Программа дополнительного образования детей - БОС-здоровье - файл n1.doc

Программа дополнительного образования детей - БОС-здоровье
Скачать все файлы (125.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc126kb.16.02.2014 15:09скачать

n1.doc




Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №14»


«Рассмотрено»

на заседании методического объединения педагогов ДО

Протокол № _____ от

«____» __________ 2013 г.

Руководитель МО _____________


«Согласовано»
Зам. директора по ВР

____________ Магафурова Р.Р.

от «_____» __________ 2013 г.


«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №14

____________ Гамзина Н.А.

от «_____» __________ 2013 г.



Рабочая программа

«БОС - Здоровье»
(образовательная программа для обучающихся 7-17 лет)

Срок реализации - 1 год


Составитель:

педагог дополнительного

образования МБОУ СОШ №14

Войтюк Лэйсэн Минехатовна

г.Ноябрьск

2013г.

Пояснительная записка
Актуальность и значимость занятий состоит в том, что технология биологической обратной связи является универсальной, в ней есть признаки и качества всех разновидностей здоровьесберегающих технологий.

Это и

А так как здоровье - это основная ценность личности и государства в целом и только здоровые люди могут принимать правильные решения, а потом на практике реализовывать их в жизнь к.б.н. А.А.Сметанкиным была предложена методика формирования и тренировки релаксационно-диафрагмального дыхания с использованием метода БОС. Для повышения эффективности здоровьесберегающих образовательных технологий и учитывая, что именно процесс обучения влияет на уровень здоровья учащихся, в школе будут проводиться уроки «БОС» на основе данной методики.

Оздоровительная дыхательная гимнастика предусматривает использование способности человека к произвольной регуляции дыхания путем проведения дыхательных упражнений с целью сохранения и укрепления здоровья.

Данная методика в течение последних 15 лет прошла детальную клиническую апробацию, получила хорошее аппаратурное обеспечение и нашла широкое применение в медицине и коррекционной педагогике.

Методика выработки и тренировки релаксационно-диафрагмального дыхания является составной частью многих лечебных, профилактических, реабилитационных и оздоровительных программ, реализуемых широким кругом специалистов, работающих в школьно-дошкольных учреждениях.

Термином биологическая обратная связь (БОС), обозначают метод обучения самоконтролю и саморегуляции функциональных систем организма путем подачи субъекту информации о текущем состоянии контролируемой функции по каналам внешней обратной связи (акустической, визуальной и/или тактильной), обеспечиваемой специальными электронными устройствами.

Программа является модифицированной, в основу ее положена примерная программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, режима и временных параметров осуществления деятельности.

«Школа должна стать центром здоровья для детей и педагогов, и никто лучше, чем школьные учителя и воспитатели, имеющие соответствующие знания, убеждения и навыки, вооруженные комплексом современных здоровьесберегающих технологий не сможет решить задачи по профилактике здоровья детей и подростков, а точнее научить их навыкам здоровья, таким, как гармоничная работа сердечно-сосудистой и дыхательной системы, правильная осанка, безусильная речь, безусильное зрение и т.д.»

Тихомиров П.Н. Проректор по учебной работе

«Института Биологической Обратной Связи».
Цель занятий дыхательной тренировки - дать учащемуся возможность надежно выработать в себе навык диафрагмального дыхания с максимальной ДАС (дыхательная аритмия сердца). Этот навык можно воспроизводить в любой обстановке, опираясь лишь на собственные внутренние ощущения и уверенность в правильности выполнения дыхания животом.

Задачи занятий:

- обучить навыку оптимального совершенного дыхания.

- выработать навыки овладения способом и инструментом для поддержания и укрепления здоровья и выхода из стрессовых ситуаций, снятия повышенного, хронического психо-эмоционального напряжения и перенапряжения.

- достижение гармонии работы дыхания и работы сердца.

Формы проведения занятий: самостоятельное выполнение заданий, связанных с отработкой релаксационно-диафрагмального типа дыхания на организованных уроках «БОС - Здоровье».

Учащиеся должны уметь: включать резервы своего организма, формировать правильное дыхание, использовать механизмы сознательного произвольного управления различными физиологическими функциями.

Техническое обеспечение программы: прибор обратной связи, который называется преобразователем биологических сигналов - ПБС.

Об успешности курса можно судить по динамике показателей до и после курса занятий, которые можно условно разделить на 2 группы: медицинские и психолого-педагогические.

а) медицинские показатели:

б) психолого-педагогические показатели:

К концу курса БОС - тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка ДРТД могут быть достигнуты следующие результаты:

Если в ходе реализации базового курса не удалось выработать устойчивый навык ДРТД, то ребенку показан повторный курс через 1-2 месяца (он может быть короче - 5-6 занятий).

Форма подведения итогов: по окончании оздоровительного цикла всем учащимся выдается «Паспорт Здоровья» со всеми результатами.

Занятия рассчитаны для учеников 1 - 11 классов средней школы. Общее количество составляет 17 часов (1 час в неделю). Занятие состоит из групповой работы - 20 минут (8 минут - закрепление навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания и 12 минут - работа на ПК) и индивидуальной - 20 минут. Индивидуальная работа будет проводиться с учащимися, которые по каким-то причинам пропустили групповые занятия (болезни, занятость в соревнованиях, мероприятиях и др.), а также могут организовываться дополнительные занятия.

Программа занятий будет использована на базе МБОУ СОШ №14.

Методическое обеспечение программы: учебники предназначены для теоретических уроков «БОС - Здоровье». Учебный материал и его изложение являются доступными и рассчитаны на школьников определенных возрастных групп.

1. Конспекты теоретических уроков «БОС - Здоровье» под общей редакцией А.А. Сметанкина (СПб., 2004. – 74 с.)

2. Учебник здоровья для младшего школьного возраста (СПб., издательский дом «Сентябрь», 2006. – 28 с.)

3. Учебник здоровья для среднего школьного возраста (СПб., издательский дом «Сентябрь», 2006. – 20 с.)

4. Учебник здоровья для старшего школьного возраста (СПб., издательский дом «Сентябрь», 2006 – 28 с.)
Учебно-тематический план проведения уроков «БОС - Здоровье»



п\п


Содержание тем

Количество часов/уроков

групповое

индивидуальное

теория

практика

1.

Что такое «Биологическая обратная связь» и можно ли измерить здоровье?

40

минут




20 минут

2.

Можно ли измерить здоровье?

40

минут




20 минут

3.

Освоение принципов дыхания животом. Проводится без применения прибора.




20

минут

40 минут

4.

Освоение принципов дыхания животом. Проводится без применения прибора.




20

минут

40 минут

5.

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.




20

минут

40 минут

6.

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.




20

минут

40 минут

7.

Постановка диафрагмально - релаксационного дыхания.




20

минут

40 минут

8.

Постановка диафрагмально - релаксационного дыхания.




20

минут

40 минут

9.

Постановка диафрагмально - релаксационного дыхания.




20

минут

40 минут

10.

Постановка диафрагмально - релаксационного дыхания.




20

минут

40 минут

11.

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.




20 минут

40 минут

12.

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.




20

минут

40 минут

13.

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.




20

минут

40 минут

14.

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.




20

минут

40 минут

15.

Закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.




20

минут

40 минут

16.

Закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.




20

минут

40 минут

17.

Ваш паспорт здоровья.

20 минут




40 минут

Итого:

17 занятий/76,5 часов

Содержание тем курса
Занятия проводятся в несколько этапов тренировок:

Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без применения прибора (два занятия).

Этап 2. Подготовка диафрагмально-релаксационного дыхания (два занятия).

Этап 3. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС (четыре занятия).

Этап 4. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС (четыре занятия).

Этап 5. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (два занятия).
ПЕРВЫЙ УРОК БОС.

Что такое «Биологическая обратная связь».

ВТОРОЙ УРОК БОС

Можно ли измерить здоровье?

ТРЕТИЙ – ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК БОС.

Освоение принципов дыхания животом.

ПЯТЫЙ – ШЕСТОЙ УРОК БОС.

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

После того как стало ясно, что у учащихся получается дышать животом, проводится урок БОС.

Задачи этапа:

- освоить процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем программы «Дыхание 2.12».

- научиться выставлять пороги изменения ДАС или самостоятельно задавать условия проведения урока.

- научиться делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.

СЕДЬМОЙ - ДЕСЯТЫЙ УРОК БОС.

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания.

Занятия проводятся по шаблонам «03» - «06» из группы "Постановка дыхания".

Задачи этапа:

- освоить и закрепить навык дыхания диафрагмой

- научиться уверенно снижать пульс на выдохе.

ОДИННАДЦАТЫЙ - ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УРОК БОС.

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

Используются шаблоны уроков «07» и «10» из группы «Формирование навыка».

Задачи этапа:

- достичь гармонии работы дыхания и работы сердца;

- увеличить ДАС (показатель паспорта здоровья) до возрастных показателей или превысить их;

- снизить частоту дыхания;

- научиться использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи.

ПЯТНАДЦАТЫЙ – ШЕСТНАДЦАТЫЙ УРОК БОС.

Закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

Применяются на занятиях шаблоны «11» и «12» из группы «Закрепление навыка».

Задачи этапа:

- закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания;

- воспроизведение полученного навыка без приборов БОС.

СЕМНАДЦАТЫЙ УРОК БОС.

Ваш паспорт здоровья.

Учебно-тематический план
Срок реализации 4 месяца Урок «БОС - Здоровья»


Групповая работа - 4 занятия в неделю (4 группы по 25 минут).

Индивидуальная работа - 5 занятий в неделю (5 детей по 20 минут).



п/п


Разделы


Всего

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

Теория

Практическая

работа

Практическая

работа

1

Что такое «Биологическая обратная связь»?

1 занятие

40 мин/

4 часа

-

20 мин

2

Можно ли измерить здоровье?

1 занятие

40 мин/

4 часа

-

20 мин

3

Освоение принципов дыхания животом.

2 занятия

-

20 мин/

4 часа

20 мин/

5 часов

4

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

2 занятия

-

20 мин/

4 часа

20 мин/

5 часов

5

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания.

4 занятия

-

20 мин/

8 часов

20 мин/

10 часов

6

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

4 занятия

-

20 мин/

8 часов

20 мин/

10 часов

7

Закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

2 занятия

-

20 мин/

4 часа

20 мин/

5 часов

8

Ваш паспорт здоровья.

1 занятие

40 мин/

4 часа

-

20 мин

Итого:

17

занятий

40 часов

36,5 часов

76,5 час


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Сметанкин А., Межевалов А., Ромодин В. Будь здоров, малыш. Учебник здоровья для младшего школьного возраста. – СПб.: 2006.

  2. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. - СПб.: Питер, 2005, 160 с.: ил.- (Серия «Исцели себя сам»)


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации