Безопасность жизнедеятельности и охрана труда - файл n1.doc

Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Скачать все файлы (208 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc208kb.04.02.2014 15:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4


План

1. Цель, содержание и объект изучения БЖД. Средства познания, аксиома о потенциальной опасности.

2. Инструктажи и обучение по ОТ. Аттестация уровня знаний работающих.

Задача 1

Задача 4

Задача 6

Список использованных источников

1. Цель, содержание и объект изучения БЖД. Средства познания, аксиома о потенциальной опасности.
Известно, что «жизнь — форма существования материи». Это по­зволяет утверждать, что человек существует в процессе жизнедея­тельности, состоящем из его непрерывного взаимодействия со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей. Понятие «жиз­недеятельность» шире понятия «деятельность», поскольку включает в рассмотрение не только трудовой процесс человека, но и условия его отдыха, быта и миграции в окружающей среде.

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Причины возникновения и формирования учения о БЖД в Рос­сии — это потребности общества и человека в защите от опасностей. Потребности общества:

Потребности человека:

Стремление к сохранению здоровья, активной деятельности и долгой жизни является одной из важнейших потребностей и функ­ций человека на всех этапах его эволюции. Цицерон утверждал: «Пре­жде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь».

По значимости потребность в обеспечении безопасности всегда занимала и занимает ведущее место после первоочередной потребно­сти человека в обеспечении себя и своих близких пищей, водой и воз­духом.

Основная цель учения о БЖД — формирование и широкая пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних причин.

Важно понимать, что значение знаний о БЖД не ограничивается прямыми успехами в снижении смертности людей. Оно неизмеримо шире, поскольку уменьшение смертности репродуктивной и дорепродуктивной групп населения неизбежно будет сопровождаться по­зитивным влиянием на показатели рождаемости и средней продол­жительности жизни населения. Это позволяет также утверждать, что достижение основной цели БЖД будет способствовать и позитивно­му решению демографических проблем в России.

Значение этих проблем для нашей страны трудно переоценить, поскольку, по прогнозам, России в обозримом будущем грозит выми­рание. Важнейшая задача, стоящая сейчас перед обществом и госу­дарством, — стабилизировать численность населения России, сохра­нить ее генофонд. Решение этой задачи многовариантно, а по уровню важности она близка к национальной идее.

Содержание учения о БЖД

Жизнь человека требует определенного сочетания условий обита­ния. Если все условия среды обитания благоприятны, за исключени­ем одного, то именно это условие становится решающим для жизни рассматриваемого организма. Оно лимитирует развитие организма. В соответствии с законом Либиха выносливость организма определя­ется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Разрушение организма возможно и под действием совокупности внешних факторов, т. е. при их сочетанном воздействии.

Результат негативного внешнего влияния на организм зависит от свойств и параметров потока воздействия, а также от свойств орга­низма.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), индивидуальная продолжительность жизни людей во многом связана с условиями их жизнедеятельности.

Данные ВОЗ отчетливо свидетельствуют о том, что здоровье чело­века зависит во многом (до 70 %) от его поведения и состояния среды обитания. В профилактике негативного влияния этих факторов раз­личают три главных направления: личное безопасное поведение че­ловека, реализацию общественных (коллективных) мер по безопас­ности деятельности и обеспечение качественного состояния среды обитания.

Личные меры безопасности связаны с рациональным выбором места жительства, соблюдением правил и норм охраны труда, следо­ванием традициям здорового образа жизни, которые могут сущест­венно продлить жизнь каждого человека и его близких, избавить их от преждевременной старости и гибели.

На каждом этапе социально-экономического развития страны значительное позитивное влияние на здоровье населения оказывают коллективные меры безопасности. Они направлены на реализацию безопасных условий деятельности и быта; эффективную работу сис­тем предупреждения и защиты населения от техногенных и естест­венных катастроф. Эффективность коллективных мер во многом обу­словлена успешным взаимодействованием государственных струк­тур, ответственных за их реализацию, наличием законодательно-нор­мативной базы, использованием современных средств и методов защиты людей от негативных взаимодействий.

Обеспечение качественного состояния среды обитания достигает­ся главным образом в результате рационального обращения с ресур­сами и отходами, использования в условиях техносферы объектов экономики, машин и технологий, соответствующих нормативным требованиям по безопасности и экологичности.

Создатели учения о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере считают, что значительную роль, если не сказать опре­деляющую, в рациональном использовании личных и коллективных мер защиты в создании качественной среды обитания играет уровень владения каждым человеком знаниями об опасностях окружающего нас мира и способах защиты от них, что и составляет основу понятия «культура безопасности». Эффективное использование этих знаний позволяет существенно сократить людские потери от нарушения здо­рового образа жизни, пренебрежения опасностями, нерационально­го выбора условий проживания и т. п. Умелое использование этих знаний даже при наличии экономических трудностей в стране позво­ляет создавать для человека малоопасные жизненные условия, гаран­тирующие ему сохранение здоровья и максимально возможную про­должительность жизни.

Научно-практическое сопровождение задач сохранения здоровья и жизни людей, взаимодействующих с техническими системами, реа­лизующих технологические процессы и проживающих в современ­ной техносфере, во многом достигается на основе научных знаний о БЖД человека.

Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив ее негативное вливлияние на человека и природу до допустимых уровней. Достижение этих целей взаимосвязано. Решая задачи обеспечения безопасности человека в техносфере, одновременно решаются задачи охраны природы от губительного влияния техносферы.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой.

Новая область научных знаний — наука о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере и соответствующее ей содержание понятия культура безопасности формируются сейчас на основе нако­пленного ранее богатого практического опыта решения прикладных задач (защита от вибраций, шума, электромагнитных полей, механи­ческого травмирования и др.) и позитивных попыток использования фундаментальных основ науки.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

Объект изучения в БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “человек – среда обитания”, негативно воздействующих на человека и природную среду.

В жизненном цикле человека состояние системы “человек – среда обитания” многовариантно. Наиболее характерными являются системы:

Во всех вариантах системы “человек – среда обитания” постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором.

Приоритет в формировании и развитии негативных ситуаций практически во всех случаях остается за человеком. Лишь при стихийных бедствиях ему отводится соподчиненная роль.

Для правильного понимания негативных явлений, происходящих в системе “человек – среда обитания”, и достижение условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, необходимо изучение элементов, составляющих систему, и явлений, происходящих в ней.

Предметом изучения в БЖД являются:

Основные функции БЖД - обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

Средствами познания в БЖД являются: наблюдение моделирование, эксперимент, математическая статистика, анализ, синтез, прогнозирование и т.д. Основу познания составляют законы естественного мира, профессиональной медицины (гигиены труда) и социальных явлений. К ним, прежде всего, относятся законы физики, химия, биологии, медицины и общественно-производственных отношений, а также законы об охране труда и окружающей природной среды и др.

Аксиома о потенциальной опасности

Аксиома 1. Любая техническая система потенциально опасна. Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере и проявляется при определенных условиях. Ни один вид технической системы при ее функционировании невозможно достичь абсолютной безопасности.

Аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия человека со средой обитания:

Одним из главных понятий безопасности жизне­деятельности является так называемая «аксиома о потенциальной опасности».

Анализ общественной практической деятельнос­ти дает основание для утверждения о том, что лю­бая деятельность потенциально опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Напри­мер, мы не ощущаем до определенного момента уве­личение концентрации СО2 в воздухе. В норме ат­мосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. Постоянно в помещении, например, в аудитории, концентрация С02увеличивается. Угле­кислый газ не имеет цвета, запаха и нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. Но в це­лом организм человека, пребывающего системати­чески в таких условиях, отреагирует сложными фи­зиологическими процессами; изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением арте­риального давления» Это состояние (гипоксия) мо­жет повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может приве­сти к травматизму и т. д.

Потенциальная опасность как явление — это воз­можность воздействия на человека неблагоприят­ных или несовместимых с жизнью факторов.

Аксиома о потенциальной опасности предусмат­ривает количественную оценку негативного воздей­ствия, которое оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Риск опреде­ляется как отношение тех или иных нежелатель­ных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

В мировой практике находит признание концеп­ция приемлемого риска, т. е. риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать до­стигнутый уровень безопасности. Для обычных об­щих условий приемлемый риск гибели для человека принимается равным 10~6 в/год т. е. 1 на 1000000 случаев в год. Степень риска оценивается в миро­вой практике для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.

Аксиома 2. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Аксиома 3. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например, при аварии на ЧАЭС.

Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоноразрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.

Аксиома 5. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно. Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему "человек - техносфера". Одновременно существует и система "техносфера - природная среда". Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вышеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

Аксиома 6. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.
БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».

Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.
2. Инструктажи и обучение по ОТ. Аттестация уровня знаний работающих.
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации