Физическое воспитание детей дошкольного возраста - файл n1.doc

Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Скачать все файлы (108 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc108kb.01.02.2014 19:55скачать

n1.doc



ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Цели и задачи физического воспитания в дошкольный период

2. Игра как основа для решения задач физического воспитания в дошкольный период

3. Модель организации физкультурного занятия дошкольников

4. Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Сегодня известно: 40% заболеваний у взрослых были заложены в детском возрасте, в 5-7 лет. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека, в которые входит следующее:

положительное отношение детей к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;

начальные знания, познавательный интерес к физической культуре;

начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участие в коллективных действиях (играх, танцах и праздниках), культура поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;

навыки самообслуживания, ухода за инвентарем для занятий и т.д.

Как в России, так и за рубежом проведено множество исследований, результаты которых свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Результаты медицинских исследований, в свою очередь, свидетельствуют о необходимости физической активности для обеспечения нормального развития опорно-двигательного аппарата, о том, что пассивный образ жизни в эти важнейшие годы непосредственно влияет на состояние сердечнососудистой и дыхательной систем, склонность к избыточному весу и общее состояние здоровья во взрослом возрасте.

В других исследованиях показано, что дошкольный период является решающим в плане формирования отношения к физическому воспитанию и желанию осваивать новые виды физической активности. Получены данные, говорящие о том, что в 8-летнем возрасте дети принимают 70% решений относительно участия или неучастия в физической активности, исходя из субъективно оцениваемого ими уровня своей подготовленности. И поскольку для оптимального эмоционального развития требуется, чтобы ребенок был уверен в себе, не чувствовал себя одиноким, то для этого необходимо освоение широкого круга двигательных умений и навыков.

Таким образом, очевидно, что физическое воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом. Важно так организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.

Работа по физическому воспитанию дошкольников предполагает не только решение специфических задач физического воспитания, но и указанных задач умственного, эмоционального и социального развития.

Целью представленной работы является многоаспектное рассмотрение физического воспитания детей дошкольного возраста.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Современные специалисты дают единодушную оценку значению физического воспитания в дошкольный период. Об этом свидетельствует наметившаяся почти повсеместно тенденция повышения интереса к этому аспекту дошкольного воспитания.

В отношении целей и задач физического воспитания в дошкольном возрасте мнения специалистов разных стран также во многом совпадают. Не только отечественные, но и американские и канадские специалисты полагают, что главной целью физического воспитания в дошкольный период является содействие гармоничному развитию ребенка. Физическое воспитание должно способствовать психомоторному, умственному и эмоциональному развитию детей-дошкольников.

Таких же взглядов придерживаются в Финляндии, полагая, что физическое воспитание в дошкольный период должно способствовать совершенствованию двигательной координации и основных двигательных умений и навыков. В процессе физического воспитания должны всячески поощряться проявления инициативы и любознательности. Что же касается совершенствования самооценки, то здесь физическому воспитанию принадлежит решающая роль.

В целом основными задачами физического воспитания в процессе подготовки к школе считают следующие:

содействие оптимальному физическому развитию;

формирование таких социальных качеств, как дисциплинированность, справедливость, ответственность, честность, сотрудничество;

развитие основных двигательных навыков и понятия о правилах безопасности;

формирование интереса и любви к спорту.

Посредством физического воспитания в детских садах детей обучают основным двигательным умениям и навыкам, правилам личной гигиены.

Согласно государственным законам по вопросам образования, перед дошкольным воспитанием в целом стоят две задачи: физическое и умственное развитие детей.

Физическое воспитание призвано решать задачи двигательного, умственного, эмоционального, социального развития;

способствовать формированию интереса к активному образу жизни; включает обучение правилам безопасности.
2. ИГРА КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В дошкольном (от 3 до 6 лет) возрасте игра становится ведущей деятельностью ребенка. Специалисты подчеркивают, что игра является оптимальной основой для физического, умственного, социального и эмоционального развития.

Значение игры признано педагогами всеми мира. Как показывают результаты проведенного нами анализа данных специальной литературы, программы по физическому воспитанию дошкольников включают подвижные игры, которые часто называют свободными. Задача же воспитателя состоит в том, чтобы, ни в коей мере не подавляя инициативу детей, направить игру в нужное русло. Таких взглядов придерживается большинство специалистов как у нас в стране, так и за рубежом. В частности, подобные идеи высказывала основоположница популярной в Дании педагогической теории Астрид Госсел.

Тем не менее существует различие в степени контроля игр со стороны воспитателя. Так, например, в дошкольных учреждениях Франции воспитатель осуществляет постоянный контроль за заданной двигательной активностью детей, в Великобритании - напротив, дети играют в подвижные игры самостоятельно. Американские специалисты предлагают исходить из особенностей двигательных задач при определении оптимальной степени контроля со стороны воспитателя.

Американский исследователь К. Беннет выделяет четыре основные ситуации, которые должен моделировать воспитатель: ситуации свободного выбора, проблемно-контролируемые ситуации, имитации, творческие ситуации. Каждая ситуация лучше всего может быть смоделирована в определенных условиях - на игровой площадке, в спортивном зале. В каждой ситуации от воспитателя требуется различная степень активности.

Ситуация свободного выбора лучше всего моделируется на открытых спортивных площадках, оснащенных безопасным инвентарем. В этой ситуации воспитатель предоставляет детям возможность самим исследовать и повторять произвольно выполняемые двигательные действия. Детям при этом предоставлена свобода выбора: они по желанию могут играть одни, в сотрудничестве с остальными или в компании своих друзей, но самостоятельно.

Посредством создания проблемно-контролируемых ситуаций ребенок познает движение в пространстве. Задача воспитателя - смоделировать проблему и всячески поощрять в каждом ребенке желание найти решение.

Имитации. Эта ситуация заключается в том, что воспитатель выполняет те или иные двигательные действия, а затем дети имитируют их как можно точнее. Воспитатель при этом должен соблюдать принципы индивидуального подхода, разделив всех детей в соответствии с их возможностями на небольшие группы и задавая в каждой из них адекватные задачи.

Последняя ситуация, используемая воспитателями для обучения дошкольников двигательным действиям, - это творческая ситуация. Здесь воспитатель задает детям сложную задачу - выразить посредством движения то или иное понятие. Например, изобразить чувство гнева, радости, веселья и т.д.

Помимо поддержания оптимального уровня контроля за действиями дошкольников, создания игровых ситуаций, большое методическое значение имеют следующие факторы:

рациональная программа, построенная на знании психологических и физиологических особенностей детей той или иной возрастной группы;

оптимальный количественный состав дошкольных групп, создающий основу для применения принципа индивидуализации;

уровень профессиональной подготовки воспитателей.

В наиболее общем виде структура программ по физическому воспитанию в дошкольный период складывается из четырех основных разделов.

1. Психомоторное развитие. В ходе формирования психомоторных навыков детей знакомят с названием частей тела, их пропорциональными размерами. Затем у детей формируется визуальное восприятие (способность к визуальным наблюдениям, зрительная память и т.д.), слуховое и, наконец, кинестетическое восприятие.

2. Обучение двигательным умениям и навыкам. Этот раздел включает, в свою очередь, следующие виды физической активности:

а) игровую физическую активность, направленную на развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков (бег, прыжки, метание, хватание, отбивание (мяча) ногами и руками). Помимо контроля за правильностью выполнения движений детей учат полному контролю за движением своего тела, с тем чтобы изучаемые двигательные умения могли быть использованы в различных ситуациях.

При организации игровой физической активности дошкольников следует помнить о том, что правила игр должны быть как можно более простыми, а участие в них - массовым. Основу игр соревновательного характера должны составлять взаимопомощь и сотрудничество, а основной акцент такой деятельности делается на улучшении индивидуальных результатов, а не на победе над кем-либо;

б) гимнастику, включающую упражнения на равновесие, лазанье, кувырки, упражнения на перенос веса с одной части тела на другую, а также упражнения, способствующие развитию взрывной силы, например прыжки. Для занятий гимнастикой с дошкольниками необходим простейший инвентарь: деревянные скамейки, кубы... и др.;

в) танцы, посредством которых дети учатся придавать движениям интерпретирующий, выразительный и коммуникативный характер. На занятиях танцами детей учат адекватно воспринимать и оценивать пространство, время и силу, взаимоотношения со своими сверстниками и окружающим миром. Танец подразумевает исследовательскую, импровизационную и изобретательскую деятельность детей. Посредством танца у детей развивают чувство ритма. В процессе танца детьми используются различные движения и их сочетания.

3. Физическая подготовленность, которая является важнейшим разделом программ по физическому воспитанию дошкольников. Именно на этом, начальном, этапе дети должны всячески поощряться к физической активности, подвижным играм. В доступной форме детям должны объясняться такие понятия, как активный образ жизни, правильное питание, из взаимосвязь и значение.

Помимо теоретической подготовки в рамках этого раздела должно проводиться тестирование уровня физической подготовленности дошкольников.

4. Плавание и игры на воде. Этот раздел программы по физическому воспитанию является важным для детей дошкольного возраста и при наличии условий (бассейн, квалифицированные инструкторы) его рекомендуется использовать при работе с детьми дошкольного возраста. При этом детей учат преодолевать страх перед водой посредством игр на воде, обучают правилам безопасности на воде, а также основам плавания.

Наиболее универсальным компонентом программ по физическому воспитанию дошкольников является обучение двигательным умениям и навыкам. Дошкольники должны овладеть и развить следующие основные двигательные умения: ходьба, бег, прыжки, спрыгивания, скачки, подскоки, лазанье, бросание, ловля, а также такие качества, как равновесие и координация.

В следующем параграфе мы рассмотрим подробно модель организации физкультурного занятия дошкольников.

3. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Как известно, образовательный процесс представляет собой педагогическую систему, состоящую из определенных компонентов. В.П.Симонов утверждает, что "всякая педагогическая система"- это прежде всего система деятельностная, поскольку бесцельной деятельности просто не бывает". При рассмотрении уровней иерархии компонентов в такой педагогической системе "цель - их вершина и начало". Вторым важнейшим компонентом педагогической системы являются задачи как комплексный способ достижения поставленной цели. Затем идет содержание и, наконец, сам результат деятельности. Эта логически построенная иерархическая вертикаль (цель - задачи - содержание - результат) - своего рода аксиома, не требующая доказательств.

Физическое воспитание дошкольников представляет собой тот же образовательный процесс, а физкультурное занятие как основная форма физического воспитания детей - аналогичную педагогическую систему с той же иерархической вертикалью основных компонентов. Такими авторами, как Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Д.В.Хухлаева, Е.И. Тимофеева, Ю.Ю. Рауцкис, Л.В. Карманова, Н.Н.Кильпио, Н.Г. Кожевникова, М.А. Васильева и другие, были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведения занятий разных типов и форм. Все это легло в основу программ дошкольного образования и обеспечило решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей в соответствии с требованиями общества на определенном этапе его развития.

Концепция дошкольного воспитания определила приоритетным направлением формирование, а не только сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию дошкольников, особенно последнего десятилетия, показывает наряду с разработками и внедрением в систему дошкольного воспитания различных инновационных программ и здоровьесберегающих технологий наличие для многих авторов общей проблемы, которая касается организации физкультурных занятий. Речь идет о проблеме целеполагания в структуре физкультурного занятия, к которой у подавляющего большинства авторов остается традиционно формальный подход. Другими словами, у физкультурного занятия как педагогической системы при наличии задач содержания и результата отсутствует ведущий компонент - цель, что противоречит основному принципу системности. Вместо цели, как правило, авторами определяется главная (или основная) задача. Однако задача, какой бы она ни была (в логике построения педагогической системы), - лишь способ достижения поставленной цели или тактика, отвечающая на вопрос, как это сделать, которая, по существу, не может подменять собой стратегию, и, соответственно, вопрос, зачем это делать. Наличие в объяснительной записке ряда программ дошкольного образования общей цели на сохранение и укрепление здоровья детей средствами физического воспитания представляет собой лишь программное заявление (или декларацию) в системе предполагаемого образовательного процесса и не более.

Следовательно, отсутствие цели у конкретного физкультурного занятия не дает возможности рассматривать его как целостную педагогическую систему в образовательном процессе. Научить ребенка какому-либо двигательному действию или движению несложно, вопрос: зачем этому учить? Почему именно эти действия или движения, а не другие могут быть более доступны и более интересны ребенку? Чего должно быть больше или меньше? Где пределы необходимого и желаемого? И, наконец, какова физиологическая стоимость (т.е. степень воздействия физической нагрузки на основные органы и физиологические системы организма ребенка) осваиваемых им упражнений, если статистика показывает, что тенденция к снижению состояния здоровья (слабое физическое развитие и уровень двигательной подготовленности, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, и прежде всего осанки, увеличение темпов роста хронических заболеваний и ряд других показателей) у детей к 7 годам продолжает сохраняться? Одной из причин такого положения, по нашему мнению, является существующая в теории и практике физического воспитания дошкольников (да и не только их) целевая установка на освоение детьми преимущественно двигательных умений и навыков, которая в настоящее время (судя по результатам состояния здоровья) теряет свою актуальность и требует глубокого анализа и, возможно, пересмотра некоторых концептуальных положений.

Нарушение иерархии в вертикали компонентов физкультурного занятия привело к появлению определенного перекоса при постановке задач. В теории и методике физического воспитания дошкольников принято выделять три группы задач: оздоровительную, образовательную и воспитательную, что совершенно оправданно, поскольку единственно верным при формировании здоровья дошкольника является комплексный подход. Однако в научно-методической литературе подавляющее большинство авторов, как правило, акцентируют внимание только на задачах преимущественно группы образовательной и воспитательной направленности: обучить двигательному действию; закрепить двигательное умение; совершенствовать двигательные навыки и т.д. Это, по нашему мнению, делает физкультурное занятие достаточно жестким и урокоподобным. Практика показывает, что в таком занятии все более теряется заложенная изначально основная идея гармоничного физического развития (прежде всего развития жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем), а уже затем, как производной физического развития, а не наоборот, развития двигательной подготовленности (т.е. двигательных умений и навыков) детей средствами движений. Кроме того, жесткая установка на освоение двигательных умений и навыков существенно ослабила на физкультурном занятии взаимосвязь умственного, нравственного и эстетического воспитания, превратив его (по сути) в "натаскивание" детей на овладение ими, что является ложным (или квази) результатом.

Достаточно противоречивой и неоднозначной в организации физкультурного занятия дошкольников выглядит постановка задач группы воспитательной направленности. Наряду с воспитанием доброты, эмоциональной отзывчивости, коллективных действий, уважительного отношения к более слабым, трудолюбия, волевых усилий и т.д., что, безусловно, способствует лучшей социализации личности ребенка в обществе, отдельные авторы пытаются воспитывать на физкультурном занятии и психофизические качества как способность, характеризующуюся единством психомоторики и ресурсных физиологических возможностей организма ребенка. К ним относятся, например, такие качества, как общая выносливость, гибкость, быстрота, сила и другие, что, на наш взгляд, невозможно в принципе. Во-первых, потому что воспитание уже по определению представляет собой целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий формирование личностных качеств человека с целью приобщения его (посредством воздействия семьи, среды и системы образования) к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором он живет непосредственно, а психофизические качества не относятся к личностным. Во-вторых, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваются. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, адекватных возможностям его организма, создавая для этого оптимальные организационно -педагогические и психологические условия. Воспитывать, по нашему мнению, можно потребность (как одно из личностных качеств) ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т.д. И это совершенно оправданно, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания) и в соответствии с этим поведения. А всякая воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма есть категория нравственная.

Совершенно недопустимым в организации физкультурного занятия дошкольников, на наш взгляд, является отсутствие среди других группы задач оздоровительной направленности. Это обстоятельство вызывает явное противоречие, во-первых, с основными положениями современной концепции дошкольного воспитания, где приоритетным направлением определено сохранение, укрепление и формирование здоровья детей. Во-вторых, с целевой установкой любой образовательной программы для дошкольников, где в объяснительной записке жирным шрифтом выделено "…сохранение и укрепление здоровья ребенка средствами физического воспитания". И, в-третьих, именно эта группа задач, в зависимости от задаваемой физической нагрузки в первую очередь способствует (или не способствует) сохранению и укреплению основных жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем организма ребенка. Учитывая тенденцию к снижению состояния здоровья дошкольников, особенно в последнее десятилетие, группа задач именно оздоровительной направленности наряду с прочими становится более чем актуальной.

Таким образом, результаты проведенного анализа научно-методической литературы и практической деятельности учреждений дошкольного образования по физическому воспитанию детей позволили нам предположить, что в организации физкультурного занятия как педагогической системы в настоящее время наблюдается определенный кризис, который, обусловлен:

- наличием в теории и практике физического воспитания дошкольников прежней, очевидно переставшей быть актуальной в настоящее время, целевой установки на овладение детьми преимущественно двигательными умениями и навыками;

- нарушением в структуре физкультурного занятия главного принципа иерархической соподчиненности основных компонентов системы.

Отсюда перекос в задачах (отсутствие комплексного подхода); определенная ограниченность воспитателя в подборе двигательного материала на физкультурном занятии и как результат существенные затруднения ребенка в реализации своей биологической потребности в движениях, отрицательные эмоции и снижение мотивации к двигательной деятельности.

О.В. Головиным разработана и в течение трех лет экспериментально апробирована на базе целого ряда учреждений дошкольного образования Новосибирска и области иная концептуальная модель организации физкультурных занятий дошкольников на основе системного подхода. Ее основу составляют три базовых принципа: принцип системности, принцип доминанты и принцип вариативности средств физического воспитания.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Принцип системности. Физкультурное занятие как педагогическая система сохраняет все основные компоненты с соответствующим уровнем иерархии, ведущим из которых является цель. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач определенной направленности (оздоровительной, образовательной и воспитательной) с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. Под целью физкультурного занятия понимается прежде всего качественные изменения психофизиологических структур в организме ребенка. В традиционной модели организации физкультурного занятия дошкольников в группу задач образовательной направленности наряду с тезисом "научение" (передача знаний и овладение двигательными умениями и навыками) в последнее время стал входить и тезис "развитие". Мы полагаем, что "развитие" является качественно иным, стратегически более емким, чем образовательная задача, состоянием, которое в первую очередь характеризует изменения психофизиологических структур организма ребенка, а потому в иерархии структурных компонентов педагогической системы должно занимать другое место.

Учитывая данное обстоятельство, выделяют тезис "развитие" в качестве ведущей целевой установки конкретного физкультурного занятия дошкольников, которое, на наш взгляд, должно носить прежде всего оздоровительную направленность, качественно изменяя одно состояние организма ребенка на другое, более совершенное при помощи различных средств физического воспитания. По нашему мнению, именно этот тезис может являться в настоящее время наиболее оптимальной и вполне конкретной целью физкультурного занятия, поскольку в его основе лежит учет физиологической стоимости физической нагрузки, исходя из фактических и ресурсных возможностей организма малыша. При этом овладение двигательными умениями и навыками остается для ребенка наряду с решением соответствующих оздоровительных и воспитательных задач значимым, но лишь одним из промежуточных результатов, способствующих развитию конкретного психофизического качества.

Принцип доминанты. Биологическая активность организма ребенка на данном возрастном этапе, т.е. наилучшие психофизиологические предпосылки для формирования в соответствующих центрах коры больших полушарий головного мозга необходимого структурного следа, а также наблюдаемая в результате этого повышенная динамика темпов развития у него определенных психофизических качеств позволили нам выделить их как исходную целевую установку физкультурного занятия. Следовательно, целью конкретного физкультурного занятия становится развитие одного из психофизических качеств. Однако это вовсе не исключает на данном физкультурном занятии работы воспитателя и над другими психофизическими качествами ребенка, речь идет лишь о приоритетности развития одного из них, достижение которого в большей степени обеспечивается решением всех трех групп задач и соответствующим содержанием.

Исследования И.А. Аршавского показывают, что эффективность формирования любого структурного следа на уровне корковых образований головного мозга обусловлена биологическим законом многократного воздействия раздражителя на определенные рецепторные зоны. Опираясь на данное положение, необходимо сохранять единую целевую установку на развитие какого-либо одного психофизического качества в течение 2-3 (а в некоторых случаях и большего количества) занятий. Чтобы исключить односторонность процесса развития и обеспечить его равномерность, психофизические качества обязательно должны меняться в зависимости от степени воздействия физической нагрузки на организм ребенка.

В теории и методике физического воспитания принято выделять пять основных психофизических качеств (общую выносливость, гибкость, быстроту, ловкость и силу) и некоторые смежные (силовую выносливость, скоростную выносливость, скоростно-силовые, координационные качества и др.). К наиболее адекватным физиологическим возможностям растущего организма ребенка мы относим общую и силовую выносливость, гибкость, быстроту, ловкость, а также координационные и скоростно-силовые качества.

Данный принцип позволяет воспитателю значительно расширить двигательный арсенал ребенка, используя разнообразные средства физического воспитания с учетом состояния его здоровья, имеющегося двигательного опыта, конституциональных особенностей организма и общего уровня развития, сохраняя при этом единую целевую установку.
Принцип вариативности средств физического воспитания. Известно, что одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. По характеру воздействия на организм человека физические упражнения (согласно принятой в теории и методике физической культуры классификации) делятся на циклические, ациклические, смешанные и т.д., они могут быть статическими, динамическими, контрольными и другими.

Это обстоятельство дает воспитателю уникальную возможность, сохраняя на физкультурном занятии единую целевую установку, варьировать для этого различные средства физического воспитания. Например, развитие общей выносливости как наиболее энергоемкого психофизического качества, имеющего в сравнении с другими качествами значительно больший оздоравливающий эффект на организм ребенка, успешнее достигается при помощи физических упражнений циклического характера, которым соответствуют различные виды движений: ходьба, бег, плавание, лыжи, прыжки и т.д.

В этом случае цель данного физкультурного занятия может быть сформулирована как развитие общей выносливости средствами упражнений циклического характера. Подобная формулировка цели, на наш взгляд, помогает воспитателю выделить главное стратегическое направление на планируемом физкультурном занятии и определить ведущий характер подбираемых средств физического воспитания, опираясь на предшествующий и предполагаемый в последующем двигательный материал.

Известно, что общую выносливость можно развивать и при помощи упражнений ациклического и даже смешанного характера. Например, подвижные игры, требующие относительно более продолжительного времени, или элементы спортивных игр также могут быть использованы воспитателем в качестве одного из средств развития данного психофизического качества на конкретном физкультурном занятии. Поэтому при определении и формулировании цели кроме приоритетно развиваемого психофизического качества воспитателю необходимо задавать характер физических упражнений, который обязательно должен меняться от занятия к занятию, позволяя разнообразить двигательный арсенал ребенка, сохраняя и поддерживая его положительные эмоции.

В этом случае все три группы задач (оздоровительная, образовательная и воспитательная) будут уже детализировать поставленную цель, отвечая на вопрос: как это сделать. Оздоровительная задача может заключаться в укреплении сердечно-сосудистой, дыхательной систем или опорно-двигательного аппарата, формировании правильной осанки и т.д. в зависимости от характера упражнений. Образовательная будет касаться непосредственно обучения, закрепления или совершенствования какого-либо двигательного умения, а воспитательная - воспитания волевых усилий, коллективных действий, находчивости и т.д. в зависимости от форм организации, планируемых педагогом для данного физкультурного занятия.

Если ребенок по какой-либо причине (слабое физическое развитие, ограниченный двигательный опыт, конституциональные особенности организма и т.д.) не может освоить то или иное двигательное умение и у него в результате снижается мотивация к деятельности, данная модель организации физкультурного занятия дает воспитателю возможность сменить и даже исключить вообще (чего не было в традиционной модели) для этого ребенка требуемое задание, предложив ему другие доступные движения с тем же или близким характером воздействия на организм, по-прежнему направленные на развитие все того же конкретного психофизического качества. Это позволяет малышу без лишних психических и физических перегрузок справляться с двигательным материалом, сохраняя положительную мотивацию на физкультурном занятии и после него.

Предложенная концептуальная модель организации физкультурного занятия дошкольников на основе системного подхода позволяет воспитателю выстроить свою работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу, сделать ее более прогнозируемой, ясной и структурно понятной, видеть и корректировать стратегию индивидуального физического развития каждого ребенка.

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ТРЕНИРОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основой системы физического воспитания являются физкультурно-тренировочные занятия четырех типов: академические, учебно-тренировочные, тренировочные, соревновательные, характеристики которых представлены.

В структуре года выделяется 2 полугодовых периода по 4,5 месяца, в каждом из которых имеется подготовительный, соревновательно-игровой, переходный периоды и отдельно летний период, имеющий преимущественно рекреационную направленность (поддерживающий игровой период).

Подготовительный период состоит из трех этапов:

1-общеподготовительного;

2 - специальной физической подготовки на основе учебно-тренировочных микроциклов (СФП-1);

3 - специальной физической подготовки на основе физкультурной тренировки (СФП-2).

Продолжительность каждого этапа составляет 3-4 недельных микроцикла.

Микроциклы представляют собой отрезок учебно-воспитательного процесса, состоящий из трех занятий одного типа в структуре недели, которые решают конкретную задачу на данном этапе и в определенном периоде.

Общеподготовительный этап состоит из трех базовых микроциклов, к которым в начале года добавляется один модельно-соревновательный микроцикл для решения задач контроля за исходным уровнем физической подготовленности. На этом этапе решаются задачи изучения и повторения техники двигательных действий. Контроль за уровнем физической подготовленности можно начинать с третьего базового микроцикла и осуществлять в четвертом - модельно-соревновательном, контрольном.
Этап СФП-1 состоит из четырех учебно-тренировочных микроциклов и решает следующие задачи:

- овладение умениями выполнять ОРУ (элементарные движения, их соединения, равновесия, прыжки и др.) в виде комбинаций по типу вольных упражнений на месте или с небольшим продвижением;

- реализация элементов эстетического воспитания - выполнение движений красиво с изменением скорости и амплитуды;

- закрепление техники основных движений и расширение объема двигательных навыков.

Этап СФП-2 состоит из четырех тренировочных микроциклов. На этом этапе решаются задачи преимущественного воспитания ловкости путем выполнения комбинаций основных движений в форме комбинированных эстафет, полос препятствий, игровых заданий. Продолжается развитие скоростно-силовых и силовых способностей на основе применения круговой тренировки.

Соревновательно-игровой период состоит из трех соревновательных микроциклов. В начале периода предлагаются задания на лучшее выполнение комбинаций по типу вольных упражнений, в середине - соревнования в основных движениях, завершается период соревнованиями по играм, эстафетах, проведением физкультурного праздника.

Контроль за уровнем интенсивности нагрузки, выполняемой старшими дошкольниками на физкультурно -тренировочных занятиях, а также за интенсивностью нагрузки при выполнении упражнений детьми дошкольного возраста осуществляется по величине ЧСС. Нагрузка на занятиях характеризуется средней величиной ЧСС и варьируется от 140 до 160 уд/мин. Исходя из этих рекомендаций предлагаются следующие градации интенсивности нагрузки на занятиях:

- малая - ЧСС от 140 до 145 уд/мин;

- средняя - от 145 до 150 уд/мин;

- большая - от 150 до 160 уд/мин.

Объем нагрузки определяется моторной плотностью занятий. Моторная плотность зависит от задач занятия и изменяется в диапазоне от 65 до 90%. Исходя из этого величину объема нагрузки на занятии предлагается определять моторной плотностью по следующим градациям:

- малый объем - 70 %;

- средний объем - 80 %;

- большой объем - 90 %.

По утверждению Н.Г. Озолина, наиболее распространенное соотношение интенсивности и объема нагрузки в микроцикле в подготовительном периоде таково: интенсивность от начала к концу микроцикла снижается, а объем - увеличивается. В соответствии с этим в физической тренировке дошкольников с начала общеподготовительного этапа до середины этапа СФП-1 применяются следующие параметры изменения нагрузки в микроциклах: объем увеличивается от средних до высоких значений. Во второй половине этапа СФП-1 и на протяжении всего этапа СФП-2 в микроциклах объем нагрузки увеличивается от малого до большого, а интенсивность снижается от больших до малых значений.

В соревновательно-игровом периоде интенсивность большая, а объем малый, в переходном периоде соотношения объема и интенсивности нагрузки такие же, как и на общеподготовительном этапе.

Дозировка при выполнении упражнений варьируется с помощью предполагаемого объема и интенсивности, применения различных методов выполнения упражнений и ограничивается регламентом занятия и его задачами. При проведении занятий с высокой интенсивностью и малым объемом возникающие паузы заполняются выполнением дыхательных и релаксационных упражнений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агеевец В.У., Каневец Т.М. Организация физической культуры и спорта. М.: ФиС, 1986.

  2. Александров В.И. Словарь-справочник физкультурно-спортивных терминов и понятий. Новосибирск, 1999.

  3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 1, с. 24-25.

  4. Банникова Т.А., Стрельцов В.П. Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников // Физическая культура, 2003, №4.

  5. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М: Просвещение, 1990.

  6. Головин О.В. Модель организации физкультурного занятия дошкольников на основе системного подхода // Физическая культура, 2002, №3.

  7. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 1999.

  8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Нотки-наидр. С.Пб., 1995.

  9. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре. М.: ГЦОЛИФК, 1992.

  10. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Материалы научно-методической конференции. С.-Пб., 1993.

  11. Мир детства : Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1987.

  12. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986.

  13. Спиридонова Л.Б. Физическая культура детей дошкольного возраста. Омск, 1990.

  14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации