Столяров В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ) - файл n1.doc

Столяров В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ)
Скачать все файлы (2123.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc2124kb.16.02.2014 08:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Министерство образования и науки РФ

Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского
Спартианский гуманистический Центр

Российского государственного университета

физической культуры, спорта, молодежи и туризма

В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

(теоретический анализ)


Монография


Саратов

ООО «Издательский центр «Наука»

2012 г.
УДК

ББК

Столяров В.И., Фирсин С.А., Баринов С.Ю.

Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): Монография/ В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. – 269 с.
Данная монография посвящена теоретическому анализу комплекса дискуссионных проблем физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи, которому в последнее время педагоги уделяют все большее внимание.

В центре внимания авторов – содержание, основные направления, цели и задачи физкультурно-спортивного воспитания, структура этой педагогической деятельности, ее место и роль в общей системе воспитания детей и молодежи. Особое внимание уделяется понятийному аппарату, который необходим для правильного осмысления всех этих вопросов. На основе результатов этого анализа в конце книги приведен глоссарий – разъяснение основных понятий по данной теме.

Авторы обобщают исследования отечественных и зарубежных авторов, а также многолетний собственный опыт разработки проблем физкультурно-спортивного-спортивного воспитания детей и молодежи. Книга содержит обширную библиографию публикаций по этим проблемам.

Монография предназначена в первую очередь для педагогов общеобразовательных школ, вузов, организаторов досуга детей и молодежи, для слушателей семинаров и курсов усовершенствования переподготовки учителей, психологов, учителей физкультуры, преподавателей физического воспитания, тренеров и т.д.

Вместе с тем она представляет интерес для всех, кого интересуют проблемы физкультурно-спортивного воспитания и других направлений социально-педагогической работы с детьми и молодежью.

Рецензенты: С.Д. Неверкович, член корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ; О.В. Козырева, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ
УДК

ББК
ISBN © Столяров В.И., 2011

© Фирсин С.А., 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………..5

I. ВОСПИТАНИЕ……………………………………………………………….9

1.1. Воспитание как элемент социализации личности…………………......9

1.1.1. Понятие социализации……………………………………………...9

1.1.2. Понятие воспитания……………………………………………….14

1.2. Гуманизм и гуманистическая концепция воспитания………..…….17

1.2.1. Идеи, идеалы и ценности гуманизма..…………………………...17

1.2.2. Гуманистическая концепция воспитания………………………...30

II. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ…………………………………....39

2.1. Проблемная ситуация анализа физкультурного воспитания

и пути ее решения………………………………………………………....39

2.1.1. Проблемы определения понятия «физкультурное

воспитание» .…………………………………………………….....39

2.1.2. Логико-методологическая процедура решения проблемы

(общая характеристика).…………………………………………...44

2.1.3. Конкретизация задач логико-методологической процедуры

решения проблемы………………………………………………....45

2.2. Первая группа понятий…………………………………………………..52

2.2.1. Тело человека, его качества, свойства, параметры………………52

2.2.2. Культура………………………………………………………….....54

2.2.3. Социокультурная модификация тела человека…………………..62

2.2.4. Понятие телесной (физической, соматической) культуры.….....68

2.2.5. Структура телесной культуры……………………………………70

2.2.6. Разновидности (формы, модели) телесной культуры……………79

2.2.7. Базис и надстройка телесной культуры ...………………………..85

2.2.8. Взаимоотношение телесной культуры с другими

элементами культуры...…………………………….…….………...86

2.2.9. Физическое воспитание……………………………………………88

2.3. Вторая группа понятий………………………………………………......91

2.3.1. Физкультурная двигательная деятельность, ее формы………….92

2.3.2. Занятия физическими упражнениями…………………………….99

2.3.3. Понятие «культура оздоровительно-рекреационной

двигательной деятельности (ОЗРДД)»……………………….....100

2.3.4. Структура культуры ОЗРДД……………………………………..101

2.3.5. Формы культуры ОЗРДД…………………………………………104

2.3.6. Базис и надстройка культуры ОЗРДД…………………………...106

2.3.7. Понятие и основные направления (компоненты)

физкультурного воспитания……………………………………...108

III. СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ………………………………..……...114

3.1. Спорт (спортивная деятельность)………………………………………114

3.1.1. Дискуссии о сущности спорта…………………………………….114

3.1.2. Что такое спортивное соревнование……………………………...117

3.1.3. Понятие «спорт» в узком и широком смыслах………………......127

3.1.4. Многообразие спорта.……………………………………………127

3.2. Спортивная культура…………………………………………………...129

3.2.1. Понятие спортивной культуры…………………………………..129

3.2.2. Структура спортивной культуры………………………………..131

3.2.3. Разновидности спортивной культуры

(общая характеристика) ………………………………………….133

3.2.4. Понятие и структура спортивно-гуманистической

культуры ………………………………………………………….142

3.2.5. Понятие и структура олимпийской культуры.…………………149

3.2.6. Понятие и структура спартианской разновидности

спортивно-гуманистической культуры………………………....157

3.2.7. Базис и надстройка спортивной культуры……………………...179

3.3. Понятие, основные направления и задачи спортивного

воспитания………………………………………………………………181

3.3.1. Понятие спортивного воспитания………………………………181

3.3.2. Основные направления и задачи спортивного воспитания…..183

3.3.3. Спортивно-гуманистическое воспитание……………………...192

3.3.4. Олимпийское спортивно-гуманистическое воспитание...……195

3.3.5. Спартианское спортивно-гуманистическое воспитание………208

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………217

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………219

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….. 229

ПРЕДИСЛОВИЕ
В центре внимания авторов данной работы теоретические, концептуальные основы физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи.

Разъясним необходимость такого теоретического анализа.

В настоящее время специалисты многих стран направляют свои усилия на решение проблемы физического, психического и духовно-нравственного совершенствования детей и молодежи. Но особенно актуальной эта проблема является для современной России. Об этом свидетельствуют материалы ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации», материалы Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения, другие материалы и многочисленные исследования.

Около 75% детей дошкольного возраста нашей страны имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших – всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме. За период обучения в ВУЗе, как правило, увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и к концу обучения параметры здоровья и физической подготовленности у студентов оказываются ниже, чем у абитуриентов. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для служ­бы в Вооруженных Силах, а те, которые признаны годными, редко отлича­ются хорошим здоровьем

Отмечается тенденция к ухудшению психического здоровья детей и молодежи. Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается и в старших классах составляет 10–15%. Наблюдается развитие комплекса деструктивных явлений в психической жизни детей и молодежи: незрелость сознания и узость представлений; заниженная либо гиперзавышенная самооценка; ориентация на деструктивные стороны психосоциальной жизни общества; развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное (безапелляционно-агрессивное или наивно-пассивное) поведение в обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров. Возрастает наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков: в 2000 г. выявлено свыше 1,3 тыс. заболевших наркоманией детей в возрасте до 14 лет. Серьезной социальной проблемой является и высокая преступность среди молодежи. Только за 2000 г. около 1 млн. молодых людей (14-29 лет) совершили преступления, из них почти 200 тыс. преступников в возрасте от 14 до 17 лет. На учете в милиции состоит более 100 тыс. детей, а в учреждениях уголовно-исправительной системы содержится около 30 тыс. несовершеннолетних [Вишневский, 2002; Гостев и др., 2004; Демографическая ситуация…, 2000; Журавлева, 2002; Материалы заседания…, 2002; Материалы к заседанию…, 2002; Рожков, 2002; Симонова, 1999].

Молодежный возраст (примерно от 17 до 25 лет) – это время не только освоения нового комплекса знаний, определенной профессии, но также выбора идеалов, принятия первых по-настоящему серьезных самостоятельных решений, осознания своих гражданских обязанностей, ответственности, интенсивного саморазвития личности и т.д. Однако в процессе перехода России к новому типу экономических отношений значительную часть молодежи охватили чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям. На первый план вышли такие ценности, как жажда обогащения, культ денег, успех, карьера любой ценой. Главными для большинства молодых людей сегодня являются ценностные ориентиры, которые стимулируются нынешними жесткими и жестокими условиями «дикого криминализированно-коррумпированного рынка». Все бульшую популярность среди молодежи получают такие духовные ценности, которые реально помогают им сохранить самостоятельность, способствуют самоутверждению, предприимчивости, развитию воли и физической силы, смекалки, умению решать свои проблемы, общаться и быть благополучным членом группы, добиваться успеха в той или иной сфере деятельности [Вишневский, Шапко, 2000; Лихачев, 1997; Порус, 2005; Федотова, 2005].

Согласно данным опроса, проведенного в 1997 г. в ходе исследования мотивационной сферы учащейся молодежи в возрасте от 16 до 19 лет [Попов, Кондратьева, 1999], почти 80% респондентов считают, что основной целью жизни является обеспечение материального благополучия, причем 40% опрошенных в качестве жизненного идеала называют возможность «жить беззаботно, развлекаться». Среди устремлений молодых преобладает желание «иметь хорошее здоровье» (83%), «делать всегда то, что хочется» (71%), «быть очень хорошо материально обеспеченным» (59%). Исследования же 70-х годов свидетельствуют, что тогда представление молодежи о счастье было иным: 35,6% опрошенных видели его в возможности приносить пользу людям; 44,8% – в удовлетворенности своей работой [Бритвин, Мансуров, 1978].

Таким образом, сложная социально-демографическая ситуация, состояние здоровья, низкий уровень физической подготовленности, рост преступности и наркомании, девальвация духовно-нравственных ценностей в условиях современной России делают крайне актуальной проблему физического, психического и духовно-нравственного здоровья детей и молодежи. Как отмечается в докладе «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на заседании Госсовета РФ 30 января 2002 года, в сложившейся ситуации «необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек». В противном случае, отмечается в этом документе, может возникнуть «реальная угроза национальной безопасности России» [Материалы к заседанию…, 2002, С. 7].

Важнейшее значение для решения актуальной проблемы духовного и физического оздоровления детей и молодежи имеет создание эффективной системы воспитания. Глубокий исследователь, авторитетный педагог-новатор О.С. Газман так писал о задачах воспитательной работы в современной России: «Когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, если оно осознает свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения» [Газман, 1997, С. 45].

В течение определенного времени в нашей стране наблюдалось пренебрежительное отношение к воспитательной работе – в связи с резкой критикой существовавшей ранее жестко идеологизированной системы планирования духовной жизни народа и плановой «воспитательной работы с массами» на основе сведения морали к моральной педагогике, понимания ее как идеологического средства «вбивания правильных» и «выхолащивания неправильных» идей и мотивов поведения.

В последнее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Воспитание подрастающего поколения начинает рас­сматриваться как одна из главных стратегических задач развития современного общества, составляющих основу безопасности страны [Зимняя и др., 1998]. Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации – опреде­лены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их дости­жения посредством государственной политики в области образования на предстоящие четверть века. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития» [Концепция модернизации…, 2002, с. 10]. В соответствии с такой установкой развитие воспитания в системе образования России в настоящее время становится одним из приоритетных направлений в деятельности Минобрнауки России, органов управления образованием субъектов Россий­ской Федерации, образовательных учреждений всех типов и видов.

Речь не идет о том, чтобы в принудительном порядке, насильственными методами навязывать детям, подросткам, молодежи какие-то идеалы, культурные образцы, эталоны поведения. Имеется в виду создание условий, в которых они осознают привлекательность для себя социально значимых идеалов и форм поведения, имеют возможность «примерить» их на себя, оценить и при наличия желания предпринимать активные действия в плане дальнейшего приобщения к ним на основе самореализации, самосовершенствования.

Все большее число специалистов склоняется к выводу о том, что важное место в системе воспитания детей и молодежи (наряду с другими направлениями этой педагогической деятельности) должно занимать физкультурно-спортивное воспитание, основанное на использовании активных, регулярных занятий физкультурой и спортом для решения комплекса педагогических задач. С учетом этой ситуации в Министерстве образования и науки России недавно создан Департамент развития системы физкультурно-спортивного воспитания (директор Департамента – д.п.н., проф. А.Т. Паршиков).

Для эффективной организации физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи в первую очередь должны быть разработаны концептуальные основы этой педагогической деятельности. Имеется в виду теоретический анализ физкультурно-спортивное воспитания, определение его содержания, основных направлений, структуры, целей и задач, места в общей системе воспитания детей и молодежи и т.п. От результатов этого анализа существенным образом зависит ответ на вопрос о формах и методах физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи, а также на другие вопросы, касающиеся этого воспитания.

Все эти вопросы являются сложными и дискуссионными. Многие учителя физкультуры, преподаватели физического воспитания, тренеры, организаторы досуга детей и молодежи испытывают существенные трудности при ответе на них, а ученые высказывают различные мнения при их обсуждении.

Эта ситуация определяет актуальность теоретического анализа физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи. В данной работе анализируется комплекс сложных и дискуссионных проблем теории этой педагогической деятельности. Предпринимается попытка выделить физкультурно-спортивное воспитание как особую форму педагогической деятельности, дать научно обоснованную характеристику его содержания, целей, задач, основных компонентов структуры, особенностей. Основное внимание авторы уделяют понятийному аппарату данной теории – уточнению понятий «физкультурное воспитание», «спортивное воспитание» и другим тесно связанным с ними понятиям. На основе результатов этого анализа в конце книги приведен глоссарий – разъяснение основных понятий по данной теме.

Авторы опираются на многолетний собственный опыт разработки проблем физкультурно-спортивного-спортивного воспитания детей и молодежи, а вместе с тем стремятся учесть результаты анализа этих проблем другими отечественными и зарубежными авторами. Этим объясняются многочисленные ссылки в тексте работы на публикации других авторов и приведенная в конце библиография публикаций по обсуждаемым проблемам.

Такой подход позволит читателям получить полное, глубокое представление и выработать собственное мнение по этим проблемам.

I. ВОСПИТАНИЕ
Физкультурно-спортивное воспитание является определенной формой (разновидностью) воспитательной деятельности. Поэтому представляется целесообразным прежде всего дать анализ понятия «воспитание».
1.1. Воспитание

как элемент социализации личности

Понятие «воспитание» неоднозначно трактуется в научной литературе. Т.А.Ильина выделяет, например, четыре смысла, которые разные исследователи придают термину «воспитание». Воспитание понимают:

– в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека социума в целом и всей окружающей действительности;

– в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс;

– в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа;

– в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т.п. Другими словами, термин в этом случае обозначает участок приложения воспитательных усилий [Педагогика, 1983, с. 7-8].

В рамках используемой в данной работе системы понятий в трактовке воспитания авторы исходят, прежде всего, из того, что эта педагогическая деятельность является элементом процесса социализации. Общая концепция этого процесса имеет, поэтому важное теоретическое значение при анализе физкультурно-спортивного воспитания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации