Степаненко В.И. Социология - файл n1.doc

Степаненко В.И. Социология
Скачать все файлы (236.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc237kb.15.02.2014 21:31скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (РОАТ МИИТ)

Кафедра «Философия, социология и история»

Автор Степаненко Василий Иванович, кандидат исторических наук, доцент


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению учебной дисциплины

Социология (очная форма обучения)

(название)



Москва 2011 г.


  1. Общие рекомендации



В XXI в. высшее образование России вступило в новый этап своего реформирования (дистанционного обучения), связанный с общим состоянием модернизации нашей страны.

Обществу, которое живет по закону рынка, присуща большая конкуренция, в том числе и среди кандидатов на интересную перспективную хорошо оплачиваемую работу инженера путей сообщения. Специалист, проучившийся в учебном заведении на минимальную оценку, не получивший хорошей профессиональной подготовки и не имеющий широкой эрудиции, вред ли победит в этой конкуренции. Поэтому как никогда раньше, появляется проблема эффективности индивидуальной работы и конечного результата обучения студента.

Работа эта сложная, интересная и главное необходимая обществу. Для этого недостаточно запоминания и понимания информационного материала, важно владение всеми приемами активного, творческого мышления, использование всех возможностей собственного интеллекта. Известно, изучение социологии

Помогает развивать социологическое мышление и воображение, адаптироваться к данной социальной среде, помогает осознать и понять, что эффективное функционирование человека в обществе требует знания социальных законов, категорий, функций и методов.

Структуризация учебного материала по социологии исключает дублирование пройденного материала по прошедшим курсам обучения и предполагает достижение нового качества подготовки студентов на их базе.

Основными видами учебных занятий по курсу являются лекции, которые носят проблемно-поисковый харак­тер. Лекции имеют цель: дать систематизированные основы научных знаний по курсу; сконцент­рировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых проблемах.

В ходе проведения лекционных занятий обращается внимание на содер­жание и методику применяемых преподавателем приемов и средств ак­тивизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Семинары проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам курса. В ходе проведения семинарских занятий используются такие формы, как круглые столы, деловые игры, доклады с оппонированием, рефераты, аннотирование источников, дискуссии и диспуты с приглашением видных ученых и специалистов-практиков.

Подготовка студентов к семинару начинается с отработки лекционного материала и рекомендованной литературы.

На семинарских занятиях студенты могут выступать с докладами или научными сообщениями, по времени они не должны превышать соответственно 15 и 10 минут. Доклад или научное сообщение – это запись устного выступления по какой-либо теме. Готовя доклад, необходимо уделить внимание подбору материала по теме (основной и дополнительной литературе), а также логической стройности его изложения.

Отсутствующие на семинаре обязаны ликвидировать задолженность в определенной форме, которой может являться письменная подготовка к выступлению по отдельному вопросу, либо индивидуальная беседа с преподавателем.
2. Цели дисциплины:

Основная цель настоящего курса заключается в том, чтобы показать, что тематические планы, рабочая программа и данные методические указания составлены для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения, изучающих дисциплину социология и разработаны в соответствии с целевыми установками и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Изучение курса «Социология» в высшей школе нацелено на формирование высокообразованного специалиста железнодорожного транспорта, способного адекватно понимать и ориентироваться в социальных аспектах жизнедеятельности современного российского общества и совершенствовать его.

Учебно-содержательная цель преподаваемого курса заключается в том, чтобы дать студентам современную систему актуально-восстребованных социологических знаний, придав им инструментальный характер и обратив при этом внимание обучаемых на парадигмальную и конвенциональную природу социологического знания, объективной истины.

Учебно-развивающая цель состоит в формировании у студентов рационализма и реализма мышления, познавательных навыков самостоятельного анализа, в том числе реальной социальной среды, сложившейся в современной России.

Воспитательная цель заключается в формировании нравственного, национально и патриотически ориентированного Гражданина России.
3. Задачи дисциплины:
Дисциплина призвана помочь студенту разобраться в социальных аспектах функционирования общества, понять механизм формирования его социальной структуры и интегрироваться в социальный процесс.

Данная дисциплина способна вооружить студента конкретными методами и приемами анализа социальных явлений (социальных процессов, изменений, связей и взаимосвязей, движений), которые являются основой для формирования активной гражданской позиции.

Изучение дисциплины предусматривает во многом самостоятельную работу студента. В связи с этим приводится список литературы, необходимой для успешного изучения данной дисциплины.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинар № 1 ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА


Вопросы для обсуждения и дискуссии
1. Понятие «общества» и «система» в социологии. Структура социальной системы.

2. Социальная реальность и ее уровни. (Микро- и макроуровни). Социальные контакты и связи. Социальные действия и взаимодействия. Типы социальных систем.

3. Проблемы баланса стабильности общества и границы ее регулирования.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации