Экология и природопользование - файл n1.doc

Экология и природопользование
Скачать все файлы (150.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc151kb.15.02.2014 17:10скачать

n1.doc

  1   2



Перечень вопросов и заданий для контрольной работы
1. Опишите важнейшие экологические проблемы в Вашем регионе и охарактеризуйте экономические причины, вызвавшие эти проблемы:

Чрезмерная эксплуатация/истощение природных ресурсов

Водные ресурсы. Новгородская область по своим природно-климатическим особенностям не испытывает дефицита водных ресурсов. Тем не менее, в области остаются достаточно высокими удельные объемы потребления воды (в расчете на 1 человека) в сравнении с европейскими странами, что свидетельствует о нерациональном использовании столь ценного природного ресурса.

• Загрязнение вод, атмосферного воздуха, почв и т.д.

Состояние атмосферного воздуха в Новгородской области характеризуют ниже приведенные показатели. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составляет в сумме 48.6 тысяч тонн: из них твердых веществ – 11.4 тыс тонн, газообразных и жидких – 37,2 тыс тонн; из них диоксида серы – 2,5 тыс тонн, оксидов азота - 5.6 тыс тонн, оксида углерода – 18.8 тыс тонн, углеводородов – 7.2 тыс тонн. Уловлено и обезврежено 65.6% от общего количества отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников. Наиболее крупными загрязнителями атмосферного воздуха в Новгородской области являются 7 предприятий. Среди которых на первом месте по валовым выбросам от стационарных источников числится ОАО «Акрон». Второе, третье и четвертое место занимают ООО «Газпром ПХГ» филиал Невское УПХГ, ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» и ГУ ОАО «ТГК-2» соответственно. Завод «Флайдерер», на выбросы которого продолжают жаловаться жители деревни Подберезье, занимает 5 место в рейтинге. Закрывает топ ОАО «Угловский известковый комбинат».

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные воды по Новгородской области составляет 75 млн м3. Отсюда соответствующее санитарное состояние воды: удельный вес исследованных проб воды, не удовлетворяющих гигиеническим нормативам составляет 78.1 по санитарно-химическим показателям и 35.0 по микробиологическим показателям (в водоемах I категории), предназначенных в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водопользования.

Состояние земельных ресурсов в области в целом удовлетворительное, но наблюдается локальное загрязнение земель, вызванное неправильным захоронением отходов (промышленных и бытовых). В области учтены 42 объекта захоронения отходов (полигоны ТБО, санкционированные свалки, полигоны промышленных отходов, принадлежащие предприятиям), из которых только 14 отвечают экологическим требованиям.

• Точечное и неточечное загрязнение, аварийное и постоянное.

  Точечные источники (локализованные) загрязнения, в качестве примера можно привести сточную трубу ООО «Новгородский бекон», выходящую в р. Питьба.

Неточечные источники (площадные) загрязнения. Примером может служить сток удобрений и пестицидов с полей, а также многочисленные загрязнители, попадающие в реки и водотоки с урбанизированных территорий и их окрестностей.

Примером постоянного загрязнения является загрязнение воздуха перерабатывающими предприятиями.
2. Является ли природная среда ограничивающим фактором следующих направлений экономического роста на территории Вашего региона:

• Сельское хозяйство

По причине сложных почвенно-климатических условий и больших затрат на окультуривание почв сельскохозяйственные угодья слабо распаханы Они имеют почвенную неоднородность, удаленность отдельных участков от хозяйственных центров, значительную разбросанность. Возможность использования сельскохозяйственных угодий ограничивает обилие валунов, высокой степени заболоченности и закустаренности земель. Обширные площади сенокосов, пастбищ, высокопродуктивных лугов и других кормовых угодий имеют большое значение для развития животноводства в районе.

• Рыболовство

Животный мир Новгородской области в основном эксплуатируется для охоты и рыболовства. Площадь территорий, акваторий, предоставленных для осуществления пользования охотничьими животными по Новгородской области в составляет 4067 тыс га.

• Туризм

Выдающиеся памятники истории и архитектуры сочетаются с ценными для организации зон отдыха и туризма природными ландшафтами. Зоны отдыха на Валдайской возвышенности и Старорусский курорт имеют общероссийское значение.

• Промышленность

Ведущими отраслями Новгородской области являются химическая (минеральные удобрения, метанол и другое), машиностроение и металлообработка (цветные телевизоры, видеомагнитофоны, телевизионные системы, оптические приборы, средства автоматизации, деревообрабатывающие станки и другое), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (мебель, бумага, спички, фанера и другое), пищевая (мясомолочная, консервная, кондитерская), лёгкая (в том числе льнообрабатывающая).

Главные промышленные центры – города Новгород, Боровичи, Старая Русса. Крупнейшие предприятия области – АО: «Акрон», «Квант», «Волна», «Спектр» (все в Новгороде); «Боровичский комбинат огнеупоров» (г. Боровичи), авиаремонтный завод и АО «Староруссприбор» (г. Старая Русса).
3. Какие инициативы в российской природоохранной политике предпринимаются для (а) сохранения природных ресурсов и (б) перехода на менее дефицитные/более экологически чистые ресурсы?

Самый важный законопроект - о нормировании и экономическом стимулировании.

Законопроект об отходах. Сегодняшнее законодательство не предусматривает полномочия и ответственность органов местного самоуправления и субъектов РФ в этой сфере. Предлагается дать регионам право утверждать предельные нормы образования отходов на единицу выпускаемой продукции, устанавливать лимиты размещения отходов и определения мест их захоронения. Достаточно важный законопроект - об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Он включает в себя меры, направленные на создание условий для строительства туристической инфраструктуры в соответствующих зонах национальных парков и разрешает экологически безопасный туризм в качестве одного из видов деятельности заповедников. Мы должны иметь возможность создавать туристическую инфраструктуру в рекреационных, специальных, предназначенных для этого законодательством зонах национальных парков, совершенствовать инфраструктуру заповедников. Помимо этих проектов, Минприроды России подготовило и включило в пакет законопроекты о сохранении морской среды и ее защите от нефтяного загрязнения, о повышении эффективности организации государственного экологического мониторинга, контроля, проект закона об экологическом аудите. Вводится система инструментов, основанных на долгосрочных стимулах для перехода промышленности на принципы минимального воздействия на окружающую среду, повышения эффективности использования природных ресурсов.

4. Приведите примеры экстерналий, приводящих к экологическим проблемам в Вашем регионе. Обсудите следующие вопросы.

кто порождает экстерналий?

кто терпит убытки от экстерналий?

какие ресурсы неадекватно оценены и почему это приводит к экстерналиям?

Экстерналии – это внешние эффекты. Внешние эффекты бывают положительные и отрицательные. К сожалению, подавляющие число воздействий на окружающую среду связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов и так далее.

В большинстве случае порождают экстерналии различные перерабатывающие предприятия, но нередко виновником является и население, терпит, же убытки в основном население.

Одним из примеров эктерналий, приводящих к проблемам в Новгородской области может являтся строительство и ввод в эксплуатацию завода по производству древесно-стружечных плит ООО "Флайдерер". В качестве примера положительных экстерналий можно привести перевод котельных с мазута и угля на природный газ. Эта работа проводится согласно областной Программе развития топливно-энергетического комплекса.
5. Приведите примеры, когда загрязнение или деградация среды ведет к потерям продуктивности природных систем.

1) Чистая вода

Воду человек загрязняет с незапамятных времен. Человек сбрасывает все нечистоты и грязь в те источники, откуда он берет воду для питья. Как это ни парадоксально, но и вредные выбросы в атмосферу, в конце концов, оказываются в воде, а территории городских свалок твердых отходов и отбросов после каждого дождя и после снеготаяния вкладывают свою лепту в загрязнение поверхностных и подземных вод. Чистая вода становится дефицитом: 1,2 миллиарда людей живут без чистой питьевой воды, 2,3 миллиарда – без очистных сооружений для использования загрязненной воды.

2) Опустынивание

По оценкам геологов, до того как люди начали заниматься сельскохозяйственной деятельностью, пасти скот и распахивать земли, реки ежегодно сносили в Мировой океан около 9 миллиардов тонн почвы. Ныне это количество оценивают примерно в 25 миллиардов тонн. Почвенная эрозия – сугубо местное явление – ныне приобрела всеобщий характер. В США, например, около 44 % обрабатываемых земель подвержено эрозии. В России исчезли уникальные богатые черноземы с содержанием гумуса (органического вещества, определяющего плодородие почвы) в 14 –16 %, которые называли цитаделью русского земледелия. В России площади самых плодородных земель с содержанием гумуса 10 – 13 % сократились почти в 5 раз. Особенно тяжелая ситуация возникает, когда сносится не только почвенный слой, но и материнская порода, на которой он развивается. Тогда наступает порог необратимого разрушения, возникает антропогенная (то есть созданная человеком) пустыня. Один из самых грозных, глобальных и быстротечных процессов современности – расширение опустынивания, падение и, в самых крайних случаях, полное уничтожение биологического потенциала Земли, что приводит к условиям, аналогичным условиям естественной пустыни. Естественные пустыни и полупустыни занимают более 1/3 земной поверхности. На этих землях проживает около 15 % населения мира. Пустыни – естественные образования, играющие определенную роль в общей экологической сбалансированности ландшафтов планеты. В результате деятельности человека к последней четверти ХХ века появилось еще свыше 9 миллионов квадратных километров пустынь, и всего они охватили уже 43 % общей площади суши.


6. Знакомы ли Вы с примерами дешевой покупки (аренды) жилья из-за плохих экологических условий?

Москва

Для квартир, удаленных от центра города, экологические факторы имеют более принципиальное значение. Наиболее экологически чистыми являются западный, северо-западный и юго-западный районы Москвы, где и сосредоточены наиболее дорогие жилые комплексы. Большой популярностью пользуются объекты, расположенные вблизи зеленых зон или непосредственно в них. Самым неблагоприятным с точки зрения экологии считается юго-восток Москвы с его промышленными предприятиями. Стоимость жилья за кв. м. варьируется от $1.8 тыс. до 4 тыс. $.

Однако самые дорогие элитные дома класса de luxe расположены в центре Москвы, где экологическая обстановка оставляет желать лучшего: мало зелени, сильная загазованность, большая плотность застройки, но в данном случае экологический фактор не имеет для покупателей принципиального значения.

7. Дайте определение и классификацию инструментов экологической политики. Охарактеризуйте их эффективность.

Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования:

1.    Рыночно ориентированные инструменты:

* природно-ресурсные платежи и платежи за загрязне­ние среды;

* рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в эко­номический оборот;

* механизм купли-продажи прав на загрязнение природ­ной среды;

* залоговая система;

* интервенция с целью коррекции рыночных цен и под­держки производителей (в том числе на рынках рециклируемых отходов);

* методы прямых рыночных переговоров.

2.    Финансово-кредитные инструменты:

* формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

* кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

* режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

* экологические и ресурсные налоги;

* система страхования экологических рисков.

Экономические инструменты имеют следующие преимущества:

        I.       высокая эффективность с точки зрения экономии экологических затрат;

       II.       способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения среды, тем самым и к научно-техническим инновациям;

       III.       усиливает гибкость механизма экологического управления в целом, обеспечивают условия для самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранной деятельности;

      IV.       способствует через механизм рыночного ценообразования сохранению дефицитных природных ресурсов для будущих поколений;

       V.       обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования.

К числу их недостатков относятся:

·     сложность точного задания начального уровня эмиссионных платежей и обусловленная этим неопределенность достижения конечного природоохранного результата;

·     высокая чувствительность к инфляционным процессам, требующим постоянной корректировки уровня платежей;

·     риск снижения конкурентоспособности продукции, в том числе на международных рынках, вследствие высоких совокупных экологических издержек.

       Административно-контрольные инструменты экологи­ческого управления:

1.   Экологическое и природно-ресурсное законодательств, а также экологические требования в общем (граж­данском, уголовном, административном) законодательстве.

2.   Экологический мониторинг.

3.   Экологические стандарты и нормативы:

*  нормативы и лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

*  нормативы образования и размещения (токсичных) от­ходов;

*  лимиты водозабора и лесопользования;

*  квоты на добычу биоресурсов;

*  нормативы посещаемости особо охраняемых природных территорий;

*  нормы отстрела промысловых животных, сбора дикорастущих растений и т. п.;

*  запреты на размещение в конкретных местах загрязняющих видов деятельности, на использование токсичных веществ и тяжелых металлов.

4.    Лицензирование хозяйственной деятельности:

*  связанной с воздействием на окружающую природную среду и здоровье человека;

*  обеспечивающей экологический мониторинг и контроль.

5.   Экологическая сертификация (маркировка).

6.   ОВОС и экологическая экспертиза проектов.

7.   Экологические и ресурсные целевые программы.

8.   Экологический аудит.

      Сильные стороны административно-контрольных инструментов определяются тем, что:

1.   будучи установлены и доведены до предприятий-природопользователей и являясь известными потребителям, они служат весьма простым и действующим напрямую средством достижения необходимого уровня качества окружающей природной среды;

2.   они удобны для контроля со стороны органов экологического управления.

Слабые стороны определяются:

а)   их недостаточной действенностью с точки зрения стимулирования инноваций и достижения более высоких, чем ими предписано, природоохранных рубежей;

б)   тем, что они затрудняют для предприятий возможность гибко реагировать на различные ситуации и творчески относится к своим экологическим обязательствам.

8. Какие Вы знаете административные методы? Какие из этих методов применяются в России в настоящее время?

В действующей системе права используются два основных способа воздействия на поведение граждан – административно-правовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области охраны окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфический метод экологического права.

Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения.

Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений основывается на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

9. Какие факторы необходимы для установления стандарта?

Основные принципы и факторы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в:

- добровольности применения стандартов;

- достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;

- использовании международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;

- комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;

- недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;

- установлении требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий, с учетом имеющихся ограничений по их реализации;

- установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

- четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;

- исключении дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

- доступности представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

Открытость процессов разработки национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования, разработки до принятия стандарта. Это достигается:

- публикацией программ разработки национальных стандартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;

- публичностью обсуждения проектов национальных стандартов;

- единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов.

Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и/или физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта.

Официальная информация о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей, за исключением оговоренных законодательством случаев.

Национальные стандарты должны утверждаться при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе). Это достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны.

Целесообразность разработки национальных стандартов определяется их социальной, экономической и технической значимостью и приемлемостью при применении, которые могут быть в свою очередь обусловлены принятием технических регламентов. До принятия решения о разработке национального стандарта должна быть оценена возможность применения в Российской Федерации действующего международного и регионального стандарта, распространяющегося на соответствующий объект стандартизации.

Изложение национальных стандартов должно быть четким и ясным, а для обеспечения однозначного понимания их требований:

- содержание разрабатываемых стандартов не должно повторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих на федеральном уровне нормативных, правовых документов и технических регламентов;

- в национальных стандартах должны быть приведены сведения о технических регламентах, выполнение которых обеспечивается при соблюдении требований данного национального стандарта;

- принимаемые стандарты должны быть пригодны для подтверждения соответствия, в том числе для проведения работ по сертификации.

Не допускается дублирование разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации.

Требования национальных стандартов должны устанавливаться на основе использования современных достижений науки, технологии и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции, процессов и услуг.

При проведении работ по национальной стандартизации необходимо обеспечить целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту стандартизации в целом и его составным частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект стандартизации, путем согласования их показателей, норм и требований.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации