Образ жизни и проблемы в формировании здорового образа жизни - файл n1.doc

Образ жизни и проблемы в формировании здорового образа жизни
Скачать все файлы (76.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc77kb.01.02.2014 19:30скачать

n1.doc

“Образ жизни” и проблемы в формировании здорового образа жизни

Валеология

Введение

  1. Понятие “образа жизни”

  2. Здоровый образ жизни, проблемы его формирования

  3. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация

  4. Вредные привычки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Существует несколько определений понятия ЗОЖ. Наиболее часто перечисляются различные составляющие характеристики ЗОЖ, которые тот или автор считают необходимым учесть. Например, Б.А. Воскресенский полагает, что понятие ЗОЖ включает в себя правильно организованный физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, активный двигательный режим, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и экологическое воспитание.

Различные подходы к пониманию феномена «здорового образа жизни» позволяют сделать вывод о том, что он объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Понятие “ Образа жизни ”

Образ жизни - это деятельность или активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни. Он указывает на то, как люди относятся к условиям жизни, как связаны с ними и используют их. Образ жизни классифицируется по 3 критериям:

1. по характеру активности: физическая, интеллектуальная;

2. по сфере активности: трудовая, нетрудовая;

3. по виду активности: производственная, социальная, культурная, образовательная, деятельность в быту, медицинская и другие виды активности.

А.М. Гендин, М.И. Сергеев, В.И. Усаков и В.В. Шабунин так определяют понятие здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни по нашему мнению, - специфический срез, аспект образа жизни, всех его сторон, способов жизнедеятельности, которые в него входят». Ход развития нашей страны приводит нас к мысли, что население в своем большинстве не обладает еще достаточной самодисциплиной, а следовательно не достигло достаточного уровня самосознания. Лишь единицы систематически работают над собой.

Здоровый образ жизни - это наиболее типичная деятельность, для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. В таком понимании здоровый образ жизни включает:

1) форму образа жизни,

2) условия, способствующие реализации и развитию других форм и проявлений образа жизни, направленных на охрану и улучшение здоровья населения.

Нет такого вида и способа деятельности, которые бы в своих позитивных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Следовательно, в деятельности по охране и улучшению здоровья, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.

Определено два направления формирования здорового образа жизни:

1. Создание, развитие, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, т.е. формирование потенциала общественного здоровья (Health promotion).

2. Преодоление, уменьшение факторов риска.

По мнению С.В. Попова в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

При анализе понятия «здоровый образ жизни» авторы включают самые разные вопросы, прямо или косвенно связанные со здоровьем человека: проблемы антиалкогольной, антинаркотической и антиникотиновой пропаганды, ритмичность чередования труда и отдыха (режим), двигательная активность, закаливание, рациональное питание, борьба со стрессом, профилактика самоотравлений, проблематика сексуальных отношений и профилактика венерических заболеваний, влияние экологических факторов, вопросы рационального питания, борьба с вредными привычками и многое другое. Помимо перечисленных выше аспектов, В.В. Колбанов и Г.К. Зайцев уделяют особое внимание природным факторам красоты и здоровья, способам формирования красивого и здорового телосложения.


Здоровый образ жизни, проблемы его формирования

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини - и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Можно дать несколько понятий для здоровья, образа жизни, болезни и профилактики. Термин здоровье невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно их них не может, раскрыт его в полном объеме. Это и понятно, потому что сам человек неоднозначен, не только внешне, но и внутренне. Неоднозначно его поведение, восприятие, взгляды, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному. Но самое, пожалуй, интересное состоит в том, о один и тот же человек на одно и то же воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

Новое определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состояний человека. Оно по нашему мнению, наделено вполне очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем, каких - либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь формирует культуру человека. Конечно, в данном случае речь идет о медицинской, а более точно - о гигиенической культуре как элемент общечеловеческой культуры.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально – психологических ситуаций. Образ жизни – это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели.

Что же такое болезнь? Дать исчерпывающее определение болезни - дело прямо скажем, совершенно безнадежное. Мы пытались дать свое определение этому понятию. Для этого нам надо прежде всего уяснить, от чего врач отталкивается, делая свое заключение: «Вы совершенно здоровы» или напротив: «Вы совершенно больны». Суждения врача базируются на понятии «норма» . Норма – это совершенно определенная система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находятся в заданных пределах и отражают самочувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем. Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в качественном или количественном выражении. Так, например, температура тела у человека в норме составляет 36,6 градусов Цельсия, то это служит основанием для врача говорить о каком либо заболевании у человека.

Одним из важнейших направлений в медицине, начиная со времен Гиппократа (около 460 – 370 до н.э.), Авиценны – (Абу Али ибн Сина, около 980 – 1037), является профилактика заболеваний. В переводе с греческого профилактика означает предупреждение тех или иных заболеваний, сохранение здоровья и продление жизни человека. В последнее время профилактика приобретает огромное значение и особое звучание в связи с тем, что лечение болезни - это очень дорогое «удовольствие» и предупредить заболевание, сделать все, чтобы сохранить здоровье человека на многие годы, легче, проще и надежнее, чем вылечить болезнь. К этому надо добавить, что в последние десятилетия в мире появились ранее неизвестные заболевания. Такие, например, как ВИЧ – инфекция: вирус бешенства коров (употребление мяса таких животных поражает и человека); хламидиоз, о котором раньше никто не слышал; большое число разновидностей вируса болезни Боткина (инфекционный гепатит) и многие другие. Вернулись и старые болезни. Например, туберкулез, о котором в недавнем прошлом стали забывать. Это дополнительные факторы или причины, которые разрушают здоровье современного человека.

Что же следует понимать под термином «профилактика»? Профилактика – это система мер (коллективных или индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Заболевания возникают в результате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособительно – компенсаторные возможности организма, а также передаются от больного человека, бациллоносителя, или больного животного здоровому.

В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения несколько лет назад. В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Согласитесь, что только одно простое перечисление заняло бы много места. Но, конечно, заслуживает внимания упоминание первых трех. Это гиподинамия (недостаток движения), неправильное питание (и прежде всего избыточный вес) и вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ). Четвертое место занимает неблагоприятная экологическая обстановка во многих странах мира. Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. Об этом целесообразно издать отдельную книгу. Ниже, в последующих главах, речь пойдет о первых трех факторах – не только потому, что они занимают первые места, преобладают над всеми остальными, но и потому, что их неблагоприятное влияние есть результат неправильного поведения самого человека, недостаточного воспитания, отсутствие у него простых и ясных знаний о разрушающем действии на здоровье каждого фактора в отдельности.

Таким образом, здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Существует несколько подходов к определению понятия ЗОЖ. Наиболее часто перечисляются различные составляющие характеристики ЗОЖ, которые тот или иной автор считает необходимым учесть. Например, Б.А. Воскресенский полагает, что понятие ЗОЖ включает в себя правильно организованный физиологически оптимальный труд, нравственно – гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, активный двигательный режим, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и экологическое воспитание.

По мнению В.С.Попова в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

  1. отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

  2. оптимальный двигательный режим;

  3. рациональное питание;

  4. закаливание; личная гигиена;

  5. положительные эмоции.

При анализе понятия «здоровый образ жизни» авторы включают самые различные вопросы, прямо или косвенно связанные со здоровьем человека: проблемы антиалкогольной, антинаркотической и антиникотиновой пропаганды, ритмичность чередования труда и отдыха (режим), двигательная активность, закаливание, рациональное воспитание, борьба со стрессом, профилактика самоотравлений, проблематика сексуальных отношений и профилактика венерических заболеваний, влияние экологических факторов, вопросы рационального питания, борьба с вредными привычками и многое другое.

Помимо перечисленных выше аспектов В.В. Колбанов и Г.В. Зайцев уделяют особое внимание природным факторам красоты и здоровья, способам формирования красивого и гармонического телосложения.

Различные подходы к пониманию феномена «здорового образа жизни» позволяет сделать вывод о том, что он объединяет все, что способствует выполнению человеком, профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Проанализировав подходы к здоровому образу жизни, мы остановились на определении, которое дала Л.И.Алешина – «ЗОЖ – это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различных деятельностей (учебной, бытовой, общественной), отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиций ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности».

Отсюда следует, что процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся будет эффективным при формировании у них здорового образа жизни на основе ценностно – мотивационных установок на здоровье. При этом правильное и осознанное отношение к своему здоровью становится показателем общей воспитанности личности.

К сожалению, в иерархии потребностей удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте т.е, должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается школьников. Но школьники, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная.

Вредные привычки
Любознательность является одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило, проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие познавательных наклонностей.

Молодые люди, чаще подростки, пробуют употреблять наркотики в первую очередь с познавательной целью, чтобы испытать их действие на себе.

Подавляющее большинство подростков знакомятся с наркотиками (алкоголь, курение, каннабис – марихуана, киф, гашиш) в компании своих сверстников или старших по возрасту и опыту людей, имеющих уже так называемую лекарственную зависимость.

Подросток пробует какой-то препарат или курит травку, находясь под воздействием одурманивающего действия и психологии «стадного чувства», постепенно втягивается в этот процесс. И после 3 - 4-го раза он ощущает тягу к препарату и независимо от своей воли ищет возможность вновь и вновь ощутить это неестественное состояние души и тела.

В настоящее время в Росси проблема наркомании и токсикомании является одной из актуальных. По данным центральной прессы и компетентных органов, считается, что больных, зависимых от наркотических веществ, у нас около 20-24 % , то есть. В каждой четвертой семье знают на себе действие наркотиков. По образному выражению специалистов – «… Россия посажена на иглу … и происходит мучительная ломка».

За последние 20 лет препараты опия и других наркотических веществ, включая героин, употребляют молодые люди Великобритании, Франции, Ирана, Швеции и других стран.

Основной в настоящее время особенностью считается то, что употребляют наркотические средства дети и подростки, принадлежащие к привилегированным группам, а не только выходцы из семей с низким социально-экономическим положением, групп риска, как их иногда именуют, куда относятся неполные семьи, семьи алкоголиков, наркоманов, имеющих генетические отклонения и дефекты в воспитании.

Доказано, что курение играет большую роль в развитии многих заболеваний, основными их которых являются: ишемическая болезнь сердца, рак легкого, хронический бронхит и эмфизема. Кроме этих болезней, часто вызывающих смерть, курение приводит к стойкой нетрудоспособности в результате болезней сердца, сосудов и органов, расположенных в грудной клетке.

Воздействие курения на здоровье человека определяется индивидуальными особенностями каждого курильщика. Последствия курения вредны, но появляются они через много лет, поэтому связь с этой вредной привычкой не является очевидной. Об этом говорят клинические наблюдения. Вот данные экспертов ВОЗ:

- смертность среди курящих сигареты приблизительно на 30-80 % больше, чем среди некурящих;

- смертность возрастает с увеличением количества выкуриваемых сигарет;

- смертность среди курящих пропорционально выше среди лиц в возрасте 45-55 лет, чем среди более молодых или пожилых людей;

- смертность выше среди людей, начавших курить в молодом ;

- смертность выше среди тех курящих сигареты, кто затягивается дымом;

- смертность среди бросивших курить ниже, чем среди тех, кто продолжает курить;

- курильщики трубок или сигарет в целом умирают не чаще, чем некурящие, так как они курят умеренно, не затягиваются;

- среди тех, кто курит часто или затягивается, показатель смертности на 20-40 % выше, чем среди некурящих.

Заключение
Вопрос, связанный со здоровьем, стоит на одном из первых мест в жизни каждого, и почти для каждого эта проблема – нерешенный вопрос. Очень часто мы полагаем, что здоровье, благополучие, счастье обеспечат нам другие – родители, государство, врач, учитель, экстрасенс. Но человек может и должен позаботиться о себе сам. Наше здоровье – в наших руках. Эту простую истину должен понять каждый.

Поняв это, нужно попытаться вернуться к той гармонии со всеми природными силами, которую человек теряет с развитием цивилизации. И, в конце концов, цивилизованный образ жизни должен стать синонимом здорового образа жизни. Необходимо искоренять невежество в области здоровья нашего собственного организма. Важно вооружиться знаниями и умениями и прислушиваться к себе.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит природа. Разве можно без него жизнь быть интересной и счастливой? Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая. Что потерять здоровье легко, а вот восстановить его очень трудно.

Сколько людей, утратив здоровье и приобретя «комплект» всевозможных болезней, набрасываются на модные лекарства и ждут мгновенного исцеления. А облегчение не приходит. Они продолжают глотать порошки, таблетки, микстуры и не хотят задуматься, в чем же причина болезни, почему утрачена бодрость, ловкость, сила. Ответ на эти вопросы зачастую очень прост. Всему виной неправильный образ жизни, который они вели раньше и продолжают вести до сих пор.

Список использованной литературы:


  1. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. – 1999. – № 2. – С. 23-31.

  2. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. - М., 1987. - С. 39.

  3. Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация //Валеология. – 2006. - № 1. – С. 53.

  4. Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни. – М., 1999.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации