Экономика - файл n1.docx

Экономика
Скачать все файлы (96.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx97kb.16.02.2014 04:45скачать

n1.docx

  1   2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОНОМИКА

ПСКОВ

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Рыночное равновесие…………………………………………………………4

2. Равновесная цена………………………………………………………………7

3. Дефицит и избыток товара на рынке………………………………………..8

4. Государственный бюджет…………………………………………………….11

5. Статьи доходов и расходов бюджета……………………………………….12

6. Бюджетный дефицит и профицит……………………………………………20

7. Государственный долг……………………………………………………….26

Задача……………………………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………………………..31

Введение

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике - отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.

Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества.

Экономика - это особый мир, со своими проблемами, законами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное - открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И какими бы абстрактными не казались вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство - то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно - то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден.

Повседневная жизнь постоянно сталкивает нас с ценами, товарами, деньгами. Эти понятия так или иначе воздействуют на сознание. Регулируя доходы и расходы, каждая семья или отдельный человек управляет своим домашним хозяйством. В этом смысле происходящее необходимо рассматривать как экономику домашнего хозяйства. Его можно вести грамотно, разумно, опираясь на определенные знания и опыт или хозяйствовать посредственно, еле-еле сводя концы с концами. Так в нашем сознании формируется обыденная экономическая теория.

В данной контрольной работе будут рассматриваться такие понятия как рыночное равновесие, равновесная цена, дефицит и избыток товара на рынке, государственный бюджет, статьи доходов и расходов бюджета, бюджетный дефицит и профицит, государственный долг.

Рассмотрим поподробнее выше следующие понятия.

1. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос и предложение находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом. Т.е. объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене.

Иными словами, рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис.1.1. и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка PE - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

Q

P

S

D

QE

PE

E
Рис.1.1. Рыночное равновесие1
Рассмотрим подробнее равновесную цену.

.

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.


Рис. 1.2. Рыночное равновесие
Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S,S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 1.2,а).

Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.

С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. 1.2).



Рис. 1.3. Излишек потребителя и производителя
Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe (рис. 1.3).

Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 1.3). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.

2. Равновесная цена

Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:

PE = PD = PS
При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров:

QE = QD = QS
Равновесная цена выполняет важнейшие функции:

• информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;

• нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

• стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Чтобы окончательно определить понятие рыночного равновесия нужно рассмотреть его свойства.

3. Дефицит и избыток товара на рынке

Дефицит – ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объём товара, чем продавцы готовы предложить.

Избыток (затоваривание) – ситуация на рынке, когда продавцы предлагают объём товара больше, чем покупатели могут купить.

Рынок постоянно стремится к равновесной цене. Равновесная цена – это цена позволяющая продать весь объём товара, который производители готовы предложить по такой цене. Избыток товаров возникает на рынке в том случае, когда продавцы пытаются продать товары по цене выше равновесной цены для данного объёма предложения. В этом случае продавцы попадают в сложное положение, они могут продать лишь часть объёма товара и выручка от продаж не покрывает расходов производителя, что не позволяет ему продолжить производство. В результате только часть производителей оказываются способными снизить свои издержки на производство и снизить цену товара, остальные производители оказываются банкротами или оказываются вынужденными перестроиться на производство других товаров. Такая ситуация с затовариванием сложилась на отечественном рынке в 1993-1997 гг. при продаже отечественных легковых автомобилей таких заводов, как ВАЗ и АЗЛК. Эти автомобили при советской власти всегда были дефицитным товаром при полном отсутствии ввоза иностранных автомобилей, но, начиная с этого времени, торговля начала ввозить иностранные автомобили, сначала подержанные, а затем новые, которые превосходили отечественные по качеству изготовления.

Дефицит товаров возникает на рынке при цене ниже равновесной. В этой ситуации товар начинает исчезать с прилавков. В этом случае страдают интересы покупателей. Покупатели вынуждены тратить время на поиск товара, стоять в длинных очередях. В результате продавцы рады возможности поднять цену на дефицитный товар и увеличить свои доходы. Производители бросаются расширять производство этого товара, торговцы готовы достать этот товар хоть из-под земли. Например, в Средние века дефицитными товарами в Западной Европе были восточные товары – пряности, шёлк, хлопчатобумажные ткани, фарфор. Торговлю этими товарами держали в своих руках арабы, византийцы и венецианцы, которые диктовали европейцам заоблачные цены, например, килограмм перца в Европе продавали за килограмм золота. Китайцам долго удавалось скрывать от европейцев секрет изготовления фарфора и шёлка. Чтобы разгромить торговых конкурентов и отобрать торговлю у византийцев, венецианцы направили поход крестоносцев вместо Иерусалима на Константинополь в 1204 г. Европейцы в начале Нового времени были вынуждены изобрести первый океанский корабль – каравеллу, способный плавать не только вдоль берега, а прямиком через океан, чтобы привезти восточные товары напрямую от производителя минуя посредников - из Индии и Китая вокруг Африки. Первое время португальцы имели баснословные прибыли от этой торговли. Корабль, полный перца, в Европе можно было обменять на корабль, полный золота. Но затем цены на восточные товары постепенно упали, а шёлковый путь по суше из Китая в Европу постепенно пришёл в упадок, купеческие города вдоль этого пути, например, среднеазиатские города Хива и Бухара, постепенно обеднели и отстали в развитии. Другой пример дефицита – это тотальный дефицит почти всех товаров при социализме, когда страна постоянно балансировала на грани голода, советское правительство часто вводило распределение товаров по карточкам. Коммунисты даже пробовали расстреливать торговцев за торговлю на рынке с утопической целью уничтожить капитализм в самом зародыше, но им не удалось уничтожить «чёрный», подпольный рынок. Этот подпольный рынок спасал людей от голодной смерти. Перед 1991 г. снова стали распределять почти все продукты по карточкам, на прилавках магазинов в свободной продаже оставались только хлеб и берёзовый сок. В 1991 г премьер-министр Гайдар освободил цены от государственного контроля, иными словами, ввёл свободный рынок, и все товары постепенно появились в магазинах как из-под земли. «Челноки» привезли эти товары из-за границы. Сначала отечественная промышленность не выдерживала конкуренции с зарубежными производителями, но постепенно научилась конкурировать с ними. Вначале цены на эти товары были заоблачными, поэтому люди ходили в магазин как в музей, так как не могли купить эти товары, но постепенно цены снизились и эти товары стали доступными для простых людей. Рыночное равновесие на рынке постоянно нарушается из-за изменения спроса или предложения, рынку приходится снова и снова формировать равновесную цену. В качестве примера можно привести колебания цен на нефть за последние сорок лет. В 70-е годы 20 в. Цена на нефть резко выросла в 8 раз из-за увеличения спроса на бензин для автомобилей, мазута для новых теплоэнергостанций на Западе и нефти для новых химических заводов. Но в 80-е и 90-е годы цена упала в пять раз из-за стремления на Западе экономить топливо и энергию. В результате произошёл крах коммунистического режима и распад СССР, так как наша страна является одним из крупнейших в мире экспортёров нефти и газа. В первые годы 21 в. произошло резкое повышение цен на энергоносители, цена за баррель нефти повысилась до 150$, что привело к повышению доходов России от их экспорта, наше правительство выплатило все долги зарубежным кредиторам и старалось накапливать золотовалютные резервы на «чёрный» день. Во второй половине 2008 г. цена на нефть снова резко снизилась до 34 $ за баррель из-за мирового экономического кризиса. В конце 2010 г. цена нефти снова выросла до 88 $ за баррель.

Второй пример колебания цен из Библии состоит в том, что фараону приснилось семь тощих коров, которые съели семь тучных коров, советник фараона Иосиф сумел истолковать этот странный сон и предложил фараону скупать зерно во время первых семь урожайных лет, а затем продавать зерно во время последующих семь голодных лет с целью получения прибыли. Этот пример указывает на то, что умение предсказывать колебания уровня цен на рынке может принести высокие доходы.

Вывод: уровень цен на различные товары – это сигналы «светофора» для покупателей и производителей, указывающие на товары которые следует производить или покупать. Нельзя мешать рынку устанавливать равновесную цену, например, нельзя «замораживать» цены, как это всегда предлагали коммунисты, так как в этом случае возникает дефицит или избыток товара.

4. Государственный бюджет
Государственный бюджет является звеном финансовой системы. Бюджет - это роспись денежных доходов и расходов государства, территориальных образований, домохозяйств и т.д.

В эпоху феодализма сводного финансового плана государства не существовало. Для каждого расхода изыскивался и закреплялся отдельный доход. В результате буржуазных революций глава государства утратил право бесконтрольно распоряжаться финансами. Ежегодное утверждение бюджета впервые было применено в Великобритании, которая первой встала на путь развития капитализма. С тех пор практически соблюдались важнейшие принципы построения бюджета: единство, полнота, правдивость, гласность. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов, государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов,

Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений (не сальдо).

Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.

Принцип гласности обязывает правительства публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

С появлением различных внебюджетных и специальных фондов принципы полноты и единства бюджета полностью не выдерживаются. Кроме того, отдельные государственные предприятия показывают в своих отчетах лишь итоговые финансовые результаты.

Сущность бюджета каждой страны определяется природой и функциями государства. Через госбюджеты распределяется от 20 до 60 % национального дохода. Используя финансовое программирование, развитые государства через бюджет воздействуют на структурную перестройку государства, научно-техническую политику, норму накопления, самообеспечение энергетическими ресурсами, эффективность внешнеэкономических связей, объем валового национального продукта.

В целом государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

1. перераспределяет национальный доход;

2. стабилизирует процесс общественного воспроизводства;

3. осуществляет государственную социальную политику.2

5. Статьи доходов и расходов бюджета
Статьи доходов и расходов бюджета - отдельные позиции, строчки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы доходов и расходов. Суммарные доходы бюджета складываются из сумм доходных статей, а суммарные расходы из расходных статей.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

- федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от реализации государственных запасов;

- доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции, возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

2. По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

3. В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;

4. По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип целевого использования средств;

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

2. Соблюдение режима экономии;

Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

3. Безвозвратность государственных расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

1. По роли в общественном производстве;

2. Общественному назначению;

3. Отраслям производства;

4. Целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

- расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

- расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

- расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

- расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

- расходы на социально-культурные нужды;

- военные расходы;

- расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

- в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

- в непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым про-граммам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и другие).

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

- федеральная инвестиционная программа;

- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

- официальный статистический учет;

- прочие расходы.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно- изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

- обеспечение социальной защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

- обеспечение деятельности средств массовой информации;

- финансовая помощь другим бюджетам;

- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации