Реферат - Цели и задачи инвестиционной деятельности - файл n1.doc

Реферат - Цели и задачи инвестиционной деятельности
Скачать все файлы (109.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc110kb.16.02.2014 18:05скачать

n1.doc



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Инвестиции
Тема: Цели и задачи инвестиционной деятельности.

Выполнила:

Студентка гр. ФиК 506

Смеречинская Виктория Вадимовна

Руководитель контрольной работы:

Магадан, 2010

СОДЕРЖАНИЕ


1. Инвестиционная деятельность. …………………………………………………………...4

1.2. Классификация инвестиций………………………………………………….………….7

1.3. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности. ………………….………….10

Список используемой литературы………………………..………………………….……..13

  1. Инвестиционная деятельность.

    1. Принципы осуществления инвестиционной деятельности, ее цели и задачи.

Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии,3 машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения доходов (прибыли).

Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

На территории России, в условиях кризисного социально-экономического положения, за 1996 г. предприятиями и организациями всех форм собственности освоено 370 трлн. руб. капитальных вложений за счет всех источников финансирования, включая частные и иностранные инвестиции, что составляет 82% от суммы капитальных вложений за предшествующий год. Как и прежде, к приоритетным направлениям инвестиций относятся отрасли топливно-энергитического и аграрно-промышленного комплексов, доля которых составила более половины капитальных вложений производственного назначения. Капитальные вложения непроизводственного назначения сократились несколько меньше, чем в производственные объекты.

Экономика переходного периода приводит к постепенному изменению структуры капитальных вложений по формам собственности. Однако в настоящее время доля инвестиций в государственную собственность по-прежнему остается наибольшей.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее – иностранные инвесторы).

Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законом Российской Федерации.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов инвестиционных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов инвестиций могут быть инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними.

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются:

аналогичные объекты включают и иностранные инвестиции, если они не противоречат законодательству РФ. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России путем:

Законам запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечают требованиям экологических, санитарно-гигенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц или государства.

Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются:

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций. Он по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной основе (в том числе через торги подряда) юридических и физических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, вправе контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователем таких объектов другие права, предусмотренные договором. Инвестору предоставлено право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование. Инвестор может передать по договору (контракту) свои права по инвестициям, их результатам юридическим и физическим лицам, государственным и муниципальным органам.

Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны располагать лицензией или сертификатом на право осуществления такой деятельности. Перечень работ, подлежащих лицензированию, порядок выдачи лицензий и сертификатов установлены правительством РФ.

Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств и любые другие условия хозяйственных взаимоотношений являются исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. Условия договоров (контрактов), заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия. В случаях, если после их заключения законодательством, действующим на территории РФ, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договоры (контракты) могут быть изменены.

Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законодательных актов, положение которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее чем через год с момента их опубликования. В случаях принятия государственными органами актов, нарушающих законные права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, убытки, включая упущенную выгоду, причиненную субъектами инвестиционной деятельности в результате, принятия таких актов, возмещаются им этими органами по решению суда.

Законодательством, действующим на территории РФ, гарантируется защита инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер, возможно, лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестиционного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов РФ и субъектов федерации.

Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия возмещаются инвесторами, за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действия самих инвесторов.

Инвестиции на территории РФ в некоторых случаях подлежат обязательному страхованию, что является гарантией их сохранения.

Трудность осуществления инвестиционной деятельности в РФ усугубляется, помимо инфляции, существенным усилием диспропорций в инвестиционной сфере (практическим развалом единого строительного комплекса).

Лавинообразное нарастание деформаций в инвестиционной сфере во многом вызвано неудачными попытками внедрения отдельных элементов рыночных отношений без разработки комплексного подхода к решению проблем инвестирования.

Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется предприятиями с учетом таких факторов, как инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы. Для нивелирование (снижения) давления инфляционного фактора вложения осуществляется преимущественно в движимое и недвижимое имущество (товарно-материальные ценности, импортное оборудование, приобретение зданий и сооружений), в финансовые активы и потребительские товары, в уставный капитал совместных и акционерных предприятий.

В условиях высоких темпов инфляции выбор таких объектов инвестирования определяется их особенностью сохранять стоимость и возможность получения запроектированной прибыли (дохода) главным образом путем колебаний на разницах в ценах или курса ценных бумаг.

Таким образом, дезорганизация инвесторов в результате инфляционного искажения рыночных цен на материально-технические ресурсы (что способствует бартерному обмену) привела к обесценению собственных денежных накоплений, к усилению ажиотажного спроса на ресурсы, подкрепляемых кредитной экспансией коммерческих банков.
1.2 Классификация инвестиций.

Классификация инвестиций может быть представлена следующим образом.

В зависимости от источников финансирования выделяют: государственные, муниципальные, отраслевые частные, смешанные инвестиции.

В зависимости от объектов инвестиций выделяют прямые (реальные) инвестиции в объекты отраслей реального производства; портфельные инвестиции в ценные бумаги; интеллектуальные инвестиции в науку, приобретение патентов и т.д. По назначению различают производственные инвестиции (производственная сфера),инвестиции социального назначения (социальная сфера), инвестиции природоохранного и экологического назначения (экологическая сфера).

По срокам инвестиции делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Источниками финансирования инвестиций могут быть как внутренние, так и внешние. В соответствии с действующим законодательством РФ основными источниками финансирования инвестиций хозяйствующих субъектов являются:

Основная доля в составе источников приходится на собственные средства хозяйствующих субъектов. Главными собственными источниками являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.

В условиях административно-командной системы амортизационные отчисления как источник финансирования инвестиций в основные фонды жестко контролировались государством. Нормы амортизационных отчислений устанавливались государством отдельно на полное восстановление (реновацию) и на капитальный ремонт. С 1991 года в соответствии Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» установлены нормы амортизационных отчислений только на полное восстановление, действующие и по настоящие время. До 1992 года амортизационные отчисления обосабливались на отдельных счетах и направлялись на цели инвестиций строго под контролем банка.

Допускались только два метода начисления амортизации: линейный и ускоренный. При этом метод ускоренной амортизации являлся разновидностью линейного метода. В настоящие время в области амортизационной политики права предприятий существенно расширены. Так, они самостоятельно при утверждении учетной политики на период всего срока амортизации выбирают один из четырех способов начисления амортизационных отчислений, определенных Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6-97) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств.

Линейный способ: сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости основных фондов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования основных фондов.

Способ уменьшаемого остатка: сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости основных фондов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этих основных фондов.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования: сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости основных фондов и годового соотношения, где в числители число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции: начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции и соотношения первоначальной стоимости основных фондов и предполагаемого объема продукции весь срок полезного использования основных фондов.

Однако следует иметь в виду, что до изменения действующего налогового законодательства рассмотрены способы начисления амортизации используются в бухгалтерском учете, в налогообложении же применяется линейный метод с соответствующей корректировкой налогооблагаемой прибыли.

Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования существенно изменились в силу условий экономической деятельности, характеризующихся острым недостатком собственных средств, что вынуждает хозяйствующие субъекты направлять большую часть амортизации на покрытие недостатка оборотных средств.

Прибыль как источник финансирования выступает только в той части, которая остается в виде нераспределенной прибыли и направляется на цели инвестирования. При осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений предусматривается льгота по налогу на прибыль, а именно: уменьшается налогооблагаемая прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. При предоставлении льготы в расчет принимаются фактически производственные затраты в отчетном периоде, независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных фондов, учетных по счету «Капитальные вложения». При этом из указанных затрат исключаются суммы амортизации, начисленной по основным фонам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату.

По абсолютным показателям реальные инвестиции в фактически действующих ценах за период с 1995 по 1997 год увеличились в 1,6 раза, в том числе в основной капитал – в 1,5 раза. Однако перерасчет с учетом индексов инфляции в сопоставимых ценах даст рост всего лишь в 1,1 раза.

Большое значение в составе реальных инвестиций имеют инвестиции в оборотные средства. Неблагополучное положение с оборотными средствами в связи с инфляционным эффектом является первопричиной платежного кризиса в стране. Неплатежи хозяйствующих субъектов друг другу, кредитным организациям, бюджету и внебюджетным фондам, а также по заработной плате постоянно растут. Инвестирование оборотных средств предполагает поддержание кругооборота средств действующего хозяйствующего субъекта, а также инвестирование в прирост оборотных средств при расширении объемов масштабов хозяйственной деятельности. Основными источниками финансирования выступает прибыль, кредиты банков, финансовая помощь вышестоящих структур, средства, мобилизованные через эмиссию ценных бумаг и др.

Своеобразной формой финансирования инвестиционной деятельности является лизинг, долгосрочная аренда движимого и недвижимого имущества. Лизинг рассматривается как товарный кредит, предоставляемый заемщику (лизингополучателю). В договоре I лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества.

Лизинговые операции делятся на два вида:

Использование лизинговой формы инвестирования дает возможность предприятиям приобретать необходимое оборудование без значительных капитальных затрат. При этом выгода лизингополучателя зависит от доходов по новым инвестициям и суммы арендных (лизинговых) платежей.

Наряду с внутренним источниками инвестирования важнейшее значение имеют зарубежные иностранные инвестиции. Для современной России это объективная необходимость, так как без мобилизации дополнительных инвестиционных ресурсов невозможно осуществление эффективной реконструкции и модернизации производственных мощностей, резкого повышения технологического уровня производства, преодоления затянувшегося кризиса. Прямые зарубежные инвестиции имеют ряд преимуществ:

Однако становление иностранного предпринимательства в России сталкивается с определенными экономическими и политическими трудностями. Привлечение иностранных инвестиций следует рассматривать как неотъемлемую часть инвестиционной стратегии государства, необходимо создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов. В понятие «инвестиционный климат» принято включат все то, что принимает в расчет инвестор.

1.3 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика – составное звено экономической политики государства, систем мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их инвестиционный процесс, создает условия для устойчивого социально-экономического развития государства, региона, отрасли, бизнеса в целом.

Формирование инвестиционной политики в государстве происходит на основе законодательных актов. Инициатива инвесторов, их поведение (активность или пассивность) в большей мере определяется инвестиционным климатом.

В ежегодных посланиях Федеральному собранию, указах Президент России определяет направления инвестирования. Правительство России, а также органы управления субъектов Федерации уточняют количественные показатели инвестирования и детализируют распределение инвестиций в бюджетах, федеральных и региональных инвестиционных программах.

Правительство РФ ежегодно принимает постановления о исполнении федерального бюджета за прошедший год и задачах на будущий, где указывается на необходимость повышения инвестиционной активности, формирования реальных источников накопления бюджетов развития РФ и на этой основе — увеличения объемов капитальных вложений. Конкретные меры по активизации инвестиционной деятельности содержатся в программных документах отраслей и региональных органов управления. Особое внимание в постановлениях Правительства РФ уделяется экономической реформе, направленной на развитие механизмов корпоративного управления, обеспечению инвестиционной привлекательности территорий, отраслей, направлений и предприятий.

В Постановлении Государственной думы «О концепции экономического и социального развития Российской Федерации на 1996—2000 гг.» отмечается необходимость формирования долгосрочных стратегических целей социально-экономического развития и стимулирования инвестиционной активности. В Постановлении Правительства РФ «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерацию> определены:

Ряд положений инвестиционной деятельности регулируется международными соглашениями, договорами общего характера (например, «Договор энергетической хартии»), а также соглашениями с международными финансовыми институтами (МВФ и др.). На двусторонней основе действует ряд международных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений.

Региональная инвестиционная политика является неотъемлемой частью общей инвестиционной политики в государстве, которая разрабатывается и реализуется во взаимодействии с государственными органами управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления. Это взаимодействие осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных договоров, законодательных и нормативных актов, договоров между центром и регионами и т.п.

В Российской Федерации имеется два типа субъектов — национально-государственные и административно-территориальные образования, которые согласно Конституции РФ (ст. 5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Но эти акты не усовершенствовали инвестиционный процесс и взаимоотношения между федеральными органами и субъектами Федерации.

В ближайшем будущем предстоит упорядочить отношения между всеми субъектами Федерации и Правительством РФ, так как сложившаяся ситуация не соответствует равноправным отношениям. Все республики, входящие в состав Российской Федерации и заключившие с Федеральным центром договоры о разграничении полномочий по совместному ведению управления экономикой, получили более выгодные условия для развития своих региональных экономик. О преимуществах субъектов Федерации в инвестиционной сфере над административно-территориальными образованиями свидетельствует такой факт. Нам долю национально-государственных образований (без автономных округов, входящих в состав краев и областей) приходится 15—16% общего объема инвестиций в стране, а доля средств из федерального бюджета в финансировании инвестиций на их территории составляет 30%.

В административно-территориальных образованиях общий объем инвестиций составляет 85%, а доля средств, направляемая из федерального бюджета на финансирование инвестиций в эти образования, — 70%.

В соответствии с Федеральным законом (1995 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» доходная часть местных бюджетов должна формироваться за счет местных налогов, сборов, штрафов и отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации. Однако местные бюджеты в подавляющем большинстве случаев не располагают собственной доходной базой, обеспечивающей удовлетворение инвестиционных потребностей, и почти целиком зависят от трансфертов из вышестоящих бюджетов.

По мере введения Налогового кодекса Российской Федерации и изменения бюджетного законодательства предусматривается пополнение местных бюджетов за счет 5%-го НДС, акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, подоходного налога с физических лиц, ресурсных налогов и других акцизов, 30%-го налога на землю, 40%-го налога на имущество предприятий и организаций. Вместе с тем, российские регионы пока еще не стали в полной мере самостоятельными субъектами инвестиционной политики, оставаясь во многом зависимыми от политики Федерального центра. Предпосылкой оживления экономики России является упорядочение всей системы федеративных отношений с регионами, направленных на активизацию инвестиционной деятельности в стране, ее комплексность при реализации инвестиционных федеральных программ на территориях регионов.

Одним из инструментов Федерального центра в инвестиционной политике должны стать федеральные инвестиционные программы, которые должны составлять одну из частей региональных программ. К сожалению, федеральные инвестиционные программы в настоящее время строятся по отраслевому принципу, слабо увязываются с региональными проблемами, хотя и реализуются на их территории. По-видимому, это является одной из причин крайне низкой реализации федеральных инвестиционных программ. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты территорий осуществляются по договоренности между соответствующими органами Центра и субъектами Федерации и, как правило, не предназначаются для инвестиционных целей. Очевидно, должен быть реализован в полном объеме Конституционный принцип равенства субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами. В этих целях необходима разработка типового договора о разграничении полномочий, приведение в соответствие уже заключенных договоров и подписание договоров со всеми субъектами Федерации с учетом особенностей каждого из них, но на принципах, заложенных в типовом договоре и Конституции РФ.

Базой для совершенствования инвестиционной политики в государстве должны стать региональные инвестиционные программы, разрабатываемые по единой общероссийской методике с активным участием и координацией программ между регионами и Правительством РФ. Такие программы могли подкрепляться материально долевым участием Федерального центра в финансировании отдельных объектов инфраструктуры.

Стабилизация инвестиционного процесса может быть осуществлена путем постоянной поддержки регионов из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Эти средства могут быть использованы и для поддержки депрессивных регионов. Определенная часть названных фондов должна постоянно направляться на финансирование наиболее перспективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов. Для определения реальных условий реализации инвестиционных программ, проектов, мероприятий необходимо правильно определять состояние инвестиционного климата в местах наибольшего сосредоточения капитального строительства. Методы определения инвестиционного климата на территориях разработаны как за рубежом, так и в России. Они основаны на использовании обобщенных характеристик совокупности социальных, экономических, организационных, политических и других факторов, влияющих на привлекательность и ход реализации инвестирования в тот или иной объект на территории страны, региона, отрасли, корпорации и т. п.


Список использованной литературы



  1. Вахрин П. И. Инвестиции: Учебник. – 2-е изд. перераб. И дополн. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

  2. Гражданский кодекс РФ I ч., II ч.

  3. Конституции РФ

  4. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. - 608с.

  5. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2002. – 480 с.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации