Курсовая работа - Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте - файл n1.doc

Курсовая работа - Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте
Скачать все файлы (148 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc148kb.12.01.2014 16:03скачать

n1.doc

  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
2012-2013 учебный год
Кафедра педагогики

Курсовая работа


По дисциплине «Педагогика»
Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте (на примере СОШ №39 г. Петропавловска-Камчатского)




Выполнила:

студентка, факультета иностранных языков,

3 курс, группа АК-101,

специальности «учитель англ.и кит. языка»,

очной формы обучения

Соловьева Нелли Руслановна





Научный руководитель:

доцент, к.п.н., доцент кафедры педагогики

Прошина И.И.



Оглавление

Введение.............................................................................................................

Глава 1 Проблема творчества и творческих способностей в

современной педагогике

    1. Понятие творчество и творческие способности...........................................................

    2. особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте..............................................................

    3. Развитие творческих способностей на уроке

Глава 2 Опытно-практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников по проекту Н.Ф. Виноградовой

2.1особенности использования системы обучения по проекту Н.Ф. Виноградовой………………………………………………………………………

2.2 Диагностика творческих способностей младших школьников..............

Заключение............................................................................................................

Библиографический список................................................................................

Приложения.......................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ



Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность потому, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуется им в личной, профессиональной и общественной сферах. Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от многих факторов школы, организации образовательного процесса, который способствует формированию творческого потенциала учащихся.

Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности, но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия:- между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося;- между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.

Разрешение этих противоречий является переходом из сферы возможного в сферу действительного. Этот переход осуществляется в процессе меж субъектных отношений, в которых происходит становление творческого потенциала учащегося.

Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Все это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности социальной сфере в частности.

Проблема творчества традиционно поднимается в философии, психологии, педагогике. Исследование проблемы творчества в философии велось как с позиции бессознательного, интуитивного, «высшего деятеля» например в философии Н.А. Бердяева путь к гармонизации бытия осуществляется с помощью творчества. Но поскольку творчество, по убеждению философа, также проистекает из свободы, то именно противоборство зла и творчества составляет сущность новой религиозной эпохи.

Анализ педагогической литературы показывает, что при ясном понимании необходимости научной разработки понятия «творческий потенциал» осмысление сущности этого понятия в рамках педагогической науки осуществляется односторонне, без опоры на широкую трактовку творчества как процесса меж субъектных отношений. Вопросы же, связанные с развитием творческого потенциала учащихся в учебном процессе как меры творчества, трактуемого в широком смысле слова, не были предметом специального исследования. В научной литературе недостаточно исследована заявленная тема, а также способы ее разрешения. Определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать творческий потенциал учащихся в учебном процессе.

Цель: Выявить и теоретически обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей в воспитательном пространстве гимназии №39 по проекту Н.Ф. Виноградовой.

Объект исследования - изучить учебный процесс в начальной школе; Предмет исследование – изучить педагогические условия развития творческих способностей в начальной школе.

Задачи:

1) Раскрыть сущность развития творческих способностей в младшем школьном возрасте и охарактеризовать ее особенности в воспитательном пространстве гимназии.

2) Выделить и экспериментально проверить совокупность педагогических условий и воспитательных средств успешного развития творческих способностей младших школьников в воспитательном пространстве гимназии №39.

Гипотеза – процесс развития творческих способностей младших школьников в воспитательном пространстве гимназии представляет собой синхронный, динамичный, взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс раскрытия творческого потенциала каждого из его учащихся, и он будет успешным, если:

- содержание совместной деятельности участников образовательного взаимодействия позволяет каждому гимназисту выбрать свой индивидуальный маршрут в воспитательном пространстве гимназии;

- в гимназии созданы возможности для реализации личностно-профессионального роста педагогов и повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей, а также развитие творческих способностей в учебной деятельности.
1.1 Понятие творчество и творческие способности.
В современных педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности

Творчество - это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты бытия. Как часто мы говорим о значимости творческой реализации, забывая о том, что творческие способности человека могут стать разрушительной силой, способной причинить вред не только ему, но и окружающим... Несомненно, взращивание стремлений к творчеству должно основываться на духовно-нравственном воспитании. А возможно ли на основе дивергентного мышления укреплять в растущем человеке "отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа"? (К.Д. Ушаков).

В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

-наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

-социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;

-наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

-наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

-новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Значительно труднее в определить понятие способности и одаренности ,которые связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, ручной, пригодный, удобный». Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре

иностранных слов. Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

С. Л. Рубинштейн и Б. М. Теплова сделали попытку дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию — успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность — как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. [19] Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.[19]

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни — системы условных рефлексов.

На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной

деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов

зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты

выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители —

возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа — приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Все это наиболее ярко проявляется в младшем школьном возрасте.

1.2 Проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст период впитывания, накопления знаний.

Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста:

доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. [5]

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы утрачиваются, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Но ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными

родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.[13]

Детство — неповторимая по своим возможностям пора развития. Детей отличает относительная слабость, малая выносливость и истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость — не только недостаток, но и достоинство — именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей — а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики.[3]

Но не только свойства нервной системы — вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых. В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности, — той особой отзывчивости на окружающее, которая свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим «направлениям» способностей.[12,13]

На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать. И, судя по всему, имеются для этого поистине

необыкновенные данные. Для учеников младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка

и его своеобразную инициативу. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок

словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы

повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.[3,14] Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного

языка второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими к занятиям по этому предмету. Оказалось, что превосходство подростков в

уровне умственного развития и нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники — в частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не освоенную еще фонетику. Следовательно, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить об особой возрастной чувствительности.[13]

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Чтобы понять, каков «вклад» тех или иных возрастных свойств в формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой то мере и закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка — по-своему, в той или другой степени.

Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, и насколько скажется это на чертах интеллекта.

Н. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта. Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую особенность выдающихся детей: их чрезвычайную умственную активность, непроизвольное,

непрестанное влечение к умственной нагрузке. [12]

. В ту пору детства, когда впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют саму жизнь, когда еще не наступило половое созревание, в такие годы потребность в умственной нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут до крайности напрягать и сосредоточивать усилия развивающегося ума, выступить в виде необычной тяги к умственной работе. Таким образом, возрастное явление — своеобразие хода развития — сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности. Правда, только у части детей, опережающих свой возраст, подобная одержимость

умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других таких детей — при прочих равных условиях — неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится, ѕ это скажется и на развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской одаренности во многом зависят именно от возрастных, в определенную пору возникающих и в какой-то мер преходящих особенностей.

Особая чувствительность и направленность активности, изменяющиеся от одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение свойств разных возрастных периодов - это необходимые условия, предпосылки становления и расцвета интеллекта. Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности интеллекта.

Но такая особенность — быстрота начального приобщения к языку — нередко характерна лишь на определенном этапе развития, затем особая речевая активность ребенка может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его. Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного подъема также может стать источником трудностей в

дальнейшем развитии ребенка. Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются — необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.

Проблема развития творческих способностей учащихся в настоящее время привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей науки – философии, педагогики, психологии, и т.д. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения. Одним из принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, обще-учебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны. Процесс развития личности ребёнка на этом возрастном этапе, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Достижение творческого уровня развития личности ребенка может быть осуществлено в педагогической деятельности лишь в том случае, когда учитель четко понимает, что кроется под понятием «творческие способности»

Таким образом, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой развитие личности в целом, также развитие у них общих навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают:

умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу, умение задавать вопросы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, умение проводить эксперимент, умение делать выводы и умозаключения, умение структурировать материал, умение работать с текстом, умение защищать и доказывать свои идеи.

Наиболее распространенной формой развития творческих способностей, исследовательских умений и навыков является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения рассмотрим такую форму обучения как урок.

1.3 Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).

Посредствам творческих заданий на уроке ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего. Именно возможность демонстрации на уроке всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях. И.Э.Унт определяет творческие задания как “…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое”

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. В научно-методической литературе выделяются следующие требования к творческим заданиям:

Существуют разные виды творческих заданий для младших школьников на уроках. Один из таких видов является сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческого воображения ребенка. Сочинения в школе занимают особое место: им в известной системе подчинены другие речевые упражнения. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии - весь этап сложный комплекс действий требует от учащегося высокого напряжения всех его творческих сил, развивает его творческое воображение. Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений можно заменить на ролевые игры, например создание классного журнала, газеты. Для того чтобы попасть со своей творческой работой на страницы классного издания, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.

Одним из эффективных приемов развития творческого воображения на уроках английского языка является художественная деятельность. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки природоведения, экологической культуры. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Стремление рассматривать имеющийся познавательный материал в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.

Обобщая все выше изложенное можно выделить следующие пути в решении проблемы развития творческих способностей в процессе обучения:

1) задания, направленные на развитие творческих способностей;

2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей.

И следующие условия для успешного развития творческого потенциала учащихся:

1)  раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка.

2)  различные методы (диалогические формы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог, проблемные ситуации, постановка вопроса и т.д.).

3)  творческий потенциал самого учителя, его тактичность.

Систему, которая даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке, рассматривала в своем проекте Н.Ф. Виноградова.

  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации