Ответы на вопросы к зачету по Этике - файл n1.docx

Ответы на вопросы к зачету по Этике
Скачать все файлы (110.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx111kb.15.02.2014 16:48скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5

  1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ.

ЭТИКА философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

"Отцом" этики считается Аристотель, именно он дал название этой науки, а также написал несколько важнейших трактатов по этике (Никомахова этика, Эвдемова этика, Большая этика).

Аристотель определял этику как "науку о добродетели ".

Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики




  1. ВАЖНЕЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ.

КОНФУЦИАНСТВО развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благо приобретаемых качеств, его положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п

Социокультурные предпосылки древне кит. этики

Базовый текст древней-ганской культуры — «Книга перемен» («И-Цзин»), согласно которой мироздание зиждется на двух равноправных первоначалах (ян и инь), которые сочетаются различными способами, образуя 64 комбинации состояний мира. В результате китайская традиция тяготела не к определению минимума этических принципов, а к созданию многообразных конкретных рекомендаций на все случаи жизни.

Социальная структура древнекитайского общества, сформировавшаяся под влиянием ранней государственности, представляла собой бюрократическую пирамиду из чиновников, сама принадлежность к которой придавала индивиду моральный статус. Приобретение и повышение своего социальною (и морального) статуса было возможно благодаря сдаче государственных экзаменов. Таким образом, выходцы из меньших слоев общества получали потенциальную возможность для социального и духовного продвижения. Закономерно, что «правильный путь жизни» в этой традиции ассоциировался с приобретением социальных знаний и социальными успехами индивида.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ЭТИКИ:

1) чрезвычайное почитание традиции и почтение к старшим как главная нравственная заповедь;

2) этика представляет собой не систему теоретических принципов, а набор конкретных рецептов поведения, оформленных в ритуале;

3) социально-политический характер этики, основной проблемой которой были отношения человека и общества,

Конфуцианство. Основатель - Кун Фу-цзы (5 в. до н.э.). Главный текст - «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).

Центральное понятие конфуцианства - жэнъ («гуманность»). Жэнь предполагает шу - «взаимность». Взаимная гуманность воплощена в «золотом правиле нравственности»: чего себе не хочешь, того другим не делай, - и реализуется в ли («ритуале»). Однако взаимная гуманность предполагает не равенство между людьми, а справедливую иерархию. Критерием возвышения в ней является знание (конфуцианских канонов, древних текстов и, конечно, ритуала). Идеалом конфуцианства выступает «благородный муж», который заботится о соблюдении социальных правил и ритуалов; он противопоставляется «низкому человеку», думающему лишь о личной выгоде. Благородные люди должны подавать народу нравственный пример, что гораздо эффективнее, чем правовое принуждение, будет способствовать действенности государственного управления.

БУДДИЗМ. Этическая доктрина буддизма базируется на «четырех благородных истинах»:

  1. жизнь есть зло и страдание;

  2. причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;

  3. чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;

  4. к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает: воздержание ото лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».

ИСЛАМ. Этика этой религии опирается на Коран и его толкования, авторитетными авторами. Она очень тесно переплетена с правовыми (юридическими), религиозными и политическими идеями Ислама. Основной особенностью исламской этики является то, что она не обосновывает нравственное поведение, а предписывает его.

Ключевыми понятиями, исламской этики являются «грех» и «благодеяние». Наибольшим грехом, является неверие и многобожие, выводящее человека за рамки Ислама и расторгающее его отношения с Богом. Наилучшим из благодеяний является соблюдение того, что предписано Богом, поощрение других к соблюдению этого, воздержание и удержание других от запретного и порицаемого. К большим грехам, требующим покаяния, относятся убийство, воровство, пьянство, прелюбодеяние, отказ от совершения молитвы и соблюдения поста и т. п. Важнейшими внутренними благодеяниями для мусульманина является упование на Бога и терпение.

ХРИСТИАНСТВО. Христианская этика, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия. Выражается этика христианства в христианском этосе, определенном стиле жизни, многообразном по своим проявлениям и присущим как индивидуумам, так и большим социальным группам христиан.

Источник христианской этики — тексты Священного Писания, а также их толкование Отцами Церкви и позднейшими богословами, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви. Хотя Библия дает материалы для построения этики, однако она не предлагает этику. Авторы библейских книг жили каждый в свое время, для которого существовала своя определенная (бывало, что и отличная одна от другой) мораль.

ПРОТЕСТАНТИЗМ, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово «протестант» впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее «протестантами» стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота 16 в., вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание.

ЭТИКА АНТИЧНОСТИ обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей"·. Важнейшей особенностью мудрецов этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения стремление к гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром.

Основное направление развития античной этики связано с переходом от провозглашения власти всеобщего над человеком (Семь греческих мудрецов) к идее единства индивида и государства, предполагающей обоснование само ценности человека (софисты, Сократ, Платон, Аристотель), и, наконец, к противопоставлению человека миру социального бытия, выработке рецептов для ухода в свой собственный, внутренний мир (эпикуреизм, стоицизм).


  1. ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Русская этика уходит своими корнями в стихию нравственного умонастроения, того "морального импрессионизма" (В.В. Зеньковский), непосредственным духовным выражением которого явилась нравоучительная литература и этос религиозного подвижничества. Христианское нравоучение стало первоначальной ступенью эволюции нравственной мысли, ее пред этической фазой.

Нравственная реальность средневековой Руси включала в себя несколько уровней этического:

1) монастырский христианский идеал, получающий свое выражение в "этосе" религиозного подвижничества;

2) христианский идеал "народной этики" или мирского благочестия, запечатленный в духовных стихах;

3) мирскую нравственность, явно отклоняющуюся от христианских заповедей.

Однако, несмотря на эти явные отклонения, мирская жизнь находилась здесь под таким сильным влиянием христианского нравственного идеала, которого она уже не сможет иметь в будущем. Идеальные образцы монастырских добродетелей пользовались в русском народе исключительным почитанием и служили конкретными нравственно-воспитательными примерами. В дальнейшем, в ходе секуляризации связь между идеалом и жизнью ослабевает, и этическая мысль имеет все меньше возможностей непосредственно влиять на нравственное состояние общества.


  1. ЭТИКА РОССИИ ДО XIX В. И В XIXВ. (СРАВНИТЬ)

К концу XIX в. русская этика достигла весьма высокого философско-теоретического уровня развития. Прежде всего резко возрастает общее количество этической литературы. Только в 1894 г. в России вышло более 60 специальных книг и статей по этике. К концу века на долю этики из всей философской литературы приходилось наибольшее количество работ после истории философии. О возрастающем влиянии этики на общественное сознание свидетельствует тот интерес к этической тематике, который наблюдался в рамках заседаний "Московского психологического общества", объединяющего вокруг себя лучшие философские силы страны. Согласно официальному отчету, в течение первого десятилетия его деятельности (1885-1896) вопросы этики занимали на его заседаниях третье место после психологии и истории философии. Не удивительно, что статьи по этике периодически появлялись на страницах печатного органа "Психологического общества" - журнале "Вопросы философии и психологии". С 1889 по 1899 гг. в нем были опубликованы такие значительные работы, как "Мораль жизни и свободного идеала" К.Н. Вентцеля (1891, кн. 8-9), "Основания нравственного долга" Н.Я. Грота (1892, кн. 12, 15), "Искусство и нравственность"

Существенное влияние на развитие этической мысли в России оказало издание классической и новой зарубежной этической литературы. Только в последние пятнадцать лет XIX в. впервые на русском языке были изданы такие работы, как "Этика" Аристотеля (1884), "Этика" Спинозы (1886), "Критика практического разума" Канта (1897), "Свобода воли и основы морали.

Очевидно, что к концу века этическая мысль в России вышла на уровень европейской этической традиции. Об этом свидетельствуют такие признаки, как: 1) всестороннее обоснование метафизических и позитивных начал нравственности; 2) систематизация нравственности в рамках философской и богословской мысли; 3) разработка теоретических основ этики (сущности, специфики, функций морали) в рамках сравнительного исследования права и нравственности; 4) обоснование мировоззренческого потенциала этики, способствующего ее интеграции в социально-политические программы. К началу XX в. этика была вполне готова стать важным звеном идейной борьбы и политической жизни России, а также существенным фактором, определяющим духовную жизнь общества и его культурный подъем.

Революционные демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, НА. Добролюбов и др.) не создали целостной этической концепции. Они развивали идеи французских материалистов XVIII в. и придерживались материалистического понимания нравственности.

Идеалистической философии был свойствен ПАНЭТИЗМ - утверждение приоритета этической проблематики в философии. Он возник в связи с попытками решить экономические и социальные проблемы России средствами идеологии (в первую очередь нравственности). Философы-идеалисты считали главной целью своей деятельности нравственное обновление общества.

Основным вопросом этики является вопрос о смысле жизни человека. Соловьев выделял три основы морали: стыд, жалость и благоговение. Последователи Соловьева главное внимание уделяли религиозной детерминации морали.


  1. ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ. (ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ)

Мораль досталось как наследственному типу. Есть сложный механизм регуляции поведений, связанный с распределением роли в стае. Животные способны к межвидовой совместной деятельности. Главное для морали - СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.

Сначала появляются те, которые носят запретительный характер, те за отступление, которых следует серьезное наказание.

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЛИЧНОСТИ - это ключевой акт всей нравственной деятельности человека, однако поступок возможен только тогда, когда есть варианты выбора, когда их не было говорить о добродетели бессмысленно, так как не было выбора между добром и злом (Аристотель). Объектом морального выбора может быть индивид, коллектив людей, социальная группа.

Условия морального выбора: объективный диапазон возможностей поступка, с другой стороны субъективная возможность выбирать, т.е. нет возможности сравнить последствия тех или иных вариантов поведения, где нет смысла говорить о сознательно определенной позиции выбора.


  1. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЯХ ЭТИКИ.

МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ – это общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах. Представления о ценностях, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования к человеку. Во-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные и зачастую «готовые» регулятивы действий. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительности, людей и их поступков с точки зрения их моральной значимости.

Отношение к ценностям, выявление меры их значимости для людей содержится в понятии «оценка». Нравственная оценка моральных и внеморальных ценностей создает иерархию ценностей, обосновывает их неравенство и соподчинение. Моральные ценности могут быть расположены следующим образом:

а) по степени их значимости (для человечества в целом; для различных групп людей; для отдельного человека) – общечеловеческие, групповые и индивидуальные;

б) по способу их взаимосвязи друг с другом – альтернативные (обладают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы) и комплементарные (взаимодополняют друг друга);

в) по месту в иерархии ценностей – здесь особо выделяются высшие моральные ценности.

Деление это весьма условно и носит субъективный характер, т. к. каждый человек на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими и общезначимыми, а другие – принижать или даже отрицать. Но в результате этого выбора и образуется иерархическая система ценностных ориентаций, на основе которой у каждого человека складывается личностная стратегия и тактика «правильной жизни», определяющая генеральную линию его бытия и отношений с миром и другими людьми.


  1. ДОБРО И ЗЛО КАК ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

Категориями этики называют понятия.в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральную деятельность человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. Нормы формируются на уровне общественного сознания, что отражается категориями добро и зло, однако в практику эти нормы оформляются после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, что отражается категориями честь, достоинство и совесть, однако чтобы человек не совершал. но действует всегда среди людей и по отношению к людям. Добро и зло это предельно общие категории, которые дают оценку с позиции всего общества,добро может фигурировать как благо, а зло, как вред. Добро и зло всегда конкретно историчны. – из лекций

"Добро" и "зло" - центральные понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал. Кроме того, добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает в качестве мотива поступка. В то же время добро - качества человека (добродетель). Такое многозначное определение добра вытекает из самой природы нравственности, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей.

Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно быть преодолено. Например, в отношениях между людьми, зло - это когда к человеку относятся не как личности как таковой, а с целью извлечь выгоду, использовать в своих корыстных целях.

ЗЛО - родовое понятие по отношению ко всем нравственно негативным явлениям - обману, подлости, жестокости. Зло проявляется как в малом, так и в большом. Зло укоренилось в привычках, в нравах, в повседневной психологии. Когда, совершив неблаговидный поступок, мы пытаемся свалить вину на другого, то тем самым мы поступаем неблагородно, мы теряем свое достоинство. Когда ради какой-то выгоды, мы поступаемся своими нравственными принципами - во всех этих случаях мы совершаем поступки, которые могут квалифицироваться как злые - как моральное зло.

ДЕЙСТВОВАТЬ В МОРАЛИ, - ЗНАЧИТ ВЫБИРАТЬ МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ. Свободный сознательный выбор человек может сделать лишь тогда, когда он знает, что такое добро и зло, когда он относится положительно к добру и отрицательно ко злу, и когда он, стремясь поступать по линии добра имеет для этого объективные условия и возможности. В то же время нельзя утверждать, что добро это нечто абсолютное, ибо добро и зло взаимосвязаны между собой. Моральная жизнь человека, как правило, противоречива, раздираема противоречивыми стремлениями. С одной стороны человек нацелен на удовлетворение своих желаний, себялюбивых склонностей, частных интересов, с другой стороны, ему присуще сознание долга, ответственности перед другими людьми.

КАКИЕ ЖЕ ТЕОРИИ СООТНОШЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА СУЩЕСТВОВАЛИ?

Религиозная этика утверждала, что добро - есть выражение воли или разума Бога, зло же фатально присуще человеку - грех, который совершили Адам и Ева является источником существования зла на земле.

Натуралистические теории происхождение добра видели в абстрактной "природе человека", в его стремлении к наслаждению, счастью.

Этика гедонизма утверждает, что добро - это то, что доставляет удовольствие или ведет к нему. Добро - это то, что приятно. Только наслаждение, удовольствие, радость - добро; страдание, горе, неудовольствие - зло. сразу же можно возразить, что содержание наслаждения зависит не только от эпохи, но и от среды, возраста, образования, следовательно, сами по себе положительные и отрицательные эмоции объективно не несут в себе определений добра и зла.

Этика утилитаризма утверждает, что добро - то, что полезно индивиду, а зло - то, что вредно. Однако не всегда человек делает то, что полезно для него, ибо часто он следует такому жизненному правилу: "Зная лучшее, следую худшему". Кроме того, мы знаем, что в истории существовали случаи самоотверженного служения человека во имя каких-либо идей - это поведение трудно объяснить утилитарной этикой.

Релятивистская этика утверждает, что различие между добром и злом не заложено в природе, а существует только во мнениях людей. Из этой точки зрения следует, что существует столько равноценных моральных суждений, сколько есть народов и лиц. Главный недостаток релятивистской этической теории - невозможно выделить общечеловеческое содержание морали, т.е. то начало в ней, которое сохраняется в разные исторические эпохи у разных народов. К тому же подобный взгляд часто ведет к имморализму (отказу от морали вообще).

Современные этические теории считают, что определение добра практически невозможно (интуитивизм), либо добро целиком зависит от личного замысла индивида (экзистенциализм) (Гусейнов А.А. Этика. - М., 2003.).
  1.   1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации