ритме и о цикле. Ритм – это как движение маятника, у которого нет фиксированного состояния покоя. Подобно абстрактному маятнику время всегда движется либо справа налево, либо слева направо. Движение в одну сторону – космизация хаоса, движение в другую – хаотизация космоса.

Циклическое представление о времени относится к поздней первобытности, к зарождению земледельческой культуры, когда стала очевидна связь между временами года. Время движется по замкнутой кривой, вечно возвращается. Движение оказывается иллюзией по отношению к настоящему. Но качественное состояние мира постоянно меняется, совершенствуется. Норма, повторение (в культурологии «традиция») – это для архаического сознания «благо».

Архаичные формы верований:

– анимизм;

– фетишизм;

– тотемизм.

С архаичными верованиями связано возникновение ритуальной культуры (культ мертвых), магии. Культ мертвых – это почитание умерших, что было уже в традиции неандертальцев. Ритуал отражал возможность общения с мертвыми, страх перед смертью.

Религия выделится в особую форму духовной культуры через тысячелетия, а первобытности неизвестна еще дихотомия «материальное» – «духовное», поскольку мироздание – это синкретично стройная система. Духовная сущность присуща всему окружающему миру, а не только человеку. Колдун, жрец – это человек, понимающий язык природы. Он вырабатывал магические формулы, ритмические слова-заговоры, которые настраивали душу в резонанс с ритмом природы.

В первобытной культуре выделяют миф, как коллективную память, которая создает эмоционально-образную картину мира, статично отражает мировоззрение. Архаические верования (не только первобытные) – это прочная основа бытия, которая долгое время остается неизменной, существует как традиционная культура в обрядах, поверьях. Она имеет охранительный характер, защищает человека. Сначала из традиционной культуры возникает миф, затем миф создает богов (политеизм). Каждый бог имеет свое имя, функцию, характер в язычестве. Для каждого существует свой ритуал, молитвы. Боги имеют зооморфный либо антропозооморфный (человек +животное) образ.
3. СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
Анимизм (лат. anima – душа) – одушевление сил природы, явлений, в целом окружающего мира (универсума). Сверхъестественной силой человек наделял природу.

Генезис (гр. genesis – происхождение) – вторая составная часть слов, обозначающая «род», «происхождение». Название Книги Бытия или, как ее еще называют, 1-й книги заповедей Моисея о возникновении мира.

Культ мертвых – почитание умерших, форма ритуальной культуры.

Культурогенез – учение о происхождении культур, их становлении и развитии.

Магия (лат. magia, греч. mageia) – чародейство, волшебство, колдовство, архаическое верование в возможность воздействия на мир духов при помощи ритуалов, заклинаний с целью изменить (деятельностная функция) обстоятельства в интересах людей.

Мантика (греч. mantikē) – искусство гадания с целью узнать (познавательная функция) настоящее, прошлое либо будущее.

Миф (греч. mythos – предание) – духовная форма архаической культуры, выраженная в сказаниях, преданиях; коллективная память народа, которая создает эмоционально-образную картину мира, статично отражает мировоззрение.

Монотеизм (греч. monos – один, единый; theos – бог) – единобожие.

Политеизм (греч. poly – много; theos – бог) – многобожие.

Профанное – темное, заурядное, относящееся к обыденному, понятное каждому.

Сакральное – священное, относящееся к обряду, ритуалу или же к религиозному культу.

Синкретизм (греч. synkretismos – соединение) – сочетание разнородных воззрений, их однородность, основная характеристика архаической культуры. Это особенность первобытной культуры и мышления первобытного человека. Термин античности, которым обозначали смешанные религиозные воззрения. В XVI веке философы-синкретисты пытались соединить учения Платона и Аристотеля (идеи и действия).

Социум – определенное общество, обладающее своей специфической культурой, их собственный порядок общежития. Данный термин возник на основе синкретичного (неделимого) восприятия явлений общественной и культурной жизни.

Тотемизм (индейское totem – его род) – вера в таинственную связь между человеческим родом и животными, растениями, птицами, которые считались покровителями их рода.

Фетишизм (франц. fйtichisme) – наделение магической силой неодушевленных предметов и поклонение им. В первобытности это были амулеты, талисманы, магические камни с отверстиями внутри естественного происхождения.

Экзогамия (греч. exō – снаружи, вне; gamos – брак) – общинно-родовой обычай, запрещающий браки внутри рода или определенной общественной группы.

Эндогамия (греч. endon – внутри; gamos – брак) – характерный для первобытного общества обычай заключения браков внутри племени или определенной общественной группы, касты.

Язычество – это теологический термин христианства, который обозначает всю систему верований различных народов до принятия ими христианства. Происхождение термина связано со словом «язык» в значении «народ».
4. МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ

ИЗУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
4.1. Материалы к лекции
Возможен следующий план лекции:


  1. Культурогенез. Каменный век.

  2. Охотничья и земледельческая культура.

  3. Неолитическая революция.

  4. Синкретизм как основная характеристика архаической культуры.

  5. Формы верований и возникновение искусства.


4.2. Вопросы к лекции


  1. Какое влияние на современные представления о первобытной культуре оказала трудовая концепция происхождения культуры, основанная на эволюционной картине живой природы и теории происхождения видов путем естественного отбора (Ч. Дарвин)?

  2. Кто такие эволюционисты? Назовите основателей эволюционизма в истории культуры.

  3. Что общего и в чем отличие между верованиями, мифами, религией, духовной культурой?

  4. В чем сущность неолитической революции?

  5. Что такое синкретизм? Объясните синкретичный характер первобытного искусства.

  6. Назовите виды первобытнообщинной культуры.

  7. Какие формы верований первобытности вы знаете?

  8. Когда возникло первое представление о пространстве и времени?
    С чем это было связано?


4.3. Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
Вопросы:


  1. Доисторические протоцивилизации: Атлантида, Пацифида, Лемурия и др.

  2. Мифы и гипотезы об Атлантиде, об острове Пасхи.

Задания:


  1. Выясните, что такое эзотерическая наука.

  2. Поясните, на чем основаны эзотерические знания.


4.4. Материалы к семинару «Архаические формы мировосприятия»
Вопросы для изучения


  1. Искусство первобытности.

  2. Миф, символ, магия, игра.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации