ГОСО РК 5.01.017-2008 Институциональная аккредитация. Основные положения - файл n1.doc

ГОСО РК 5.01.017-2008 Институциональная аккредитация. Основные положения
Скачать все файлы (54 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc54kb.15.02.2014 17:21скачать

n1.doc

ОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ


Система образования Республики Казахстан.

Стандарты и критерии институциональной аккредитации

_____________________________________________________________________________


СТАНДАРТ «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСО РК 5.01.017-2008 

Издание официальное


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Астана - 2008
Предисловие

1 Разработан и внесен Национальным аккредитационным центром Министерства образования и науки Республики Казахстан

2 Утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 25 декабря 2007 г. № 650

3 Введен впервые

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г. №319-III и постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных стандартов образования»

5 СОГЛАСОВАН с Комитетом по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан: письмо № 18-02/2-9378 от 19 ноября 2007 года.

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения

4. Обозначения и сокращения

5. Общие положения

6. Основные цели внедрения стандартов и критериев институциональной аккредитации 

7. Принципы формирования стандартов институциональной аккредитации высших учебных заведений

8. Этапы и процедуры осуществления институциональной аккредитации

9. Порядок внесения изменений и дополнений в стандарт аккредитации

10. Приложение А. Библиография

    
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Система образования Республики Казахстан.

Стандарты и критерии институциональной аккредитации. 

СТАНДАРТ «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Дата введения 2008.01.01

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет нормативные требования к основным положениям стандартов и критериев институциональной аккредитации.

Настоящий стандарт применяется при проведении процедуры институциональной аккредитации высшего учебного заведения независимо от его статуса, организационно-правовой формы, форм собственности и ведомственной подчиненности.

Настоящий стандарт может быть также использован:

а) высшими учебными заведениями для внутренней и внешней оценки (аудита) своей деятельности;

б) для разработки соответствующей нормативной документации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте используются ссылки на следующие нормативные документы:

ПР РК 40.1.01-2000 Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению государственных общеобязательных стандартов образования.

СТ РК 1.5-2004 Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

ГОСО 5.03.001-2004    Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Основные положения, утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан 

___________________________________________

Издание официальное

от 30 апреля  2004 г. № 380 с изменениями № 1 от 23.09.2005 г. № 644 и № 2 от 18.08.2006 г. № 454.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины и определения в соответствии с Законами Республики Казахстан «Об образовании», «О техническом регулировании», ГОСО 5.03.001-2004.

В дополнение к ним в настоящем стандарте установлены следующие определения:

3.1 Аккредитация: Процесс, посредством которого аккредитационный орган оценивает качество деятельности вуза в целом или отдельных образовательных программ вуза с целью признания их соответствия определенным стандартам и критериям; 

3.2 Институциональная аккредитация: Аккредитация деятельности организации образования в целом в соответствии со стандартами и критериями;

3.3 Международная аккредитация: Аккредитация организации образования или отдельных образовательных профессиональных программ в признанном международном аккредитационном  агентстве;

3.4 Национальная аккредитация: Аккредитация организации образования или программы национальными аккредитационными  агентствами;

3.5 Специализированная аккредитация: Аккредитация образовательных профессиональных программ в соответствии со стандартами и критериями.

3.6. Процедура самооценки: Процесс, проводимый вузом на основе стандартов и критериев институциональной аккредитации и охватывающий все стороны деятельности вуза, после которого готовится отчет о самооценке.

3.7. SWOT-анализ –  анализ сильных и слабых сторон, проблем и возможностей организации, аббревиатура  английских слов:
S  (strengthens) - сильные стороны,
W (weaknesses) - слабые стороны,
O (opportunities) – благоприятные возможности,
T (threats) – угрозы.


4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте используются следующие обозначения и сокращения: 

ВУЗ – высшее учебное заведение;

ГОСО – государственные общеобязательные стандарты образования

МОН РК – Министерство образования и науки Республики Казахстан;
НАЦ – Национальный аккредитационный центр Министерства образования и науки республики Казахстан
НИР – научно-исследовательская работа
ППС – профессорско-преподавательский состав;

СМИ – средства массовой информации;

ТК 47 – Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования. Технический комитет № 47 Технический комитет 47.

5 Общие положения

5.1 Институциональная аккредитация высших учебных заведений проводится на основе настоящего стандарта и ГОСО «Система образования Республики Казахстан. Стандарты и критерии институциональной аккредитации»: ГОСО РК 5.01.017-2008 Стандарт  «Институциональная аккредитация» Основные положения; ГОСО РК 5.01.018-2008   Стандарт 1 «Миссия, цели и задачи»; ГОСО РК 5.01.019-2008 Стандарт 2 «Планирование и  эффективность»; ГОСО РК 5.01.020-2008 Стандарт 3 «Руководство и менеджмент»; ГОСО РК 5.01.021-2008 Стандарт 4 «Образовательные программы»; ГОСО РК 5.01.022-2008 Стандарт 5 «Профессорско-преподавательский состав и эффективность преподавания»; ГОСО РК 5.01.023-2008 Стандарт 6 «Студенты»; ГОСО РК 5.01.024-2008  Стандарт 7 «Научно-исследовательская работа»; ГОСО РК 5.01.025-2008  Стандарт 8 «Финансы»; ГОСО РК 5.01.026-2008 Стандарт 9 «Ресурсы: материально-технические, библиотечные и информационные». 

5.2  Различают следующие формы аккредитации:

1) по структуре

5.2.1 институциональная аккредитация; 

5.2.2 специализированная аккредитация;

2) по территориальному признанию

5.2.3 национальная аккредитация;

5.2.4 международная аккредитация.

5.3 Решение по аккредитации принимается Советом по аккредитации. 

5.4 В состав Совета по аккредитации входят представители Министерства образования и науки Республики Казахстан, Национального аккредитационного центра МОН РК, высших учебных заведений, научных организаций, работодателей, студентов и международных экспертов. 

6 Основные цели внедрения стандартов и критериев институциональной аккредитации 

6.1 Основными целями внедрения стандартов и критериев институциональной аккредитации являются:

6.1.1 внедрение модели аккредитации, гармонизированной с международной практикой обеспечения качества образования;

6.1.2 оценка качества деятельности организаций образования и профессиональных и образовательных программ для повышения конкурентоспособности национальной системы высшего образования;

6.1.3  поощрение развития культуры качества в высших учебных заведениях;

6.1.4 содействие совершенствованию и постоянному улучшению качества деятельности организации образования в соответствии с требованиями быстро меняющейся внешней среды;

6.1.5 учет и защита интересов общества и прав потребителей путем предоставления достоверной информации о качестве образовательных услуг;

6.1.6 использование  инноваций и научных исследований;

6.1.7 публичное распространение информации о результатах институциональной аккредитации высших учебных заведений.

7 Принципы формирования стандартов институциональной аккредитации высших учебных заведений

7.1   Представленные стандарты обеспечения качества высшего образования основаны на следующих принципах институциональной аккредитации:

7.1.1 добровольности – процедура аккредитации вузов проводится на добровольной основе;

7.1.2  честности и прозрачности – внутренняя и внешняя оценка проводится предельно честно и прозрачно, обеспечивая доступность информации для всех участников проводимого процесса аккредитации;

7.1.3  объективности и независимости – внутренняя и внешняя оценка проводится объективно, независимо от третьих лиц (государственных органов, администрации вузов и общественного мнения) и полученных результатов;

7.1.4  ответственности организаций образования – основная ответственность за качество высшего образования возлагается на организации образования;

7.1.5  конфиденциальности – представленная вузами информация используется НАЦ конфиденциально;

7.2 Внешняя оценка проводится независимо от третьих лиц (государственных органов, высших учебных заведений и общественных организаций).

7.3 Информирование общественности страны и за рубежом об аккредитованных вузах проводится в средствах массовой информации, в т.ч. через выставление на веб-сайт.

8 Этапы и процедуры осуществления институциональной аккредитации

8.1 Процедура аккредитации включает в себя несколько этапов: 

8.1.1    заявка вуза в НАЦ;

8.1.2 процедуру самооценки, проводимую организацией образования, которая заканчивается составлением отчета о соответствии стандартам и критериям, определенным настоящим стандартом;

8.1.3 процедура внешней оценки - посещение вуза экспертной комиссией, которая составляет отчет и рекомендации для Совета по аккредитации; 

8.1.4 принятие окончательного решения Советом по аккредитации.

8.2 Процедура аккредитации вузов проводится в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» 2007 г., статья 58, п.3 за счет финансовых средств высшего учебного заведения по заявлению организации образования.

8.3 Заключается договор о проведении аккредитации между НАЦ и вузами с указанием стоимости процедуры и сроков исполнения.

В период проведения вузом самооценки НАЦ оказывает этому вузу, по предварительному соглашению с ним, консультационные услуги с выездом своих представителей на место.

8.4 По завершении процедуры самооценки аккредитуемый вуз (не менее, чем за 1 месяц до предполагаемого посещения экспертной комиссией) высылает в НАЦ 5 экземпляров отчета по самооценке (на казахском и русском языках), который тщательно изучается всеми членами экспертной группы до посещения вуза. После этого экспертная комиссия выезжает в вуз для оценки достоверности выводов самообследования. 

8.5 Посещение вуза проводится в течение 2-4 дней группой экспертов, рекомендованных вузами, научными организациями, общественными объединениями и работодателями, номинированных и сертифицированных НАЦ. Регламентация работы группы экспертов в вузе проводится согласно руководству по внешней оценке при посещении вуза, утвержденному НАЦ.

8.6 Написание отчета о посещении вуза проводится внешними экспертами в НАЦ (1-2 дня) и результаты отчета высылаются НАЦ в организацию образования.

8.7 Принятие решения Советом по аккредитации осуществляется на основе отчета по самооценке, отчета внешних экспертов, рекомендаций НАЦ на основе анализа представленных выше документов.

Положительный отчет экспертной комиссии и заключения НАЦ являются обязательным условием для принятия положительного решения Советом по аккредитации. 

8.8 Совет по аккредитации может принять следующее решение:

8.8.1 аккредитовать вуз сроком на 5 лет;

8.8.2 аккредитовать вуз условно, на ограниченный срок, с проверкой устранения замечаний (при устранении замечаний срок действия аккредитации равен 5 годам в совокупности со сроком условной аккредитации);

8.8.3 отказать в аккредитации.

8.9 Срок присвоения высшему учебному заведению статуса аккредитованной организации образования равен пяти годам. По истечении срока или для продления срока аккредитации на определенный срок вузу необходимо пройти повторную аккредитацию (реаккредитацию).

8.10 В случае положительного решения об аккредитации НАЦ публикует краткий отчет об аккредитации вуза в средствах массовой информации и на своем сайте.

8.9 Последующие процедуры после присвоения высшему учебному заведению статуса аккредитованного вуза:

8.9.1 НАЦ вправе направить комиссию экспертов по проверке устранения замечаний, отмеченных экспертной комиссией в отчете, при посещении вуза. 

9 Порядок внесения изменений и дополнений в стандарт аккредитации

9.1 Изменения и дополнения вносятся в действующий стандарт аккредитации в целях дальнейшего его совершенствования и приведения в соответствие с основными положениями ГОСО РК. 

9.2 Внесение изменений и дополнений в ГОСО РК осуществляют:

- Национальный аккредитационный центр;

- центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области образования; 

- Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования. Технический комитет № 47 (далее - ТК 47).

9.3 В случае инициирования изменений и дополнений в действующие ГОСО РК организациями образования или ТК 47, предложения и замечания направляются ими в Национальный аккредитационный центр Министерства образования и науки РК.

9.4 Министерство образования и науки поручает Национальному аккредитационному центру изучить поступившие от инициаторов предложения и замечания на их обоснованность и целесообразность. Национальный аккредитационный центр принятые предложения направляет в ТК 47. 

9.5 ТК 47 проводит экспертизу представленных изменений и дополнений в действующий стандарт аккредитации и после их одобрения направляет в Министерство образования и науки РК для принятия решения.

9.6 Утвержденные приказом Министерства образования и науки РК изменения и дополнения в стандарт аккредитации издаются в новой редакции с изменениями или в виде брошюры-вкладыша к действующему стандарту.
10 Приложение А. Библиография

[1] Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-III ЗРК.

[2] Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 г. №  603-II  ЗРК.

[3] Постановление Правительства Республики Казахстан  «Об утверждении  Правил лицензирования образовательной деятельности» от 18 апреля 2000 года № 596 (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлениями  Правительства РК от 28.02.2001 г. № 297; от 28.12.2001 г. № 1747; от 02.08.02 г. № 861; от 07.12.2004 г. № 1281).

[4] Типовые правила деятельности организаций, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2005 г. № 195.

[5] ГОСО РК 5.03.010 – 2006 «Система образования республики Казахстан. Информационные ресурсы и библиотечный фонд. Основные положения», утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 25 августа 2006 г. № 461.

[6] ГОСО РК 5.03.009 – 2006 «Система образования Республики Казахстан. Учебно-материальные активы высших учебных заведений. Основные положения», утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 25 августа 2006 г. № 461.

[7] ГОСО РК 5.03.014 – 2006 «Система образования Республики Казахстан. Учебные и научные лаборатории вузов. Основные положения», утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 25 августа 2006 г. № 461.

[8]   Стандарты и руководства к системам обеспечения качества 

в Европейском пространстве высшего образования. Европейская Ассоциация Обеспечения  Качества в высшем образовании. 2006, Астана, НАЦ МОН РК, 36 с.  

[9] Каланова Ш.М. Бишимбаев В.К. Тотальный менеджмент качества в высшем образовании. – Астана: Фолиант. – 476 с.

[10] Self Study Creating a useful Process and Report. Middle States Commission on Higher Education, 3624 Market Street Philadelphia, PA, 19104, USA. 2006, p.77.

[11] Draft Standards for Accreditation.Commission on Institutions of Higher Education New England Association of Schools and Colleges, June, 2004, p.36.

[12] Handbook of Accreditation. Third Edition The Higher Learning Commission, North LaSalle Street, Suite 2400 Chicago, Illinois 60602-2504, USA, p.191.

[13] Resource Manual for the Principles of Accreditation: Foundations for Quality Enhancement. Southern Association of Colleges and Schools, 1866 Southern Lane Decatur, Georgia 30033-4097, 2005, p.74.

[14]  Guidelines of Fachhochschule Council for Accreditation of Bachelor’s, Master’s and Diploma Degree Programmes, FHR, Vienna,  AR 2006, Version 1.0, p.52.

[15] Требования и процедура аккредитации бакалаврских и магистерских образовательных программ в области инженерии, архитектуры, информатики, естественных наук и математики. Агентство  по аккредитации программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики (ASIIN), 2005, 55 c.

[16] Управление качеством профессионального образования и обучения. Подходы к методологии самооценки. Отчет Национального наблюдательного центра Казахстана при поддержке ЮНЕСКО. Сентябрь 2001 г. – февраль 2002, г. Алматы.

[17] Келс Г.Р. Процесс самооценки /Пер. с англ. В сокр. О.Бухиной –М.: Московский общественный научный фонд: ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. – 152 с.

[18] Европейский фонд развития менеджмента. Руководство по самооценке. Под ред. Гордона Шентона и Джин Крозьер.

[19] Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие / Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. – М.: Центр государственной аккредитации, 2003. -176 с.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации