Степаненко И. Анализ социально-экономического развития муниципального образования - файл n1.docx

Степаненко И. Анализ социально-экономического развития муниципального образования
Скачать все файлы (891.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx892kb.16.02.2014 16:52скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Анализ социально-экономического развития муниципального образования»


Тамбов 2012

Пояснительная записка
Являясь важнейшей составляющей информационного обеспечения в системе государственного управления, анализ социально-экономического развития муниципального образования должен обеспечивать объективную оценку социально-экономических процессов, проходящих в субъектах Российской Федерации, которая составит основу разработки программ и прогнозов развития муниципальных образований, выработки оперативных управленческих решений, осуществления контроля за их выполнением со стороны органов исполнительной и законодательной власти.

Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства и обращения товаров, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

Изучение курса способствует развитию у студента экономического мышления, развивает навыки установления причинно-следственных связей явлений, обоснования приоритетов в условиях ориентации на конкретные цели и наличия определенных ограничений, оценки хозяйственных процессов и явлений и поиска резервов повышения эффективности функционирования социально-экономических систем муниципальных образований.

Цель учебной дисциплины является представление об анализе социально-экономического развития муниципального образования и его особенностях в системе экономических дисциплин, показать значение теории и практики анализа социально-экономического развития муниципального образования в формировании единого информационного пространства России и в управлении муниципальными образованиями как самостоятельными хозяйствующими субъектами, раскрыть суть методологии анализа и специфику ее информационной базы.

Анализ социально-экономического развития муниципального образования решает две основные задачи. Первая задача - обосновать систему экономических показателей, источников информации, методов ее обработки и анализа с целью оценки демографической и хозяйственной ситуации в муниципальном образовании, уровня его социально-экономического развития, вклада в общеэкономические результаты страны. Вторая задача обусловлена тем, что экономика России представляет собой систему взаимодействия экономики муниципальных образований — совокупности самостоятельных хозяйствующих субъектов на ее территории. В этой связи анализ социально-экономического развития муниципального образования призван раскрывать закономерности, возникающие в экономике страны как территориальной системы, и дать им количественную оценку на основе унифицированной для муниципальных образований системы экономических показателей и индикаторов.

Целью изучения дисциплины «Анализ социально-экономического развития муниципального образования» является получение целостного представления о средствах, законах и правилах развития социально-экономических систем.

Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и позволяет получить четкое представление о социально-экономических функциях, месте и роли муниципальных образований в развитии национальной экономики в целом, а также их отношениях с органами федеральной и местной власти.

Прослушав курс «Анализ социально-экономического развития муниципального образования», студенты должны:

знать теоретические основы экономики муниципального образования (включая альтернативные подходы), методы исследований;

уметь применять основные понятия для исследования проблем муниципальных образований.

иметь представление об аспектах и факторах в социально-экономическом развитии муниципального образования.

Изучение дисциплины включает лекционный курс, практические занятия и выполнение самостоятельных контрольных работ по отдельным направлениям анализа социально-экономического развития муниципального образования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Содержание




1.

Форма аттестации

зачет

Всего учебных часов по дисциплине (час)

2.

Аудиторных занятий




3.

Лекций




4.

Практических (семинарских) занятий




5.

Самостоятельной работы




Общий объем часов по дисциплине




тематический план курса

п/п

Тема

Лекции

Практич.

Всего

1

Раздел 1. Теоретические основы анализа социально-экономического развития муниципального образования










1.1

Эволюция взглядов на развитие социально-экономической системы муниципального образования










1.2

Системный подход к исследованию социально-экономической системы муниципального образования










1.3

Понятие, цель, задачи и принципы анализа социально-экономического развития муниципального образования










1.4

Построение системы показателей анализа социально-экономических систем муниципального образования










1.5

Методы анализа социально-экономических систем муниципального образования










2

Раздел 2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования (на материалах Тамбовской области)










2.1

Анализ территориального размещения ресурсов муниципального образования










2.2

Природопользование и экономическая экология муниципального образования










2.3

Анализ демографической ситуации и рынка труда муниципального образования










2.4

Анализ инвестиционных процессов в муниципальном образовании










2.5

Анализ инновационной деятельности муниципального образования










3

Раздел 3. Социально-экономический анализ муниципального образования как основа формирования стратегии муниципального образования










3.1

Основные положения стратегии социально-экономического развития муниципального образования










3.2

Сущность государственного регулирования развития муниципального образования










3.3

Инструменты управления экономическим развитием муниципального образования










3.4

Обеспечение устойчивого развития экономики муниципального образования










3.5

Создание благоприятного инвестиционного климата муниципального образования













Всего













Форма контроля

Зачет


ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Тема 1. Эволюция взглядов на развитие социально-экономических систем муниципального образования
В процессе своего развития муниципальные образования превращаются в сложные динамично изменяющиеся социально-экономические системы, которые, с одной стороны, являются относительно самостоятельными с законченным циклом воспроизводства и специфическими особенностями социально-экономических процессов, с другой – представляют собой подсистему социально-экономического комплекса страны. Важнейшей функцией любой подобной системы является обеспечение оптимальных условий хозяйствования и проживания населения, воспроизводство трудовых, инфраструктурных, природных ресурсов с учетом потребностей людей. При этом любое муниципальное образование имеет многоцелевую направленность развития. Траектория и скорость движения его экономики зависят от конкретных условий, что требует применения при исследовании экономики муниципального образования более совершенных методологических подходов.

В ходе эволюции науки и изменения условий функционирования экономических систем подходы и методы исследования социально-экономического развития муниципального образования постепенно расширялись и углублялись. При этом следует отметить, что, несмотря на различия в подходах к исследованию эволюции муниципальных образований, основополагающей целью теорий экономического развития муниципального образования всегда оставалась разработка комплексного механизма повышения их социально-экономической эффективности, выравнивания уровней развития, создания эффективных производственных комплексов, использования внутренних ресурсов каждого муниципального образования.

Первые упоминания о необходимости изучения экономических систем можно найти в трактатах экономистов, философов, географов, социологов древности. Так, древнеримский философ Марк Порций Катон в трудах «Земледелие» и «Начала» дает характеристику хозяйственной деятельности страны. Позднее древнегреческий ученый Страбон подробно описывает экономическую ситуацию в странах Европы, Малой Азии, Египта и др.

Более глубокий анализ тенденций и направлений социально-экономического развития муниципальных образований мы находим в рамках классической экономической школы1, представителями которой были сформулированы три основных направления исследования:

Традиционные подходы к рассмотрению проблем развития муниципального образования концентрировались в направлении моделирования взаимосвязей в рамках территориально-производственных комплексов, формирования на данной основе производственных узлов, решения задач размещения производительных сил и производственных мощностей за счет минимизации транспортных затрат. В XVIII столетии ряд исследователей пришли к выводу о том, что разный (в зависимости от размещения производства) уровень цен и издержки приводят к созданию иерархически организованных экономических систем (город-деревня), между которыми существует структурный дисбаланс, также требующий поиска путей решения возникающих в связи с этим экономических проблем.

Приоритет в открытии влияния пространственного фактора на прибыль и издержки принято отдавать немецкому экономисту, теоретику в области экономики сельского хозяйства И.Г. Тюнену. Он изложил результаты исследования особенностей развития экономических систем сельскохозяйственного производства, и сделал вывод о влиянии местоположения земельных участков (расстояний их до рынков) на их доходность и специализацию. Его модель предполагала существование изолированной хозяйственной области в виде круга с почвой абсолютно одинакового плодородия и с городом (единственным источником спроса на сельскохозяйственные продукты) в центре этого круга. Исследуя эту модель, он сделал вывод, что оптимальным будет размещение различных отраслей сельского хозяйства в виде концентрических колец по убывающей интенсивности2. Его поясная система размещения сельского хозяйства вокруг рынка предполагала следующее размещение: в первом поясе - вольное хозяйство - должно развиваться высокоинтенсивное пригородное хозяйство. В растениеводстве должны преобладать овощные культуры, не выдерживающие дальних перевозок, а в животноводстве - производство цельного молока, севообороты в этом поясе отсутствуют, урожайность поддерживается за счет внесения удобрений. Второй пояс - лесное хозяйство. Он предназначен для выращивания дровяного леса. В третьем поясе - плодо-семенное хозяйство - производство картофеля, ржи и репы по жнивью, овса, клевера, пшеницы, откармливание скота. Четвертый пояс отводится зерновому и молочному хозяйству, земледелие - семипольное (пар, рожь, ячмень, овес и три поля - выгоны и сенокосы). Пятый пояс специализируется на производстве зерна, а также имеются выгоны и сенокосы. В шестом поясе преобладает отгонно-пастбищное скотоводство, а земледелие развивается только в потребительских целях. Тюнен вычислял, в частности, на каком расстоянии от города при данной цене сельскохозяйственного товара транспортные издержки сравняются с чистой выручкой ( валовая выручка за вычетом издержек производства) и производство станет не рентабельным. На основе проведенных исследований он сделал вывод о том, что наиболее рентабельной является такая организация сельского хозяйства, при которой степень его интенсивности соответствует близости к рынку сбыта.

Аналогичные концентрические круги использовались в конце XIX века и другими учеными, в частности, для обоснования размещения промышленности при учете таких факторов, как численность населения, природные ресурсы и наличие источников энергии. Данные подходы, на наш взгляд, не потеряли актуальности и сегодня, так как аналогичные методические разработки по оценке плотности экономической деятельности и концентрации производства проводятся учеными и в настоящее время.

Двадцатый век характеризуется стремительным ростом промышленности, транспорта, экономических и кооперированных связей, что в свою очередь привело к появлению новых научных направлений в области размещения производительных сил, выявления особенностей развития экономических систем муниципального образования. Проблемы размещения производства, исследования экономических систем нашли свое отражение в работах А.Вебера, У. Кристаллера, Г.Мюрдаля, Ф.Перру, Э.Гувера и других ученых.

Так, А. Вебер, подобно И. Тюнену, констатирует свою «теорию штандарта промышленности» в «изолированно мыслимой хозяйственной области», то есть в абстрактных условиях3. Размещение промышленности определяется тремя ориентациями:

- транспортной (строительство предприятии осуществляется там, где затраты на транспорт минимальны);

- рабочей (строительство предприятий осуществляется в пунктах с наиболее дешевой рабочей силой);

- агломерационной (предприятия размещаются в центрах скопления других промышленных предприятий, что ведет к сокращению затрат на создание транспортных путей, энергетического хозяйства, коммунальных объектов, то есть всего того, что теперь мы называем производственной инфраструктурой).

При рассмотрении транспортной ориентации Вебер принимает во внимание две особенности сырьевых материалов, подлежащих перевозке. Во-первых, на повсеместные (вода, глина, дерево) и локализованные (добыча их возможна в определенных местах), во-вторых, на чистые, то есть потребляемые без остатка (металл, хлопковое волокно и др.), и «весотеряющие» (уголь, железная руда). Эти особенности сырья влияют на транспортные издержки и тем самым определяют выбор места размещения предприятий в экономических системах муниципального образования.

Он формулирует также три главных закономерности размещения промышленности, обусловленные транспортной ориентацией, а именно:

- при использовании одного или нескольких повсеместных материалов производство ориентируется на пункт потребления;

- при использовании чисто локализованного материала «штандарт» может находиться между местом добычи сырья и пунктом потребления, а при добавлении к локализованному материалу повсеместно распространенного материала «штандарт» перемещается к месту потребления;

- использование одного весотеряющего локализованного материала ведет к совпадению центра производства и места добычи сырья, а при соединении его с повсеместно распространенным материалом перемещается к пункту потребления.

Определение места, где самый низкий уровень зарплаты при высоких трудовых навыках рабочих, дает рабочую ориентацию предприятию, но это место притянет к себе «штандарт» из места с минимальными транспортными издержками только в том случае, если экономия на рабочих издержках превысит перерасход в транспортных издержках, получающийся в результате перемещения продукции.

Агломерационную ориентацию А. Вебер обуславливал технической и экономической структурой систем муниципального образования. Она может проявиться в виде организованного обслуживания трудом, кредитом, рыночными связями по снабжению материалами и сбыту изделий, складами, подъездными путями. Могут иметь место и антиагломерационные процессы, проявляющиеся в виде повышения цен на земельные участки, повышения заработной платы, роста цен на материалы и т. д. Вебер различал две степени агломерации: низшую (простое укрупнение производственных единиц) и высшую (пространственное сближение производств без слияния их в одну единицу)4.

Свой вклад в развитие теории размещения производства внес и его соотечественник - А. Леш. В отличие от предшественников, он вскрывает влияние на выбор места размещения экономического объекта таких факторов, как монопольная прибыль, демпинг, налоги, таможенные пошлины и т.д. При этом он указывает на появление преимуществ у одной стороны за счет утраты их у другой стороны. Для обоснования теоретических положений А. Леш привлекает математический аппарат, особенно при анализе транспортных, сырьевых и других факторов размещения производства5.

По мнению А. Леша, в процессе столкновения разных факторов развития экономических систем формируются «рыночные зоны», а рыночный оборот товаров является главным районообразующим фактором. Используя математические расчеты, он определяет «радиус сбыта» товаров, за пределами которого их продажа предприятиями становится нерентабельной. Идеальной формой «сферы сбыта» был бы круг, но при его соприкосновении с другими кругами на «идеальной равнине», по которой, как полагал Леш, равномерно размещено сырье (в этом смысле он следует Тюнену и Веберу, повторяя их ошибочные предположения, допуски) образуются бреши. Поэтому идеальной формой районов, по Лешу, является шестиугольник.

Немало внимания в учении А. Леша уделено «рациональному экономическому порядку», под которым он понимал соподчиненность экономических систем различного типа:

В этой иерархии высшим и самым сложным типом назван «экономический ландшафт» - система рынков или сфера экономического влияния главного города. Однако и в этом аспекте учения априорно допускалось, что ни рыночные зоны, ни сети или системы районов, ни экономический ландшафт не имеют внешних связей, а замкнуты в изолированном пространстве, не функционируют во времени.

Теория центральных мест, как и рассмотренная выше теория размещения производства, появилась в Германии. Основоположником ее считается У. Кристаллер. Изучая в 1930-х годах характер расселения, он пришел к выводу о том, что наименьшее среднее расстояние для поездок покупателей в центр, где производятся покупки, будет в случае размещения населенных пунктов на территории, имеющей форму шестиугольника. Он ввел понятие «радиус реализации услуг и товаров» - различный для конкретных видов услуг и товаров6.

Так, хлеб должен продаваться в каждом населенном пункте, даже в маленькой деревне. За сахаром нужно идти (ехать) в поселок. Починить обувь можно в мастерской маленького города, а для того чтобы заказать костюм, необходимо поехать в средний или большой город. Соответственно, число предприятий возрастало по мере увеличения иерархического ранга локальных рынков и их спроса.

На основе математических расчетов У. Кристаллер пришел к выводу, что сама иерархия от ступени к ступени отвечает правильной геометрической прогрессии. Если у города есть шесть занимающих нижеследующую ступень поселков (седьмой - сам город), то у каждого поселка будет 36 деревень, на которые направлены соответствующие данному рангу поселка услуги и товары. Продолжая подобным образом расчет оптимальных вариантов организации системы размещения локальных рынков, он создал теорию центральных мест, названную его именем («кристаллеровская решетка»). На основе этой теории могут быть сформулированы наиболее экономичные структуры рыночных зон, обеспечены кратчайшие маршруты передвижений, созданы оптимальные административно-территориальные органы управления.

Определенный вклад в развитие теории центральных мест внес В. Бунге. В частности, он установил зависимость между людностью (количеством жителей) города и его местом (рангом) в экономической системе иерархии городов. Отрываясь от действительности, он утверждал, что на территории с равномерно распределенным населением и всюду одинаковыми транспортными условиями количество населения, например, пятого по размерам города, будет составлять пятую часть от населения самого большого города.

Пространство, образуемое центром снабжения и услуг (вместе с проживающим там населением), В. Бунге назвал «рыночными зонами», а в них выделил места размещения потребителей и «центральное место», из которого исходят услуги и снабжение. Пользуясь математическими методами моделирования, он рассчитал кратчайшие маршруты коммивояжера в пределах рыночных зон, но эти расчеты также имели абстрактный характер.

Классической является работа У. Изарда «Методы регионального анализа». В ней он предпринимает попытку соединить достижения теории размещения с современной теорией производства (в частности, его понятие дистанционных затрат, имеет определенные аналогии с капитальными затратами, если последние характеризуют временной аспект производства, то дистанционные затраты - пространственный). В итоге его исследования создали предпосылки соизмерения этих категорий, и их взаимозависимости. Особого внимания заслуживает его метод моделирования производственных связей, а также определение эффективности экономических систем муниципального образования7.

В конце 60 -70 годов ХХ века в западной экономической мысли популярность получили следующие теории:

Теория поляризованного развития обосновывает закономерности территориальной концентрации населения и хозяйства в некоторых узловых элементах способных оказывать воздействие на окружающие районы, стимулировать их развитие. Концепция полюсов роста была положена в основу программ многих стран. Создание всякого рода полюсов и центров развития первоначально имело целью активизацию экономической деятельности в отсталых периферийных районах США, или Японии, где имеется рассредоточение промышленности и населения. Поляризация на районном уровне рассматривалась в большинстве случаев как средство территориальной деконцентрации на макроуровне.

Согласно данной теории, существует прямое воздействие ядра на периферию и обратное воздействие - подчинение периферии ядру. Это обеспечило в те годы и позже теоретическую базу для обоснования, с одной стороны, деятельности крупных монополий, направленной на колонизацию периферийных пространств, с другой - активизацию политики государства, обеспечившую выравнивание уровней социально-экономического развития между муниципальными образованиями. Таким образом, данная модель обосновывает закономерности территориальной концентрации населения и хозяйства в некоторых узловых элементах, способных оказывать воздействие на окружающие районы, стимулировать их развитие.

Родоначальником теории поляризованного развития считается французский ученый Ф. Перру. Он обосновал классификацию отраслей производства по тенденциям их развития, выделив медленно развивающиеся отрасли (текстильная, угольная, судостроительная и др.), развивающиеся, но не оказывающие существенного влияния на развитие других отраслей (производство предметов потребления), быстро растущие и вовлекающие в процесс развития другие отрасли (станкостроение и др.). Он разработал модель взаимодействия полюса и окружения, ключевое значение в этой модели принадлежит отрасли, обеспечивающей максимальные темпы эффективного развития экономических систем муниципального образования.

Отметим, что принципы моделирования полюсов роста и центров развития, помимо Перру, разрабатывались и другими зарубежными учеными. Так, Ж. Будвилль, соотечественник Ф.Перру, обосновал принципы совмещения матриц отраслевого баланса, инвестиций и развития инфраструктуры, а на этой основе составил комплексную структуру полюса. Американский экономист Д. Дарвент разработал классификацию полюсов роста, стремился от абстрактных теоретических построений перейти к изучению конкретных центров и отраслей - полюсов развития. Такого же характера исследования выполняли канадские ученые А. Блэкбери, Р. Стефенсон и Т. Хартшорн, В. Леонтьев, члены «Римского клуба».

Теория диффузии нововведений исходит из того, что весь процесс экономического развития является следствием возникновения и распространения нововведений, то есть технологических усовершенствований, новых источников сырья или энергии, новых материалов, товаров, услуг. Диффузия нововведений является одним из направлений более широкой сферы - инноватики, то есть создания, освоения и распространения разного рода новшеств.

Теория диффузии нововведений развивалась в двух направлениях: в развитии производственно-технологической сферы и в развитии сферы потребления, то есть новых видов товаров и услуг. Нововведения возникают в полюсах роста и центрах развития, а из них передаются в окружающее их экономическое пространство. Обычно такими полюсами и центрами являются крупные города, где сконцентрированы квалифицированные научно-исследовательские и проектно-изыскательские организации, высшие учебные заведения. Следовательно, им присущи высокие уровни образования и культуры, квалификации рабочей силы, в них есть хорошие возможности для обмена научно-технической и производственной информацией8.

Динамическая теория подразумевает существование некоторой закономерности и цикличности развития, обуславливающей неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований. Она основывается на эволюционном подходе к причинам возникновения и воспроизводства территориального неравенства, что позволяет в той или иной степени оценить закономерности развития муниципальных образований и воздействия на них государственного управления.

Для понимания специфики развития вновь осваиваемых муниципальных образований интерес представляет теория отсталости и зависимости, ее сторонники утверждают неизбежность существования районов, зависимых от внешних центров в принятии решений. К ним относят небольшие и ресурсные районы, как правило, с низким жизненным уровнем населения, неразвитой социальной инфраструктурой, большая степень внешнего контроля, утечка по низким ценам имеющихся здесь ресурсов. Результатом сложившихся условий является сильная зависимость экономики от внешних центров, специализации на второстепенных функциях, отсутствие более эффективных отраслей производства.

При обращении к практике стран с развитыми рыночными отношениями становится очевидно, что там довольно долго шли к признанию необходимости государственного регулирования на уровне муниципального образования. Ориентация экономики исключительно на спрос привела к тому, что в хозяйственный оборот вовлекались большие природные ресурсы, что привело во многих странах мира к возникновению экологических проблем, а также обострению проблем больших городов, неравномерности расселения населения и размещения промышленности, возникновению диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований. Для устранения этих проблем повсеместно стали использоваться государственные методы регулирования экономики муниципальных образований. Таким образом, оказалось, что принципам рыночных отношений не противоречат прямые и косвенные методы государственного регулирования.

Воздействие государства на экономику позволяет решать вопросы экологии, равномерного размещения производственной деятельности, финансирования важных инвестиционных проектов. Однако чрезвычайно важно сохранить разумную достаточность государственного вмешательства в рыночную экономику, обеспечивающую поступательное и эффективное развитие. Это предполагает как компенсацию неравенства муниципальных образований, создание равноценных условий жизни населения путем эффективной государственной экономической политики, так и опору на рыночные механизмы, расширение прав местных органов власти, переход к политике устройства территории на мезо- и макроуровне.

Западные школы накопили много ценного, особенно в области конкретных исследований. Сочетание этого опыта с теоретическими основами российских ученых способно обогатить теорию и практику эффективного социально-экономического развития муниципальных образований. Проблемами совершенствования экономических систем муниципальных образований занимались И.Александров, Н.Н. Колосовский, Н.И. Баранский, П.М. Алампиев, Я.Г. Фейгин, А.Н. Румянцев и другие ученые. В частности, эффективность функционирования экономических систем муниципальных образований И. Александров обосновывает с двух точек зрения: “разделения труда и необходимости комбинации хозяйственных процессов. Разделение между районами предполагает их специализацию с одной стороны, а с другой хорошо налаженный обмен между районами так как иначе специализация теряет смысл, а район обращается в замкнутое натуральное хозяйство и выпадает из общей связи”9. Н.Н. Колосовский писал “различия в производительности труда разных районов зависят во многом от неравенства природных условий, отличия уровней экономического развития и исторического прошлого”, продолжая эту мысль, Баранский Н.Н. заключал, что необходимо изучать не отдельно взятые отрасли, а их пространственные сочетания.

В шестидесятые годы появляются новые направления в исследовании экономических систем, они обосновывают зависимость эффективности социально-экономического развития муниципальных образований от критерия оптимального размещения производительных сил страны. Для выбора наилучшего варианта предлагались исследования экономических систем: на уровне народнохозяйственных пропорций, на уровне муниципальных отраслевых структур, на уровне определения оптимального варианта размещения производительных сил внутри муниципального образования.

Наиболее полно в методологическом отношении проведено исследование экономических систем муниципального образования А.Е. Пробстом. В своих трудах он создал определенную научную концепцию взаимосвязи размещения, специализации, комплексного развития промышленного производства с его экономической эффективностью в условиях плановой системы хозяйствования. В начале семидесятых годов активно разрабатывалась проблема формирования территориально-производственных комплексов (такие разработки мы находим в трудах Н.Н. Казанского, И.Н. Некрасова, В.В. Кистанова).

В восьмидесятых годах проблемы территориального планирования экономических систем, методы исчисления и анализа национального дохода, чистого продукта, прибыли в муниципальных образованиях исследовали: В.Ф. Павленко, Б.П. Орлов, Р.И. Шнипер и другие10. Таблицы, приведенные в монографиях, отражают производственно-экономическую и общественную структуру валового и чистого продукта по административным единицам страны. Расчеты соотношения среднереспубликанских величин валовой продукции в расчете на душу населения, на один рубль основных фондов, которые дают представление о некоторых факторах экономической эффективности общественного производства различных таксономических единиц.

В современных экономических условиях чрезвычайно актуальными являются проблемы эффективного развития экономических систем муниципального образования с использованием средств математического и статистического анализа, эконометрики, экономико-математического моделирования, экономической диагностики. Эти проблемы исследуются в работах С.А. Суспицина, В.П. Чичканова, П.В. Авдулова, Е.В. Именитовой, Б.М. Штульберга, В.И. Шнипера, Б.С. Жихаревича, А.Е. Когута, В.С. Бильчак, О.Г. Дмитриевой и других ученых.

Подводя итоги рассмотрения эволюции взглядов на развитие экономических систем муниципального образования, необходимо отметить, что, несмотря на выдающиеся достижения представителей экономической науки, связанных с разработкой отдельных зарубежных и отечественных теорий и методик анализа развития экономических систем муниципального образования, в настоящее время остается немало проблем по их адаптации и применению в условиях становления рыночных отношений в России. Накопленные теоретические и практические подходы к совершенствованию экономических систем позволяют не только их уточнить и переосмыслить, но и сформулировать исходные принципы системного исследования экономических систем муниципального образования в современных условиях.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации