Вестминстерская модель британского парламентаризма и её мировое значение - файл n1.doc

Вестминстерская модель британского парламентаризма и её мировое значение
Скачать все файлы (46.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc47kb.16.02.2014 05:33скачать

n1.doc

Тема моего доклада - Вестминстерская модель британского парламентаризма и её мировое значение
Слайд 1

Вестминстерская модель парламентаризма представляет собой форму государственного управления Англии, сложившуюся в ходе эволюции британской монархии. На основе британской модели сформировалась Вестминстерская система, получившая свое название в честь Вестминстерского дворца, в котором проходят заседания Парламента Великобритании.

Вестминстерская система характерна для государств Содружества Наций. Начало её использования положили канадские провинции и австралийские колонии Великобритании в середине XIX века.

Слайд 2

Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложившими основы британской (вестминстерской) модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти - становление "ответственного правительства".

Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать "правительство его величества". Именно конституционные соглашения, а не акты конституционного значения (Великая хартия, Билль о правах и т.п.) стали основой британской "неписаной" конституции.
Слайд 3

Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался в номинального главу исполнительной власти.

Право короля отвергать законы, принятые парламентом, перестало применяться с 1707 г.

Король Георг I (1714-1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой целый ряд важных политических последствий. Прежде всего такое "отчуждение" короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках "первого министра" короля. Кабинет стал действовать от имени "его величества", но практически самостоятельно.

Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что "король царствует, но не управляет". Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и XIX в. И все же это стало исключением, а не практикой, "резервом" на случай чрезвычайной ситуации.
По словам английского государствоведа Беджгота, «монарх имеет три права: право на то,

чтобы с ним совещались, право поощрять, право предостерегать. И король вполне разум-

ный не станет желать других прав».
Слайд 4
Таким образом, монарх, теряя реальную власть, становится символом английской нации, сохраняет за собой церемониальные функции и хранит традиции королевства.
Какую же роль играет современная английская королева?
Елизавета II является официальной главой Соединенного Королевства, а также Британского Содружества Наций.
Королева официально открывает новую сессию парламента каждый год, посвящает в рыцари, проводит церемонии награждения в Букингемском дворце и за пределами Соединенного Королевства.
Также проводится церемония в день памяти погибших в Уайтхолле во второе воскресенье ноября, когда весь народ вместе с королевой отдает дань погибшим в двух мировых войнах и других военных конфликтах двадцатого века.
Существует традиция раздачи милостыни монархом в Великий Четверг на страстной неделе. Эта церемония проводится в одном из соборов или аббатств страны, и деньги отдаются пенсионерам, живущим в приходе. Эта традиция берет начало в XIII веке, когда короли раздавали бедным и больным еду и одежду.
Слайд 5
Переходим к следующему пункту формирования Вестминстерской системы – становление ответственного правительства.
В XVIII в. появляется нигде не предусмотренный орган – кабинет, вскоре ставший

“ правительством его величества”. Принципы работы кабинета формировались в порядке

прецедента: кабинет формирует лидер победившей на выборах партии, он заседает без ко-

роля, ответственен перед палатой общин. Каким образом так получилось?

Параллельно с концентрацией прерогативы монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705-1707 гг. о должностях, которые, открыли министрам возможности избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708-1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе.

Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин. Победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию. В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.
Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск палаты кабинетом - в 1784 г. Так возникала система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.
Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы парламентаризма, как партийное правление и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин.

Слайд 6

Основные права Кабинета были установлены специальным докладом в 1918 г. В соответствии с ним на Кабинет возлагались полномочия по (1) окончательному определению политики, (2) руководству всем исполнительным аппаратом, (3) постоянной координации работы министерств и ведомств. Самостоятельная роль Кабинета возросла сравнительно с XIX в. еще и потому, что практически перестал функционировать Тайный совет монарха (последний раз в полном составе он собирался лишь в 1835 году – !). Полномочия правительства, Кабинета, расширились еще более в связи с институтом делегированного законодательства.
Делегированное законодательство (т. е. право правительства издавать конкретные законоположения на основании общего законодательного поручения парламента) – не новый для британского парламентаризма институт, оно имело место еще в XVI – XVIII вв. В Новейшее время оно приобрело особое значение, практически закрепив постоянные и неограниченные в большинстве вопросов полномочия за правительством. В 1946 г. делегированное законодательство из временного было преобразовано в постоянный конституционный институт; вопросы государственной безопасности, обеспечения «жизненно важных функций» государства были признаны постоянным предметом законодательных распоряжений правительства. Позднее эти права неоднократно расширялись по специальным поводам: например, по вопросам борьбы с терроризмом.
Слайд 7
Итак, мы можем определить характерные черты Вестминстерской системы парламентаризма:

Слайд 8

Подводя итог, я хочу сказать, что:

Англия явилась Родиной современного конституционализма, вписав немало оригинальных страниц в его историю. Конституционный опыт Англии был учтен США, Францией и другими странами мира.
Английская парламентская система стала своего рода эталоном для большинства

европейских стран, Японии и многих “молодых” государств.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации