Контрольная - Выявление и коррекция пробелов в знаниях учащихся по дисциплине Теория обучения - файл n1.doc

Контрольная - Выявление и коррекция пробелов в знаниях учащихся по дисциплине Теория обучения
Скачать все файлы (69 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc69kb.01.02.2014 20:41скачать

n1.doc



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………


3

1. Изучение психологических особенностей личности школьников……

3

2. Схема выявления пробелов в знаниях учащихся……………………….

5

3. Пути преодоления неуспеваемости учащихся…………………………..

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

10



















Введение.

Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности — главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности — обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода, который учитель, в силу разных причин, не всегда может осуществить. Даже специально разработанные психологические рекомендации оказываются неэффективными из-за существующих профессиональных барьеров и низкого качества профессиональной психологической подготовки учителей. Результатом такого положения стало проведение аттестации школ и учителей без учета психологических характеристик школьников, уровня их психического развития.

Тем не менее, практическая психология образования, несмотря ни на что, продолжает развиваться. В различных учреждениях возникают психологические службы, которые с оптимизмом берутся за решение самых сложных проблем.

1. Изучение психологических особенностей личности школьников

Школьный психолог может использовать в целях диагностики учащихся не только экспериментальные методики, анкеты, наблюдения учителей и классных руководителей по составленной им программе, но и материалы бесед, интервью, позволяющие получить более глубокие и разносторонние сведения о личности интересующего его ученика. Так, например, для изучения психологических особенностей личности «трудных» школьников можно использовать беседу-интервью, разработанную в Пятигорском педагогическом институте иностранных языков. Структура данного метода исследования следующая.

1. Беседа с классным руководителем

В чем заключается трудность в воспитании данного школьника? Дисциплина школьника дома и в школе. Успеваемость.

Какие конкретные факты говорят о его «трудности»? Какие меры применялись к этому школьнику для его исправления и их результаты?

Домашние условия школьника.

2. Беседа со школьником

Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?

Какие учебные предметы ты любишь больше других?

Что читаешь?

Твои товарищи. Что ты о них думаешь?

Доволен ли ты своей учебой и поведением в классе, в школе?

Твоя общественная работа и ее результаты.

Твое любимое занятие в школе и дома.

Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?

Как ты относишься к своим родителям и почему?

Твое отношение к старшим.

3. Беседа о школьнике с учителями

Ваше мнение об успеваемости и поведении данного ученика на Ваших уроках.

Наиболее характерные случаи его недисциплинированности и Ваши ему советы (меры, указания).

Его способности в учебе, в работе. Его возможности.

4. Беседа об ученике с его товарищами

Давно ли вы дружите?

Ваши любимые совместные дела, предметы, занятия? Что тебе нравится в твоем друге?

Что тебе не нравится в твоем друге, почему? Как ты ему помогаешь?

Ваши планы на будущее.

5. Беседа с родителями школьника

Довольны ли Вы учебой и поведением своего ребенка? Что Вас беспокоит в его поведении и учебе? Как Вы ему помогаете?

Суточный режим и его выполнение.

Что он делает по дому, помогает ли домашним, в чем?

Ваши советы своему ребенку для выбора будущей профессии.

6. Беседа со старостой класса о школьнике

Ваше мнение о конкретном ученике.

В чем проявляются недостатки его поведения в коллективе класса?

Его отношение к товарищам по классу.

Как Вы и коллектив класса помогаете ему стать примерным учеником?

Его отношение к общественным поручениям, участие в коллективной жизни класса.

7. Заключение

Характеристика трудного школьника.

Оценка роли школы, семьи, общественности в его перевоспитании.

Направление работы с трудными школьниками.

2. Схема выявления пробелов в знаниях учащихся
1. Проверяются, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, при необходимости — ручной праксис).

2. Проверяются обучаемость ребенка (задания с дозированной помощью взрослого), сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

3. Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради по русскому языку, математике, рисованию. Даются пробы на чтение, письмо, решение задач.

5. Выявляется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценкам, какую получает типичную помощь от взрослых — родителей, учителей; есть ли сфера деятельности, позволяющая компенсировать неуспехи в обучении. По возможности, восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.

6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: кто занимается, как много, каковы приемы помощи, каков в целом стиль семейного воспитания.

7. Изучается предыстория консультируемого случая, дается подробный анализ истории поведения, анализ самими родителями консультируемой ситуации.

Причины, формы и следствия могут быть самыми разными. Например:

1-я форма — несформированность элементов и навыков учебной деятельности.

Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития, педагогическая запущенность.

Следствие: плохая успеваемость.

Локус жалобы: плохая успеваемость по всем предметам, плохо с чтением, отставание по математике, плохая память, невнимательность, рассеянность, неуверенность, «мечтание» на уроках, двойки по письменным работам, боязнь отвечать, хотя знает, неуверенность в себе, длительность подготовки уроков, тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, разочарование в школе, пропуски, побеги из школы, не доходит до школы.

2-я форма — несформированность мотивации учения, направленность на другие (не соответствующие возрасту) виды деятельности.

Причины: инфантилизм воспитания, гиперопека, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (школьные межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности и т.д.).

Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.

Локус жалобы: тревога по поводу индивидуально-личностных качеств: медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, застенчивости, драчливости, упрямства, агрессии, озлобленности, жестокости, страхов, лживости.

3-я форма — неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности.

Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая гиперпротекция, либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.

Следствие: неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослого, ведомость, нарушение общения, слабая успеваемость.

Локус жалобы: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, необщительность, замкнутость, отсутствие друзей, неумение сосуществовать со сверстниками, плохие отношения с учителями, жалобы на предвзятое отношение к ребенку: задразнили в школе, бьют в классе, плохие отношения между детьми в семье, нежелание играть со сверстниками, тяга к «плохим детям», непонимание ребенка и т.д.


3. Пути преодоления неуспеваемости учащихся
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.



Заключение

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.





Список литературы

  1. Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. – 1972.- №1.- с.18.

  2. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Л.С. Выготский. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 448с.

  3. Колико, Е.К. Комплексное исследование в целях оптимизации обучения. / Е.К. Колико. – СПб.: Нева, 1998. – 318с.

  4. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.: ил – (Серия «Учебное пособие»).

  5. Менчинская, Н.А. Индивидуальные различия школьников в процессе усвоения знаний. – В кн.: Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской. – Психология усвоения знаний в школе. М., 1959, с.178-1256

  6. Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил. ISBN 5-691-00180-9. ISBN 5-691-00181-7(1).

  7. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение /В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 243с.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации