Шпаргалка по логике - файл n1.docx

Шпаргалка по логике
Скачать все файлы (102.9 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx103kb.01.02.2014 19:29скачать

n1.docx

  1   2   3
1. Понимание процесса познания как процесса отражения.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения: ощущение, восприятие и представление. Ощущение —субъективный образ объективной действительности, оно всегда одноаспектно. Восприятие — это уже целостный образ предмета, комбинация ощущений, благодаря которой объект воспринимается как нечто целое. Представление как чувственное отражение объекта позволяет воспроизвести его мысленно, когда он перед нами отсутствует. Специфика чувственного познания заключается в том, что оно формируется в результате непосредственного взаимодействия с внешним миром: сами чувственные образы выступают как нечто непосредственно данное. В чувственных образах объективное содержание и субъективная форма даны в их непосредственном единстве. Второй неотъемлемой частью процесса человеческого познания является абстрактное(рациональное) мышление, которое осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Понятие как отражение существенных свойств изучаемых объектов, благодаря своей знаковой форме, не обладает наглядностью, объединяя в себе абстрактные признаки вещей («элементарная частица» в физике.). Человеческая мысль движется от менее абстрактных понятий ко все более абстрактным. Определенная связь понятий представляет суждение. Поскольку сущность абстрактного мышления состоит в установлении связей и отношений, то содержание понятий можно раскрыть только через установление связей и отношений между ними. Умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики. Логические законы — это обычные отношения вещей. Поскольку сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира, и все его формы являются копиями соответствующих объектов, то центральным вопросом теории познания является вопрос об отношении наших знаний к объективному миру. Этот вопрос рассматривается в теории истины. Истина — это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет следующие главные характеристики. Во-первых, это — объективность истины как такой части знаний, содержание которой от нас не зависит. Во-вторых, по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия. На чувственной ступени познания эта форма определена предысторией человека и особенностями биохимических и физиологических процессов. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы мы используем и при каких условиях ведем познание. В-третьих, это — абсолютность истины как той части знаний, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует только как тот предел, к которому стремится наше знание. В-четвертых, это — относительность истины как приблизительное, верное лишь при определенных условиях, знание. Знание относительно потому, что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии, в то время как на каждом уровне познания мы имеем дело с его конечными формами.

2 Мышление и язык.

МЫШЛЕНИЕ - категория, обозначающая познавательную деятельность - традиционный предмет философствования. Язык – система символов (или знаков), отображающая эмпирические и абстрактные объекты. Язык служит средством общения и взаимодействия между людьми. Следует различать естественные и искусственные языки. Естественные языки сложились исторически как средство общения и взаимодействия. В их задачу входит фиксация и перенос разнообразнейших сообщений. Искусственные языки возникли для преодоления содержательной многозначности и неопределенности. Мышление и язык — две предполагающие друг друга стороны процессов познания и общения. Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта: а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.

Являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык обеспечивает мыслям человека реальное существование. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее формировании. Язык и мышление не тождественны. Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.
Во-вторых, строение языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение и другие. В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание. В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта. Язык и мышление оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, мышление воздействует на язык. Это осуществляется следующим образом: - мышление предоставляет содержательную основу для языка; - мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности; - в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепляемых в языке;- мышление определяет уровень языковой культуры;- обогащение мышления ведет к обогащению языка. С другой стороны, язык оказывает влияние на мышление по следующим направлениям: - язык является средством формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;- язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова тех или иных мыслей у партнера, их выражение во внешней речи;
- язык представляет собой средство для моделирования мысли;- язык предоставляет человеку возможность управлять своими мыслями, так как им придается конкретная форма;
Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно: они находятся в единстве, имеют определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга.
3. Предмет логики. Логика как наука.

Логика — это наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины. Логика – сложный, многогранный феномен духовной жизни человечества. Именно поэтому в современном языке этот термин имеет множество значений. Термин «логика» происходит от латинского слова«logos», что значит «мысль», «слово», «разум». В настоящее время можно выделить несколько основных значений логики. Логика – последовательная связь предметов и явлений окружающего мира(«логика вещей», «логика исторического развития»). Логика – закономерности в связях и развитии мысли.(«женская логика», «логика рассуждения») Логика – это наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истинному познанию. Логика - одна из древнейших наук. Ее основателем считается величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления, обстоятельно исследовал категории "понятие" и "суждение", подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

Античную логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название происходит от основного принципа такой логики как науки, который гласит, что правильность рассуждения определяется только его логической формой или структурой и не зависит от конкретного содержания входящих в него высказываний. В современной логике этот принцип не всегда выдерживается. Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.
4.Закон тождества.

Закон тождества — закон логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Предпосылкой его выполнимости является возможность различения и отождествления тех объектов, о которых идёт речь в данном рассуждении. Мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Важнейшее свойство мышления - его определённость - выражается данным логическим законом. Впервые закон тождества сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика». В формальной логике закон тождества принято выражать формулой: \!a есть \!a, или \!a\!=\!a, где под \!a понимается любая мысль.Символическая логика при построении исчислений высказываний оперирует формулами  a\to a (читается: \!a влечет \!a) и \!a ? \!a (Читается: \!a равнозначно \!a), где \!a ? любое высказывание, \to – знак импликации, ? – знак эквивалентности. Эти формулы соответствуют закону тождества. Под тождественностью мысли самой себе, в формальной логике понимается тождественность её объёма. Это означает, что вместо логической переменной \!a в формулу "\!a есть \!a" могут быть подставлены мысли различного конкретного содержания, если они имеют один и тот же объём. Вместо первого \!a в формуле "\!a есть \!a" мы можем подставить понятие. Закон тождества универсален, то есть охватывает все формы мышления, всякую мысль вообще. Из объективно действующего в нашем мышлении закона тождества вытекают следующие требования:

1) В процессе размышления о каком либо предмете, необходимо, чтобы предмет мысли оставался тождественным самому себе. 2) В процессе размышления понятия должны употребляться в одном и том же определённом значении. Мысль тождественна самой себе, если она однозначна.


5. Закон противоречия.

Закон непротиворечия (закон противоречия) — закон логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих либо противоположных) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них необходимо ложно. Закон противоречия является фундаментальным логическим законом, на котором построена вся современная математика. Закон противоречия говорит о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными. Символически он выражается следующей тождественно-истинной формулой: ¬ (а ? ¬ а), (читается: «Неверно, что а и не а»), где а — это какое-либо высказывание. Говоря иначе, логический закон противоречия запрещает что-либо утверждать и то же самое отрицать одновременно. Закон противоречия распространяется только на несовместимые понятия. Данный закон имеет важную особенность: он действует в определенных границах и распространяется не на все суждения, а только на несовместимые. Напомним, что несовместимыми называются суждения, которые одновременно не могут быть истинными. Несовместимость бывает двух видов: противоположная («самолет вылетает днем» — «самолет вылетает ночью») и противоречащая («Вы мне друг» — «Вы мне не друг». Кстати, это не означает, что «враг»). 
6.Закон исключенного третьего.
Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих понятий. Противоречащими и называются два суждения, в одном из которых что—либо утверждается (отрицается) о каждом предмете некоторого множества, а в другом отрицается (утверждается) о некоторой части этого множества. Закон исключенного третьего формулируется следующим образом: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, так как одно из них необходимо истинно (a есть либо b, либо не – b). Закон исключенного третьего может быть выражен следующий формулой: pv]p, где p – любое высказывание, ]p – отрицание высказывания р, v – знак дизъюнкции. Таким образом, истинно либо утверждение какого—либо факта, либо его отрицание. Этот закон также был выдвинут Аристотелем.  Закон исключенного третьего выражает последовательность и непротиворечивость мышления, не допускает противоречий в мыслях. Конечно, закон исключенного третьего не может указать, какое именно из двух суждений истинно, для достижения этого необходимо использовать другие средства. Значение этого закона заключается в том, что он указывает направление в отыскании истины: возможны только два решения вопроса, и только одно – истинно. Это необходимо в точных науках, юридической практике. Большое применение находит закон исключенного третьего в процессе доказательства, например доказательства от противного.

7.Закон достаточного основания.

На основе одного из принципов правильного мышления (доказательности), строится закон достаточного основания. Закон достаточного основания гласит: «Положение считается истинным только в том случае, если для него может быть сформулировано достаточное основание (если есть а, то есть и его основание b)». Достаточное основание – положение, которое является заведомо истинным и из которого логически вытекает обосновываемое положение. Истинность основания может быть или доказана опытным путем, или выведена из истинности других положений. Закон достаточного основания в современной интерпретации был впервые сформулирован Г. Дж. Лейбницем.  Достаточным основанием мысли может являться личный опыт каждого человека, так как истинность некоторых суждений подтверждается путем их непосредственного сопоставления с действительностью. Однако личный опыт человека ограничен. Это обусловливает необходимость человека опираться в своей деятельности на общественный опыт. Достаточным основанием не могут выступать различные суеверия и предрассудки. Общественный опыт выражается в законах и аксиомах, истинность которых подтверждена практикой человека и не нуждается в новом подтверждении. Если из истинности суждения a следует истинность суждения b, то а будет основанием, а b – следствием. Связь основания и следствия является отражением в мышлении объективных, причинно—следственных связей, связей, которые выражаются в том, что одно явление (причина) порождает другое явление (следствие).
8. Понятие как форма мышления. Понятие и слово.Формы мышления - это формальные структуры мыслей. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение. Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Понятие помогает выделить определенные классы вещей и отличить их друг от друга. Понятие выступает как результат мысленного выделения существенных свойств вещей и их обобщения посредством отличительных признаков. Признаками называются черты сходства или различия предметов. Сходные признаки именуются общими, в них находит выражение тождество предметов в некотором отношении. Роль признаков выполняют качества, свойства, связи и отношения. Признаки делятся на простые и сложные,положительные и отрицательные. Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей — словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях. Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. В любом языке существуют омонимы и синонимы. Омонимы— это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия. Синонимами называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреблять их в строго определенном смысле. Слова и словосочетания, имеющие определенный смысл и обозначающие какой-либо предмет, называются именами. В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология — система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной науки или родственной группы наук
9. Объем и содержание понятия.

Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем.  Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.
Объем понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Содержание и объем понятия тесно взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимосвязь в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия влечет за собой уменьшение его объема и наоборот. Данный закон, таким образом, указывает на взаимозависимость содержания и объема в понятии: чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав и наоборот. При этом необходимо иметь в виду, что действие данного закона не распространяется на понятия с нулевым объемом. Понятие, фиксируя существенное и отвлекаясь от несущественного в предметах и явлениях, может развиваться за счет обогащения своего содержания и объема. Так как понятие определенным образом связано со словом, то его объем и содержание связаны со значением и смыслом – важнейшими характеристиками слова. Значение (денотат, референт) – это обозначаемый словом предмет или класс предметов, их свойства и другие характеристики. Смысл (сигнификат) показывает, какая информация содержится в слове.
10. Операции обобщения и ограничения понятий.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации