Теория потребительского поведения - файл n1.doc

Теория потребительского поведения
Скачать все файлы (522 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc522kb.03.02.2014 07:47скачать

n1.doc


Основные данные о работе


Название дисциплины

Экономическая теория

Тема

Теория потребительского поведения


Основная часть


Потребление – это обретение, использование продуктов, услуг, идей и избавление от них.

Потребитель – индивидуум или группа, использующие товар, услугу, идею для удовлетворения своих потребностей.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета. Известно, что личный бюджет оказывает прямое влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения. Почему потребитель приобретает какой-то определенный набор товаров, а не любой другой, который можно было бы составить из имеющихся на рынке товаров? Ответы на эти и подобные им вопросы связаны с изучением особенностей потребительского поведения.

Поведение потребителя на рынке заключается в покупке таких товаров, которые удовлетворяют его потребности. Потребности проявляются в ощущениях, желаниях или дискомфорте, вынуждающих людей удовлетворять их. Различают первичные и вторичные потребности.

Первичные потребности – это такие потребности, которые человек испытывает в любой ситуации, поскольку их удовлетворение жизненно важно (еда, вода, одежда). Вторичные потребности – это те, которые возникают с развитием цивилизации (телевизор, компьютер и другие). Кроме того различают индивидуальные и социальные потребности.

Индивидуальные – это такие потребности, которые человек испытывает как отдельная личность и сам обеспечивает удовлетворение своих индивидуальных потребностей (еда, одежда), поэтому их еще называют частными.

Социальные потребности люди ощущают как члены общества и их обеспечивают правительство или общественные организации (потребность в справедливости, общественном порядке), их еще называют общественными.
Потребности удовлетворяются через товары и услуги, то есть, все то, что потребитель готов покупать и что может удовлетворить его потребности. К экономическим товарам относятся те, которые доступны в ограниченном количестве. Например, вода во многих регионах не является экономическим товаром, в то время как в других – является, так как она доступна в ограниченном количестве. Экономические товары всегда имеют цену.

По существу, теория поведения потребителя – это теория потребительского выбора. Проблема потребительского выбора в рыночной экономике является одной из центральных. Она связана с изучением поведения потребителя и того влияния, которое потребительский выбор оказывает на принятие решений в условиях бюджетных ограничений и необходимости их эффективного использования для удовлетворения растущих потребностей.

Анализ потребительского выбора связан с такими понятиями как доход, потребление, сбережение, капитал.

Денежный доход – это поступления, которые доступны человеку в данный период времени. Например, человек зарабатывает 5000 денежных единиц в месяц и сдает квартиру в аренду за 2500 денежных единиц, то его денежный доход составляет 7500 денежных единиц. На этот номинальный доход человек приобретает товары и услуги. Количество товаров и услуг, которые можно приобрести на этот денежный доход, называется реальным доходом.

Потребление – это удовлетворение, получаемое от товара.

Сбережения выступают как разница между доходом и потреблением. Сбережения существуют в различных формах: денежные вклады в банках, накопительство, покупка акций.

Капитал используется для определения общих товарных и финансовых активов (ценные бумаги, недвижимость).

Как потребитель с ограниченным доходом решает, какие товары и услуги ему купить?

Поведение потребителя становится понятным, если рассматривать его в три этапа:

  1. Потребительские предпочтения. Причины, по которым люди предпочитают один товар другому.

  2. Бюджетные ограничения. Доходы потребителей ограничены, они считаются с ценами. Цена определяет количество товаров, которое можно купить.

  3. Выбор потребителя. С учетом собственных предпочтений и ограниченных доходов, потребители принимают решение покупать такие комбинации товаров, которые приносят им максимальное удовлетворение. Таким образом, понимание выбора потребителя поможет нам понять спрос, то есть каким образом количество товара, которое решают купить потребители, зависит от его цены.

Из этих этапов видно, как много различных переменных влияет на процесс поведения потребителей. Изучая поведение потребителей, можно найти ключ к понимаю того, почему потребители покупают товары, как делают свой выбор.

Предпочтения потребителей подвержены изменениям. Появление новых и лучших товаров, изменение стиля жизни и жизненных ценностей, новая информация о влиянии товаров на здоровье – это лишь немногие из факторов, которые могут повлиять на предпочтения потребителя.

Доход потребителей также влияет на выбор товаров. Одного желания покупать недостаточно. Потребитель должен быть способен платить за желаемый им продукт. Чем выше доход потребителя и больше покупательная способность, тем выше будет спрос на товары в целом и некоторые товары в частности.

На выбор потребителей влияют личностные характеристики: возраст и этапы жизненного цикла семьи, работа, образ жизни, особенности характера. Также на выбор потребителя могут оказывать влияние референтные группы.

Референтные группы – группы, которые оказывают прямое или косвенное влияние на отношение человека к чему-либо. Группы могут быть первичными (семья, друзья, соседи), взаимодействие с членами которых носит постоянный характер и вторичными (профессиональные коллективы), общение с членами которых носит периодический характер.

При ограниченности денежных ресурсов потребитель должен решить вопрос: какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести, не выходя за пределы своего бюджета, принесет ему наибольшую полезность, или удовлетворение?

Термин «полезность» впервые был введен в научный обиход английским философом И. Бентамом. Следует отличать общую полезность и предельную полезность.

Общая полезность – это полезность всего потребительского набора. Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения. Отсюда, правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Вывести потребителя из состояния равновесия смогут изменения потребительских предпочтений, цены на продукты, размеры доходов.

Условие равновесия потребителя может быть выражено следующим образом:

,

где MU – предельная полезность отдельных товаров, Р – их цена.

Каждый потребитель заинтересован максимизировать общее количество полезности, которое он получает. С потреблением каждой дополнительной единицей одноименного товара совокупная полезность прирастает на некоторую величину, именуемую предельной полезностью.

Предельная полезность – это полезность от потребления дополнительной единицы продукта или услуги1.

Предельная полезность имеет свойство уменьшаться, а общая – возрастать.

Мы уже знаем, что потребитель в своих предпочтениях на отдельные товары наталкивается на существующие преграды: цену товара и доходы самого потребителя, то есть его бюджетные возможности. Возможности потребителя характеризуют его бюджетные линии. Они показывают, какие комбинации товаров могут быть приобретены на определенном уровне цен на эти товары и величине денежного дохода.

Уравнение бюджетного ограничения имеет вид:



где , , , - соответственно цены и количества товаров X и Y.

Преобразовав предыдущее равенство, получим:





Если потребитель решит израсходовать весь свой доход только на покупку товара А, то он купит этого товара на величину /, если потребитель решит израсходовать весь доход только на покупку товара В, то он купит этого товара на величину /. Проведем через указанные точки линию, которая будет называться бюджетной линией потребителя (рис.1).



Рисунок 1. Бюджетная линия.

Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода: увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо, уменьшение денежного дохода перемещает ее влево.

Снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо. И наоборот, увеличение цен перемещает график влево.

Чтобы ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, мы должны знать, какой из наборов товаров потребитель предпочтет. Предпочтения потребителей выражаются через кривые безразличия.

На рисунке 2 представлена кривая безразличия, включающая продукты Х и Y. Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он реализует одинаковую совокупную полезность Х и Y при любой их комбинации, показанной на графике; следовательно, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.



Рисунок 2. Кривая безразличия.

Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и различных товаров называется картой безразличия (рис.3).

Например, два товара Х и Y имеют такую же полезность, как три товара Х и два товара Y. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого. К этим комбинациям потребитель в равной мере безразличен.



Рисунок 3. Карта безразличия.

Если с точки зрения данного потребителя наборы равноценны, то точки А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Так набор С содержит такое же количество товара Y, что и набор А, но большее количество товара Х, а так как кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей, то набор, лежащий на кривой  предпочтительнее любого набора на кривой безразличия .

Если совместить на одном графике карту кривых безразличия и бюджетное ограничение, можно будет определить, какой товарный набор выберет потребитель, чтобы получить максимум удовлетворения (рис.4).



Рисунок 4. Оптимум потребления.
Точка Е в данном случае является точка оптимума или равновесием потребителя:



Перегруппировав члены последней пропорции, получаем:



В точке оптимума потребителя отношение предельных полезностей равно отношению цен потребляемых благ. Это условие верно для задачи потребительского выбора с любым числом благ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. выбирая блага, потребитель руководствуется своими предпочтениями;

  2. поведение потребителей является рациональным, действуя в рамках своих интересов;

  3. потребитель стремится выбрать такой набор благ, который принесет максимум совокупной полезности.

Таким образом, изучение поведения потребителей, его желаний, потребностей, динамики его поведения необходимая работа для успешного функционирования фирмы на рынке своего товара. В основе изучения поведения потребителей лежат конкретные науки: социология, психология, общая экономическая теория.


1 Кириленко Л.М., Крупская Л.П., Пархоменко И.М., Тимченко И.Е. Моя экономика. А.П.Н., 2001. 89 с.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации