Смирнова Н.В. Экология организмов - файл n1.doc
Смирнова Н.В. Экология организмовДоступные файлы (1):
n1.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский государственный социальный университет Филиал в г. Чебоксары Кафедра естественнонаучных дисциплин и экологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЯ ОРГАНИЗМОВ»Специалитет
Специальность 020801.65 «Экология»
Для всех форм обучения

Чебоксары
2007
1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Экология организмов» имеет своей целью изучение основных экологических законов. Ее можно разделить на четыре части: изучение общих экологических законов и развития органического мира, изучение закономерностей действия абиотических факторов на живые организмы, основные среды жизни и отдельным разделом – экология микроорганизмов. В первую часть входят изучение экологических законов, а так же их развитие со временем и различные представления об эволюции органического мира. Во вторую часть входят основные закономерности воздействия абиотических факторов на живые организмы (растения и животных), также некоторые частные законы, применимые только либо к животным, либо к растениям, а так же основные среды жизни. Третья часть содержит основные характеристики основных сред жизни (водной, наземно-воздушной и организменной), а также способы приспособления к ним живых организмов. В четвертой части же части, рассматривается взаимодействие микроорганизмов с окружающей средой, а также их многообразие.
Основной задачей данного предмета можно считать создание единого представления о том, как появилась жизнь на нашей планете, по каким законам она существует и развивается, какие жизненные формы на данный момент представлены, а также о роли микроорганизмов в окружающей среде и то воздействие которое они оказывают на среду. Практическими занятиями являются: изучение экологических законов на конкретным примерах, изучение степени взаимодействия организмов и окружающей среды.
ОПД.Ф.07 | Экология организмов Особенности взаимодействия окружающей среды, растений, животных, микроорганизмов; жизненные формы растений, взаимодействие и взаимовлияние почв, растений и растительности; методы исследования параметров жизнедеятельности растений; совокупное действие абиотических и биотических факторов в поведении, формообразовании, географическом распространении животных; влияние антропогенного фактора на фенотипическом и популяционном уровнях. Таксономия и эколого-физиологические особенности микроорганизмов, распределение в среде обитания, классификация по типам питания; методы исследования экологических функций микроорганизмов. | 150 |
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать: основные систематические группы микроорганизмов и вызываемые ими в биосфере процессы; основные закономерности морфофизиологических и популяционных механизмов адаптации растений и животных к различным факторам окружающей сред; принципы трофической структуры экосистем и роли в ней растений, животных и микроорганизмов; понимать взаимосвязь различных групп живых организмов и сред их обитания (воздушной, водной и почв).
Уметь: использовать методы биологической индикации естественных и антропогенно нарушенных экосистем.
Владеть навыками: - пользоваться биологической терминологией при изложении любых экологических проблем;
- использовать лабораторную технику при проведении исследований.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Очная форма Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | 150 | 7 |
Аудиторные занятия | 80 |
Лекции | 48 |
Практические занятия (семинары) | 16 |
Лабораторные работы | 16 |
Самостоятельная работа | 70 |
Курсовые работы | - |
Вид итогового контроля | экзамен |
Очно-заочная форма
| Очно-заочная форма | Очно-заочная форма на базе среднего профессионального образования |
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | 150 | 9 | 150 | 6 |
Аудиторные занятия | 40 | 9 | 32 | 6 |
Лекции | 24 | 9 | 16 | 6 |
Практические занятия (семинары) | 8 | 9 | 8 | 6 |
Лабораторные работы | 8 | 9 | 8 | 6 |
Самостоятельная работа | 110 | 9 | 118 | 6 |
Курсовые работы | - |
| - |
|
Вид итогового контроля | экзамен | 9 | экзамен | 6 |