Шарова Е.И. Формирование готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности - файл n1.doc

Шарова Е.И. Формирование готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности
Скачать все файлы (1497.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1498kb.16.02.2014 17:36скачать

n1.doc

  1   2


На правах рукописи


ШАРОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ

ИНОСТРАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Орел – 2009
Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказской академии государственной службы

Научный руководитель доктор педагогических наук, доцент

Правдюк Валентина Николаевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Перепелкина Жаннета Вольдемаровна
кандидат педагогических наук, доцент

Горинова Мария Александровна
Ведущая организация ГОУ ВПО «Тульский государственный

университет »

Защита состоится 4 июля 2009 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 183. 04 при Орловском государственном университете, адрес: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 95.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Орловского государственного университета.


Автореферат разослан 3 июня 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

Селютин В.Д.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, которое стало одним из наиболее эффективных инструментов влияния в мире. Вследствие этого конкуренция в вопросах привлечения молодежи к профессиональному обучению в университетах мира заметно усилилась.

В эпоху интенсивной интернационализации и интеграции общественной жизни начал складываться мировой рынок образовательных услуг. Для России сложилась непростая ситуация. Разрушилась сложившаяся эффективная система обучения иностранных граждан, их количество в российских высших учебных заведениях сократилось, интерес к русскому языку, культуре, образованию резко снизился. Уменьшилось число российских культурных центров за рубежом, изучающих русский язык в национальных учебных заведениях многих стран мира, закрылись филиалы Института русского языка им. А.С. Пушкина. Ситуация усложнилась и снижением качественных характеристик подготовленности иностранных учащихся: их общим образовательным и интеллектуальным уровнем, состоянием здоровья, знанием русского языка.

Концепция модернизации российского образования определяет его роль как важного фактора сохранения места России в ряду ведущих стран мира. В последнее время предпринимаются попытки восстановить международный престиж страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Российские образовательные учреждения активно включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Обладая реальным образовательным потенциалом, российские учебные заведения предлагают зарубежным странам широкий спектр образовательных услуг, обеспечивая высокое качество подготовки и конкурентоспособности выпускников. Эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки иностранных специалистов является стратегической задачей государственной политики. Об этом свидетельствует Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях.

Одно из приоритетных направлений в этой области - развитие и совершенствование довузовской подготовки иностранных абитуриентов на русском языке, удовлетворяющей жизненную потребность различных культур познавать и влиять друг на друга. На довузовском этапе подготовки иностранные абитуриенты должны не только научиться русскому языку, но и адаптироваться к российской системе образования, новой социокультурной среде. Как показывает опыт, подобные процессы протекают в этот период очень тяжело, и иностранные абитуриенты не успевают приспособиться к новой педагогической системе. Поэтому нужны новые подходы, которые позволили бы в объективно существующих условиях обеспечить им необходимую подготовку к обучению в российском вузе.

Немало работ в последние годы посвящено вопросам обучения иностранных граждан. Проблемы довузовской подготовки иностранных студентов рассматривали А.Д. Аркаченков, Е.И. Волкова, Ю.В. Гриб, Н.И. Зверев, С.Б. Калашникова, Л.О.Курышева, В.Л. Леонтьева, А.П. Пимошенко, А.Н. Ременцов, В.Е. Радионов, Н.В. Соковнина, А.И. Сурыгин, В.Л. Суринская и др. Психологические аспекты их адаптации рассматривали А.Я. Алеева, Е.А. Власова, А.В. Зинковский, М.А. Иванова, Т.И. Капитонова, Н.И. Пономарев, В.В. Попов и др. Вопросам преподавания у иностранных студентов различных дисциплин посвящены работы В.К. Жарова, А.Л. Суменковой, Л.И. Соколовой, С.М. Цветковской и др. Процесс коммуникации иностранных студентов исследовался Т.Г. Колосовой, Т.В. Васильевой, Л.П. Клобуковой и др. Вопросы этнопедагогики и этнопсихологии изучали исследователи Л.Н. Гумилев, Г.Н. Волков, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.

Многолетний опыт обучения иностранцев выявил проблемы, определившие задачи совершенствования системы подготовки на довузовском этапе. Анализ научно-педагогических и диссертационных работ в области обучения иностранных граждан показал, что исследователи не рассматривали учебно-исследовательскую деятельность как средство повышения качества их подготовки. В тоже время, результаты исследований по проблемам организации учебно-исследовательской деятельности российских учащихся и студентов свидетельствуют о том, что учебно-исследовательская деятельность может развить интерес к будущей профессии, сформировать правильные представления о взаимосвязи изучаемых предметов, дополнить знания, расширить кругозор, повысить уровень познавательной активности и самостоятельности и в целом обеспечить качественную подготовку к поступлению в вуз.

В настоящее время становится все более очевидным, что в области формирования готовности иностранных студентов к обучению в вузе существует противоречие между необходимостью организации качественной довузовской подготовки как условия адаптационной готовности иностранных абитуриентов к продолжению образования в высшей школе и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической литературе и образовательной практике.

Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы теоретические предпосылки и педагогические условия эффективного формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

Решение данной проблемы определило цель настоящей работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности.

Объект исследования – формирование готовности иностранных абитуриентов к обучению в российском вузе.

Предмет исследования – процесс подготовки иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретические основы исследования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

2. Выявить критерии и уровни готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

3. Разработать модель формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности.

4. Разработать комплексную программу учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов, реализация которой создает условия для качественной подготовки и содействует процессам адаптации.

5. Экспериментально доказать эффективность учебного процесса, реализующего на практике разработанную модель формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности.

Гипотеза исследования. Подготовка иностранных абитуриентов на довузовском этапе будет эффективной и имеющей системный и целенаправленный характер, если она:

- осуществляется по специально разработанной модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности;

- реализуется в соответствии с разработанной комплексной программой учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов, создающей условия для качественной подготовки и содействующей процессам адаптации;

- учитывает теоретически обоснованные критерии и уровни готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

Общеметодологической базой исследования стали отечественные и зарубежные философские, психологические, социологические, педагогические теории и концепции образования; идеи гуманистической психологии и педагогики; принципы организационно-педагогической деятельности; современные представления о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности, системности; о творческой активности личности как субъекте собственной деятельности; о целенаправленном сознательном характере человеческой деятельности; о сущности образования как социального явления и его важной роли в личностном развитии человека.

Методологическими ориентирами выступают личностно ориентированный, деятельностный, индивидуальный и системный подходы к изучению педагогических процессов, методы моделирования.

В теоретическом плане использовались:

- теория деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.);

- теория становления ценностных представлений и ориентаций (Л.М. Архангельский, М.Е. Загвязинский, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков, В. Г. Алексеева, Т. М. Буякас, О. М. Зевина, Я. Гудечек, А. Г. Здравомыслов и др.);

- теоретические основы педагогической интеграции (В.П. Беспалько, А.Я. Данилюк, Н. Ф. Талызина, Ю.С. Тюников и др.) и проектирования в сфере образования (В.С. Леднев, Т.Г. Новикова, Е.П. Оськина, В.Е. Радионов и др.);

- теория личностно ориентированного и гуманного образования (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.);

- теории содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, М.Н. Скаткин и др.);

- теория обучения на неродном языке (А.И. Сурыгин);

- концепция непрерывного профессионального образования иностранных студентов (А.Н. Ременцов).

Исследование опирается на результаты работ в области методики преподавания дисциплин у иностранных студентов (В.К. Жаров, Е.А. Лазарева, А.И. Сурыгин, Н.Л. Харюкова и др.); преподавания на неродном для студента языке (В.Л. Василевский, Е.А. Лазарева, В.И. Максимов, А.И. Сурыгин и др.); адаптации иностранных студентов (А.В. Зинковский, Т.И. Капитонова, М.А. Иванова, Н.К. Маяцкая, А.И. Сурыгин и др.); этнопсихологии и этнопедагогики (Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилев, В.Г. Крысько, В.Ю. Хотинец и др.); психологии научного творчества (А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский и др.).

Методы исследования:

- теоретические (сопоставимый, ретроспективный анализ);

- диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, самооценка);

- эмпирические (изучение нормативной и программно-методической литературы, практического опыта; прямое и косвенное наблюдение);

- экспериментальные (педагогический эксперимент, педагогическое моделирование);

- статистическая обработка данных (качественный, количественный анализ).

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет международного образования (подготовительный) Майкопского государственного технологического университета. Экспериментальной работой было охвачено 65 абитуриентов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методологической основы и реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; правильным выбором критериев оценки деятельности; достаточным количеством участников эксперимента; методологией построения самого эксперимента; тщательной и корректной статистической обработкой материала; адекватной педагогической интерпретацией полученных экспериментальных данных; позитивными психолого-педагогическими изменениями, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнены понятия, подчеркивающие значение формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе: учебно-исследовательская деятельность иностранных абитуриентов (определены ее цели, задачи, условия, содержание); учебно-исследовательская задача (определены ее свойства, критерии отбора, требования; описан алгоритм решения).

2. Определены критерии и уровни готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

3. Разработана и апробирована модель формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности и экспериментально доказана ее эффективность.

4. Разработана и апробирована комплексная программа и определено содержание учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов на довузовском этапе подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют имеющиеся представления: о возможностях использования на довузовском этапе учебно-исследовательской деятельности как одного из средств формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в российском вузе; о способах конструирования содержания учебно-исследовательской деятельности; методах и организационных формах, обеспечивающих готовность иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования в практике факультетов довузовской подготовки иностранных граждан организационно-педагогической модели, обеспечивающей уровень их подготовленности, соответствующий требованиям к уровню подготовки абитуриентов российских вузов, и оптимизирующей процессы их адаптации. Разработана методика проведения занятий, основанная на включении в них учебного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компоненты готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе (мотивационно-ценностный, содержательный, организационно-деятельност-ный) позволяют определить в качестве критериев готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе такие, как: мотивационная готовность, теоретическая готовность, практическая готовность, каждая из которых может соответствовать таким уровням, как: высокий, средний, низкий.

2. Структура модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности включает в себя блоки: целеполагания, принципов организации и деятельности, функциональных направлений деятельности, структурный, содержательный.

3. Средствами, обеспечивающими повышение качества подготовки абитуриентов, являются: программы учебно-исследовательской деятельности по дисциплинам; комплект учебно-методических, инструктивных и справочных материалов; комплекс технических средств обучения; оборудование лабораторий и специализированных кабинетов.

Построенная на применении этих средств комплексная программа учебно-исследовательской деятельности включает в себя аудиторные занятия и внеаудиторную работу.

4. Реализация модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе, системно построенной на их учебно-исследовательской деятельности при использовании направленного включения исследовательской компоненты во все виды организации учебного процесса, позволяет обеспечить эффективное развитие их учебно-познавательной активности, повысить качество подготовки и оптимизировать процессы адаптации.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

На I этапе (2003-2004 гг.) – организационно-подготовительном – происходило осознание и формулирование проблемы, теоретический анализ педагогической, психологической, философской и специальной литературы по проблеме исследования, сформулирована тема исследования, определены цели, задачи, научный аппарат, а также экспериментальная база, объект и предмет исследования.

На II этапе (2004-2006 гг.) – опытно-экспериментальном – была разработана модель формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности, разработана методика решения учебно-исследовательских задач, проводилась опытно-экспериментальная проверка основных положений гипотезы.

На III этапе (2006-2008 гг.) – заключительно-обобщающем – завершалось исследование, внедрялись результаты исследования в педагогическую практику, оформлялись результаты исследования в виде диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на ежегодных итоговых научных конференциях Адыгейского государственного университета и Майкопского государственного технологического университета, на заседаниях кафедры психологии и педагогики МГТУ и кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказской академии государственной службы, нашли свое отражение в 15 научных статьях и материалах Всероссийских и Международных конференций, 5 методических пособиях. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-педагогической работы автора на факультете международного образования Майкопского государственного технологического университета в период 2005-2008 гг.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 269 наименований и приложения. Общий объем диссертации составляет 184 страницы, включает 11 таблиц, 20 рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, обозначена проблема, определены основные характеристики научного аппарата исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая и теоретическая основы и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблемы подготовки иностранных абитуриентов к обучению в российских вузах» проанализирована государственная политика России в области международного образовательного бизнеса; проведен анализ опыта подготовки иностранных граждан в советской системе образования и выделены особенности, которые обеспечивали ей авторитет на международной арене; выявлены факторы, изменившие позиции России на мировом рынке образования; определены условия привлекательности российских образовательных учреждений; рассмотрена сущность учебно-исследовательской деятельности и особенности ее организации на довузовском этапе подготовки иностранных абитуриентов.

Требования, предъявляемые в настоящее время российской высшей школой к уровню подготовки абитуриентов, растут и не соответствуют уровню подготовленности выпускников факультетов для иностранных граждан, осуществляющих их довузовское обучение. В результате иностранные абитуриенты не успевают адаптироваться к новой педагогической системе. Указанные проблемы заставляют искать новые подходы и методы для повышения эффективности функционирования системы подготовки иностранных абитуриентов. Мы считаем, что учебно-исследовательская деятельность создает условия для самореализации и творческой активности личности, способствует раскрытию потенциала, тем самым, повышая качество подготовки на довузовском этапе и обеспечивая готовность к формам организации учебного процесса в вузе.

Научно-исследовательскую работу студентов рассматривали Ю.Д. Амирова, С.И. Архангельский, О.И. Алексеева, Г.М. Дергач, Е.П. Елютин, Г.И. Жильцов, П.Л. Капица, В.И. Крутов, Т.В. Кудрявцев, А.И. Киприанова, В.П. Квашко, А.А. Лазаревич, Е.А. Непомнящий, Г.А. Николаев, В.М. Петрова, П.М. Якобсон и др. Средством воспитания, создающим условия для реализации и развития творческих сил личности студентов, называет ее Т.И. Торгашина. Научным творчеством студентов считают научно-исследовательскую работу Л.Г. Квиткина, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.

Недостаточно изученной является учебно-исследовательская деятельность. Анализ литературы показал, что существуют не только различия в трактовке понятия учебно-исследовательской деятельности, но и в терминологии (Н.С. Амелина, В.И. Андреев, Б.Н. Бабин, Г.Г Ефименко, А.А. Лебедев, С.М. Гольдштейн, В.Г. Заворуева, И.А. Ильдяев, Л.Г. Квиткина, А.М. Колдашев, В.А. Колесников и А.А. Ашимов, В.П. Корнейчук, П.Ф. Кравчук и Л.Г. Гондза и др.).

Учебно-исследовательскую деятельность иностранных абитуриентов (УИД) мы определяем как вид их учебно-познавательной деятельности, основанной на осознанном использовании методов научного познания во всех основных видах учебного труда, организованной преподавателем в неродной материальной и социокультурной среде на неродном языке.

Эффективность УИД иностранных абитуриентов зависит от условий, в которых она будет осуществляться:

- комплексный подход к планированию и организации учебно-исследовательской деятельности;

- учет адаптационных периодов;

- построение содержания учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов на основе теории обучения на неродном языке;

- осознание преподавателями важности включения в учебный процесс учебно-исследовательской деятельности;

- гуманистически ориентированное взаимодействие преподавателя и абитуриента;

- высокий уровень лингвометодической и поликультурной компетентности преподавателей;

- индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению.

При организации УИД учитываются особенности довузовского этапа: обучение на неродном языке; краткие сроки (6-10 месяцев); низкий уровень подготовки по общетеоретическим дисциплинам; сложный период социально-психологической и физиологической адаптации; несовпадение профиля подготовки и профессиональных интересов; этнопсихологический фактор.

Вследствие этого УИД иностранного абитуриента имеет ряд особенностей: недостаточность знаний для проведения самостоятельных учебных исследований; зависимость результатов исследований от уровня владения языком обучения; невысокая исследовательская активность вследствие интенсификации учебного процесса; временная ограниченность поля поиска решения.

Указанные особенности учитываются при отборе содержания, определении объема и проблематики учебно-исследовательских задач.

Включение в учебные курсы исследовательского компонента осуществляется на основе принципов обучения на неродном языке: уровень владения языком; коммуникативность; взаимосвязь компонентов цели обучения; доступность и посильность; адаптация.

Критериями отбора заданий для учебных исследований являются научность, значимость, актуальность, коммуникативность.

Постепенное включение учебных исследований в образовательный процесс обеспечивает преемственность знаний и начинается на этапе введения в дисциплину. Учебно-исследовательские задания носят характер теоретических поисков и исследований (поиск, систематизация, обобщение информации, представление ее в виде монологической речи), в чем проявляется коммуникативная функция учебной дисциплины. На последующих этапах ведущей функцией учебной дисциплины становится формирование общепредметной компетентности, и задача учебно-исследовательских заданий – углубление предметных знаний, формирование специальных предметных умений (решение учебно-исследовательских задач, подготовка докладов, логических опорных схем, коллективных проектов, умение пользоваться исследовательским инструментарием и др.).

Во второй главе «Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности» определены критерии и уровни готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе, представлены модель готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе (рис.1), сформированной средствами УИД, и результаты педагогического эксперимента.

Социокультурная функция модели заключается в обучении методам взаимодействия в исследовательских этногруппах, в содействии социльно-психологической адаптации абитуриентов. Обучающе-развивающая - в формировании языковой, речевой, предметной компетентности, раскрытии способностей и интересов. Адаптирующая – помощь в адаптации к формам организации учебного процесса в вузе. Воспитывающая - в развитии ценностного отношения к интеллектуальному труду.

Главная цель УИД иностранных абитуриентов на довузовском этапе определена как формирование готовности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В структуре целей выделяются дидактические, воспитательные, профессиональные и социальные цели, которые должны быть ориентированы на возможности абитуриентов, достижимы, осознаваемы и перспективны. Поставленные цели определили задачи УИД:

1) по профилям подготовки (гуманитарному, техническому, естественнонаучному, экономическому, медико-биологическому):

- обоснование выбора профиля подготовки;

- развитие интереса к будущей профессии;

- овладение умениями, навыками и элементами исследовательской работы на примерах решения отдельных профессионально направленных задач

2) по отдельным предметам и их разделам (в соответствии с «Требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательной программы предвузовской подготовки»):

- углубление предметных знаний на русском языке;

- повышение уровня познавательной активности и самостоятельности;

- расширение кругозора и повышение эрудиции;

- определение взаимосвязей изучаемых учебных дисциплин;

- овладение умениями, навыками и элементами исследовательской работы

на примерах решения отдельных учебных задач;

- знакомство с аутентичными текстами.

Достижение поставленных целей и решение связанных с ними задач формируют коммуникативные, операционные, организационные и технологические умения.

  1. коммуникативные (умение правильно формулировать вопросы, излагать свои мысли, вести дискуссии по исследуемым темам, оформлять результаты исследований в виде монологической речи на русском языке, умение определять методы эффективного взаимодействия в исследовательских группах);

  2. операционные (умение применять методы исследования при решении учебных задач);

  3. организационные (умение планировать и организовывать свою исследовательскую работу под руководством преподавателя, осуществлять самоконтроль, анализировать результаты исследовательской работы);

  4. технологические (умение работать с учебной книгой и вести поиск информации в библиотеке, описывать результаты исследований, работать в лабораториях и пользоваться специальными приборами и инструментами, использовать компьютерные технологии и др.).




Рис.1 Модель формирования готовности иностранных

абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности

Построение содержание УИД основано на принципах вариативности, системности, интеграции, профессиональной направленности, преемственности на различных этапах организации (довузовском и в вузе), научности, перспективности, устойчивости и мобильности. Его отбор производится в соответствии с критериями отбора содержания учебных дисциплин, изучаемых на неродном языке в условиях довузовской подготовки (по Сурыгину А.И.): преемственность, перспективность, минимальная достаточность, фундаментальность, академическая адаптация.

УИД иностранных абитуриентов на довузовском этапе представлена следующими формами: аудиторная (проблемные ситуации, учебно-исследовательские задачи, ЛОС и ЛОК, учебные фильмы, лабораторный эксперимент и др.) и внеаудиторная (доклады, учебно-исследовательские задачи, работа с источниками информации, компьютерные презентации, работа в лингафонном кабинете, исследовательские кружки, лаборатории, участие в конференциях, выставках, предметных олимпиадах и др.).

Разработанный учебно-организационный портфолио позволяет преподавателю осуществлять контроль над деятельностью абитуриента, а абитуриенту, в свою очередь, служит дневником для самооценки.

Предложенные методика проведения занятий и алгоритм решения учебно-исследовательских задач активизируют и стимулируют деятельность абитуриентов.

Комплексная программа учебно-исследовательской деятельности охватывает все дисциплины профиля подготовки, ее содержание соответствует языковым возможностям абитуриента, учитывает начальный уровень подготовки по предмету, способствует развитию, соответствует имеющимся средствам; ее системная организация позволяет сформировать мотивационную, теоретическую и практическую готовность (рис. 2).

Педагогический эксперимент по оценке эффективности разработанной модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе проводился на базе факультета международного образования (подготовительного) Майкопского государственного технологического университета. В процессе эксперимента выполнено следующее:

1. Определена динамика изменения отношения иностранных абитуриентов к УИД и степень их участия в ней на различных этапах эксперимента. Исходная диагностика проводилась на родном языке абитуриентов, итоговая – на русском. Опрос (полуструктурированное интервью) показал положительную динамику участвующих в данном виде деятельности и формирование к нему устойчивого интереса (педагогическое наблюдение). Наиболее эффективными формами УИД названы лабораторные работы и проблемные лекции с элементами исследований, учебно-исследовательские задачи.

Рис.2. Взаимосвязь компонентов готовности иностранных

абитуриентов к обучению в вузе
2. Определено влияние УИД на процессы адаптации абитуриентов (оценивался психологический климат в группе по методике проведения лонгитюда Лутошкина «Психологический климатический круг»; проводилось педагогическое наблюдение). Оценка психологического климата осуществлялась по двум параметрам: тональность настроения и общая активность в экспериментальной и контрольной группах.

Экспериментальная группа состояла из абитуриентов, способных успешно выполнять свою учебную функцию. Группа психологически сплочена, эта сплоченность базируется на социально ценных мотивах и целях. Задачи, которые ставились перед коллективом группы, выполнялись не шаблонно, наблюдались их попытки найти наилучший вариант решения.

Контрольная группа достаточно сплоченная, но проявлявшая активность, прежде всего, в собственных интересах. Абитуриенты данной группы недостаточно инициативны, терпеливы и настойчивы в преодолении трудностей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе наблюдались подъем, энтузиазм, стремление к действию, доброжелательность в отношениях; осознанность учебно-познавательных действий; абитуриенты видели препятствия и реальные возможности их преодоления.

3. Определено влияние учебно-исследовательской деятельности на качество подготовки абитуриентов. Критериальную базу диагностики составили следующие показатели: объем, системность и осмысленность знаний.

При анализе результатов выполнения контрольных заданий применено два способа: расчет качества усвоенных знаний (объем, системность, осмысленность) и расчет статистических показателей, математически позволяющих определить достоверность различий (по критерию Стьюдента) количественных показателей выполнения контрольных заданий.

Сравнение результатов срезов знаний показало, что все параметры, характеризующие качество усвоенных знаний в экспериментальной группе, имеют тенденцию к росту и возрастают быстрее, чем в контрольной группе. Надо отметить, что и в контрольной группе появились положительные тенденции в силу вовлеченности абитуриентов в учебно-исследовательскую деятельность при изучении отдельных дисциплин, но этот процесс был нецеленаправлен и несистематичен. Следовательно, можно сделать вывод, что качественные показатели будут выше при условии целенаправленного, активного вовлечения абитуриентов в учебно-исследовательскую деятельность.

Математический анализ полученных результатов показывает, что исходный уровень обеих групп на начальном этапе эксперимента был одинаков. Различия не наблюдались. Более того, различия не определились и во время второго среза (показатель в экспериментальной группе – 1,8±1,58; в контрольной – 1,48±1,22; Р>0,05). Дальнейшие изменения показателей в экспериментальной и контрольной группах не совпадают. Результаты экспериментальной группы в период между вторым (1,80±1,58) и третьим срезами резко изменяются (3,71±1,39), Р<0,001. При этом темпы усвоения знаний остаются значительными (Р<0,001) и между третьим и заключительным срезами, что приводит к высокому уровню усвоения изучаемого материала (4,81±1,43).

В контрольной группе тоже происходят достоверные изменения, однако это наступает только между третьим (1,97±1,52) и четвертым (2,83±1,51) срезами (Р<0,05), при этом утрачивается не только скорость усвоения знаний, но и качество. Это приводит к тому, что на завершающем этапе между показателями экспериментальной (4,81±1,43) и контрольной групп (2,83±1,51) наблюдается достоверное различие.

Результаты проведенного исследования подтвердили наше предположение о том, что внедрение в учебный процесс иностранных абитуриентов УИД на довузовском этапе подготовки способствует повышению качества их обучения.

По результатам опроса (авторский опросник профессионального самоопределения, интересов и установок) и педагогического наблюдения высокого уровня готовности к обучению в вузе, сформированной средствами учебно-исследовательской деятельности, достигли 36% абитуриентов. Их характеризовала устойчивая тенденция к проявлению интереса к учебным исследованиям, устойчивость профессиональных мотивов, стремление к самостоятельности и активность.

Самой многочисленной явилась группа со средним уровнем готовности к обучению в вузе (55%). Их характеризовала недостаточная сформированность мотивов учебно-исследовательской деятельности, невысокая активность, потребность в коррекции и контроле.

Группа с низким уровнем готовности включала 9% абитуриентов, их отличали невысокие познавательные возможности, низкая работоспособность, недостаточная сформированность и стихийность мотивов учебно-исследовательской деятельности, способность выполнять исследовательские действия под руководством преподавателя, в процессе решения учебно-исследовательских задач доминировали действия по образцу.

Анализ результатов всех проведенных исследований показал, что разработанная на использовании средств учебно-исследовательской деятельности модель обеспечивает условия для формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе, что является подтверждением выдвинутой гипотезы.
Выводы и результаты исследования:

1. Учитывая тот факт, что учебно-исследовательскую деятельность осуществляют иностранные абитуриенты, мы определяем ее как вид их учебно-познавательной деятельности, основанной на осознанном использовании методов научного познания во всех основных видах учебного труда, организованной преподавателем в неродной материальной и социокультурной среде на неродном языке. Эффективность учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов зависит от условий, в которых она будет осуществляться.

2. В процессе формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности выделены и теоретически обоснованы: мотивационно-ценностный, содержательный и организационно-деятельностный компоненты; критерии и показатели, совокупность которых позволяет диагностировать степень их подготовленности.

3. Формирование готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности успешно осуществляется путем внедрения в учебный процесс комплексной программы, основанной на включении в образовательный процесс элементов исследований и организации учебно-исследовательской деятельности во внеаудиторное время. Отличительная особенность программы учебно-исследовательской деятельности в том, что ее содержание учитывает начальный уровень подготовки абитуриентов по дисциплине, соответствует языковым возможностям и способствует их развитию.

4. Главным направлением совершенствования системы обучения иностранных абитуриентов является корректировка содержания путем включения в него учебно-исследовательской деятельности как инструмента повышения качества подготовки и адаптации к учебному процессу в вузе. Содержание обучения, построенное на применении средств учебно-исследовательской деятельности, индивидуальном и дифференцированном подходах, делает процесс подготовки иностранных абитуриентов активным и динамичным, соответствует целям довузовского этапа.

5. Структура модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности включает в себя блоки – целеполагания, принципов организации и деятельности, функциональные направления деятельности, структурный, содержательный и обладает способностью к преобразованию в соответствии с потребностями личности иностранного абитуриента, обеспечивает качество их подготовки и способствует процессам адаптации.

6. Организационно-педагогическая модель, построенная на использовании средств учебно-исследовательской деятельности, и реализуемая в образовательно-воспитательном пространстве вуза, которое включает академическую, культурно-досуговую, этноконтактную среду, позволяет развить коммуникативную компетентность абитуриента, его активность в учебно-познавательном процессе, повысить социально-психологическую адаптивность.

7. Статистическая обработка данных, полученных в результате исследования, подтверждает эффективность разработанной модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности. Результаты эксперимента показали, что все параметры, характеризующие качество усвоенных знаний, в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, а участие в учебных исследованиях формирует устойчивый интерес к данному виду деятельности и способствует профориентации.

8. Оценки достижений абитуриентов, показателем которых является качество знаний, и изменение психологического климата в группах доказали эффективность предложенной модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности.
МАТЕРИАЛЫ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ

ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации