Государственный бюджет и эффективность налогово-бюджетной политики России - файл n1.doc

Государственный бюджет и эффективность налогово-бюджетной политики России
Скачать все файлы (314 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc314kb.03.02.2014 16:14скачать

n1.doc

  1   2
Новосибирский Государственный Университет

Экономический Факультет


Курсовая работа:

Государственный бюджет и эффективность налогово-бюджетной политики России.


2007 г.

Введение.



Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. В условиях рыночных отношений бюджетная система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово – кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налогово-бюджетная политика государства, зависит эффективное функционирование всей экономической жизни страны. Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего, рационального финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна лишь при развитой, прогрессивной и продуманной бюджетной политике. Поэтому я считаю выбранную мной тему актуальной.

Целью настоящей работы является рассмотрение государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций государственного бюджета, описание основных составляющих бюджета, а также оценка основных направлений налогово-бюджетной политики нашей страны в последние годы и приоритетных целевых программ.

Моя курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе рассматривается структура государственного бюджета, в частности, дается определение бюджета, его функций, уровней, а также рассматривается понятие бюджетного дефицита и государственного долга.

Глава 1.

Структура государственного бюджета и факторы, ее определяющие.

Понятие бюджета и его функции.


Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках избранной экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый, т.е. финансовая система общества, главное звено которой – государственный бюджет.

Обратимся к теоретическому определению бюджета. Государственный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Иными словами государственный бюджет является для государства средством сосредоточения финансовых ресурсов и дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством своих функций.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение бюджета – (англ. budget, буквально - сумка), 1) роспись денежных доходов и расходов государства, составляемая на определенный срок. 2) Всякий план доходов и расходов предприятия, учреждения, организации или отдельного лица (в денежном выражении) на определённый срок.

Таким образом, бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов РФ и местного самоуправления (1, стр. 13)

Бюджет является также мощным механизмом государственного регулирования экономики, использование которого помогает влиять на хозяйственную структуру, осуществлять антикризисные мероприятия.

Бюджет как экономическая категория выражает систему денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных потребностей общественного воспроизводства.

Сущность бюджета проявляется в его функциях. Функции бюджета заключаются в:

- образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (реализация этой функции обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

- использовании средств основного общего государственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств). В частности, здесь можно выделить такую функцию, как перераспределение ВВП;

- осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, иными словами, контроль за использованием централизованных фондов денежных средств, и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом;

- государственном регулировании и стимулировании экономики;

- финансовом обеспечении бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства (4).

Таким образом, за счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные, а также потребности отдельных групп населения.

Бюджетная система. Структура бюджетной системы.


Большая Советская энциклопедия так определяет понятие бюджетной системы: это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (статья 6) бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Характер бюджетной системы определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – этот форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования имеют собственную государственность и обладают политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств обычно состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – этот постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы. (1, стр.89)

Российская Федерация относится к государствам с федеративным устройством. Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

Следует заметить, что бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 11) устанавливает следующие правовые формы бюджетов:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов);

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (в форме законов субъектов РФ);

местные бюджеты (в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований).

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

единства бюджетной системы РФ, означающего единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней;

самостоятельности бюджетов. Этот принцип содержит следующие основные пункты:

1. право законодательных органов власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;

3. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять направление расходов соответствующих бюджетов;

полноты отражения доходов и расходов бюджетов. Этот принцип предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме.

сбалансированности бюджета, означающей, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

общего (совокупного) покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

гласности. Этот принцип предполагает обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Федеральный бюджет Российской Федерации.


Согласно бюджетному законодательству, федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Государственной Думой в виде федерального закона.

Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, которые необходимы для регулирования экономического развития страны и осуществления социальной политики. При составлении федерального бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов, но и учитывается избранная государством политика.

Чтобы получить конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств, рассмотрим следующую таблицу.

Структура доходов федерального бюджета РФ, % (2):

Таблица 1 .

Виды доходов

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Всего доходов без целевых бюджетных фондов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Налоговые поступления в том числе

93,97

91,5

92,4

55,22

93,45

93,42

93,6

налог на прибыль

19,2

14,3

8,34

18,17

14,46

11,05

8,6

НДС

43,13

42,1

35,9

34,5

43,27

40,92

46,1

акцизы

19,03

23,5

20,2

16,53

15,75

12,31

11,3

налоги на совокупный доход







0,20

0,23

0,26

0,27

0,35

платежи за пользование природными ресурсами

3,0

2,5

21,9

3,06

3,12

10,33

8,9

налоги на покупку иностранных денежных знаков

0,6

0,57

0,44

0,14

0,13

0,11

-

налоги на внешне-экономическую деятельность

5,5

8,08

21,1

20,25

15,97

18,14

16,2

прочие налоги и сборы

1,6

0,41

0,22

0,14

0,14




0,02

неналоговые доходы

6,3

8,49

7,6

6,57

5,38

5,78

6,4

Из таблицы видно, что основная часть доходов федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов. Следует заметить, что в доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления – это косвенные налоги (в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

Бюджеты субъектов Российской Федерации.


Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ (4). В настоящее время на уровне региональных и местных бюджетов сосредоточено около половины налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета.

Местные бюджеты.


Местные бюджеты образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций и ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

Консолидированный бюджет.


Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Их связь проиллюстрирована в схеме (1, стр. 93):


Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Федеральный бюджет

Целевые внебюджетные фонды

Территориальные внебюджетные фонды

Бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты


Структура государственного бюджета.


Прежде всего, обратимся к понятию бюджетной классификации. Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификацияэто группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов (7). Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня (4).

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (4).

Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, заимствований, безвозмездных перечислений и взаимозачетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ.

К налоговым источникам поступлений относятся:

- федеральные налоги

- таможенные пошлины и сборы

- пени и штрафы

К неналоговым источникам поступлений относят доходы:

- от использования имущества, находящегося в государственной собственности

- от продажи или другого возмездного отчуждения мущества, находящегося в государственной собственности

- от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными организациями

- полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

- от других неналоговых источников дохода (1, стр.99)

Виды расходов бюджетов:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

- трансферты населению;

- ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

- бюджетные кредиты юридическим лицам;

- субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
Теперь рассмотрим динамику структуры доходов и расходов федерального бюджета.

Табл. 2 (1,стр.120)



п\п

Наименование показателя

В % к общей сумме

1997

1998

1999

2002

2004

1 Налоговые доходы

Всего

76,2

76,9

83,3

84,7

85,8

Налог на прибыль

10,6

12,3

13,2

14,1

14,6

Подоходный налог с физ.лиц

0,5

1,8

3,2

3,6

3,9

НДС

37,4

38,6

36,1

36,8

36,8

Акцизы

15,1

12,4

13,8

13,9

13,6

Налог на имущество организаций

0.1

0,7

1,2

1,1

0,9

Платежи за использование природными ресурсами

2,2

2,3

1,7

1,9

2,1

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкон. операции

7,9

8,3

14,1

14,3

12,4

Другие виды налогов

2,4

0,8

-

-

0,5

2. Неналоговые доходы

Всего

12,4

10,7

7,9

7,9

8,0

Доходы от продажи госимущества и его деятельности

5,4

2,9

1,1

0,9

0,8

Доходы от внешнеэкокон. деятельности

3.3

1,9

5,6

5,8

6,2

Доходы от реализации госуд. запасов

1,5

1,8

1,0

0,9

0,8

Другие доходы

2,2

4,1

0,2

0,3

0,2

3. Поступления от целевых бюджетных фондов




11,4

12,4

9,8

7,4

6.2

Итого доходов




100

100

100

100

100


Из таблицы видно, что неналоговые поступления стабильно увеличивались, в то время как неналоговые доходы и поступления от целевых бюджетных фондов заметно сокращались.
Теперь обратимся к динамике расходной части федерального бюджета.

Табл.3. (1, стр.133)




п\п

Наименование рас ходов

В % к общей сумме

1997

1998

1999

2002

2004

1

Государственное управление

2,3

2.4

2,2

2,5

2,6

2

Международная деятельность

0,6

2,9

8,7

8,4

8,3

3

Национальная оборона

18,6

16,4

17.5

18,8

18,9

4

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

10,4

8,6

8,3

8,9

9.2

5

Промышленность, энергетика, строительство

6,9

5,5

2,5

2,6

2,4

6

Сельское хозяйство, рыболовство

2,2

2,4

1,4

1,5

1,6

7

Федеральные научные исследования

2,5

2,2

1,7

1,6

1,5

8

Охрана окружающей среды и природных ресурсов

0,6

0,6

0.4

0,3

0,2

9

Транспорт, дорожное хозяйство, связь

0,9

0,3

0,1

0,1

.0,1

10

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

1,5

1,7

1,1

1,2

1,2

11

Образование

3,8

3,4

3,2

3,5

3,2

12

Культура и искусство

0,7

0.7

0,4

0,3

0,3

13

Здравоохранение

2,2

1,9

1,5

1,6

1.6

14

Социальная политика

7,1

7,0

7,3

7,1

7,2

15

Обслуживание государственного долга

9.5

10.1

24,9

23,6

23,8

16

Прочие расходы, в том числе финансовая помощь другим уровням бюджетной системы

23,3


14,9

19,5


10,3

10,5


9,3

9,8


9,4

9,7


9,3

17

Расходы целевых бюджетных фондов

6,9

6,4

8,3

8,2

8,2




Итого расходов

100

100

100

100

100

Мы видим, что произошло существенное увеличение обслуживания государственного долга и сокращение финансовой помощи субъектов РФ. Но в то же время увеличилась доля расходов на целевые программы.

Дефицит бюджета.


Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина государственного долга являются очень наглядными показателями состояния экономики.

В идеале в любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит характеризует обратное соотношение. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Виды бюджетного дефицита.


Выделяют следующие виды дефицита бюджета:

1) Циклический дефицит госбюджета. Этот вид дефицита государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

2) Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

3) Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

4) Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

5) Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства. (5, стр. 25)
Рассмотрим график, отражающий величину дефицита консолидированного бюджета за 1996-2003 годы, в процентах к ВВП. (14)


Из графика видно, что наибольшее превышение расходов над доходами по отношению к ВВП имело место в 1999 году. В целом дефицит бюджета по отношению к ВВП имеет тенденцию увеличиваться.

Причины возникновения бюджетного дефицита.


Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

Источники финансирования бюджетного дефицита.


При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита. Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (4)).

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

  1. Монетизация бюджетного дефицита;

  2. Внешнее долговое финансирование;

  3. Внутреннее долговое финансирование.

Государственный долг.


Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг.

Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во- вторых, определить, чем чреват тот или иной масштаб дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. Необходимо также с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита.

Бюджетная политика Российской Федерации

и направления ее совершенствования.


Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика является одним из активных инструментов формирования государственного бюджета на предстоящие годы.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

Под бюджетной политикой понимают определение государством: источников формирования доходов государственного бюджета; приоритетных направлений расходов бюджета; допустимых пределов разбалансированности бюджета; источников и способов покрытия бюджетного дефицита; принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы; форм и методов управления государственным долгом. (4) От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики выделяют следующие:

- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

- уровень выполнения бюджетных обязательств;

- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

- уровень монетизации бюджетного дефицита;

- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

- динамику валового внутреннего продукта;

- уровень безработицы;

- степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. (1, стр.32-40)
Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников и совершенствовании механизма управления внутренним долгом.


  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации