Шпаргалки экология - файл n1.doc

Шпаргалки экология
Скачать все файлы (273 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc273kb.16.02.2014 05:33скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
1. Предмет и объект исследования и задачи «Э» как учеб дисциплины. Термин «экология» предложил Э. Геккель в 1866 для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами. Экология (от греч oikos – жилище, logos – наука) – наука о доме. «Э» – наука, исследующая закономерности жизнедеят-ти организмов в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деят-тью чел-ка. «Э» – наука об отношениях организмов друг с другом и его средой, наука о приспособлениях. У экономики и «Э» много точек соприкосновения, т. к. хоз-ная жизнь ведется в различных природных зонах, соц-ных условиях.Экономика – искусство ведения домашнего хоз-ва. «Э», как и любая наука, хар-ся различием собственного объекта, предмета, задач, методов.

Объект – часть окр мира, а предмет науки – существенные стороны ее объекта. Объектом экологии явл-ся биологические сис-мы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы.

Предметом экологии является взаимоотношение организмов и недоорганизменных систем с окр их органической и неорганич средой. Основные задачи: 1. исследование закономерностей органической жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы и биосферу в целом. 2. создание на научной основе рациональной эксплуатации биологических и других земных ресурсов, прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека и управление процессами, протекающими в биосфере и сохранение среды обитания человека. 3. регуляция численности популяции. 4. разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения, отрицательно влияющих на человека средств борьбы с вредными видами. 5. восстановление нарушенных природных систем. 6. сохранение эталонных участков биосферы.
2. Системность в «Экологии». Основные законы.

«Э» как наука рассматривает сис-мы, звенья и члены, кот нах-ся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Из этого вытекает необх-сть учета множ-ва факторов при анализе тех или иных экологических явлений и тем более при планировании любых вмешательств в экосистемы. Такой подход невозможен без комплексного метода изучения, оценки и решения тех или иных экологических задач. По этим же причинам очевидны связь «Э» с другими науками, сведениями из кот-х необх-мо не только располагать, но и уметь их грамотно исп-ть. К таким наукам относятся: биология, география, почвоведенье и др. Говоря о сис-мных явлениях, важно познакомиться с видами систем, общими положениями теории систем. Различают 3 вида систем: 1) изолированные, коте не обмениваются с соседними ни в-вом, ни энергией. 2) закрытые, кот обмениваются с соседними энергией, но не в-вом. 3) открытые, кот обмениваются и в-вом, и энергией.

Практически все природные сис-мы относятся к типу открытому.

Сущ-ние систем немыслимо без связей. Их делят на прямые и обратные. Прямая связь – при кот один элемент действует на другой без ответной реакции. Пример такой связи – действие древесного яруса леса на случайно выросшее под его пологом травяное растение или действие солнца на земные процессы. При обратной связи элемент второй отвечает на действие элемента первого. Обратные связи бывают положительные и отрицательные. И те, и другие играют существенную роль в эконом-ких процессах и явлениях. Комморер обобщил системность экологии в виде 4 законов: 1. все связано со всем. Любое изменение, совершенное чел-ком в природе, вызывает цепь последствий, и как правило неблагоприятных. 2. все должно куда-то деваться. Любые загрязнения природы возвращаются к чел-ку в виде эколог-го бумеранга. Любое вмешательство в природу возвращается к нам проблемами. 3. природа знает лучше. Действия чел-ка должны быть направлены не на покорение природы, а на адаптацию к ней.

4. ничего не дается даром. Если мы не хотим вкладывать свои ср-ва в охрану природы, воспроизв-во природных ресурсов, то придется платить здоровьем своим и потомков.
3.Понятие об «Экосистемах».

Живые организмы и их неживое окружение неразделимо связаны друг с другом и находятся и в постоянном взаимодействии. Рассматривая совокупность этих взаимодействий и объектов в них участвующих с системной точки зрения в живой природе можно выделить множество биосистем. Любая биосистема, включающая в себя все совместно функционирующие организмы на данном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии создает четко определенные биотические структуры и круговорот веществ между живой и неживой частями, представляет собой экосистему. Совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в устойчивой закономерной взаимосвязи друг с другом называется экосистемой. Экосистема имеет замкнутый характер и обеспечивает собственное равновесие. Здесь есть все компоненты для поддержания ее формы, которая существует на Земле. Популяция – группа людей. Сейчас это группа особей любого вида организмов. Сообщество включает все популяции, занимающие определенный участок земной поверхности. Сообщество и неживая природа функционируют совместно, образуя экосистему. Биом – крупная региональная биосистема, характеризуется основным типом растительности или др. особенностью ландшафта (биом пустынь; биом влажных тропических лесов). Самая крупная и наиболее близкая к идеалу – биосфера. Биосфера включает в себя все живые организмы Земли, находящиеся во взаимодействии с физической средой Земли, как единое целое, которое поддерживается как система в состоянии устойчивого равновесия. Экосистема имеет замкнутый характер и обеспечивает собственное равновесие или безотходное производство. В природе замкнутый биологический цикл. Одни существа поглощаются другими и все отходы утилизируются.

4. Концепция ноосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Наиб развитие теория биосферы получила в работах Вернадского, кот создал новую науку – теорию биосферы. Он исходил из определения Зюсса, что биосфера – оболочка Земли, в пределах кот сущ-ет жизнь. Осн-ные положения теории Вернадского можно вывести как следствия из положений общей теории жизни:

1)Жизнь неизбежное следствие мирового эволюционного процесса и даже нет речи о случайном зарождении мира; 2)Возникновение земли как космического тела и появление на ней жизни произошло практически одновременно; подтверждение этого в том, что следы жизни обнаружили в самых глубоких биологических слоях. 3)Наша планета и космос - единая система в кот в жизнь связаны все процессы в единое целое; 4)Кол-во живого в-ва на земле явл-ся постоянной величиной; 5)Жизнь – главная геологическая сила;

6)Чел-к – неизбежное следствие эволюции планеты, на кот возложена опред-ная роль в ее жизни; 7)В наст время именно чел-к превращается в главную геологическую силу, т.е чел-к меняет состав атмосферы, гидросферы, ландшафты земли; 8)Однажды развитие биосферы и общ-ва сделаются неразрывными и биосфера перейдет в новое состояние – ноосферу.

Вмешательство чел-ка в природные круговороты приводит к серьезным изменениям в состоянии биосферы. Вернадский оценил появление чел-ка на Земле, как огромный шаг в эволюции планеты. Он считал, что с возникновением чел-ка и развитием его произв-венной деят-ти чел-во становится осн-ным геологическим фактором всех происходящих в биосфере планеты изменений, приобретающих глобальный хар-р. Дальнейшее неконтролируемое развитие деят-ти людей таит в себе большую опасность и потому, считал Вернадский, биосфера должна постепенно превращаться в ноосферу (сферу разума). Под понятием «ноосфера» он подразумевал высшую форму развития биосферы, определяемую гармонично сосуществующими процессами развития общества и природы. Учение Вернадского о ноосфере утверждает принцип совместной эволюции чел-ва и прир среды.


5. Состав, общая теория биосферы. Понятие «биосфера» было введено геологом Эрнстом Зюссом в 1875 г. Он понимал под биосферой все пространство атмосферы, где встречаются живые организмы.

Вернадский создал новую науку «теорию биосферы». Он исходил из определения Зюсса, что биосфера – это некая оболочка Земли в пределах которой существует жизнь. Основные положения теории Вернадского можно вывести как следствие из положения теории жизни: 1)Жизнь неизбежное следствие мирового эволюционного процесса и даже нет речи о случайном зарождении мира; 2)Возникновение земли как космического тела и появление на ней жизни произошло практически одновременно; подтверждение этого в том, что следы жизни обнаружили в самых глубоких биологических слоях. 3)Наша планета и космос есть единая система в кот в жизнь связаны все процессы в единое целое; 4)Количество живого вещества на земле является постоянной величиной; 5)Жизнь – главная геологическая сила; 6)Человек – неизбежное следствие эволюции планеты, на которую возложена определенная роль в ее жизни; 7)В настоящее время именно человек превращается в главную геологическую силу, т.е. человек меняет состав атмосферы, гидросферы, ландшафты земли; 8)Однажды развитие биосферы и общества сделаются неразрывными и биосфера перейдет в новое состояние – ноосферу.

Биосфера состоит из организмов 3-х типов:

1)Автотрофы – организмы, кот производят органическое вещ-во за счет утилизации солнечной энергии, воды, минеральных солдей, углекислого газа; 2)Консументы (гетеротрофы) – организмы, кот получают энергию за счет питания автотрофами или др консументами (травы, грибы, хищные растения);

3)Редуценты–микроорганизмы,кот разлагают органическое вещ-во.

В ходе эволюции выработалось 2 типа питания:

1.гетеротрофное – питание готовыми органическими веществами (животные, микроорганизмы);

2.Автотрофное – самостоятельное, основывается на преобразовании неорганических веществ в органические, с помощью солнечной энергии и процессов фотосинтеза (зеленые растения).

6. Диалектика взаимодействия природы и общества в различных соц-экон формациях. Проблема взаимодействия природы и общ-ва приобретает всё большую значимость в связи с ускорением темпов НТП, а с прогрессом увелич-ся его негативное влияние на развитие прир процессов, поэтому совершенствование взаимоотнош-й в систему природопольз-ния сейчас считается одной из важнейших проблем современности. В нач 20в все ученые Земли отмечали усиление преобразовательной деят-ти. Вернадский говорил о наступлении «новой эволюционной стадии в биосфере», кот он связывал с тем, что чел на наших глазах становится могучей геологической силой. Общая продолжит-сть жизни, в течении кот осущ-ся взаимодействие чел-а с природой ? 3,5 млн лет. На первых парах определяющую роль взаимоотн-ний чел-ка с природой играл прир фактор. Жизнь людей зависела от особенностей прир среды. Но совершенствуясь, древнейшие люди всё больше видоизменяли свои отношения с природой, изменяли свои орудия труда. Тип хоз-ва – первобытно-присваивающий. Чел-ву потребовалось несколько сотен тысяч лет для возникновения первой соц организации общ-ва. Этот период в истории наз-ся палеолит. В этот период появилось земледелие, скотоводство. Главная роль принадлежала женщине. Но эти виды деят-ти требовали огромных усилий => образовался патриархат. Появился производительный тип хоз-ва. Рабовладельческий строй принес новые отношения: построены центры торговли, мануфактуры. Рост постоянных поселений изменил условия жизни людей. Естественные ландшафты изменились в худшую сторону. Феодализм: гл форма взаимодействия общ-ва и природы с/х. Капитализм: утверждался в рез-те промышл революции и сопровождался вовлечением в хоз-ный оборот новых источников сырья и энергии, добыча полезных ископаемых, что влияло на прир среду. В соврем период НТР охватил все сферы жизни чел-ка и все регионы мира. Взаимодействие общ-ва и природы хар-ся особой сложностью, глубиной и масштабом. В рез-те этого взаимодействия во всех регионах мира нарушено естественное состояние окр среды, снизилась способность природы к самовосстановлению. Для кажд этапа развития взаимодействия природы и общ-ва хар-рна своя специфическая экологическая ситуация.

7. Современная экологическая ситуация, ее особенности.

Начиная со времен неолитической революции, т. е с той поры, когда было изобретено земледелие, а затем и скотоводство, взаимоотношения чел-ка и природы стали кач-но меняться. С/х-ая деят-ть чел-ка постепенно создает искусств экосистемы, так наз. агроценозы, живущие по собств законам: для своего поддержания они требуют постоянного целенаправленного труда чел-ка. Без вмешательства чел-ка они сущ-ть не могут. Чел все больше и больше извлекает из земных недр полезных ископаемых. В рез-те его активности начинает меняться хар-р кругооборота вещ-в в природе, меняется характер окр. среды. Однако до самого последнего времени все эти изменения происходили столь медленно, что о них никто серьезно не задумывался. Явно заметными они оказывались лишь по прошествии поколений. Ситуация стала стремительно меняться с началом промыш-ной революции. Главными причинами этих изменений сделались добыча и использ-ние углеводородного топлива -угля, нефти, сланцев, газа. А затем - добыча в огромных кол-вах металлов и других полезн ископаемых. Условия обитания начали зримо меняться. Первыми этот процесс почувствовали растения и животные. Числ-сть и разнообразие живого мира стали быстро сокращаться. Во 2 пол. нынешнего века процесс угнетения природы особенно ускорился. Т.о. чел-ская активность меняет хар-р окр.среды, причем в больш-ве случаев, эти изменения оказывают негативное влияние на чел-а. Отсюда - одно из главных совр. практических направлений деят-ти экол-ии: создание таких технологий, кот. в наименьшей степени влияют на окр. среду. Технологии, обладающие этим св-вом, наз-ся экологичными. Научные дисциплины, кот. занимаются принципами создания таких технологий, получили общее название - инженерная или промышленная «Э». Сегодня промыш-ная «Э» охватывает оч. широкий круг проблем. Тут уместнее говорить о целом ряде экол-их дисциплин: «Э» горнодобывающей пром-ти, «Э» энергетики, химических произв-в и т.д. Подобные дисциплины объед-ся общей целью: предельно сократить влияние промыш-ной деят-ти на процессы кругооборота вещ-в в природе и загрязнения окр.среды.
8. Закономерности природопользования как отражение всеобщих законов экономики и природы.

Закономерности воспроизводства природных ресурсов обусловлены экономическими законами и специфическими особенностями экологической сферы как самостоятельного вида человеческой деятельности.

Существует 2 разновидности закономерностей:

1. всеобщая закономерность, выражающая существенные и устойчивые связи обменного процесса между обществом и природой.

2. специфические закономерности, ограниченные рамками производственных отношений социально-экономических формаций.

В основе всеобщей закономерности лежат законы диалектики, которая должна выражать вещественную и экономическую стороны воспроизводства природных ресурсов.

Содержание вещественной стороны определяет закон сохранения и превращения энергии, который Энгельс охарактеризовал как великий основной закон движения.

Всеобщая закономерность природопользования интегрирует в себе действие двух разнообразных законов: сохранение и превращение энергии и экономии времени. Сохранение и превращение необходимой для человека энергии находится в непосредственной зависимости от наличия и состояния живого вещества – основного компонента биосферы. Поэтому специфика всеобщей закономерности и обусловлена особенностями экологической сферы.

9. Всеобщие принципы природопользования.

Принцип – исходное положение, руководящее правило, набор положений, кот-ми мы с вами руководствуемся сознательно и постепенно. Принцип – категория историческая. Принцип меняется со временем. Закономерность меняется, когда меняется базис, т. е. способ произв-ва с его эконом-ми законами. Принципы природопользования – набор руководящих установок, регулирующих соврем систему природопользования. Исходя из того, что природа едина, выделяют всеобщие принципы природопользования, работающих на всей территории земного шара: 1. п-п примата природы (природа ставится на 1 место, т.к это единств среда обитания чел-а. И поэтому любая антропогенная деят-ть должна руководствоваться законами природы.)

2. п-п социализации природы. (Природа - всеобщее благо для любого чел-ка). 3. п-п экологизации чел-ка и произв-ва. (И чел-к, и произв-во должны жить и работать в экологически приемлемых условиях). В зависимости от уровня эконом-го, от способа произв-ва, от плотности населения, от величины тер-рии, на кот проживает население, каждая страна формирует свой подход к исп-нию, охране, воспроизв-ву прир-х ресурсов. Исходя из этого положения формир-ся частные п-пы природопользования, кот отвечают потребностям общ-ва на каком-то историческом отрезке времени. Это вытекает из того, что принцип – категория историческая.

Основные принципы: 1. п-п платности природопользования (за определенные ресурсы мы должны платить); 2. п-п комплексности (ресурс, вовлекаемый в произв-во, должен исп-ся максимально комплексно); 3. п-п региональности (предусматривает вовлечение прир ресурса в оборот, исключительно с учетом региональных особенностей); 4.п-п научности (исп-ние прир-х ресурсов обосновывается на основе комплексного научного плана исп-ния охраны и воспроизв-ва прир-х ресурсов); 5. п-п оптимальности (предусматривает исп-ние прир ресурсов в той степени, чтобы не допустить разрушение любой эколог системы); 6. п-п нормативности (при жизнедеят-ти мы не должны нарушать предельно допустимые концентрации вредных в-в ни в атмосфере, ни в почвенном покрове, ни в водной сфере).
10. Принципы природопользования в современных условиях социально-экономического развития.

В зависимости от уровня экономического развития и от способа производства, от плотности населения, от величины территории каждая страна формирует свой собственный подход к использованию, охране и воспроизводству ресурсов. На современном этапе сформулированы следующие частные принципы природопользования.

1)Принцип платности – за природные ресурсы все должны платить;

2)Принцип региональности – предусматривает вовлечение природного ресурса в оборот исключительного с учетом региональных особенностей.

3)Принцип комплексности – ресурс, вовлекаемый в производство, должен использоваться максимально комплексно.

4)Принцип научности – использование природных ресурсов на основе долгосрочного плана охраны, использования и воспроизводства ресурсов.

5)Принцип оптимальности – предусматривает использование природных ресурсов в той степени, чтобы не допустить разрушения любой экологической системы.

6)Принцип нормативности – при жизнедеятельности человек не должен нарушать ПДК вредных веществ на в атмосфере, ни в почве, ни в водной сфере.

11. Экологическая сфера, ее сущность и структура.

В экономике общепризнанными терминами и понятиями является деление всей хозяйственной деятельности.

Если внимательно посмотреть на содержание той или иной чёткой границы между производственной и непроизводственной сферой нет, а это означает, что они пересекаются.

Например завод имени Кирова выпускает еще зонты и шампуры.

Экологическая сфера – природо-охранный труд (ПОТ), например на охрану производства природных ресурсов. ПОТ есть в материальном производстве.

ПОТ имеет свою структуру:

1)Материальное право: лесное хозяйство, рыбное хозяйство;

2)Непроизводственная сфера: торговля, оборудование, здравоохранение.


12. Экологизация современной науки, ее содержание.

Во второй половине 20 в. происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и взаимодействуя на неё негативно, изменяя жизнь людей, угрожая самому существованию человечества.

Т. о., экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.

В настоящее время в экологии выделяют ряд научных отраслей и дисциплин: популяционная экология, географическая экология, химическая экология, промышленная экология, экология растений, животных, человека.

Несмотря на всё многообразие в основе всех направлений современной экологии лежат фундаментальные биологические идеи об отношении живых организмов с окружающей средой.

Таким образом, современная экология – универсальная, бурно развивающаяся комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты.
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации