Словарь терминов по дизайну - файл n1.doc

Словарь терминов по дизайну
Скачать все файлы (97 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc97kb.12.01.2014 11:39скачать

n1.doc

1.АБАК (от греч. abax — доска), в архитектурных ордерах верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры. В классических ордерах абак имеет обычно квадратные очертания с прямыми (в дорических и ионических ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

2.АКАНТ (аканф) (греч. akanthos), декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения. Мотив аканта широко употребляется в античном искусстве.

3.АЛЬКОВ (франц. alcove), ниша в стене для кровати.

4.АЛЬСЕККО, стенная живопись по сухой штукатурке

5.АНТАБЛЕМЕНТ (франц. entablement), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз.

6.АНФИЛАДА (франц. enfilade), ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены по одной оси, что создает сквозную перспективу интерьеров (например, во дворцах барокко и классицизма).

7.АПСИДА, абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

8.АРАБЕСКА (франц. arabesque буквально — арабский), европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Построена по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора.

9.АРКА (от лат. arkus — дуга), криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами).

10.АРКАДА (франц. arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.

11.АРКАТУРА (нем. Arkatur), ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.

12.АРКБУТАН (франц. arc-boutant), наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа готического храма опорным столбам — контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу культовой архитектуры готики. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т. п.

13.АРХИТРАВ (от греч. archi — старший и лат. trabs — балка), нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки — широкой, гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на три горизонтальных уступа — фасции (в ионическом и коринфском ордерах).

14.АТРИУМ, в античном римском жилом доме – главное помещение с верхним светом.

15.АТТИК (от греч. attikos — аттический), стенка над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшенная рельефами и надписями. Обычно завершает триумфальную арку.

16.БАГЕТ, деревянная планка (окрашенная, раззолоченная) для изготовления рам (к картинкам, портретам) и карнизов.

17.БАЗА (франц. base, от греч. basis), основание, основа чего-либо; в архитектуре — основание, подножие колонны или столба.

18.БАККАРА (франц. baccarat), изделия из хрусталя, производившиеся с 1816 во французском г. Баккара. Сервизы и вазы славятся техническим совершенством обильного дробного гранения.

19.БАЛДАХИН (нем. Baldachin), нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем (первоначально матерчатый, позднее каменный, деревянный, металлический). В русском зодчестве известен с 11 в. (сень, киворий).

20.БАЛЮСТРАДА, ограждение балконов, лестниц и т.п., состоящее из ряда столбиков (балясин), соединенных сверху перилами, плитой, балкой.

21.БАЛЯСИНА, архитектонический элемент. Невысокие конусообразные колонки перил. Переносно: часть ножки барочных рюмок.

22.БАНДЕЛЬВЕРК, орнамент из переплетающихся лент. Появляется около 1700 г. во Франции и распространяется оттуда по всей Европе. До 1750 г. один из доминирующих декоративных мотивов в живописи и лепнине.

23.БАРЕЛЬЕФ (франц. basrelief), низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

24.БАСОН (от франц. passement — галун, тесьма), текстильные изделия, предназначенные в основном для украшения: кисти, тесьма, бахрома, шнурки и др. Басон с тонкой нитью из сплавов цветных металлов называется галуном.

25. БЕЛЬВЕДЕР (итал. belvedere, букв. — прекрасный вид), вышка, надстройка над зданием (обычно круглая в плане); павильон, беседка на возвышенном месте; название некоторых дворцов в Ватикане, Вене, Праге, Варшаве.

26.БОЛЮС, желтая или красновато-коричневая глина, из которых в средние века изготовлялись сосуды. В живописи 17 века болюс применялся в качестве цветного грунта. Начиная со средневековья, желтая и белая глина использовались также в качестве основы для золочения и при изготовлении клеевых красок.

27.БОРДЮР (франц. bordure, от bord — край), в широком смысле — кромка, кайма, обрамление; вид орнаментальных украшений текстов или иллюстраций; в дорожном строительстве — узкие полосы (бортовые камни, плиты), отделяющие проезжую часть дороги от тротуаров; в декоративном садоводстве — посадка низких растений по краям дорожек, газонов или контуру клумбы.

28.БУДУАР, 1). Небольшая гостиная богатой женщины для приема наиболее близких знакомых. 2) Мебель для такой комнаты.

29.БЮСТ (франц. buste, от лат. bustum — место кремации, надгробный памятник), погрудное скульптурное изображение человека, распространенный вид скульптурного портрета (первоначально надгробного).

30.ВИТРАЖ (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.

31.ВОЛЮТА (итал. voluta, букв. — завиток), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей ; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.

32.ГАЛЕРЕЯ (франц. galerie),

1) длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; длинный балкон.

2) Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен.

33.ГЕММА (лат. gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.

34.ГИРЛЯНДА, орнаментальный мотив из регулярно повторяющихся сегментообразных свисающих элементов из цветов, листьев, фруктов и лент.

35.ГЛАЗЕТ (от франц. glace — глянцевый), шелковая ткань с золотым и серебряным утком, гладкая или с крупным рисунком (цветы или геометрический орнамент).

36.ГЛАЗУРЬ (нем. Glasur, от Glas — стекло), стекловидное защитно-декоративное покрытие на керамике толщиной (0,1-0,3) мм, закрепленное обжигом (прозрачное или непрозрачное, бесцветное или окрашенное).

37.ГЛИПТИКА (греч. glyptike, от glypho — вырезаю), искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях.

38.ГОБЕЛЕН (франц. gobelin), вытканный вручную ковер-картина (см. Шпалера). Первоначально — изделие Королевской мануфактуры в предместье Парижа Сен-Марсель, основанной в 1662 на месте мастерской семьи известных с 15 века красильщиков Гобеленов, по имени которых этот вид ковров и получил свое название.

39.ГОРЕЛЬЕФ (франц. haut-relief), высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Монументально-декоративные горельефы часто использовались в архитектуре.

40.ГРАВЮРА (франц. gravure), вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером.

41.ГРАФФИТО, способ декоративной отделки зданий, путем процарапывания по определенному рисунку верхнего тонкого слоя штукатурки до нижнего слоя, отличающегося по цвету.

42.ГРИЗАЙЛЬ (франц. grisaille, от gris — серый), вид живописи (преимущественно декоративной), выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого).

43.ДЕКОР (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

44.ДИАФАН, матовый фарфор без глазури.

45.ДИЗАЙН (от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн — художественное конструирование.

46.ДРАПИРОВКА, декоративно собранные в складки завесы или одеяния на изображениях и скульптуре.

47.ДРЕССУАР, резной посудный шкаф в эпоху Возрождения.

48.ДРУЗА (нем. Druse), форма минерального агрегата, представленная группой кристаллов, наросших на общее основание — стенку полости (жеоды, миаролы) или открытой трещины в горных породах. Часто встречаются друзы кварца, аметиста, кальцита, антимонита.

49.ЖАКОБ (Jacob), семья французских мастеров художественной мебели:

1) глава семьи — Жорж (1739-1814), представитель классицизма. Строгал по форме мебель из красного полированного дерева и золоченой бронзы.

2) Франсуа Оноре, прозванный Жакоб Демальтер (1770-1841), сын Жоржа. Мебель в стиле ампир для дворцов Наполеона I.

50.ЖИРАНДОЛЬ (франц. girandole),

1) (устар.) фигурный подсвечник для нескольких свечей.

2) Фонтан в несколько струй.

51.ИМПОСТ (франц. imposte), профилированная, иногда скульптурно обработанная архитектурная деталь над столбом, лопаткой, капителью колонны, служащая опорой для пяты арки.

52.ИНКРУСТАЦИЯ (позднелат. incrustatio, букв. — покрытие корой), украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т. п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу. Распространены инкрустации деревом по дереву (интарсия) и металлом по металлу (насечка).

53.ИНТАЛИЯ (от итал. intaglio — резьба), гемма с углубленным изображением.

54.ИНТАРСИЯ (от итал. intarsio — инкрустация), вид инкрустации на мебели и других деревянных предметах; фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в деревянную поверхность.

55.ИНТЕРЬЕР (от франц. interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера — жанр живописи.

56.КАБОШОН, особая форма сильно выпуклой с одной стороны полусферы, придаваемая камнями, при шлифовке; камень с такой формой шлифовки.

57.КАБРИОЛЬ, изогнутые мебельные ножки, иногда в виде животного.

58.КАМЕЯ (франц. camee), гемма с выпуклым изображением.

59.КАНАПЕ, так обычно называют мебель для сидения со спинкой и поручнями, рассчитанную на несколько человек. Со временем канапе стали называть и диваны с приподнятым изголовьем. Родина канапе – Франция; его прототип – древнегреческая скамья.

60.КАНДЕЛЯБР (франц. candelabre), светильник с разветвлениями для нескольких свечей или электрических ламп.

61.КАННЕЛЮРА (франц. cannelures), в архитектуре — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.

62.КАПИТЕЛЬ (от позднелат. capitellum — головка), венчающая часть колонны, столба или пилястры.

63.КАРИАТИДА (греч. karyatis), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию).

64.КАРНИЗ (нем. Karnies), в архитектуре — горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды. Встречается промежуточный карниз, разделяющий этажи. Карниз — также верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах.

65.КАРТУШ (франц. cartouche), украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись. Картуши помещались с 16 в. над парадными входами в здания, на надгробных плитах, документах.

66.КАСАПАНКА, ларь-скамья со спинкой и подлокотниками.

67.КЕРАМИКА (греч. keramike — гончарное искусство, от keramos — глина), обширная по составу группа диэлектрических материалов, объединенных общностью технологического цикла. В настоящее время под словом керамика понимают не только глиносодержащие, но и другие неорганические материалы, обладающие сходными свойствами, при изготовлении изделий из которых требуется высокотемпературный обжиг.

68.КЕССОН (от франц. caisson — ящик), Ящик для частичного осушения подводной части судна с целью ремонта или осмотра.

69.КИОТ (от греч. kibotos — ящик),

1) в православии — застекленный ящик или шкафчик для икон (божница).

2) В древних направлениях христианства — витрина для размещения предметов религиозного поклонения.

70.КЛИНКЕР (нем. Klinker),

1) металлургический — твердый спеченный остаток после вельцевания. Клинкер перерабатывают для извлечения из него меди, серебра и других элементов;

2) цементный — полупродукт, получаемый (в виде гранул) при обжиге тонкоизмельченной смеси известняка с глиной. Применяется в производстве цементов;

3) дорожный — высокопрочный кирпич, получаемый из специальных глин обжигом до спекания. Используется для мощения дорог, полов в промышленных зданиях и т. д.

71.КНОРПЕЛЬ, раннебарочный орнамент нидерландского происхождения применявшийся прежде всего в резьбе. Название отвечает форме орнамента, составляемого из хрящевидных, вздутых, раковинообразных волют.

72.КОЛЛАЖ (франц. collage, букв. — наклеивание), прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.

73.КОЛОННА (франц. colonne), архитектурно обработанная круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров. Состоит из ствола, капители и базы. Отдельно стоящие колонны обычно служат памятниками.

74.КОЛОРИТ (итал. colorito, от лат. color — цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности — может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера.

75.КОНСОЛЬ (франц. console), выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. п.

76.КОНТРАЖУР, расположение источника света позади рассматриваемого объекта.

77.КОНТРФОРС (от франц. contreforce — противодействующая сила), устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену).

78.КРАББ (от нем. Krabbe), декоративная деталь в виде стилизованных листьев, цветов на пинаклях, вимпергах и других элементах готического здания.

79.ЛАМБРЕКЕН, покров с языкообразно изогнутыми краями и , как правило, кисточками. В эпоху зрелого барокко и раннего рококо стал декоративным мотивом в пластике, живописи и архитектуре.

80.ЛЕССИРОВКА (от нем. Lasierung), тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита.

81.ЛОЖЕ-КЛИНЕ, античный предмет мебели для возлежания и приема трапезы лежа со стола, который затем задвигали под клине.

82.МАЙОЛИКА (итал. maiolica, от Maiolica, старого названия испанского острова Мальорка), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с пористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись по непрозрачной глазури или (так называемая полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью.

83.МАСКАРОН, скульптурное украшение в виде человеческого лица или головы животного, срезанных плоскостью сзади.

84.МЕДАЛЬОН (франц. medaillon),

1) изобразительная или орнаментальная композиция в овальном или круглом обрамлении.

2) Ювелирное украшение (обычно в виде круглой или овальной коробочки); служит для хранения портрета или какой-либо реликвии.

85.МЕТОПА (греч., ед. ч. metope), прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.

86.МИКСБОРДЕР (от англ. mix — смешивать и border — кайма), многорядная посадка около стен и оград цветочно-декоративных растений (на заднем плане более высокорослых) с различными сроками цветения.

87.МОЗАИКА (франц. mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

88.МУЛЯЖ (франц. moulage, от mouler — отливать в форму), точное воспроизведение какого-либо объекта (из гипса, папье-маше и др.), обычно раскрашенное. Служит главным образом наглядным пособием. См. также Слепок.

89.НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, букв. — мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.).

90.НЕРВЮРА (франц. nervure, от лат. nervus — жила), арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.

91.НЕФ (корабль) (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

92.ОПАК (от лат. opacus — непрозрачный), высший сорт фаянса, похожий на фарфор; черепок опака порист и не просвечивает.

93.ОП-АРТ (англ. oр art, сокр. от optical art — оптическое искусство), неоавангардистский вариант абстрактного искусства в европейской и американской живописи и графике 1940-90-х гг. (основатель — В. Вазарели во Франции). Ритмические комбинации однородных геометрических фигур, линий и цвета создают иллюзию движения; декоративные эффекты используются также в прикладном и оформительском искусстве, промышленной графике, плакате.

94.ОРДЕР архитектурный, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Др. Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный.

95.ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

96.ОТТОМАНКА, мягкий диван с подушками, заменяющими спинку, и двумя валиками.

97.ПАГОДА (португ. pagoda, от санскр. бхагават — священный), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н. э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме.

98.ПАННО (франц. panneau),

1) обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом.

2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка.

99.ПАСТЕЛЬ (франц. pastel), цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими (отличаются мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью).

100.ПАТИНА (итал. patina), пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни при окислении металла под воздействием естественной среды или специальной обработки (патинирования). Патина предохраняет изделия от коррозии, имеет и декоративное значение.

101.ПЕРГОЛА (итал. pergola), увитая зеленью беседка или коридор из трельяжей (легких решеток) на столбах или арках. В парках перголы служат укрытием от зноя.

102.ПЕРИПТЕР, основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.

103.ПЕРИСТИЛЬ (от пери... и греч. stylos — столб, колонна), прямоугольный двор, сад, площадь, окруженные с 4 сторон крытой колоннадой. Перистильный двор — составная часть многих античных жилых и общественных домов.

104.ПИЛЯСТРА, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila — столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

105.ПЛАКЕ, изделие из металла или дерева, покрытое тонкими листочками ценного металла (накладное серебро, золото) или пластинками ценных пород дерева.

106.ПОЗУМЕНТ, тесьма, обычно обшитая серебром или золотом. Применяется для украшения, в том числе и мебели.

107.ПОЛИХРОМИЯ (от поли... и греч. chroma — цвет), многоцветность произведения декоративного прикладного искусства, скульптуры или архитектуры.

108.ПОРТАЛ (нем. Portal, от лат. porta — вход, ворота), архитектурно оформленный вход в здание.

109.ПОРТИК (от лат. porticus), галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком.

110.ПОРФИР, эффузивная горная порода с характерной порфировой структурой. Палеотипный аналог липаритов и трахитов (липаритовый порфир, трахитовый порфир).

111.ПУАНТИЛИЗМ (от франц. pointiller — писать точками), в живописи — манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы; см. Неоимпрессионизм.

112.РЕЛЬЕФ, в искусстве — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды — барельеф и горельеф.

113.РОЗЕТКА (от франц. rosette, букв. — розочка), орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (напр., розы).

114.РОКАЙЛЬ (франц. rocaille, букв. — осколки камней, раковины), характерный для рококо мотив орнамента — стилизованная раковина.

115.РОЛЬВЕРК, орнаментальный узор из переплетенных друг с другом лент, дополняемый обыкновенно фигурными мотивами. Типичен для североевропейской резьбы лепнины зрелого ренессанса и маньеризма.

116.РОТОНДА (итал. rotonda, букв. — круглая), круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.

117.РУСТ, грубо отесанный камень употребляемый в облицовке стен, либо его имитация.

118.СВОД, архитектурная пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму выпуклой криволинейной поверхности.

119.СМАЛЬТА (нем. Smalte), цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.
120.СТАТУЯ (лат. statua), скульптурное изображение фигуры человека (или животного), имеющее полный трехмерный объем и величину, близкую к натуральной или большую.

121.СТАФФАЖ (нем. Staffage, от staffieren — украшать картины фигурами), в живописи небольшие фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию.

122.СТИЛИЗАЦИЯ, В изобразительных искусствах и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.

123.СФИНКС, сказочный образ, возникший первоначально в культуре Ближнего Востока. В Египте у него львиное тело с человеческой (мужской, царской) головой; в Греции – наполовину львиного, наполовину женского облика.

124.ТЕРРАКОТА (итал. terrа cotta, букв. — обожженная земля), неглазурованные керамические изделия с пористым черепком (обычно красного, коричневого, кремового цвета): облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда, вазы и т. д. Известна с эпохи неолита.

125.ТОРС (от итал. torso), Скульптурное изображение человеческого туловища.

126.ТОРШОН, рельеф в виде соломенной плетенки.

127.ТРИГЛИФ (греч. triglyphos), в архитектуре — прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера.

128.ТРИПТИХ (от греч. triptychos — сложенный втрое), произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.

129.ФАРФОР (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), тонкие керамические изделия, получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины — каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водо- и газонепроницаемый, обычно белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор.

130.ФАЯНС (франц. faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.)

131.ФЕСТОН, 1). Пластический или живописный орнаментальный мотив. Подвески из гирлянд, цветов или листьев, переплетенные лентами и пр. Встречаются в орнаменте античности, ренессанса, барокко и классицизма. 2). Один из зубчиков (часто округлой формы) по краю занавески и т.д.

132.ФИАЛА, элемент готической архитектуры. Остроконечная башенка над контрфорсом или по обеим сторонам вимперга. Пирамидальное завершение отделано крабами и заканчивается крестоцветом. В уменьшенном виде фиала встречается в готическом прикладном искусстве.

133.ФИЛИГРАНЬ (итал. filigrana, от лат. filum — нитка и granum — зерно),

1) вид ювелирной техники, см. Скань.

2) Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков.

3) Накладные металлические украшения переплета книги.

134.ФЛОРАРИУМ, то же, что и аквариум, но с растениями и грунтом.

135.ФРЕСКА (от итал. fresco — свежий), живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. Сохранению фрески способствует очень тонкая прозрачная пленка карбоната кальция, образующаяся при высыхании краски и закрепляющая ее.

136.ФРИЗ (франц. frise),

1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами.

2) Декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т. д.).

137.ФРОНТОН (франц. fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

138.ФУНДАМЕНТ (от лат. fundamentum — основание), подземная или подводная часть здания (сооружения), воспринимающая нагрузки и передающая их на основание. Различают фундаменты ленточные (в т. ч. из перекрестных лент), столбчатые, сплошные, свайные. Бывают монолитные и сборные. Материал — бетон, железобетон, камень (бут), дерево.

139.ХИМЕРА, в средневековом европейском искусстве скульптурное изображение фантастического чудовища.

140.ХРУСТАЛЬ (от греч. krystallos — кристалл), особый вид стекла, в состав которого входит в значительных количествах оксид свинца (или бария). Название по аналогии с горным хрусталем. Изделия из хрусталя, украшенные гравировкой, огранкой, резьбой, отличаются яркой, многоцветной игрой света.

141.ЦАРГА, рама стволов и сидений усовершенствованной мебельной конструкции времен поздней готики.

142.ЦОКОЛЬ (от итал. zoccolo), нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника и т. д., лежащая на фундаменте.

143.ЧЕРНЬ (ниелло) (итал. niello, от лат. niger — черный), черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.).

144.ШПАЛЕРЫ, 1). Ряды подстриженных кустарников или деревьев по бокам дороги. 2). Безворсые настенные ковры или обивочные ткани сюжетными или пейзажными изображениями.

145.ШПОН (нем. Span, Spon),

1) тонкие листы древесины, получаемые на лущильных, шпонострогальных или фанеропильных станках. Применяется в производстве фанеры, для облицовки изделий из древесины и древесных материалов и т. д.

2) Типографский пробельный материал для увеличения промежутков между строками при ручном наборе.

146.ЭМАЛЬ (финифть) (франц. email, от франкского smeltan — плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики.

147.ЭНКАУСТИКА (от греч. enkaio — выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками.

148.ЭРКЕР, фонарь, имеющий окна, полукруглый или многогранный выступ в стене.

149.ЭСТАМП (франц. estampe), оттиск, отпечаток, станковая гравюра или литография.

150.ЭТЮД (франц. etude, букв. — изучение), в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации