Эссе - Является ли человек животным? - файл n1.docx

Эссе - Является ли человек животным?
Скачать все файлы (22.1 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx23kb.09.01.2014 14:41скачать

n1.docx

В словаре Даля есть такое определение термина « человек» : «это высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою – это сердце и думка.. .. как животное отличается от растенья осмысленною побудкою и образует особое царство, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека.» Это определение, на мой взляд дает наиболее полное описание человека как сути с одной стороны, и наталкивает на размышления с другой. Размышления вот какого характера: а человек это животное или нет? И почему? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, для его нахождения необходимо рассмотреть различные стороны сущности человека. Ведь человек, несмотря на все внешние различия, очень похож на животное, пусть даже очень умное (сразу хотелось бы отметить, что сравнительные характеристики я буду проводить с млекопитающими, так как они ближе стоят к человеку в его эволюционном развитии). Ему присущи те же характеристики, что и всем животным в принципе – дышит кислородом, основные потребности те же – питание, безопасность и размножение. Кроме того, при изучении вопроса сходства человека и животного выясняется, что основой поведения человека являются инстинкты и удовлетворение все тех же базовых потребностей, как и у животных. Далее, человек в утробном развитии проходит стадии эволюционного развития животного мира- сначала зародыш похож на зародыш рыбки, потом ящерицы, крысы, кролика и так далее до человекообразных обезьян и в конце на свет появляется детеныш человека. По своему химичемкому составу кровь человека очень схожа с кровью человекообразных обезьян, более того, общая структура большого мозга у человека и к примеру шимпанзе одинокова, и по этим признакам человекообразные обезьяны даже ближе к человеку, чем к своим сородичам обезьянам.

Далее в качестве примера сходства я хотела бы привести эксперименты Кёлера над шимпанзе. В ходе его экспериментов было показано существенное различие между выработкой навыка у шимпанзе и у курицы. Курица действует только на инстинктах, шимпанзе же не действует наугад, только потому что его побуждает сделать какое-либо действие инстинкт, они перебирают эти наглядные варианты в голове, то есть осуществляют какое то примитивнейшее мышление, и затем делают то, что от них хотел эксперементатор, причем делают действие абсолютно правильно. Найденный однажды, внезапно (а не путем долгой выработки условного рефлекса) способ поведения будет независим от ситуации, даст простор для решения задач в совершенно других условиях. То же самое можно сказать о действиях человека- научившись один раз мы потом не вырабатываем отдельные условные рефлексы для совершения какого-то сложного действия.

Ещё одним показательным примером сходства человека и животного является наличие у человекообразных обезьян интеллекта. Это было доказано в экспериментах, где нужно было изобрести!! орудие труда. Известно, что изобретение – биологическая функция интеллекта, обезьяна в ходе опыта делает открытие, изобретает орудия труда, следовательно интеллект имеет место быть.

В ходе многолетних наблюдений за обезьянами было отмечено, что животные играют друг с другом, с палками, которые им были предложены и в процессе игры научаются пользоваться ими и взаимодействовать друг с другом. Это чисто психологический момент, а не действие условных рефлексов, что показывает еще одно сходство между ними и человеком : ребёнок тоже играет и в процессе игры учится выполнять многие действия.

Ещё одним очень интересным примером сходства животного и человека является то, что обезьяны украшают себя. Они надевают на себя различные коренья, лианы и даже камни. Пусть они делают это ( украшаются) очень странно с точки зрения человека, но факт остается фактом. Они это делают для того, чтобы повысить своё собственное чувство тела, у человека это происходит для поднятия самооценки- очень сходная черта и потребность, её вызывающая.

Кёлер писал о человекообразных обезьянах так: « этот антропоид выступает из всего остального рода животных и приближается к человеку не только по своим морфологическим и физиологическим особенностям, он обнаруживает также форму поведения, которая является специфически человеческой.» И это невозможно отрицать – шимпанзе действительно обнаруживают разумное поведение того же рода, которое свойственно человеку. Французские учёные провели один очень важный экспкримент. Они взяли группу шимпанзе и ввели у них фишечную систему (аналог денег человека). Всё тоже самое, что и у человека - за различные действия и способности даются фишки разной значимости, которые потом можно было менять на бананы. Через какое-то время, в этой группе произошло расслоение, появилась проституция и другие элементы групповой жизни, которыми так гордится человек и считает это полностью заслугой своей уникальности.И это еще раз подтверждает то, что у человека и животного очень много общего.

Но несмотря на все множество сходных черт, существует несколько таких, которые не только отличают человека от человекообразных обезьян как двух представителей разного вида, но и ставит человека на порядок выше их. Одной из таких черт является наличие второй сигнальной системы у человека и отсутствие её у животных. Речь, то есть умение сделать, а главное понять знак, отделяет обезьяну от примитивного человека и ставит между ними непреодолимый барьер. Ведь если человек что-то нарисует, он может понять, что именно нарисовано, и другой его сородич поймет, что нарисовано, так как у человека есть образно-действенное мышление. Обезьяна же, хоть и умеет рисовать в широком смысле этого слова, не видит в своих «художествах» совершенно никаких знаков. У обезьян ограничены так называемые представления, поэтому у них нет даже малейших зачатков культуры. Мозг в своей эволюции развивался путем постепенного нарастания( поэтому у человека есть новый мозг, который как бы надстроен над древним) и у человека он самый большой, именно в его коре есть речевой центр. Мышление же человекообразных обезьян совершенно не зависимо от речи, генетические корни мышления и речи различны. У обезьян есть свой язык, но это не речь, и он не служит им для познавательной деятельности и передачи наследия. У человека язык как символ выполняет именно эту функцию – благодаря знаковой системе человечество накапливает опыт и развивается.

Следующая отличительная черта человека неразрывно связана с речью и как бы является его коллегой. Эта черта- труд. Обезьяны могут создавать орудия труда, но они не пользуются ими для того, чтобы приспособиться к среде обитания. В отличие от человека, который именно с помощью труда смог приспособиться к условиям окружающей среды. А для того, чтобы труд каким-то образом возник, людям нужно было как-то взаимодействовать между собой, а не просто привлекать внимание друг к другу, как это делают обезьяны. К развитию труда есть предпосылки и у человекообразных обезьян – это развитые передние конечности и наличие интеллекта, но так как у них нет речи, труд им неподвластен. И в этом смысле слова Энгельс в своём утверждении о том, что труд сделал из обезьяны человека был совершенно прав.

Далее я хочу отметить такую характеристику, которая присуща только человеку и которая конечно коренным образом отличает его от любого животного, пусть даже очень развитого - это наличие воли. Животное не может овладеть собственным поведением, а человек может. Понятие воли у человека непосредственно связано с трудом. Можно сказать, что интеллект, который есть у человекообразных обезьян, - это непосредственная предпосылка к развитию труда, а воля является его непосредственным результатом.

И, наконец, самая главная отличительная черта человека от животного это его подверженность естественному отбору. Любой вид на нашей планете подвержен действию естественного отбора. Что такое естественный отбор? Это способность особи выжить и оставить после себя потомство. Выживают, как правило сильнейшие, или те особи, организм которых наиболее приспособлен к среде обитания. У человека, особенно с развитием медицины, ситуация обстоит иначе. Даже если человек родился очень слабым или с какими-либо отклонениями( в том числе умственными), у него есть большой шанс выжить и даже оставить потомство, то есть передать свои гены. Также хотелось бы отметить, что у животных партнер для продолжения рода выбирается инстинктивно, он нацелен на то, чтобы сохранить или улучшить геном потомков. У человека этот процесс происходит несколько по-другому, так как в какой-то степени на выбор партнера влияют не только и даже не столько факторы сохранения генома, сколько индивидуальные для каждого человека критерии, которые были сформированы в процессе социализации и формирования личности. Иногда человек выбирает себе такую пару для продолжения своего рода, что это противоречит законам сохранения вида. Таким образом, можно сделать вывод, что современный человек практически не подвержен действию естественного отбора.

У человека и животных очень много сходных черт, но несмотря на это, по моему мнению, человек в своей эволюции совершил скачок и приобрёл совершенно новые характеристики своего вида. Следовательно, хотя когда-то давно человек и произошел от обезьяны, сам он как вид уже не животное, и его можно выделить в отдельное царство.

Эссе написано студенткой СОВ 1-1

Тихоновой Дарьей
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации