Исследование индивидуальных особенностей воображения - файл n1.docx

Исследование индивидуальных особенностей воображения
Скачать все файлы (1244.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx1245kb.04.02.2014 15:38скачать

n1.docx

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахская Академия Труда и Социальных Отношений

Факультет социальных наук и права

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Специальность 050503 «Психология»



Лабораторная работа

по дисциплине «Практикум по психологии (2)»

Тема: «Исследование индивидуальных особенностей воображения»

Выполнила: студент 4 курса з/о п/к _____________

Проверила: доцент, кандидат биологических наук

____________________________


Алматы 2011

1.Лабораторная работа № 7
2. Дата выполнения работы: 02.03.2011г.

3. Тема: Исследование индивидуальных особенностей воображения.

4. Цель исследования: Определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

5. Задачи исследования: 1) Провести процедуру исследования.

2) Оценить содержание рисунков по разным параметрам.

3) Выявить индивидуальные особенности воображения у

испытуемого.

6. Объект исследования: Воображение.
7. Теоретическое обоснование:

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего. Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Высокий уровень развития воображения встречается у людей, занимающихся творческим трудом.

8. Испытуемый: мальчик 8 лет.

9. Состояние испытуемого: нормальное, настроение положительное.

10. Время проведения исследования: 08.00. – 08.30. 2 марта 2011 г.

11. Экспериментатор: _________________________________

12. Оборудование: три листа бумаги с изображенными на них:

на первом – контур круга с диаметром 2,5 см;

на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см;

на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см;

карандаш, секундомер.

13. Ход работы:
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

14. Инструкция испытуемому: ”Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значение не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу ”Стоп!” рисование прекращайте”

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секунд.

15. Данные исследования и обработка результатов:

а) Определение уровня сложности воображения.

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков по следующим уровням:

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

По уровню сложности воображения у испытуемого:

1 рисунок – 3 уровень,

2 рисунок – 3 уровень,

3 рисунок – 5 уровень.

б) Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений.

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

У испытуемого все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части геометрической фигуры, поэтому воображение гибкое.

в) Определение степени стереотипности воображения.

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

У испытуемого рисунки с кругом и квадратом считаются типичными, на них изображены цветок и робот. Рисунок с треугольником относится к оригинальным, на нем изображена ракета.

16. Анализ полученных результатов:

По содержанию рисунков у испытуемого достаточно гибкое воображение, уровень развития – выше среднего, воображение не только воссоздающее, но и творческое.

17. Выводы исследования: У испытуемого активно развивается воображение. Это связано с обучением в школе, расширением кругозора, активным познанием мира.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации