Реферат - Определение потребительского поведения (на примере лекарственных средств) - файл n1.doc

Реферат - Определение потребительского поведения (на примере лекарственных средств)
Скачать все файлы (82.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc83kb.12.01.2014 12:28скачать

n1.doc

Есть этаже работа в виде курсовой работы, с полной практической частью (таблицы, диаграммы и т.д.) на 40 страниц. ОБМЕНЯЮ на любые работы по маркетингу и товароведению.

Писать строго тем, кто согласен НА ОБМЕН, НЕ ПРОДАЮ!!!
План:

Введение 3

1. Сущность и факторы определяющие потребительское поведение 4

2. Структура модели потребительского поведения 6

3. Пример покупательских предпочтений людей (на примере

лекарственных средств) 7

Заключение 12

Список литературы 13
ВВЕДЕНИЕ

С развитием рыночной экономики эффективность работы отечественных предприятий во многом зависит от того, пользуется ли их продукция успехом на рынке. Поэтому все чаще возникает необходимость исследовать состояние потребительских предпочтений по отношению к тому или иному товару. Важным направлением маркетинговых исследований рынка лекарственных средств для фармацевтического предприятия является качественный и количественный анализ вероятного рынка конкретных фармацевтических товаров и уточнение его структуры. Покупательские мотивы потребителей носят подсознательный характер, при этом человек при выработке мнения о том или ином товаре не в состоянии четко и явно обосновать свой выбор. Люди предоставленную им информацию воспринимают дискретно, интерпретируют ее по-разному и усваивают ее в соответствии со своими отношениями и убеждениями.

В связи с этим при изучении и толковании мотивов поведения потребителей следует учитывать все второстепенные обстоятельства, если даже поначалу они кажутся не столь важными, поскольку скороспелые выводы могут оказаться довольно обманчивыми. Изучение потребителей и их предпочтений позволяет предприятию планировать объемы и свойства производимых товаров. Соответственно, обеспечивается сбыт «под минимальным давлением», [1]

Цель работы – изучить сущность потребительского поведения и особенности предпочтений потребителей.

Задачи:

- Рассмотреть сущность и факторы определения поведения потребителей;

- Охарактеризовать структуру модели потребительского поведения;

- На примере лекарственных средств проанализировать потребительские предпочтения жителей.

1. Сущность факторов определяющих поведение потребителей
Поведение конечных потребителей обусловлено прежде всего характером и настоятельностью самих потребностей. Существует определенная система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях.

Поведение конечных потребителей находится под постоянным влиянием факторов социально-экономического, культурного, психологического характера.

К экономическим факторам относятся:

величина и распределение национального дохода;

денежные доходы населению и их распределение по группам потребителей;

объем и состав товарного предложения;

уровень и соотношение различных цен на товары;

степень достигнутой обеспеченности населения отдельными продуктами потребления;

уровень торгового обслуживания и др.

Социальные факторы – это распределительная политика, социальная структура общества, культура потребления, мода, эстетические вкусы и т.д.[5]

Демографические факторы включают:

численность населения и его состав; численность и состав семей;

соотношение между городскими и сельскими жителями

; процессы миграции населения и др.

Наконец, природно-климатические и национально-исторические факторы – это географические и экономические условия, традиции, обычаи, условия быта.

Поведение конечных потребителей находится под влиянием различных периодов жизненного цикла семьи:

- незамужний, холостяцкий период;

- недавно созданные семьи;

- полная семья на первой стадии развития (маленькие дети);

- полная семья на второй стадии развития (взрослые дети);

- пожилые супружеские пары, живущие без детей;

- престарелые одиночки.

Особое значение для изучения потребителя имеет группа личностно-психологических факторов: стиль жизни, общественный статус, убеждения и установки.

Каждый член семьи играет определенную роль:

- инициатор – лицо, определяющее необходимость или

желание приобрести товар или услугу;

- влияющее лицо – член семьи, который сознательно или

подсознательно, словами или действиями влияет на решение

покупки и использование товара или услуги;

- пользователь – член или члены семьи, непосредственно

использующие, потребляющие приобретенный товар или

услугу.[4]
1.2 Структура модели покупательского поведения

Исследование потребителя в системе маркетинга ставит цель определить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товара.

Процесс моделирования конечного потребителя осуществляется в несколько этапов:

- Осознание потребности;

- Поиски и оценка информации;

- Принятие решения о покупке;

- Оценка правильности выбора.

На первом этапе исследуется возникновение и осознание потребности в том или ином товаре.

Следующим шагом является моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. Используются различные каналы информации о товаре: персональные, коммерческие, публичные, эмпирические.

Важным шагом в моделировании поведения конечного потребителя на рынке является этап принятия решение о покупке. Покупка – это всегда компромисс, ожидаемый риск.

Наконец, заключительный этап моделирования – оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная – наоборот, ослабляет интерес к нему.[3]

Изучение потребителей, исследование и моделирование их поведения на рынке, анализ структуры потребления позволяют выявлять побуждающие факторы маркетинга, которые помогут продвигать на рынок конкурентоспособную продукцию.

. В результате выстраиваются определенные модели поведения потребителей, то есть выявляются ключевые закономерности покупок и мотивов поведения покупателей [ 2].

3. Пример потребительских предпочтений людей по отношению к лекарственным средствам

Для определения потребительских предпочтений было проведено анкетирование 30 жителей разных районов от 18 до 70 лет женского и мужского пола.

Респондентам была представлена следующая анкета:
АНКЕТА

1. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст (нужное подчеркнуть):

а) от 18 до 30 лет; в) от 40 до 50 лет;

б) от 30 до 40 лет; г) от 50 и старше;

2. Укажите, пожалуйста, Ваш пол (нужное подчеркнуть):

а) мужской; б) женский;

3. Какие из нижеприведенных характеристик лекарственных средств являются на Ваш взгляд наиболее важными? (отметьте крестиком не более 3-х позиций):


Цена




Срок хранения




Производитель




Вид упаковки




Форма выпуска

(таблетки, капсулы, сиропы и тд.)




Частота приёма

(1 раз в день, 2 раза в день и тд.)




Количество единиц в упаковке





4. Как Вы считаете, в данный момент цены на лекарственные средства

(подчеркните 1 строку):

а) неоправданно высокие;

б) приемлемые;

в) достаточно низкие;

5. Насколько Вас интересует срок хранения лекарственных средств, которые

Вы покупаете? (подчеркните 1 строку)

а) важно, чтобы хранились до 5 лет;

б) желательно, чтобы хранились до 3-х лет;

в) важно, чтобы хранились до 1 года;

г) срок хранения не имеет значения;

6. У Вас есть возможность выбора между двумя одинаковыми по цене и количеству лекарственных средств. В такой ситуации Вы предпочитаете

(подчеркните 1 строку):

а) лекарственные средства импортного производителя;

б) лекарственные средства отечественного производителя;

в) производитель не имеет значения;

7. Устраивает ли Вас упаковка отечественных лекарственных средств?

(подчеркните 1 строку)

а) да;

б) нет;

в) не всех;

8. Как Вы думаете, нужна ли реклама лекарственных средств? (подчеркните 1 строку)

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

9. Вы предпочитаете покупать одно и тоже количество лекарственного средства (подчеркните 1 строку):

а) упакованным в одно целое (по 100 таб);

б) в мелкой расфасовке (по 10 таб);

10. Влияет ли реклама на Ваше решение купить тот или иной препарат?

(подчеркните 1 строку)

а) да, влияет;

б) нет, не влияет;

в) не всегда;

11. Вы предпочитаете лекарственные средства, упакованные в

(подчеркните 1 строку):

а) бумажную, полиэтиленовую конвалюту;

б) упаковку, баночку из пластмассы;

в) стеклопосуду;

12. Вы предпочитаете лекарственные средства (подчеркните 1 строку):

а) известных производителей;

б) те, которые Вы покупаете уже долгое время;

в) те, которые продаются в ближайшей аптеке;

13. Как Вы относитесь к широкому ассортименту однотипных лекарственных средств в аптеке? (подчеркните 1 строку)

а) положительно;

б) отрицательно, потому что не знаю, что выбрать;

в) важно, чтобы было необходимое;

14. Обращаете ли Вы внимание на художественное оформление упаковки? (подчеркните 1 строку)

а) обращаю;

б) не обращаю;

в) не всегда;

15. У Вас есть возможность выбора между лекарственными средствами

одинакового действия, но разной кратности приёма. Вы выберете (подчеркните 1 строку):

а) лекарственные средства, которые применяются 3 раза в день;

б) лекарственные средства, которые применяются 1 раза в день;

в) не имеет значения;

16. Какой форме лекарственного средства Вы отдаёте предпочтение?

(подчеркните 1 строку)

а) таблетки;

б) капсулы;

в) растворимые порошки;

г) шипучие таблетки;

д) капли;

е) сиропы;

ж) не имеет значения;
Обработка данных производилась в процентном отношении, и были получены следующие данные.

При опросе респондентов были получены следующие данные: для большинства на первом месте оказалась цена (77,8%); затем, по убывающей расположились форма выпуска (66,7%), производитель (51,9%), срок хранения лекарственной формы (37,1%), количество единиц в упаковке (33,3%), частота приема лекарственного средства (22,2%) и на последнем месте внешний вид упаковки (3,7%).

В результате опроса было установлено, что 40,7% респондентов предпочитают лекарственные средства зарубежного производителя, 29,6% - отдают предпочтение отечественному производителю и для такого же количества опрошенных производитель не имеет значения.

Причем 63% потребители предпочитают покупать лекарственные средства, которые они приобретают уже долгое время, 22,2% - приобретают лекарственные средства известных производителей, а 14,8% опрошенных приобретают лекарственные средства в ближайшей аптеке.

Данные исследования говорят о том, что 51,9% потребителей предпочитают лекарственные средства в упаковке из пластмассы, 44,4% - упакованные в бумажную или полиэтиленовую конвалюту, а 3,7% - в стеклопосуду.

олученные данные свидетельствуют о том, что большинство респондентов (81,5%) предпочитают применять лекарственные средства, которые употребляются один раз в день, а для 18,5% респондентов количество приемов лекарственного средства не имеет значение.

Данные исследования показывают, что для 14,8% опрошенных важно, чтобы ЛС хранились до 5-ти лет, для 18,5% - срок хранения не имеет значения, для 22,2% - до 1-го года, а для 44,4% - до 3-х лет.

Полученные результаты позволяют судить о том, что 11,1% опрошенных относятся отрицательно к широкому ассортименту ЛС, т.к. не знают, что выбрать. 25,9% - положительно, а для 63% - ассортимент не имеет значение.

Исходя из полученных данных мы можем наблюдать, что в большей части реклама лекарственных средств не влияет на мнение потребителей (51,9%) и только на 14,8% опрошенных она оказывает влияние.

Заключение

Товар – сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупности многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства товара, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. В процессе анализа коньюктуры рынка особое место отводится изучению покупательских требований и предпочтений.

Система показателей, необходимых для этого, имеет следующий вид.

1. Общие требования потребителя к товару:

- новизна и технический уровень изделий;

- качество изготовления, бесперебойность в эксплуатации;

- уровень послепродажного обслуживания и характер предоставляемых услуг;

- соотношение цены изделия и полезного эффекта его использования.

2. Специфические требования:

- ассортимент и качество изделия, оценка его внешнего вида;

- способ упаковки, маркировки и использования товарного знака;

- географические и климатические условия использования;

- действующие нормативные стандарты;

- привычки и вкусы потребителя;

- безопасность и прочность.

Таким образом, установленные в результате исследования критерии формирования потребительского выбора лекарственных средств позволяют оценить качество продукции с позиции покупателя, выявить и обобщить основные характеристики, которые формируют мнение покупателя лекарственных средств, рационально организовать разработку, производство, и сбыт фармацевтической продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров.- М.: ЮНИТИ, 2009

2. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Курятин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. - М.: Экономика, 2009

3. Гришко С. Исследование потребительских предпочтений // Бизнесинформ, 2012, № 23

4. Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке.— М.: Финансы и статистика, 2009

5. Соловьев Б.А. Потребности, рынок, спрос. – СПб.: Питер, 2010

6. Теория потребительского поведения и спроса. // Под ред. Гальперина В. М.— СПб.: Новая литература, 2011





Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации