Контрольная работа по логике МЭИ 2012 - файл n1.doc

Контрольная работа по логике МЭИ 2012
Скачать все файлы (210 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc210kb.03.02.2014 11:47скачать

n1.doc

  1   2   3
Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?

Если мышление – это одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности.

То чувственное познание (ощущение, восприятие и представление) это результат непосредственного взаимодействия субъекта и объекта1

Я полагаю, что мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Таким образом, мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. Однако одно неотделимо от другого - в реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное позна­ние и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообуславливают друг друга.

Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано, оно отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредствованиях. Основная зада­ча мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.

Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания?
Гносеология - это раздел философии, где изучается природа познания, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. В её компетенции вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир, по поводу которой существуют две основные позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.
Основные ступени познания - эмпирическое и теоретическое, основанные на чувственном и рациональном восприятии мира.

Формы чувственного познания - ощущения, восприятия, представления. Ощущением называется элементарный чувственный образ, например, звук, который мы слышим, цвет, который мы видим и т.д. Восприятием называется целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом предмете и как бы просматриваем в своей памяти, как выгляди этот бъект.Однако, междучувственным,логическим познанием существует тесная взаимосвязь. Она выражается в том, что реализация чувственной способности человека совершается посредством механизма абстрактного мышления. Рациональное пронизывает содержание чувственного познания действительности. В то же время реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемых в качестве средства достижения и выражения результатов рационального познания.
Вопрос 3. Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления.

К ним относят:

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.
Понятия могут быть:

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как "Ученик знает урок" или "Психика есть функция мозга". К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков.

Суждения образуются двумя основными способами:
- непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
- опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно".

Различают умозаключение:

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий


Вопрос 4. Основные функции языков естественных и искусственных.
Естественный (звуковой) — обычный челове­ческий язык. Искусственный — язык знаков и символов. Первый возникает спонтанно в процессе общения членов некото­рой социальной группы. Второй создается людьми для каких-либо специальных целей (языки математики, логики, шифры и т.п.). Характерная особенность естественных языков — многозначность слов, искусственных — однозначность, точность. Рассмотрим названные языки несколько подробнее.

Естественный язык представляет собой богатейшую раз­нимающуюся целостную систему. Его элементарной единицей, "атомом" языка является слово, служащее для именования предметов, лиц, процессов, свойств и т.п. С начала своего воз­никновения естественный язык непрерывно изменялся — это было связано с взаимодействием культур, научным и технологическим прогрессом и т.д. Одни слова теряют во времени свои значения («флогистон», «теплород»), другие приобретают новые значения («спутник» как космический аппарат).

Естественный язык как бы живет своей собственной жизнью. Он включает в себя много нюансов и особенностей, что мешает точно выразить мысль (особенно научную) в слове. Не способствует этому наличие в естественном языке множества образных выражений, архаизмов, заимствованных слов, гипер­бол, идиом, метафор и т.п. Кроме того, естественный язык богат восклицаниями, междометиями, смысл которых трудно передать вне контекста.

Искусственные языки — знаковые системы, созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, строгость, однозначность, сжа­тость и простота выражения. Особенно это характерно для на­учных целей.

Различают специализированные и неспециализированные языки. Последние предназначены главным образом для международного общения. Наиболее распространенный из них — эсперанто. К специализированным искусственным языкам от­носятся формализованные системы символов в различных об­ластях науки (в математике, физике, химии, логике, лингвис­тике и др.), а также быстро развивающийся компьютерный язык, все полнее моделирующий естественный. Искусствен­ные языки являются дополнением естественных языков и су­ществуют лишь на их основе.


Вопрос 5. Что изучает логика формальная, диалектическая?
Формальная логика — конструирование и исследование правил преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий. Формальная логика, в отличие от неформальной, организована как формальная система, обладающая высоким уровнем абстракции и чётко определёнными методами, правилами и законами Формальная логика как наука занимается выводом нового знания на основе ранее известного без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а применением законов и правил мышления. Начальной ступенью формальной логики можно считать традиционную логику, а математическую логику — её следующей ступенью, использующей математические методы, символический аппарат и логические исчисления.

В истории философии — отдельный раздел или направление логики конца XIX—начала XX века.

Диалектическая логика — философский раздел марксизма. В широком смысле понималась как систематически развёрнутое изложение диалектики мышления: "диалектики как логики" - изложение науки о научно-теоретическом мышлении, которая тем самым является и научной теорией познания объективного мира. В узком смысле понималась как логическая дисциплина о формах правильных рассуждений.

Предмет диалектической логики — мышление. Диалектическая логика имела своей целью развернуть его изображение в необходимых его моментах и притом в независящей ни от воли, ни от сознания последовательности, а также утвердить свой статус как логической дисциплины.

Вопрос 6. Основные формы абстрактного мышления?
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:

“Саранча опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” - сложное, состоящее из двух простых.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:

Все металлы - вещества

Медь-металл.

Медь - вещество.

Однородные - в смысле входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку.

Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение - заключением.

Растения делятся или на однолетние или на многолетние.

Данное растение является однолетним.

Данное растение не является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания - ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.

Особенности абстрактного мышления. С помощью рационального (от лат. ratio - разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят планы на будущее и т. д. Выделяют следующие особенности абстрактного мышления:

1. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инертным газам, мы образуем понятие “инертный газ”). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: “материя”, “сознание”, “движение”, “государство”, “наследственность”, “ген” и др.).

2. Абстрактное мышление - форма опосредованного отражения мира. Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).

3. Абстрактное мышление - процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.

4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.




Вопрос 7. Виды понятий и отношения между ними?


В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Для наглядности представим их в виде схемы, а затем последовательно рассмотрим каждый вид более подробно. Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, "великий русский писатель А.С. Пушкин").

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, "столица", "государство", "правовед", "экономист" и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, "участник Великой Отечественной войны", "народный депутат России" и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, "человек", "философ", "ученый" и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми.

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др.

Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др.

Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: " родители "-" дети "," учитель "- "ученик "," начальник "-" подчиненный "," истец "-" ответчик " и др.

Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др.

Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками "не" или "без" ("бес "): "неграмотный", "неверующий", "беззаконие", "беспорядок" и др. В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой "а": "агностицизм", "аморальный" и др.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща", "студенческий строительный отряд" и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие "невнимательность" - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Логические отношения между понятиями

Так как все предметы мира находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, "симфоническая музыка" и "солнечное затмение", "воздушное пространство" и "библиотека "). Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки (например, "язык" и "иностранный язык", "экономист" и "работник банка "). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые.

Совместимые - это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Несовместимые - это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера),где каждый круг обозначает объем понятия , а каждая точка - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

В отношениях тождества находятся понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы,которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону ( признак ) данного предмета или класса однородных предметов. Например, "автор рассказа "Человек в футляре" и "автор рассказа "Каштанка"

В отношении пересечения находятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, пересекающимися понятиями являются "студент" и "филателист" (А и В): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты - студенты. В совместившейся (заштрихованной) части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.

В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении, например, находятся понятия "герой" ( А ) и "театральный герой" ( В ). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана, кинематографический и другие. Понятие "театральный герой" полностью входит в объем понятия "герой".

При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия (В и С )- это виды одного рода ( А ), у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, "должностное преступление" (А ), "взятка" ( В ), "растрата" ( С ).

В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Например, "демократическое государство" и "тоталитарное государство " ( А и В ), "свой" и "чужой", "храбрость" и "трусость" и т.д. Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия.

В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, "знающий философию" и "незнающий философию", "друг" и "недруг" и т.д. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются. Таким образом, уяснение логической структуры понятия, раскрытие их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, над понятиями.

Вопрос 8. Операции обобщения и ограничения. Деление понятий.
Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Министерство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки. Продолжая операцию обобщения, можно последовательно образовывать понятия «министерство», «орган государственного управления».

Каждое последующее понятие является родом по отношению к предыдущему.

Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е. исключить видовые (или индивидуальные) признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом — категории, например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположенную операции обобщения. Ограничить понятие— значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.Чтобы, например, ограничить понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образовав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения понятия является единичное понятие (например, «следователь прокуратуры Иванов»).

Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию — с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения и ограничения понятии широко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем

Возможен и противоположный ход -мысли. Устанавливая, например, что данное конкретное деяние является оскорблением, мы относим его к преступлениям против чести и достоинства личности, осуществляя,таким образом операцию обобщения понятия.

Делением понятий называется логическая операция, с помощью которой устанавливается объем понятия путем перечисления его частей ("подклассов, подподклассов и т.д.). Во всяком делении понятий выделяют три основных логических элемента: делимое понятие, основание деления, члены деления

Делимое понятие - понятие, объем которого устанавливается (например, понятие "норма").

Члены деления - части, новые понятия, которые образуются в результате разбиения объема исходного понятия ("норма права", "норма морали", "норма науки" и т.д.).

Основание деления - признак или несколько признаков предметов, с учетом особенностей которых происходит выделение частей - членов деления (принадлежность нормы к той или иной сфере общества, к той или иной форме общественного сознания).

 Различают два основных вида операции деления понятия - дихотомическое и деление по видоизменению признака.

Дихотомическое деление - это деление, в результате которого объем делимого понятия разбивается на две части (объемы двух новых понятий), в одну из которых войдут все элементы исходного понятия, обладающие признаком, взятым в качестве основания деления, а в другую - все элементы, не обладающие этим признаком. В результате этого деления образуются понятия, одно из которых отрицает другое в отношении одного и того же признака. Образуются два формально несовместимых понятия.

Получившиеся в результате первого дихотомического деления части (понятия) вновь могут быть подвергнуты дихотомическому делению, вплоть до выделения частей некоторого предельного уровня. Этот вид деления являются эффективным при быстром нахождении интересующих вас предметов. Недостатком этого вида деления является то, что неопределенной каждый раз оказывается отрицательная часть, что не позволяет видеть всю предметную область, в рамках которой выделяется искомая совокупность предметов.

 Задачу полного позитивного обозрения делимой предметной области выполняет другой тип деления - по видоизменению признака. Деление по видоизменению признака - это деление, в результате которого объем делимого понятия разбивается на несколько, как правило, больше, чем две, частей, в каждую из которых войдут предметы, обладающие признаком (признаками), взятым в качестве основания деления, но каждой такой части этот признак присущ в некотором своем особом выражении (проявлении): "право" - "конституционное право", "административное право", "уголовное право", "гражданское право" и т.д.

В делении по видоизменению признака в каждом из членов деления присутствует признак, взятый за основание деления, но лишь на уровне рода, в то же время в каждом отдельном члене деления этот признак присутствует в своем видовом своеобразии. Все названные области права принадлежат сфере права (родовой уровень), в то же время каждый раз речь идет об особом проявлении правового качества (видовой уровень).

Деление по видоизменению признака может быть продолжено дальше, части, полученные на первом уровне, могут быть подвергнуты (по одному и тому же или по разным основаниям) новому делению: "конституционное право России", "конституционное право США", "конституционное право Великобритании" и т.д. Именно такое - многоступенчатое деление – лежит  в основе практически всех классификаций.

Классификация - это сложный вид деления с основанием, состоящим из нескольких признаков, включающий несколько уровней. В классификации каждый член деления получает строго определенное, единственное место в получившейся системе.

Основные разновидности классификаций:

1. Естественными классификациями называют классификации, в которых в качестве основания берутся признаки самих классифицируемых предметов.

2. Вспомогательные (технические) классификации - это классификации, в которых в качестве основания деления берутся признаки, которые человек сам привносит в предметы с учетом собственного удобства, например, легкой и оперативной доступности (всякого рода системы маркировки, составление каталогов по алфавиту и т.п.).

Среди естественных различают классификации на основе существенных признаков, их-то и считают в полном смысле научными классификациями, и классификации на основе произвольных признаков, т.е. такие, относительно оснований, которых неясно  являются ли соответствующие признаки существенными или нет. Такие классификации были названы в свое время искусственными, хотя это слово следовало бы закрепить за вспомогательными или техническими классификациями.

Как в отношении всякого деления, так и в отношении любой классификации следует соблюдать некоторые основные правила деления, избегать определенных ошибок.

Различают следующие основные правила деления и связанные с ними ошибки:

а) в каждом делении должно быть строго определенное, единственное основание, которое не изменяется на протяжении всего деления (правило основания). Ошибка, которая при этом совершается, называется "подменой, или потерей основания". Так, нельзя делить понятие "республика" на "парламентские", "президентские" и "федеративные", поскольку здесь явно смешиваются два различных основания;

б) деление должно быть соразмерным (правило соразмерности), то есть совокупность объемов членов деления должна полностью исчерпывать объем делимого понятия. При делении не должен быть пропущен ни один предмет из объема делимого понятия и не должен появиться ни один лишний предмет. Соответственно ошибки, которые здесь могут встретиться, называются "слишком узкое деление" (когда при перечислении членов деления некоторые из них теряются, не указываются, упускаются) и "слишком широкое деление"  (когда появляются лишние, не входящие в объем делимого понятия части).

в) члены деления должны взаимно исключать друг друга, быть в состоянии несовместимости (соподчинения, или субординации, противоположности, противоречия). Ошибка, которая при этом нередко допускается, называется "смешением членов деления". Она встречается в том случае, когда какой-нибудь элемент объема делимого понятия входит одновременно в объемы двух и более членов деления;

г) деление должно быть непрерывным (правило многоступенчатого деления). Все члены деления должны являться ближайшими видами исходного понятия, выделяемыми по выбранному основанию. Ошибка, которая при этом может быть совершена, называется "скачок в делении". Она встречается в том случае, если члены деления не являются ближайшими видами делимого понятия, т.е. можно найти такие понятия среди членов деления, которые будут выступать видами для делимого понятия и родами для других членов деления. Для классификационного деления большое значение имеет последнее правило - правило непрерывности, поскольку классификация, как правило, включает в себя несколько (много) уровней деления, (достаточно вспомнить классификации животных и растений в биологии).


  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации