Аверков В. Принятие внешнеполитических решений в России - файл n1.docx

Аверков В. Принятие внешнеполитических решений в России
Скачать все файлы (45.3 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx46kb.03.02.2014 10:07скачать

n1.docx

  1   2
Фиксируем тенденцию


Виктор Аверков

ПРИНЯТИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В РОССИИ*


Статья. Международные процессы. Том 10, № 2(29). Май-август 2012

Резюме

В статье анализируется структура и механизм процесса принятия внешнеполитических решений в России в свете последних административных перемещений в группе высшей внешнеполитической элиты. Делаются практические рекомендации относительно оптимизации системы управления внешнеполитическим процессом.

Ключевые слова: Администрация президента; внешняя политика России; Совет Безопасности РФ.

Abstract

The paper analyzes the structure and mechanism of the process of foreign policy-making in Russia in light of the recent movements in the administrative group of senior foreign policy elite. Practical recommendations for optimizing the management of foreign policy process are introduced.

Keywords: presidential administration; Russian foreign policy; Russian Federation Security Council.
* Статья подготовлена в рамках исследования «Зарубежная деятельность России», проводимого Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.

??? В 2012 г. Россия вступила в новую полосу политико-административных изменений. Несмотря на некоторое кадровое обновление институтов российского внешнеполитического механизма, актуальным остается вопрос о параметрах моделирования системы государственного управления на последующий период. Внешняя политика в этой контексте остается одной из наименее проработанных сфер государственного управления1. Целесообразно не только обобщить опыт принятия стратегических решений во внешней политике, но и попытаться приблизиться к определению оптимальных характеристик этого механизма в современных условиях.

??? В большинстве опубликованных работ по российскому внешнеполитическому механизму2 анализ обычно сводится к (1) выделению основных институтов и персоналий, участвующих в подготовке, принятии и реализации решений; (2) анализу основных исторически устойчивых моделей российского внешнеполитического процесса; (3) выделению основных проблем процесса принятия внешнеполитических решений (ППВР) в России; (4) предложению рекомендаций. В силу относительной закрытости российского ППВР, для его «расшифровки» исследователи стараются охватить весь внешнеполитический процесс (ВПП) в целом. Соответственно, их рекомендации, как правило, также относятся ко всему ВПП.

??? Цель настоящей работы – проанализировать ППВР в России и предложить параметры его устройства с учетом потребности России в переходе на стратегическое управление. Ставятся задачи выделить стратегический уровень в общем потоке внешнеполитических решений, определить современную стратегическую составляющую (уровень) принятия внешнеполитических решений в России и дать рекомендации по укреплению российского внешнеполитического механизма.

1

??? Современное устройство российского механизма принятия внешнеполитических решений несет на себе отпечаток трех основных факторов: институционального опыта СССР, уменьшение роли институтов и параллельное замещение их персональными сетями отношений, повышение значимости персональной роли руководства страны в процессе принятия решений.

??? В России и СССР принятие решений всегда было «царским делом», то есть крайне закрытым и замкнутым на персоне руководителя. В отдельные периоды, правда, происходила известная децентрализация процесса: в брежневский период ПВР носил коллегиальный характер. В период Б.Н. Ельцина, несмотря на его очевидное стремление принимать решения лично, реально на решения оказывали влияние многие институты и персоны, не входившие в ближний круг президента (достаточно вспомнить ситуацию вокруг Косово в 1999 году).

??? Система управления внешней политикой В.В. Путина в целом сложилась к 2004 г. – к моменту ухода из состава руководства страны представителей прежней правящей элиты.

??? Подготовка, принятие и реализация внешнеполитических решений в целом соответствует общепринятому в России процессу принятия важнейших решений, выстроенного с 2000 г. с учетом особенностей и стиля руководства нового президента и его команды. Наиболее яркой характеристикой механизма выработки и реализации важнейших государственных решений является ее преимущественная опора на систему личных связей. Как следствие, российский внешнеполитический процесс также строится под влиянием слабо институционализированных личных и корпоративных интересов, а также не вполне четко концептуализированных представлений о России как великой державе.

??? Еще одна особенность принятия решений высшим политическим руководством – необходимость поддержания (аппаратного) равновесия между несколькими ведущими игроками, попытки главы государства найти согласованное, не конфликтогенное, решение. Кроме того, существенное, порой критическое, влияние оказывает ближайшее окружение главы государства, способное, в силу недоинституционализации ППР, склонить его к быстрым решениям.

??? В области внешней политики есть еще одна специфическая черта – это личные отношения политического руководства России с лидерами других стран, прежде всего западных. Если при Б.Н. Ельцине этот фактор оказывал регулярное критическое воздействие на российскую внешнюю политику, то при В.В. Путине на текущем уровне он сохранился только в отношении отдельных лидеров3. Тем не менее, зачастую личный фактор зарубежных лидеров продолжает играть определенную роль, правда скорее, эпизодическую4.

??? Кажется, что аппаратное равновесие поддерживается за счет сознательно допускаемого дублирования функций. Наиболее показателен пример аппаратного противостояния Минэкономразвития, Центрального банка и Министерства финансов по вопросам макроэкономического развития. Политическое руководство предпочитает сталкивать альтернативные концепции, создавая ситуацию межфракционной борьбы. Среди позитивных сторон дублирования следует выделить гарантию альтернативности каналов получения информации, что важно для высшего руководства, желающего минимизировать риски попадания в изоляцию от реальных процессов. Кроме того, в восприятии российского политического руководства дублирующие вертикали чиновников составляют расширенный пул кадровых ресурсов, который можно регулярно использовать в интересах управления.

??? Анализ структуры стандартных функций и отдельных поручений, ассоциируемых с отдельными персоналиями и институтами в рамках внешнеполитического процесса позволяет выделить несколько его уровней:

??? – высший дивизион (стратегический уровень): принятие решений, наибольшее влияние на принятие решений;

??? – средний дивизион (оперативный уровень): влияние на принятие решений по отдельным направлениям, подготовка и согласование решений,

??? – исполнительный дивизион (тактический уровень): реализация решений;

??? – обслуживающий дивизион (вспомогательный уровень): научно-экспертно-пропагандистское сопровождение внешней политики.

??? Кроме того, следует выделить несколько принципиально важных для современного российского руководства институциональных кластеров управления внешней политикой:

??? – государственно-бюрократический (политико-дипломатические, военные, специальные и экономические органы государственной власти и связанные с ними системы обеспечения);

??? – корпоративный (государственные и крупнейшие частные российские корпорации);

??? – неформальный (имеющие и не имеющие формально-юридически закрепленного статуса двусторонние комиссии, международные и мировые клубы и форумы с участием ведущих ЛПР и экспертов).

??? В рамках настоящей статьи сделана попытка ограничить анализ выделением высшего (стратегического) уровня внешнеполитического процесса и отграничить его от остальных.

2

Для определения группы политического руководства страны, которое направляет и внешнюю политику, достаточно обратиться к работам политологов, выделяющих верхний уровень принятия решений в стране, и уточнить ее с помощью выявления аппаратной роли и исторического прошлого определенных персоналий и возглавляемых ими институтов, а также с помощью определения политического статуса, функций и задач, возложенных на эти институты.

??? Безусловным лидером в принятии внешнеполитических решений является действующий президент. Наблюдатели отмечали это как в отношении его президентства5, так и в период в его премьерства6. Аналогичные выводы о соотношении ролей двух первых лиц государства делал посол США в Москве Джон Байерли. Наиболее ярко позиция США в отношении расклада сил в российском политическом руководстве проявилась, когда в конце марта 2012 года на ядерном саммите в Сеуле Б. Обама попросил Д.А. Медведева передать В.В. Путину конверт с закрытым посланием.

??? После возвращения в Кремль внешняя политика оказалась одним из немногих направлений, на котором В.В. Путин осуществил серьезные перемены. И хотя на первый саммит «группы восьми» после возвращения В.В. Путина в Кремль был направлен премьер Д.А. Медведев (беспрецедентный шаг в истории внешней политики России и саммитов «восьмерки»), США до последнего момента пытались организовать участие в саммите именно В.В. Путина.

??? Роль Д.А. Медведева в период его президентства была безусловно весьма значительна – прежде всего за счет конституционных полномочий, ресурса личного общения с главами других государств (в частности, например, в рамках президентской комиссии Обама-Медведев) и институциональной концентрации полномочий по управлению внешней политикой в рамках администрации президента. В информационном пространстве по данным системы «СКАН-Интерфакс», по теме «внешняя политика» Д.А. Медведев устойчиво, но незначительно опережал В.В. Путина по индексу упоминаемости с лета 2008 г. по сентябрь 2011 года.

??? Следует отметить, что Д.А. Медведев занимался управлением внешней политикой и национальной безопасностью менее интенсивно, чем президент В.В. Путин. По данным официального сайта президента, заседания Совета безопасности России под председательством Д.А. Медведева проходили раз в месяц, в то время как при Путине до четырех раз в месяц.

??? При сравнении интенсивности международного общения два президента демонстрировали примерно равные показатели, хотя в период премьерства Путин встречался с зарубежными лидерами меньше, преимущественно на территории России, в том числе со своими бывшими коллегами – С. Берлускони, Г. Шредер. Кроме того, в период премьерства Путин занимался вопросами евразийской интеграции, а Д.А. Медведев – отношениями с западным миром, в том числе ВТО. После возвращения В.В. Путина в Кремль, Д.Медведев нарастил объем своего межгосударственного общения по вопросам постсоветского пространства, а В.В. Путин вновь занялся глобальными вопросами.

??? Изменилась роль и других ведомств, чьи руководители относятся к стратегическому дивизиону внешнеполитического процесса. Позиция главы Администрации президента является одной из ключевых в российской внешней политике. В самой Администрации сконцентрированы важнейшие ведомства подготовки стратегических решений, а также ряд инструментов по их реализации. Структурно в составе Администрации числятся Управление по внешней политике; Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами; Управление по сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией (с 2012 года); аппарат Совета Безопасности (на правах Управления администрации президента).

??? Предыдущий руководитель Администрации президента (в период президентства Д.А. Медведева) С.Е.Нарышкин обладал расширенными полномочиями во внешней политике. Он курировал сразу несколько направлений. В частности, по линии глав администраций президентов осуществлялась связь с лидерами стран постсоветского пространства7. В бытность С.Е. Нарышкина вице-премьером – руководителем аппарата правительства – он также отвечал за связи с СНГ. Кроме того, ему было поручено заниматься имиджем РФ за рубежом8. Таким образом, в распоряжении руководителя Администрации президента находились самостоятельный канал получения информации, каналы связи с зарубежными лидерами и инструменты воздействия на российскую внешнюю политику.

??? После назначения на должность руководителя Администрации С.Б. Иванова пределы его полномочий в области зарубежной деятельности пока не ясны, однако предположительно, в силу роли самого В.В. Путина и его помощника Ю.В. Ушакова, роль главы Администрации президента снизится. В бытность вице-премьером С.Б. Иванов занимался отдельными специальными поручениями в области внешней политики, соответствовавшими его сфере ведения. Например, он совершал визиты в США по проблематике экономического и военно-технического сотрудничества (ВТС). Он же курировал экспортный контроль, в том числе и по вопросам ВТС, возглавлял военно-промышленную комиссию при правительстве (весьма влиятельный орган в советское время, но утративший свои полномочия в эпоху реформ).

??? Теоретически у С.Б. Иванова есть пространство для расширения полномочий во внешней политике, так как единого ее куратора в Администрации пока нет. Однако у него нет институциональных механизмов координации работы других ведомств. Помощники Президента РФ, как и секретарь Совета Безопасности, подчиняются президенту напрямую9, а каких-либо координационных органов руководитель Администрации не возглавляет. Три существующих управления Администрации, работающих в сфере внешней политики, а также аппарат Совета Безопасности не координируются на организационном уровне пока никем. Следует напомнить, что Управление по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией курирует особый помощник президента – Татьяна Голикова, ранее не являющаяся заметным участником внешнеполитической деятельности.

??? Из других крупных чиновников, приближенных к первым лицам страны, следует выделить Ю.В. Ушакова, который работает помощником президента, курируя зарубежные связи руководителя государства. Из открытых источников следует, что он ведет вопросы международного протокола президента, отвечает за разъяснение позиции президента по международным делам. В то же время отраслевые эксперты отмечают широкий кругозор и стратегическое видение Ю.В. Ушакова, в течение почти 10 лет работавшего послом России в Вашингтоне и имеющего связи в глобальной элите. Аппаратные позиции Ю.В. Ушакова, постепенно укрепляются: он назначен секретарем Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, входит в совет директоров «Росатома». Исторически помощник по международным делам координирует исполнение МИД, МЭР и Россотрудничеством решений президента10.

??? Ранее на позиции Ю.В. Ушакова работал «политический долгожитель» С.Э. Приходько, который в настоящее время находится на должности заместителя руководителя аппарата правительства (ранее руководитель Управления по внешней политике Администрации, помощник президента по международным делам и заместитель главы Администрации президента. Отличительной особенностью положения С.Э. Приходько является то, что он с апреля 2003 года бессменно возглавляет совет директоров корпорации «Тактическое ракетное вооружение», одного из ведущих холдингов российского ОПК.

??? Несмотря на то, что административно-финансовые возможности этих двух фигур ограничены, они играют существенную роль в обеспечении каналов связи российского руководства с зарубежными лидерами, влиятельными лоббистскими организациями, а также обеспечивают протокол и аналитическое сопровождение визитов лидеров государства.

??? В правительстве сразу несколько вице-премьеров активно участвуют в формировании внешней политики. Ряд вопросов, связанных с внешней политикой, курирует первый вице-премьер И.И. Шувалов. Он ведет отношения с ОЭСР, ВТО и вопросы инвестиционного климата. С марта 2009 г. национальный координатор РФ по делам СНГ, с декабря 2011 г. представитель РФ в Совете Евразийской экономической комиссии, ранее он был координатором («шерпа») по отношениям с «группой восьми». С учетом того, что в новом правительстве И.И. Шувалов координирует взаимодействие ведомств по вопросу о приватизации государственных активов, определения таможенно-тарифной политики государства, работу Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в рамках курирования деятельности Министерства финансов, его влияние на внешнюю политику будет только возрастать.

??? В аппаратном разрезе И.И. Шувалов является председателем правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, а также главой правительственной комиссии по миграционной политике.

??? На роль куратора особого канала отношений с Западом в правительстве Д.А. Медведева выдвинут бывший предприниматель М.А. Абызов, назначенный министром по делам «открытого правительства». Система открытых правительств является инструментом глобальной стандартизации и интеграции работы исполнительной власти разных стран. В США за «открытые правительства» отвечает Саманта Пауэр, помощник президента Обамы и глава Управления многосторонних отношений и прав человека в Совете по национальной безопасности США. Она же является глобальным идеологом «открытых правительств». Работу по созданию системы «открытого правительства» в России курирует сам председатель правительства Д.А. Медведев во главе соответствующей правительственной комиссии.

??? За координацию «жесткой силы» отвечает вице-премьер Д.О. Рогозин. Он возглавляет военно-промышленную комиссию при правительстве, комиссию по экспортному контролю, государственную пограничную комиссию. Однако его роль на принятие решений пока ограничивается разработкой рекомендаций по модернизации оборонно-промышленного комплекса, во внешней политике он целиком следует указаниям президента, не проявляя собственной инициативы. На «нестратегический» статус Рогозина косвенно может указывать тот факт, что он является специальным представителем президента по Приднестровью и не входит в состав Совета Безопасности РФ даже на правах непостоянного члена.

??? Относительным новичком в рядах стратегической элиты можно считать вице-премьера А.В. Дворковича, который возглавляет Правительственную комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики. Он уже выполнял функции переговорщика с КНР в рамках российско-китайского энергодиалога. Однако роль возглавляемой им комиссии уравновешивается наличием комиссии с сопоставимыми функциями под председательством президента В.В. Путина, секретарем которой является президент «Роснефти» И.И. Сечин.

??? До перевода в правительство определенную роль в формировании внешней политики играл В.Ю. Сурков. Несмотря на его занятость прежде всего вопросами внутренней политики, в Администрации Д.А. Медведева он возглавлял важнейший канал неформального согласования позиций РФ и США – комиссию со специальным помощником президента США и руководителем департамента России и Евразии СНБ Майклом Макфоллом, который позднее стал послом США в Москве. Кроме того, В.Ю. Сурков является заместителем главы рабочей группы по созданию иннограда Сколково, в котором участвуют ведущие западные корпорации. Наконец, он курировал Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, которое отвечало до 2012 г. за политические процессы на постсоветском пространстве. Однако после перемещения в правительство, В.Ю. Сурков потерял основные внешнеполитические полномочия.

??? Среди других чиновников, статусные и аппаратные позиции которых позволяют отнести их к стратегическому уровню внешнеполитического процесса, следует выделить руководителя Госнаркоконтроля В.П. Иванова (в сфере особого ведения – интересы России в Центральной Азии и Афганистане, в том числе Российская корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии, и секретаря Совета Безопасности Н.П. Патрушева (роль Совета Безопасности рассматривается ниже).

??? Кластер корпоративной дипломатии на стратегическом уровне представлен прежде всего руководителями ведущих государственных корпораций и компаний, руководители которых имели персональные связи с нынешним руководством страны в прошлом. Это прежде всего президент Газпрома А. Миллер и президент ГК «Ростехнологии» С. Чемезов. Значение первого трудно переоценить в контексте постоянных «сырьевых конфликтов» на постсоветском пространстве и энергетической дипломатии в Евразии. Второй фактически курирует значительную часть российского ОПК и через Рособорон-экспорт – вопросы военно-технического сотрудничества (ВТС). Оба входят в ближайшее окружение главы государства.

??? Другим влиятельным внешнеполитические значимым руководителем госкомпании президент «Роснефти», ближайший сподвижник В.В. Путина И.И. Сечин. В рамках неформального распределения полномочий между членами российской стратегической элиты он непосредственно курирует отношения с КНР (прежде всего в энергетической сфере), Латинской Америкой (прежде всего с Венесуэлой). Эти полномочия он сохранил после перехода на должность президента «Роснефти» и секретаря комиссии при президенте РФ по вопросам развития ТЭК и экологической безопасности.

??? Из наиболее влиятельных предпринимателей, возглавляющих негосударственные компании, следует выделить Г. Тимченко. Его компания «Gunvor» является одним из ведущих мировых сырьевых трейдеров, а другая компания «Стройтрансгаз» ведет работу во многих странах. Едва ли не большим влиянием пользуется «Альфа-групп» и ее партнеры по различным бизнесам (к примеру, В. Вексельберг, возглавляющий Фонд «Сколково», близок к председателю правительства страны, а президент «Альфа-Банк» П. Авен – к президенту). «Альфа», опираясь на связи в глобальном еврейском сообществе, через ТНК-BP и «Вымпелком» уже фактически превратилась в глобальный консорциум, хотя еще пока и зависимый от решений российского руководства.

??? Среди относительно «новых» групп экономического влияния, аффилированных с российским руководством следует выделить инвестиционную группу «Сумма», которая управляет российскими портовыми, транспортными и сырьевыми активами. Еще в 2011 г. в присутствии президента России Д.А. Медведева было подписано генеральное соглашение между обществом с ограниченной ответственностью «Группа “Сумма”» с портом Роттердам на строительство и эксплуатацию нефтяного терминала11.

??? Кластер неформальной дипломатии на стратегическом уровне представлен прежде всего важнейшими институтами мирополитического регулирования, в которых руководство страны представлено лично, а также установившимися личными отношениями лидеров с влиятельными зарубежными персонами. Это прежде всего «группа восьми», Давосский форум, российско-американская президентская комиссия. Однако роль этих механизмов не стоит переоценивать, что показал демарш президента В.В. Путина, отказавшегося ехать на саммит «группы восьми» в мае 2012 года.

??? К стратегическому уровню де-факто не относятся МИД и Минобороны. По мнению наблюдателей, С.В. Лавров, несмотря на его исключительную эффективность, работоспособность, значительные административные и пространственные ресурсы МИД, играет роль исполнителя, поддерживающего текущие отношения и принятые политическим руководством решения. К примеру, о невключенности МИД в принятие решений даже оперативного характера, попавших в фокус внимания политического руководства страны, свидетельствует скандал вокруг запрета на поставку систем ПВО С-300 в Иран, а также рассогласованные сигналы МИД и Администрации президента вокруг конфликтов в Ливии и Кот-д’Ивуаре. В итоге по настоянию Администрации были уволены официальный представитель МИД и посол РФ в Триполи. По некоторым оценкам, отставка замминистра А. Салтанова, курировавшего Ближний Восток, также была связана с аппаратными конфликтами МИД с руководством страны.

??? В аналогичном положении находится Министерство обороны после ухода с поста его руководителя С.Б. Иванова, поскольку А.Э. Сердюков не входит в ближайший круг премьера, хотя и пользуется его доверием по кругу вопросов ведения. В то же время у него есть возможности для наращивания аппаратных позиций. Он неоднократно направлялся во главе российский делегаций в США и привлек в свои заместители бывшего руководителя департамента МИД по вопросам безопасности и разоружения.

??? М.Е. Фрадков как глава СВР, несмотря на относительно плотные связи с президентом В.В. Путиным и аппаратное прошлое, также не принадлежит стратегическому уровню внешнеполитического процесса. Его фигура на всех должностях считалась исполнительной и технической. Аналогичным образом и главы ФСБ, МВД, несмотря на их значительное влияние прежде всего на постсоветском пространстве, не могут быть отнесены к стратегическому уровню власти. ГРУ ГШ Минобороны в последние годы подвергается постоянному аппаратному и административному давлению и не может оказывать существенное влияние на внешнеполитический процесс.

??? В рамках формальных полномочий охватить хотя бы часть представленных выше органов государственной власти и персон в рамках процесса согласования внешнеполитических решений может только Совет Безопасности. Однако в нынешнем составе СБ упразднен важнейший бюрократический инструмент координации и согласования – межведомственная комиссия по внешней политике (с 2011 года). Оставшиеся в составе СБ комиссии по делам СНГ, военной, экономической, информационной безопасности и по стратегическому планированию покрывают внешнеполитическую проблематику лишь отчасти. Кроме того, в Совет не входят представители корпоративного и неформального кластеров дипломатии, а также часть влиятельных чиновников, облеченных полномочиями в сфере национальной безопасности. В результате значимость этого органа поддерживается личным аппаратным весом его руководителя – Н.П. Патрушева, близкого президенту В.В. Путину. В реальности согласование стратегических решений внешней политики происходит в рамках избирательных консультаций, в которых участвуют те лидеры государства и бизнеса, которые определяются главой государства ad hoc.

3

??? Важнейшим показателем влиятельности органа в системе управления внешней политикой является количество и качество (предметный и аппаратный охват, работоспособность) комиссий и советов, руководимых данным органом власти (межведомственные, правительственные, президентские). Ниже приведена ситуация по комиссиям, вовлеченным в формирование и реализацию внешней политики, и возглавляющим их персонам (см. табл. 1).

Аппаратное кураторство координационных инструментов общих вопросов внешней политики и национальной безопасности (данные с официальных сайтов Администрации президента, правительства и правительственных ведомств)
???


Является ли членом Совета безопасности

Персона

Число курируемых координационных органов

Названия комиссий

+

В. Путин

3

Председатель Совета Безопасности РФ: Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами; Комиссия по вопросам развития ТЭК и экологической безопасности

+

Д. Медведев

2

Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций; Правительственная комиссия по координации деятельности открытого правительства

+

Н. Патрушев

4

Секретарь Совета Безопасности: председатель межведкома по стратегическому планированию; заместители возглавляют межведомственную комиссию по военной безопасности; межведком по делам СНГ: межведком по информационном безопасности



И. Шувалов

2

Национальный координатор по делам СНГ: Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции

 

Д. Рогозин

3

Военно-промышленная комиссия при правительстве; Комиссия по экспортному контролю: Государственная пограничная комиссия

+

С. Лавров

3

Комиссия правительства по делам ЮНЕСКО; Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом;

Межведомственная комиссия по взаимоотношениям с Советом Европы

 

А. Дворкович

1

Правительственная комиссия ПО вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики

+

С. Иванов

0

 

+

В. Иванов

1

Правительственная комиссия но разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии

-

Ю. Ушаков

1

Секретарь комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами

 

И. Сечин

1

Секретарь президентской Комиссии по ТЭК и экологической безопасности
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации