Ответы к экзамену по философии - файл n1.docx

Ответы к экзамену по философии
Скачать все файлы (157.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx158kb.15.02.2014 23:52скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8
Философия. Ответы к экзамену. Брест, БрГу. Кафедра геологии-биологии.
1.Мировоззре́ниесовокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.Структура мировоззрения в философии включает в себя такие важнейшие компоненты, как знания, установки, убеждения и идеалы, с помощью котор. человек выражает свое отношение к окружающей реальности и формирует собственную позицию в этом мире. Структура мировоззрения в качестве своих важнейших элементов, включает: систему информации и знаний; взгляды, отношения и критерии оценки окружающего мира; установки и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека; идеалы человека- образы, предопределяющие развитие человека и его движение, как активного, преобразующего мир, субъекта.Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Оно совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая в исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. Оно частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.Философское мировоззрение развивается на уровне теоретического сознания. Оно связано с естественными и общественными науками; представляет теоретический уровень сознания. Оно возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.
2.Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической формой научного знания. Исходным элементом, первокирпичиком как науки, так и философия является знание. Философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, система, принцип, проблема). Кроме научно-теоретической стороны, в философии есть духовно-практическая. В состав философии входят знания и ценности. Ценность это не сам предмет, а его значение для чел., положительное или отрицательное. Ценность в символической форме обозначает границу человеческого, переступать которую человек не имеет права, чтобы не утратить человеческой сущности. Ценность, очерчивая границу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности- явления духовной культуры, различающиеся по видам: эстетические (прекрасное-безобразное), моральные (добро-зло), религиозные (Бог-дьявол), научные (истина-ложь). Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор среди альтернатив, котор. возникают в той или иной ситуации. Среди ценностей выделяются идеалы- те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеч. жизни. Это высшие ценности, без котор.жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и умереть. Идеал это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществления. В зависимости от принятых человеком идеалов складываются его убеждения (твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует общие и частные цели своих действий. Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, фило¬со¬фия является инструментом формирования жизненной позиции человека. Принимая определенные ценности и принципы, идеалы и убеждения чел. становится как личность-существо, способное к выбору, целеполаганию и действию и несущее ответственность за результаты и последствия своего выбора и своих действий. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль философии в деле становления личности- быть способом самопознания и строительства духовного мира чел.Философское знание имеет личностный характер. Это означает, что в процессе самопознания человек использует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных проблем, для определения целей и самого смысла собственной жизни. ОСОБЕННОСТИ: Предметом философского анализа выступают вечные вопросы, что в мифологии и религии: происхождение мира и человека, исходные принципы бытия, смысл и нормы человеческой жизни, будущее человека и общества и др. Но метод их осмысления изменяется. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, вероисповедных и ритуально-догматических установок на первый план выдвигаются разум и объективное знание. Его достижению способствуют критичное размышление, наблюдения, сбор фактов, логический анализ, выводы и доказательства. Безусловно, в философии, кроме рациональной, присутствуют чувственная и иррациональная составляющая- в большей либо в меньшей степени, в зависимости от специфики конкретной философской системы.2 главные черты характеризуют философское мировоззрение: 1.Его системность 2.Теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.


3.«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой отделились от нее, перед философами встала непростая проблема: что осталось на долю философии от ее прежнего предмета - целого мира? Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.Все множество проблем философского мировоззрениясводят в 5 групп: 1.онтологическую, 2.антропологическую (жизневоззренческую), 3.аксиологическую, 4.гносеологическую 5.праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос (или основная проблема) философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Это предметное ядро философии и пытаются игнорировать сторонники антропологистской и онтологистской концепций. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Др.проблемы только потому и становятся философскими, что их, оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм.Выделяют 3 основных содержательных раздела философского знания: Антология учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира. Мыслители выдвигали разнообразные точки зрения, определяя тем самым развитие философии от 7 до 15в до н.эГноссиологиираздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий. Наиболее полно этот раздел философии разрабатывался в 16-17в. Методология раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания.


4.Материализм- философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм- философское направление, утверждающее обратное материализму.Формы материализма и идеализма:1.Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.) 2.Метафизический- материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма- вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18век- Дидро, Ламетри, Гельвецкий. 3.Диалектический материализм ( Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. Разновидности Идеализма: 1.Объективный провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель) 2.Субъективный идеализм( Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений. В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, Лейбниц, Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Беркли, Юм, Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т.е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос- один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи- мозга.Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей. Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.
5.Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют конкретные, часто научные методы. В процессе развития познания выработались общие принципы мышления как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др.Необходимость выбора и обоснование методов, выяснения их соотношения, породила и специфическую область философского и научно-теоретического знания - методологию. Эта система исходных принципов или начал, обобщенных методов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Философская теория есть одновременно метод. В силу этого философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания. Философия в отличии от конкретных наук, вырабатывает всеобщий метод познания - диалектику, как учения о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.Главной функцией философии является методологическая. Философия выступает, как всеобщий метод познания. Метод это совокупность приемов и способов, теоретической и практически преобразующие деятельности людей.Философия в отличии от конкретных наук, вырабатывает всеобщий метод познания- диалектику, как учения о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. В современном понимании диалектика это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.Выделяют 3 исторические формы диалектики:1.стихийную диалектику древних- , 2.идеалистическую диалектику немецкой классической философии 3.материалистическую диалектику современности.Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность.Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель- характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества. Субъективная диалектика- это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Субъективная диалектика, вторична, объективная- первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам. Метафизика: философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Существенная черта метафизики- односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире- того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.Старая метафизика- была характерна для философии и науки в 17-19 вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики- отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей. Новая метафизика- не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Развитие здесь может пониматься следующим образом: а.как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (плоский эволюциониз), т. е. как только количественные изменения; б.как только качественные изменения, цепь сплошных скачков (катастрофизм); в.как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность (развитие по прямой линии); г.как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции круговорота); д.как движение, из которо.изымается его сущность- противоречие; е.как только прогресс, т.е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
6.Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 в.до н.э. по 5-6 в.н.э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.Античная предфилософская мифология существовала в 3 разновидностях: 1.гомеровской- (начало первого тысячелетия до н. э.) раннеклассовые "азиатообразные" общества. "Гомеровская Греция"- Эллада после дорийского завоевания,гомеровский эпос- преломление раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном дорическом сознании., 2.гесиодовской- Гесиод- историческая личность. Его произведения- плод индивидуального творчества. В мировоззренческой части своего творчества он систематизатор мифов, 3.орфической-Орфики- последователи религиозного учения, основателем которого считался Орфей.Как религия орфизм противостоял олимпийской религии и мистериям, в том числе мистериям в честь традиционного Диониса.Досократический период - охватывает период с 7 до 5 в.до н.э. Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема философии- первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода- преимущественно исследователи природы, астрономы, математики.Милетская школа: мыслители пытались объяснить окружающий мир, выдвигая ту или иную абсолютную субстанцию в качестве основополагающей. Фалес- утверждал, что это вода, Анаксимен- воздух, Анаксимандр-апрон.Элейская школа:Парменид- первый обратил внимание на связь мысли и предмета Мысль о чем то, и то, о чем мысль, одно и то же . Ксенофон- высказывал мнение о том, что не боги создали людей, а люди богов. Зенон- выдвинул ряд задач апорий, которые по его мнению опровергают движение, делают его иллюзорным черепаха и Ахиллес.Геракли́тЭфе́сский (544-483г. до н. э) основатель первоначальной формы диалектики. Представитель ионийской школы. Считал первоначалом мира огонь, который также есть душа и разум (логос); путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разряжения в него возвращаются. Высказал идеи о непрерывном изменении, становлении "все течет". Атоми́зм натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц- атомов.Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником ДемокритомАбдерским.В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит«раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.КОСМОЛОГИЗМ специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.Первые «физики» в др.Греции рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации