Сороко С.М. (сост.) Культурология - файл n1.doc

Сороко С.М. (сост.) Культурология
Скачать все файлы (331.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc332kb.12.01.2014 11:39скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Полоцкий государственный университет»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)


по курсу «Культурология»

для студентов заочников всех специальностей


Новополоцк

2007

УДК

ББК 71

Э

Одобрено и рекомендовано к изданию

……
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Составитель
С.М. Сороко, кандидат филологических наук, доцент


Рецензенты
Л.В.Янковская, кандидат философских наук, доцент.
А.В. Коротких, кандидат филологических наук, доцент.

ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие по курсу «Культурология» предназначено для студентов-заочников всех специальностей УО «Полоцкий государственный университет», изучающих дисциплину на первом, втором или третьем курсах. Его цель – помочь и значительно облегчить подготовку студентов к экзамену (зачету). Пособие составлено в соответствии с утвержденной Министерством образования Республики Беларусь учебной программой по курсу «Культурология» для студентов высших учебных заведений Беларуси (Минск, 2000).

Данная методическая разработка разбита на три основных раздела: «Теорию культуры», «Историю культуры» и «Культуру Нового времени», каждый из которых содержит основные темы изучаемого студентами курса «Культурология». Темы кратко представлены в тезисном изложении и соответствуют расширенной рабочей программе по этой гуманитарной дисциплине. Предполагается, что при подготовке к экзамену (зачету) студенты в основном самостоятельно осваивают теоретическую и историческую проблематику культуры. Эти методические рекомендации их ориентируют в нужном направлении, нацеливают внимание студентов на наиболее значимые культурологические явления, которые нужно освоить и проанализировать перед контрольным испытанием. Пособие поможет студентам-заочникам определить ряд теоретических вопросов, исторических фактов, на которых особо следует акцентировать внимание и которые позволят расширить и углубить знания по дисциплине.

В методическом пособии приведен перечень предполагаемых вопросов к экзамену (зачету). Чтобы избежать трудностей при их подготовке, по каждому вопросу непосредственно в темах даются некоторые (не все, конечно) культурологические понятия, которые являются базисными и координируют процесс обучения. Здесь вы также найдете сведения о временных границах отдельных явлений культуры, некоторые даты, имена культурологов и мыслителей, чьи труды непосредственно рассматриваются в курсе культурологии. Надеемся, что это поможет вам своевременно сориентироваться, грамотно и в полном объеме составить план ответов на вопросы, вынесенные на экзамен (зачет).

Поскольку большую часть культурологических понятий, исторических фактов и явлений студентам предстоит изучить самостоятельно, в темы также включены основные координирующие вопросы, ответы на которые нужно найти обязательно для успешного завершения изучения курса. Полный перечень рекомендованной по дисциплине «Культурология» литературы (основной и дополнительной) приведен в конце данной методической разработки.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. Система культурологического знания.
1.1. Понятия культуры и культурологии.
Внимательно прочтите определение дисциплины, к изучению которой вы приступили. Культурология – гуманитарная наука об общих закономерностях развития культуры как творческого процесса человеческой деятельности. Почему эта дисциплина считается гуманитарной наукой? На какие две большие сферы делится научное знание сегодня? Когда произошло это разделение?

В виде самостоятельной науки культурология сформировалась во второй половине ХХ века. В рамках каких наук до этого времени рассматривалась и разрабатывалась культурологическая проблематика? Согласны ли вы с утверждением, что основная цель культурологии – научное определение конкретных и реальных путей достижения культурного совершенства человека?

В системе культурологического знания центральным является понятие культуры. Среди множества научных определений вы можете выбрать любое, которое сочтете объективным и доступным. Как вариант предлагаем следующее. Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – многоуровневая динамично развивающаяся система материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством (группами, общностями людей) в процессе исторического развития. Она является предметом и объектом изучения культурологии.

Основой всякого культурного процесса является творческая деятельность, под которой понимают активно преобразующую деятельность субъекта (свободной личности) своего внутреннего духовного мира и внешнего мира как объекта. Не любой вид деятельности можно считать творческим. Различают виды деятельности: продуктивные, репродуктивные, творческие. Объясните отличия между ними.

Перечислите смежные с культурологией дисциплины, предметом изучения которых является культура. Какова задача культуроведения? Что общего между культурогенезом – учением о происхождении культур, их становлении и развитии – и названием 1-й Книги Бытия (Генезис), которая изображает картину возникновения мира. Разъясните сущность концепций культурогенеза: символической, игровой, трудовой. Какие еще концепции происхождения культуры вы знаете?

Какие проблемы решает культурософия?

Социология культуры рассматривает культуру эмпирически с точки зрения ее функций в обществе. Есть ли формы культуры с более масштабными функциями?


1.2. Универсалии и категории культурологии: ценности, традиция и новация, артефакт, архетип, «Запад-Восток», «осевое время» и др.
Универсалии – это совокупность ценностных понятий (суждения, нормы), которые выработаны культурной общностью людей и выражены символически. Категории – термины определенной науки. Могут ли одни и те же понятия одновременно быть универсалиями и категориями? Перечислите категории культурологии, которые вы знаете.

Традиция и новация – основные универсалии культуры. Объясните, в чем их диалектическое единство и противоположность, сравнив понятия. Традиция (лат. traditio – передача, повествование) – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколения обычаи, обряды, нормы поведения, вкусы, взгляды и т. п. Новация (лат. novatio – обновление, изменение) – любое новшество, рассматриваемое как явление культурной динамики, нетрадиционное для данного общества, частично или полностью разрушающее устойчивые социокультурные нормы, взгляды.

Можно ли утверждать, что благодаря традиции осуществляется связь времен, обеспечивается устойчивая историко-генетическая преемственность в социокультурных процессах? Традиция – это благо или зло для человека? Какие суждения о традициях в философии культуры существовали? Можно ли считать синонимами новацию и модерн?

Артефакт и архетип – культурологические категории. Артефакты культуры – единицы искусственного мира, созданные человеком. Это может быть любой объект, в том числе предметы, вещи, дороги и т.п. Приведите примеры артефакта культуры и объекта природного, который нельзя считать артефактом культуры. Архетип (греч. archetypos – прообраз, проформа) – начальный образ или первообраз, запечатленный в душе человека. Понятие восходит к философской традиции платонизма. В начале ХХ века это понятие ввел и разработал в аналитической психологии швейцарский философ Карл Юнг. Он считал архетипы структурообразующими элементами коллективного бессознательного. Какие примеры архетипов коллективного бессознательного приводил и анализировал основоположник аналитической психологии?

«Осевое время» – культурологическая категория, введенная в науку немецким философом К. Ясперсом как время формирования «оси мировой истории», когда независимо друг от друга в различных культурах появляется философия и зарождаются основы будущих мировых религий. Именно в этот период произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день (К.Ясперс). Исторический период между 800 и 200 гг. до н. э. считается эпохой духовного основоположения человечества, становления истории как мировой, общечеловеческой. Попытайтесь найти ответ на вопрос: почему «осевыми культурами» К.Ясперс называет древние культуры Греции, Индии, Китая, Персии, Палестины?

Дихотомия (греч. dichotomia) – деление целого на две одинаково развитые противоположные части. Примером культурной дихотомии может служить условное деление мировой культуры на два архетипа: «Запад» – «Восток». Разъясните, как вы это понимаете, сравнив характеристики.

«Запад – Восток» – дихотомия мировой культуры. «Запад» – архетип мировой культуры, который характеризуется господством принципов и ценностей материализма, практицизма и рационализма, индивидуализма и активизма, свободы и демократии. «Восток» – архетип мировой культуры, который характеризуется приоритетом духовных ценностей, общинным началом, коллективизмом и тоталитаризмом, идеализмом и иррационализмом.

В чем сегодня проявляется противостояние Запада и Востока, западного и восточного образов мышления? Почему сущность центральной социокультурной проблемы современности заключается в установлении диалога между Западом и Востоком? Ответьте на эти вопросы.
1.3. Функции культуры.
В культурологии рассматриваются следующие функции культуры:

– мировоззренческая;

– познавательная (гносеологическая);

– ценностная (аксиологическая);

– информационно-коммуникативная;

– воспитательная и образовательная;

– регулятивная;

– прогностическая.

Разъясните сущность каждой из них, определите соотносимые с ними сферы человеческой деятельности и направления научного знания.

Что вы понимаете под мировоззрением? Отражает ли культура мировоззрение людей своей эпохи? Отличаются ли люди разных эпох по мировоззрению?

Что такое гносеология? Какие проблемы исследует данная философская дисциплина? Каким образом процесс познания взаимосвязан с развитием культуры?

Что такое аксиология? Назовите предмет исследования этой научной дисциплины. Проанализируйте следующее определение. Ценность – это то, что чувства людей признают стоящими над всем, к чему должно и нужно стремиться, относиться с уважением, почтением. (П.Менцер) Что является лично для вас ценностью? Можно ли все ваши ценности оформить в виде системы ценностей? Являются ли ценности смыслообразующими основаниями человеческого бытия? Задают ли они направленность и мотивированность человеческой жизни? Разъясните аксиологическую функцию культуры как формирование ценностной ориентации человека.

Информационно-коммуникативная функция культуры особое значение приобрела в современном мире. Поясните утверждение, что культура является носителем информации. Может ли культура быть средством общения между людьми? Какой исторический период времени называют информационной эрой? В чем ее сущность?

Пайдейя (греч. paideia) – концепция воспитания в соответствии с традициями этоса (нрава-традиции), сформировавшаяся в античной философии. «Pai» – ребенок, «paideia» – тип взрослого человека-гражданина, воспитанного в нравственных традициях соответственно «прекрасному строю космоса», занимающего свое «естественное место». В соответствии с этой концепцией наиболее важным качеством является восприимчивость ребенка к воспитанию. В V – IV вв. до н.э. о традициях этоса рассуждали Сократ, Аристофан, пифагорейцы, этой теме посвящены политико-воспитательные сочинения учеников Сократа – Платона и Ксенофонта. Поясните, какие качества современного человека в античности могли считаться негативными и не согласовываться с концепцией пайдейя? Что вы знаете о калокагатосах?

Анализируя образовательную функцию культуры, отметьте общие черты и отличие между образованием и воспитанием. Не забывайте, что образование стало приоритетным направлением развития европейской культуры в эпоху Просвещения.

Регулятивная функция культуры тесно связана с общественными отношениями, понятиями о нравственной и правовой культурах. Поясните их регулятивную сущность, место и роль в обществе. Прогностическая функция культуры выражается в глобальной диалектике культуры и цивилизации (законы философии культуры).
Тема 2. Многообразие культурных форм.
2.1. Материальная и духовная культуры. Художественная культура.
По отношению к основным ценностям – материальным и духовным – разделяют материальную и духовную культуры. Когда произошло такое разделение? С чем это было связано?

Материальная культура – это совокупность всех созданных трудом человека материальных предметов, отношение к ним, навыки мастерства, все то, что охватывает сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, быт, средства транспорта, связь и т.д.). Что является смысловой (семантической) единицей материальной культуры? Какие формы культуры относятся к материальной сфере?

Духовная культура – это сфера духовного производства (познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философия, этика, наука, искусство, литература, мифология, религия). Согласны ли вы с утверждением, что семантической единицей духовной культуры является язык, который выполняет в ней такую же функцию носителя, как материальные предметы в материальной культуре? Можно ли считать артефактом духовной культуры письменность?

Художественная культура – совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Она включает изобразительное искусство, литературу, архитектуру, музыкальное и театральное искусство, киноискусство, фольклор и другие виды народного творчества, декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла, книгоиздательство и библиотечное дело. Семантической единицей художественной культуры является знак-образ.

Сравните вышеприведенные определения культур. Является их разделение условным или абсолютным? Они дополняют или исключают друг друга? Поясните свою точку зрения.

2.1.1. Мифология и религия как формы духовной культуры.
Раскройте понятие мифологии как формы духовной культуры, которая отражает архаическое мировосприятие. Можно ли утверждать, что мифологическое сознание характеризуется синкретизмом, образностью, символичностью? Обоснуйте свою точку зрения.

Сегодня различают классическую мифологию: сакрализованный тип духовной культуры архаики, и современную мифологию: сознательное вкрапление мифа (прошлого) в немифологическую культурную традицию настоящего. С чем это связано?

Раскройте взгляд К. Ясперса на мифологию. Мифологическая эпоха существовала до «осевого времени», до возникновения философии, характеризовалась устойчивостью мировоззрения, основу которого составляли созданные мифы. Этика религии возвысила божество, миф потерял свое содержание, превратился в символ. (К.Ясперс)

Излагают ли мифы (греч. mythos – предание) целостную картину мироздания, сформировавшуюся в древности и длительное время существующую в коллективной памяти народа? Объясните утверждение К.Юнга, что мифология – это коллективная психика, а не индивидуальная. Он считал, что лишь в эпоху Просвещения люди обнаружили, что боги не существуют в действительности, а являются «проекциями». Вы с ним согласны?

Объясните роль мифа в истории мировой культуры. Какие мифологии вы знаете? На примере любой мифологии (египетской, греческой, славянской или др.) поясните: Какие бывают мифы? Каковы функции богов?

В какой исторический период времени зародились основы религиозного мировоззрения? Какие религии называются мировыми? Чем религиозное сознание отличается от мифологического сознания? Назовите исторические народы, исповедующие буддизм, христианство, ислам.

Раскройте основополагающую роль религиозной культуры в эпоху Средневековья на примерах европейской, византийской или арабо-мусульманской культур. Каким образом религия повлияла на развитие художественной культуры и на отдельные виды искусства?

2.1.2. Символ. Символизм в искусстве, литературе и культурологии.
Покажите основополагающую роль символа в художественной культуре. Разъясните понятие. Символ (гр. symbolon) – условный опознавательный знак, художественный обобщенный образ, воплощающий собой какую-либо идею. Имеет знаковую природу, но в отличие от знака символ имеет глубинное логически-непроницаемое содержание, «чувственное воплощение идеального» (Э. Кассирер).

В чем сущность символической концепции происхождения культуры? Согласны ли вы с утверждением, что культуру создали символы? Почему немецкий философ и культуролог Эрнст Кассирер видел ключ к пониманию культуры в символе? Разъясните его мнение о несовершенстве биологической природы человека, бытие которого, в отличие от других высокоразвитых биологических существ, протекает в символических формах. Что это за формы? Можно ли считать язык, миф, искусство, религию – частями «символического универсума»?

Символизм как направление европейской художественной культуры сформировался в конце XIX – начале ХХ вв. Этот художественный метод был основан на выражении посредством символа – многозначно-иносказательного и логически непроницаемого образа – «вещей в себе» или нераскрытых идей, находящихся за пределами рационального восприятия. Символизм проявился в литературе, живописи, театре Франции, России, Бельгии, Англии и других европейских стран. Какова роль символизма в формировании новых течений ХХ века: экспрессионизма, сюрреализма, футуризма?

Проанализируйте творчество французских поэтов-символистов: П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме. Кто написал манифест символизма и какова его основная идея?

Назовите отличительную черту русского символизма. В чем сущность эстетической концепции религиозно-мистического учения Владимира Соловьева о «душе мира» – Софии? Какие символы характерны для творчества художников-символистов (на примерах произведений Борисова-Мусатова, Врубеля, Петрова-Водкина)? Что такое идея «условного театра» в театре символизма конца XIX – начала XX вв.?
2.2. Мировая культура. Национальные и этнические культуры.
В настоящее время по носителю (представителям) культуру разделяют на общечеловеческую (мировую) и национальные культуры.

Мировая культура – это общепризнанный синтез (сплав) лучших достижений всех культур народов, населяющих нашу планету сегодня, а также лучшие достижения древности. Основой мировой культуры являются гуманистические ценности. Перечислите ценности, которые составляют систему гуманистических (общечеловеческих) ценностей. Все ли мыслители прошлого и настоящего признают их?

Поясните, почему с точки зрения гуманистических ценностей мировой культуры любая культура рассматривается как прогрессивная либо как реакционная. Какая культура считается прогрессивной? Как выявляется реакционный характер той или иной культуры? Объясните, почему любая реакционная культура обречена на гибель.

Национальная культура – синтез культур различных слоев и групп соответствующего общества, имеющий свое ярко выраженное национальное своеобразие, неповторимость и оригинальность, как в духовной, так и в материальной сферах. Для любой национальной культуры всегда свои национальные ценности будут приоритетными. Почему?

Сравните определения этноса и нации, сформулируйте основные отличия. Этнос - исторически сложившаяся общность людей, основанная на единстве происхождения (общие предки), на единых биопсихических признаках, общих социокультурных ценностях и наличии самоидентификации. Нация - полиэтническая, социокультурная и политическая общность людей, объединенных идеей единого независимого государства. Нация, в отличие от этноса, существовать без государства не может. Фундаментом для развития духовной и материальной культуры нации является объединившая народ национальная идея.

В культурологии рассматриваются также понятия этнической культуры, региональной культуры, субрегиональной культуры, суперрегиональной культуры. Это промежуточные культурные образования, еще не вошедшие или уже вышедшие (по ценностной ориентации, которая может, например, быть религиозной или идеологической) за рамки того или иного исторического типа культуры. Определите особенности каждой из этих культур.
2.3. Элитарная, массовая и маргинальная культуры.
Социальная типология включает элитарную, массовую и маргинальную культуры.

Внимательно ознакомьтесь с определением элиты. Элита (франц. Elite – лучшее, избранное) – высшие привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки, культуры. Охарактеризуйте элитарную культуру как предназначенную для высших слоев общества, ориентированную на менталитет ее создателей – людей с особой художественной восприимчивостью. Она обладает глубинной проблематичностью, изысканностью вкуса. Можно ли утверждать, что именно представители элитарной культуры создают духовные ценности? Охватывает ли эта культура изящные искусства, классическую литературу и музыку?

Представление об элите сложилось в трудах Платона, Конфуция, Т. Карлейля, Ф. Ницше. Как система взглядов теория элиты сформирована в
ХХ веке в трудах В. Парето, Г. Моски, Ч. Миллса и др. Согласны ли вы с утверждением, что причина возникновения элиты в обществе – природная одаренность отдельных людей? Какие элиты можно выделить в обществе сегодня? В чем сущность современных взглядов на роль элиты в обществе?

Расскажите о возникновении массовой культуры в период становления европейской культуры индустриального общества. Охарактеризуйте ее как явление кон. XIX – ХХ века, рожденное научно-технической революцией, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ. Основные черты: стандартна, стереотипна, неглубока, тиражирована, легко доступна, рассчитана на «среднего» человека. Обоснуйте связь массовой культуры с развитием кино, телевидения, радио, СМИ и коммуникации, которые ориентированы на интересы массовой аудитории потребителей культурной продукции. Можно ли сравнить массовую культуру с конвейерными технологиями? Почему? Покажите отличие массовой культуры от народной культуры, сформировавшейся в средневековом феодальном обществе.

Маргинальная культура (лат. marginalis – находящийся на краю) – понятие, которое указывает на существование в рамках традиционной или господствующей культуры иного культурного образования. Маргинал – человек, который находится между какими-либо социальными группами общества, вне традиционных культурных типов, осваивает чуждый образ жизни и культурные ценности, которые ему не свойственны. Термин ввел в науку американский социолог Роберт Парк. Он считал, что маргинальная личность обладает такими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стесненность, эгоцентричность. Маргинальная личность (Р.Парк) – это продукт естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия культур. Кого можно считать маргиналами? Приведите примеры.
2.4. Культура в природе и в обществе. Экологическая культура.
Первоначально термином культура (лат. cultura – возделывание, взращивание) обозначали сельскохозяйственные культуры. Сравните это понятие с современным восприятием культуры. В чем отличие? Уже в античности «cultura animi» (культура души) стала употребляться применительно к человеку и его деятельности. Обратите внимание на то, что до эпохи Нового времени природа охватывает все человеческое. В античности воспитание рассматривается как природный процесс. Дихотомия «культура-натура» возникла только в «эпоху разума».

В современной гуманитарной науке культуру в природе и культуру в обществе объединяет экологическая культура, которая характеризует поведение и отношение человека, групп, общностей людей к окружающей их среде, отражает определенный уровень экологических знаний людей и взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания. Дайте определение понятий биосфера, ноосфера, техносфера. Что такое социальная экология?

В условиях индустриального общества экологические знания стали основой для формирования норм личного и общественного поведения человека, его отношения к природе, как общечеловеческой ценности.

Проанализируйте понятия экологический кризис и экологическая катастрофа. Рассмотрите основные экологические проблемы современности:


  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации