Налоговая система РФ - файл n1.doc

Налоговая система РФ
Скачать все файлы (77.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc435kb.15.10.2012 00:44скачать

n1.doc

  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




Кафедра налогов и налогообложения

Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему:

«Налоговая система Российской Федерации»


Брянск 2011

Содержание



Введение……………………………………………………………………..…………3

1. Функции и роль налогообложения в экономической системе общества. Элементы и основные принципы налогообложения. Классификация налогов……5

2. Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, состав и структура…………………………………………………………….…..…………….11

3. Тенденции развития и перспективы совершенствования налоговой системы Российской Федерации………………………….……………………………………15

Заключение………………………………………..…………………………………...23

Список использованной литературы………..……………………………………….24

Приложение 1………………………………………………………………………….25


Введение

Налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета. Поэтому их значение для экономической, социальной и политической жизни страны трудно переоценить.

Своевременная и полная уплата налогов является обязанностью каждого налогоплательщика - гражданина или организации. Для хозяйствующих субъектов вопросы оптимизации налогообложения в последнее время стали не менее важными, нежели эффективное бизнес-планирование производственных и управленческих процессов.

Система законодательного регулирования налогообложения и система нормативного регулирования бухгалтерского учета построены на схожих, но все-таки разных принципах, что обусловливает возникновение расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета. Другими словами, информация, сформированная в регистрах бухгалтерского учета, не всегда может быть непосредственно использована при определении налоговой базы - необходимы дополнительные корректировки. При этом руководствоваться следует не только экономическим содержанием хозяйственных операций, знанием нормативной базы бухгалтерского учета, но и требований законодательства о налогах и сборах.

В то же время налогообложение является одной из наиболее динамично развивающихся и постоянно реформирующихся отраслей законодательства. Несвоевременный учет изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, другие законодательные и нормативные акты, может создать предпосылки для совершения налоговых правонарушений, что, в свою очередь, не только приведет к ощутимым материальным потерям в виде налоговых санкций, но и негативно может повлиять на имидж организации. Все перечисленное обусловливает необходимость серьезного, вдумчивого изучения теории налогообложения, правил исчисления и уплаты отдельных видов налогов, требований по проведению мероприятий налогового контроля.

Цель данной контрольной работы – изучение налоговой системы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Функции и роль налогообложения в экономической системе общества. Элементы и основные принципы налогообложения. Классификация налогов

В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование экономики страны.

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Однако, налог является только одним из элементов налоговой системы. Налог - это теоретическое понятие (категория), необходимое для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Налог, как экономическая категория, не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.[5]

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются [5]:

1. Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения (исторически наиболее древняя): налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные.

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

3. Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

4. Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

5. Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

Элементы налогообложения

Элементы налогообложения — установленные в законодательном порядке государственными органами принципы организации и действия налоговой системы, охватывающие следующие ее части: субъекты налога (налогоплательщики), объекты налога (облагаемый доход, имущество), единица обложения (единица измерения объекта налога), налоговая ставка (норма налогообложения), налоговый оклад (сумма налога с одного объекта), налоговые льготы. Основными элементами налогообложения являются:

1) Субъект обложения. Юридические и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги.

2) Объект налогообложения. К нему относятся операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, иные экономические основания, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

3) Налоговая база. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

4) Единица налогообложения. Единица, которая кладется в основу измерения налога.

5) Источник налога. Ресурс, используемый для уплаты налога. Иногда источник налога совпадает с объектом.

6) Норма налогообложения. Доля дохода, взимаемая через налоги с налогооблагаемых объектов.

7) Налоговая ставка. Это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Виды налоговых ставок: твердая; пропорциональная; прогрессивная; регрессивная.

8) Налоговые санкции. Увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

9) Налоговые каникулы. Представляют собой, в соответствии с действующим законодательством, определенный срок, в течение которого налогоплательщик освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы являются частью налоговой политики, входящей в общеэкономическую стратегию правительства, и используется для стимулирования развития конкретного предприятия, компании или их групп, отдельной отрасли, региона, научно-технического прогресса, выступая, как форма государственного кредитования, государственной поддержки конкретного налогоплательщика. По истечении срока налоговых каникул уплата налогов возобновляется.

10) Налоговый кредит. Он предоставляется заинтересованному налогоплательщику на срок от трех месяцев до одного года по его заявлению и оформляется соответствующим договором, в котором указываются сумма задолженности, срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, порядок погашения суммы процентов, поручительство либо документы об имуществе, которые выступают в качестве залога, ответственности сторон.

11) Налоговые льготы. Являются существенным, но не обязательным элементом законодательства о налогах. Действительно, если в тексте закона не будет определен субъект налога, то закон действовать не будет, т. к. неизвестно, кто должен его платить. Если не определена ставка налога, то непонятно, как рассчитать сумму налога, и т. д. Отсутствие же в законе о налоге определения налоговых льгот не мешает этому закону действовать, он продолжает работать. Основные формы налоговых льгот: налоговые изъятия; налоговые скидки; налоговые кредиты.

12) Налоговая амнистия. Возврат некоторых ранее уплаченных сумм или освобождение от финансовой санкции на определенный период.

Принципы налогообложения

Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения.

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения.

3. Принцип справедливости налогообложения.

4. Принцип публичности налогообложения.

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения.

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

8. Принцип определенности налоговой обязанности.

9. Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. [6]

Налоговый Кодекс РФ (далее – НК РФ) [2] устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и должностных лиц.

Классификация налогов

Классификация – группировка налогов по видам налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов. [9]

1. Налоги по методу установления или способу взимания подразделяют на прямые и косвенные. Налоги прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые налоги, ими облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.); личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, подвергаемое налогообложению). Налоги косвенные (адвалорные налоги) взимаются через цену товара и вытекают из фактов хозяйственной жизни и оборотов, финансовых операций (акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, ими облагаются строго определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, ими облагаются все товары, работы и услуги за некоторыми исключениями (НДС), фискальные монополии, таможенные пошлины.

2. По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги: с физических лиц (налог на доходы, налог на имущество физических лиц и др.); с предприятий и организаций – юридических лиц (налог на прибыль, НДС, налог на имущество предприятий и организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физ. лицами, так и предприятиями и организациями (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств).

3. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, выделяют: федеральные (общегосударственные) налоги (размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов, порядок зачисления сумм налогов в бюджеты различных уровней определяются законодательством РФ и являются едиными на всей ее территории); региональные налоги (конкретные размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством РФ законодательными органами субъектов Федерации); местные налоги (механизм их исчисления и взимания вводятся муниципальными образованиями в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации).

4. По порядку введения налога различают: общеобязательные налоги – устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают, по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления (все федеральные налоги, предусмотренные ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ», а также налог на имущество предприятий, налог на имущество физ. лиц и др.); факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов гос. власти краев, областей и др. (сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, все местные налоги за исключением общеобязательных).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делят на: закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд) и регулирующие или разноуровневые (поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству).

6. По характеру использования налогового платежа выделяют: общие налоги (покрывают различные расходы бюджета) и целевые (платеж идет по строго определенному назначению, например, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

7. По периодичности уплаты налога выделяют: регулярные (систематические, текущие) налоги – взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога; и разовые – связанные с каким-либо событием, не образующим системы (напр., таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения).

8. Налоги дифференцируются по источнику налогообложения: издержки производства (себестоимость), прибыль (доход).

9. При классификации налогов по объектам налогообложения образуется пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хоз. операции, финанс. операции, обороты по реализации) и пр., охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

2. Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, состав и структура налоговой системы

В первую очередь систему налогов РФ необходимо характеризовать совокупность налогов, взимаемых на территории данной страны; система полномочий органов государственной власти в области налогового регулирования, касающаяся разработки и принятия налогового законодательства, определения порядка распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и т.д.

Согласно законодательству РФ налоговая система является трехуровневой по исчислению налогов и сборов. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Первой частью НК РФ установлено в целом 13 видов налогов и сборов: 8 федеральных, 3 региональных и 2 местных. А именно:

Федеральные налоги и сборы (налоги, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ):

- Налог на добавленную стоимость

- Акцизы

- Налог на доходы физических лиц

- Налог на прибыль организаций

- Налог на добычу полезных ископаемых

- Водный налог

- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

- Государственная пошлина

Региональные налоги (установлены НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на всей территории субъектов РФ.

- Налог на имущество организаций

- Налог на игорный бизнес

- Транспортный налог

Местные налоги:

- Земельный налог

- Налог на имущество физических лиц

Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыли предприятий, косвенных налогов; введенная система ускоренной амортизации капитала предприятий, налоговых скидок на инвестиции государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, контроль за правильностью их исчисления и уплаты.

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Экономическое единство системы налогов в РФ выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Для понимания роли отдельных налогов в налоговой системе РФ в Приложении 1 к настоящей контрольной работе приведены статистические данные по структуре поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидируемый бюджет (а также в федеральный бюджет) РФ в январе-октябре 2010-2011 гг.

Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения спец. налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в налоговой системе РФ установлены четыре вида таких налогов. А именно:

- Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)

- Упрощенная система налогообложения

- Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

В зависимости от классификационных признаков все платежи подразделяются на виды, ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

1) налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

2) размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

3) время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;

4) каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговой службы.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации