Краткий курс философии для подготовки к экзамену и зачету - файл n1.docx

Краткий курс философии для подготовки к экзамену и зачету
Скачать все файлы (211.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx212kb.03.02.2014 13:14скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6

  1. Специфика философии как формы познания, ее функции и роль в обществе и культуре. Основные разделы философии: онтология, гносеология, социальная философия, антропология

Философия – это все единосущее, схваченное в мыслях; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества; это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.

Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать.

Само слово философия буквально означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков.

Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Функции философии:

  1. Мировоззренческая (в ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования. Мировоззрение – представление о мире)

  2. Гносеологическая (способность философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания)

  3. Методологическая (философия в состоянии выступать в качестве методологии, т.е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности)

  4. Информационно-коммуникативная (характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании)

  5. Ценностно-ориентирующая (философия, как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы)

  6. Критическая (в рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека)

  7. Интегрирующая (философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчинения)

  8. Идеологическая (философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т.е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию)

  9. Воспитательная (способность этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о нем, формирующее воздействие на интеллект человека)

  10. Прогностическая (философия занимается прогнозированием, например многие философы прошлого выступали как пророки)

Философия существует и развивается не только в виде специально философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.


  1. Генезис философии Востока. Основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая

Возникновению философии как особого типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии – философских идей-учений, вплетенных в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений. К протофилософии, или предфилософии, можно отнести учения мудрецов Др. Востока, прежде всего Китая и Индии.

На Востоке развитие философской мысли шло по отличному от западного пути развития. Восточная философия занималась почти исключительно проблемами, касавшимися человека, и крайне мало внимания уделяла объективному миру – окружающей реальности. Ведущее место в ней занимала разработка этико-эстетической проблематики. Характерно, что восточные философские учения тесно связаны с религией. Зачастую они являются обоснованием системы нравственно-религиозных кодексов и норм. Само философское учение на Востоке выступает как завершенное знание, не требующее дополнительного обоснования.

Восточная философия включила в себя многие категории, присущие еще мифологии: смерть и жизнь, душу и физическое тело, вещество и дух, сознание и его состояния. Одновременно добавляются собственно философские категории, такие как движение, противоположность и единство, материя, сознание и др.

Восточная философия сосредоточена в первую очередь на самопознании. Актуальный для западной философии поиск универсальных методов познания остался за рамками ее интересов. Зато социальный аспект приобретает особую весомость: общечеловеческие ценности и добродетели рассматриваются как необходимое условие самосовершенствования и управления другими людьми.

Таким образом, вся духовная культура и философское мышление Востока обращены к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию, осуществляемым посредством ухода от материального мира.

Философия Др. Индии: Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. В развитии древнеиндийской философии выделяются три основных периода, которые соответствуют этапам социально-экономического развития Индии. Первым периодом является ведический, пришедшийся на время разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения; следующий – эпический, совпавший с закреплением системы хозяйственных, политических, нравственных и прочих связей и отношений в форме варно-кастового деления; третий – классический, который пришелся на развитие и закрепление феодализма.

Ведический период: Философское мышление в Индии изначально формировалось в тесной связи с брахманизмом.

Брахманизм – религия древних индусов, в основе которой лежали тексты Вед, написанные на языке древних ариев – ведическом санскрите.

Древняя ведическая мифология представляла собой дофилософскую форму мировоззрения.

Появление предфилософского и в дальнейшем собственно философского сознания было связано с кризисом родоплеменной организации общественной жизни.

Философия Упанишад. Вначале Упанишады буквально означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Впоследствии этим словом стали обозначать тайное эзотерическое учение. В Упанишадах обосновываются понятия сансары (круговорот жизни) и кармы (закон воздаяния). Учение о сансаре гласит, что человеческая жизнь является цепью бесконечного перерождения. При этом каждое следующее рождение определяется законом кармы: будущее определяется поступками, совершенными в предшествовавших воплощениях. Важнейшей задачей каждого индивида становится выход из бесконечного круга перерождений, для чего необходимы освобождение от вещественного мира и постоянное нравственное совершенствование.

Эпический период: индийская философия постепенно превращается в особую отрасль знания. Об этом свидетельствует текст Артхашастры.

Классический период: наиболее яркими философскими системами являлись чарвака, джайнизм и буддизм.

Чарвака – материалистическое и атеистическое философское учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Последователи чарваки крайне негативно относились в Ведам и ведическому учению, не признавая ничего из них. Согласно чарваке, основой всего сущего является материя в виде пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Все живое состоит из этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств.

Джайнизм – дуалистическое учение, признающее одновременное существование духовного и материального начал. Философия джайнизма почитала весь мир одушевленным. Единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки (аджива). Эти духовные частицы могут переходить из одного физического вместилища в другое. Благодаря такому соединению души с любым, сколь угодно малым и удаленным телом становится возможным непосредственное, минуя чувства и разум, познание прошлого, настоящего и будущего, по сути дела – духовное видение. Джива и аджива связаны между собой кармой, которая является тонкой материей. Соединение кармой дживы и адживы приводит к возникновению личности.

Буддизм – одна из значительнейших религиозно- философских традиций Индии. Согласно воззрениям буддизма, все сущее – это движение конечных и постоянно изменчивых особых элементов бытия – дхарм, их мгновенное взаимодействие, непостижимое для человека. И душа, и тело есть процесс мгновенного взаимодействия дхарм. Отсюда следует важный для буддизма вывод: душа и тело не образуют в сочетании чего –то постоянного и устойчивого. Собственно, буддизм отрицает не только бессмертие души, но и само ее существование.

Философия Др. Китая: все школы и течения китайской философии имеют единое происхождение. Их общим корнем является культура Дао. Различия между школами заключаются в мировоззренческой ориентации и методах последующей реставрации Дао. В древнекитайской философии существовало два основных течения: даосизм и конфуцианство.

Основоположником даосизма является древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосизм базируется на иньской составляющей Дао и образует его философскую парадигму. В своей мировоззренческо-ценностной ориентации даосизм обращен к родовому прошлому, в котором усматривает природно-социальный идеал. В центр Дао даосизм выдвигает своего ставленника – совершенномудрого человека. В его задачу входят умозрительное считывание в архетипе Дао естественных принципов жизни и ретрансляция их в человеческую Поднебесную. Лао-цзы оценивал настоящее как хаос. Его причину он видел в совершенном некогда цивилизацией нарушении естественного развития Дао. Главную задачу человека Лао-цзы видел в выведении мира из трагических границ цивилизации, возвращении к пустоте – Дао, чтобы оттуда снова пройти путь естественного развития, но уже без цивилизационных помех.

Вторым ведущим направлением древнекитайской философии является конфуцианство. Одна из основных проблем конфуцианства – проблема духовного качества природы человека. Сам Конфуций уклонялся от ответа на этот вопрос. Среди его учеников бытовали противоположные мнения: Мэнцзы считал, что природа человека добра; Сюньцзы, напротив, полагал ее злой, но подлежащей исправлению нормами ритуала и долга. Древние даосизм и конфуцианство оказали определяющее влияние на всю китайскую культуру.


  1. Зарождение античной философии. Милетская философская школа.

Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль. Античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Развивалась она не изолировано: черпала мудрость Др. Востока, культура которого уходит в более глубокую древность. Там еще до грехов происходило становление цивилизации – формировались письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. История философии определяется личностными особенностями того или иного мыслителя. Основным философским источником были мифы.

Мифология есть результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мифология являла собой художественный способ объяснения или попытку объяснения явлений природы и жизни людей. Мифология бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов.

Милетская философская школа: родоначальником милетской школы можно считать Фалеса. Фалес стремился объяснить мир исходя из естественных причин, т.е. из самого мира. Главная его идея – все есть вода. Фалес не случайно избрал воду в качестве первоначала: воду, как ничто другое, можно принять как средоточие всех противоположностей. Вода может быть холодной и горячей, превращаться в твердое и газообразное состояние; она не имеет определенной, неизменной формы и в то же время чувственно определена. Кроме того, вода, точнее, один из двух ее элементов – водопровод. – наиболее распространенное вещество во Вселенной.

Учеником Фалеса был Анаксимандр. Он первым выдвинул идею архэ (первоначала) и в качестве такового рассматривал арейрон (беспредельное). Апейрон в философии Анаксимандра представляется некоей абстрактной материей, вещественной субстанцией, из которой произошло все сущее. Из апейрона возникает все, что было, есть и когда-либо будет в этом мире. Эта идея была значительным шагом вперед по сравнению с предложением о первооснове в виде какой-либо стихии – огня, воды и т.п. По мысли Анаксимандра, мир возник в результате борьбы противоположностей, прежде всего тепла и холода.

Идеи Фалеса и Анаксимандра развил Анаксимен. В качестве материального первоначала Анаксимен рассматривал воздух – самую бескачественную стихию. Сгущаясь либо разрежаясь, воздух порождает воду, землю, огонь, т.е. все многообразие вещей и явлений.

Анаксагор развивал идею, что в первичном состоянии мир уже является смесью всех веществ, которые потом явно обнаруживают себя в этом мире. Многообразие тел в природе Анаксагор объяснял наличием множества неизвестных элементов, которые он назвал гомеомериями.

Философы милетской школы создали первые философские учения в Др. Греции. Последующие философы развивали принципы, неявно присутствовавшие у милетцев. Так, мысль милетских философов о едином первоначале всего сущего дала толчок Ксенофану и Пармениду к созданию учению о всеедином бытии, а попытки милетцев найти рациональное объяснение видимому многообразию вещей привели Пифагора к учению о числовой закономерности, лежащей в основе всех вещей. Без милетцев не было и Гераклита.


  1. Философия Сократа и Платона. Учение об эйдосах. Гносеологические, космологические и социально-политические воззрения Платона

Философия Сократа: Сократ – одна из самых ярких фигур в истории философии. Сократ никогда ничего не писал, полагая, что написанный текст не способен отразить процесс философствования. Свою философскую систему он раскрывал в беседах с учениками и в выступлениях-диспутах на улицах и площадях его родных Афин. Идеи Сократа дошли до нас в записях его учеников, прежде всего Платона. Тем не менее его влияние на современников и на все дальнейшее развитие философии огромно.

Учение Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире, космосе, природе (от объективизма натурфилософов) к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет (к субъективизму антропологии) – другими словами, от материализма к идеализму. В центре философских воззрений Сократа находятся проблема человека, а также вопросы этики и познания.

Позиция Сократа в вопросах познания противоположна софистам, считавшим себя мудрецами, многознающими. С точки зрения Сократа, строение мира и природа вещей непознаваемы; человек может знать только самого себя. Он говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Другой любимый девиз Сократа: «Познай самого себя». Отсюда высшей задачей философии становилось не теоретическое мудрствование, а искусство жить.

Согласно учению Сократа, знание есть мысль, понятие об общем. Понятия раскрываются через определения, а обобщаются через индукцию. Сократ оставил образцы определения и индукции этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия должна предшествовать беседа, в ходе которой собеседник путем последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Выявление противоречий позволяет устранить мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает к поискам подлинной истины. Свой метод познания Сократ назвал диалектикой (искусством спора). Диалектика, по Сократу, является искусством рассуждать. Диалектик — тот, кто умеет ставить вопросы и находить ответы. Отправной точкой этого метода Сократ избрал иронию, при этом сам философ занимал позицию невежды, прося объяснений у своего собеседника. Путем вопросов и шуток Сократ подводил оппонента к осознанию того, что в действительности он ничего не знает, после чего начинался совместный поиск истины.

В центре философии Сократа — человек познающий, но при этом нравственный, поскольку, по его мысли, познание неотделимо от морали. Задачей философа является не размышление о мире, а познание человека и поиск пути жить и поступать одновременно и целесообразно, и нравственно. В учении Сократа добродетель практически тождественна мудрости. Наличие зла в мире Сократ объясняет неверными средствами достижения благих целей.

Роль государства, по Сократу, заключается в том, чтобы реализовать на практике общее понятия о справедливости.

Философия Платона: Платон был одним из учеников Сократа, сохранившим для потомков философские воззрения своего учителя. Его настоящее имя Аристокл; прозвище «Платон» («широкий») было дано ему за атлетическое телосложение. Платон развил ряд идей Сократа и стал родоначальником объективного идеализма.

Онтология и теория познания Платона. Платон подразделял все существующее на два мира: мир идей, постигаемый умом, и мир вещей, постигаемый чувствами. Идея («эйдос») существует в своем мире независимо от вещей и является как бы прообразом, моделью вещи. Вещь возникает при соприкосновении соответствующей идеи с материей — не воспринимаемой чувствами субстанции, необходимой для формирования вещей. Подлинным бытием обладает именно мир идей, а вещественный мир является его отражением.

Понятие о душе. Согласно Платону, между миром идей и душой человека существует тесная связь. Бестелесная и бессмертная душа существует вечно. Она приходит на землю из мира идей и переселяется из одного тела в другое в течение десяти тысяч лет — мирового года, после чего вновь отправляется в мир идей, где созерцает идеальные сущности. Исходя из этого Платон объяснял процесс познания как анамнезис (воспоминание): познание — это вспоминание душой тех сущностей, которые она созерцала до снисхождения на землю. Это относится и к таким понятиям, как благо, справедливость, красота, которые не могут быть выработаны на основе чувственно воспринимаемого. Если человек обладает представлениями об этих понятиях, значит, его душа познакомилась с ними в истинном мире идей. Оказавшись в теле, душа все забывает, поэтому задачей человека является вспомнить прежние знания с помощью разума.

Душа делится на три части, имеющие свою иерархию:

1) разум (высшую часть);

2) волю и благородное желание (среднюю часть);

3) влечение и чувственность (низшую часть).

В зависимости от преобладания одной из частей человек имеет склонность либо к возвышенному и благородному, либо к дурному и низкому. Если наибольшее влияние имеет разум и он поддерживается волей и благородными устремлениями, то такая душа способна продвинуться на пути припоминания дальше, чем остальные.

Концепция идеального государства Платона. Платон первым из греческих мыслителей создал систематическое учение о государстве и обществе. Согласно его воззрениям, государство возникло вследствие естественной тяги людей к объединению для облегчения своего существования: когда отдельный человек не может удовлетворить свои потребности, он привлекает для этого других людей. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...» — писал Платон.

Ему принадлежит концепция идеального государства. В ее основе лежит соответствие структур идеального мира, государства и человеческой души.

В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души: разумному, волевому и вожделеющему — в государстве соответствуют совещательное, защитное и деловое начала. Каждый член идеального государства выполняет функции, определяемые его преобладающей частью души. Так создаются три сословия: философы-правители, воины-защитники и производители — земледельцы и ремесленники. У философов доминирует разумная часть души, у воинов — воля, у ремесленников и земледельцев — чувственность и влечение, которые должны быть управляемыми.

Три сословия в государстве соотносятся с тремя основными добродетелями: мудрость — это добродетель правителей-философов, храбрость — воинов, а умеренность—добродетель народа. Четвертая, наивысшая, добродетель — справедливость — олицетворяется самим идеальным государством.

Государство может быть идеальным лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет свои задачи и не вмешивается в дела других.

Согласно Платону, в государстве возможны три формы правления: монархия, аристократия и демократия. Каждая из этих форм может быть законной и незаконной. Законная монархия — это власть просвещенного царя; незаконная монархия — тирания; власть немногих просвещенных людей — аристократия; власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия также может быть законной и незаконной.

Все существовавшие в его время формы государственного устройства Платон подразделял на приемлемые и регрессивные (упадочные). Наиболее приемлемой формой правления после идеального государства он считал аристократическую республику.

К регрессивным формам государственности относится тимократия (власть военных), примером которой может служить Спарта (V—IV вв. до н.э.). Ниже тимократии, по иерархии Платона, находится олигархия — власть богатых.

Еще ниже располагаются демократия и тирания. Демократия — это власть толпы, в которой низменные инстинкты массы торжествуют над разумом. Тирания представляет собой господство интересов и пороков одного человека над интересами государства и справедливостью.


  1.   1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации