Наставления - Постановление правительства - Основные направления демографического развития Новосибирской области до 2015 года - файл n1.doc

Наставления - Постановление правительства - Основные направления демографического развития Новосибирской области до 2015 года
Скачать все файлы (193.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc194kb.12.01.2014 11:31скачать

n1.doc

  1   2   3
Об Основных направлениях демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2003 года N 13


Об Основных направлениях демографического развития
Новосибирской области на период до 2015 года 

_________________________________________
Утратило силу на основании
постановления губернатора области от 29.12.2007 N 539
___________________________________________
     В целях улучшения демографической ситуации, создания условий для оптимизации процессов естественного воспроизводства и сокращения естественной убыли населения, последующей стабилизации численности населения области
      

ПОСТАНОВЛЯЮ:

     
     1. Утвердить прилагаемые Основные направления демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года (далее - Основные направления) и планпервоочередных мероприятий по их реализации.
     
     2. Считать важнейшей задачей деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области реализацию мер, способствующих позитивному демографическому развитию области, в том числе: повышению доходов населения, сокращению преждевременной смертности и улучшению здоровья населения, улучшению экологических условий и охраны труда, формированию здорового образа жизни, медицинского обслуживания населения, развитию физической культуры, спорта, отдыха и туризма.
     
     3. Департаменту экономического развития и промышленности администрации области (Федоров В.Л.) при разработке планово-прогнозных документов и определении главных задач социально-экономического развития области исходить из приоритетности целей, намеченных Основными направлениями.
     
     4. Руководителям департаментов, управлений и комитетов администрации области направлять проекты законодательных и иных нормативных правовых актов администрации области, областных целевых программ в управление труда и занятости населения администрации области для согласования на соответствие целям и задачам Основных направлений.
     
     5. Управлению труда и занятости населения администрации области (Инина Н.Д.) совместно с управлениями и комитетами администрации области ежегодно проводить мониторинг демографических процессов на территории области.
     
     6. Заместителям главы администрации области Денисову В.Н., Сапожникову Г.А. организовать проведение научных исследований по приоритетным направлениям демографического развития области.
     
     7. Рекомендовать главам территориальных администраций районов области, главам муниципальных образований городов областного значения, мэру Новосибирска ежегодно разрабатывать мероприятия по реализации Основных направлений.
     
     8. Рекомендовать общественным объединениям, объединениям работодателей, предприятиям и организациям принять активное участие в выполнении задач, определенных Основными направлениями.


     9. Опубликовать настоящее постановление в газете "Советская Сибирь".

     
     10. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Денисова В.Н. 
В.А.Толоконский 

 
Основные направления демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением главы
администрации области
от 13.01.2003 N 13 


Основные направления демографического
развития Новосибирской области
на период до 2015 года 

 
Содержание
     I.   Современная демографическая ситуация в Новосибирской области
     II.   Цели и задачи демографического развития Новосибирской области
     III.   Основные направления демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года 1.   Повышение доходов населения
     1.1.   Повышение доходов работающего населения
     1.2.   Повышение доходов пенсионеров
     1.3.   Рост доходов от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства
     1.4.   Адресная поддержка малоимущих граждан
    2.     Сокращение    преждевременной    смертности    и    улучшение здоровья населения
     2.1.   Улучшение экологических условий
     2.2.   Улучшение охраны труда
     2.3.   Предотвращение преступлений против жизни и здоровья населения, несчастных случаев и катастроф
    3.     Формирование общественных норм, определяющих позитивное демографическое развитие
     3.1.  Семья с двумя и более детьми - форма гармоничной жизнедеятельности личности
     3.2.   Формирование здорового образа жизни
     3.3.   Развитие физической культуры, спорта, отдыха и туризма
    4.     Развитие медицинского обслуживания населения
     4.1.   Улучшение репродуктивного здоровья населения
     4.2.   Улучшение здоровья детей
     4.3.   Приоритеты    медицинского    обслуживания    населения    по снижению заболеваемости и инвалидности
     5.   Поддержка социально уязвимых групп населения
     5.1.   Поддержка детей
     5.2.   Поддержка инвалидов
     5.3.   Поддержка молодежи
    6.   Формирование миграционной привлекательности территории
    7.   Территориальные аспекты демографического развития
     IV.   Механизм  реализации  Основных  направлений демографического развития Новосибирской области
    

 
I. Современная демографическая ситуация в Новосибирской области

     
     Ухудшение социально-экономического положения в 90-х годах в области и в стране в целом, обострение негативных демографических факторов социально-экономического,     медико-экологического и морально- психологического характера повлекли за собой депопуляционные процессы, затронувшие в разной степени всю территорию области. В результате за период 1992-2001 г.г. численность населения области уменьшилась на 37,6 тыс. человек или 1,4%. К началу 2002 года наличное население области составило 2720,9 тыс. человек против 2758,5 тыс. человек, проживавших на территории области в 1992 году.
     Депопуляция населения области, обусловленная как низким уровнем рождаемости, так и высокой смертностью населения, выступает главной составляющей сложившегося демографического кризиса.
     Уровень рождаемости в области находится ниже черты простого воспроизводства населения. Значение суммарного коэффициента рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение жизни) составило 1,12, в то время как для обеспечения простого воспроизводства населения его значение должно быть не ниже 2,15. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению населения. В настоящее время каждый пятый житель области старше трудоспособного возраста.
     Динамика рождаемости в области за предыдущие годы - это, прежде всего, реакция на происходящие в обществе социально-политические и экономические процессы. Неопределенность социальных и экономических перспектив, незащищенность личности, снижение жизненного уровня и страх за своих близких, приводят к модификации демографического поведения. Люди отказываются от желаемого числа детей, откладывая рождения вторых и третьих детей до лучших времен.
     Вместе с тем в последние три года реализация мероприятий по улучшению демографической ситуации и вступление в активный детородный возраст молодежи, родившейся в конце 70-х начале 80-х годов, способствовали положительной динамике роста рождаемости (8,4 промилле в 2000 году, 9.1 промилле в 2001 году, 10,0 промилле за январь-сентябрь 2002 года). Численность родившихся в среднем за год составила 25,0 тыс. человек).
     Другой причиной депопуляции населения области является высокий уровень смертности. Начиная с 1992 года число умерших в области стабильно превышает численность родившихся. Естественная убыль населения за период 1992-2001 г.г. составляла в среднем 15,0 тыс. человек в год.
     В структуре причин смертности продолжают лидировать болезни системы кровообращения, на их долю приходится более половины всех смертельных исходов. Особую тревогу вызывает смертность населения в трудоспособном возрасте, она наиболее высока среди трудоспособных мужчин, что в условиях высокой демографической нагрузки на трудоспособное население пенсионерами и детьми становится еще более актуальным. Главными причинами смерти мужчин трудоспособного возраста являются несчастные случаи, отравления и травмы (41,0%).
     Негативное влияние на здоровье населения оказывают неблагоприятная экологическая среда, наследственный фактор, криминальная обстановка, неудовлетворительные условия и охрана труда.
     К факторам, воздействующим на состояние здоровья населения, относятся уровень благосостояния населения, образ жизни граждан, уровень развития здравоохранения, организация поддержки социально уязвимых групп населения, развитие физической культуры, спорта и отдыха.
     Частично сокращение численности населения области вследствие его естественной убыли в предыдущие годы компенсировало положительное сальдо миграции. Но по ряду экономических, социальных и прочих причин с 1994 года, в котором миграционный прирост превысил 20,0 тыс. человек, в области наблюдается стабильное сокращение миграционного прироста населения, обусловленное общим снижением его миграционной активности. И, как следствие, доля позитивного влияния миграции на численность населения области из года в год сокращается. В 2001 году миграционный прирост населения составил 1,4 тыс. человек. В 2002 году тенденция сохраняется.
     Интегрированным показателем, характеризующим состояние здоровья населения, а также в целом уровень жизни населения области, является показатель "ожидаемая продолжительность жизни". Несмотря на некоторый рост, она остается низкой: среднестатистический мужчина - житель области -практически не перешагивает порог пенсионного возраста. В 2001 году этот показатель составил у женщин 72,7 лет, у мужчин - 60,2 лет.
     В сложившихся условиях предпринимались меры, направленные на стабилизацию демографической ситуации. На территории области реализуются целевые программы по решению проблем молодежи, поддержке детей, социальной поддержке населения, развитию жилищного строительства, охране здоровья и др. Однако негативные тенденции в демографическом развитии остаются пока достаточно устойчивыми.
     В силу инерционности демографических процессов естественная и общая убыль населения сохраняет устойчивый и долговременный характер. По прогнозу Государственного комитета Российской Федерации по статистике численность постоянного населения области будет сокращаться. Предполагается, что к 2015 году численность населения области по сравнению с 2002 годом уменьшится на 142,0 тыс. человек (5,2%) и составит 2576,0 тыс. человек. При этом численность городского населения сократится на 91,0 тыс. человек (4,5 %), а сельского - на 51,0 тыс. человек (7,2%).
     К 2015 году доля лиц старших возрастов в общей численности населения составит 24,7% и в 1,5 раза превысит численность лиц в возрасте 0-15 лет. Доля населения в трудоспособном возрасте будет расти с 61,8% в 2002 году до 64,0% в 2006 году за счет вхождения в этот возраст лиц, родившихся в 80-е годы, а затем с 2007 года численность населения в трудоспособном возрасте начнет уменьшаться. Это приведет к сокращению численности трудовых ресурсов, увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население.     
     Сложившаяся ситуация диктует необходимость концентрации усилий всех уровней органов исполнительной власти и местного самоуправления, усиления взаимодействия с организациями и общественными объединениями, обеспечения комплексности и системности в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для улучшения демографической ситуации на территории области.
     

 
II. Цели и задачи демографического развития Новосибирской области

Целями демографического развития области до 2015 года являются постепенная стабилизация численности населения и формирование социально-экономических предпосылок к последующему демографическому росту.

     Для достижения  поставленных целей потребуется:

     повысить реальные доходы населения и на этой основе улучшить базовые условия его жизнедеятельности;
     создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, престарелых и инвалидов, улучшить условия жизнеобеспечения детей;
     обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем жителям области доступность медицинской помощи, социального обслуживания, отдыха;
     улучшить здоровье населения и увеличить ожидаемую продолжительность жизни, осуществить меры по стимулированию рождаемости и укреплению семьи;
     совершенствовать механизм регулирования миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения области. 
     Главным приоритетом демографической политики на современном этапе является улучшение качества жизни населения, прежде всего, улучшение состояния здоровья, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной, смертности, что будет способствовать расширенному воспроизводству населения.
     

 
III. Основные направления демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года

III. Основные направления демографического развития
Новосибирской области на период до 2015 года 

 
1. Повышение доходов работающего населения

Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на динамику демографических показателей, является уровень доходов населения. Период неблагоприятных демографических тенденций совпадает с падением доходов населения в 90-х годах. За годы реформирования экономики значительно снизились реальные доходы населения. Рост реальных доходов населения наблюдается начиная с 2000 года. Несмотря на некоторое снижение в последние годы, уровень бедности населения сохраняется достаточно высоким.

1.1. Повышение доходов работающего населения 
Повышение занятости населения и оптимизация рынка труда 

Важнейшим условием формирования предпосылок для демографического развития является рациональный уровень занятости и повышение на его основе доходов населения и социального благополучия общества.
     В целом положение с занятостью населения области в последние годы остается стабильным. Нет массового высвобождения работников, удалось не допустить роста численности безработных, увеличилось количество вакантных рабочих мест. На 01.01.2002 число вакансий в организациях области составило 14,3 тыс. единиц, в том числе 10,8 тыс. - по рабочим профессиям. Вместе с тем в сфере занятости населения сохраняется целый ряд достаточно острых проблем. Среди них, прежде всего, дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий, при высокой доле незанятого населения, особенно в сельской местности; высокая доля среди незанятого населения молодежи, женщин с детьми и других неконкурентоспособных на рынке труда социальных групп; теневая занятость.
     Для преодоления негативных явлений в сфере занятости населения, оптимизации рынка труда намечается осуществить:
     проведение сбалансированной инвестиционной политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
     повышение эффективности использования и консолидации финансовых средств в целях реализации политики занятости, увеличения привлечения из других источников средств и, прежде всего, средств работодателей;
     разработку и внедрение механизмов социально-экономической поддержки неконкурентоспособной на рынке труда рабочей силы (женщин, одиноких родителей с детьми, членов семей, имеющих инвалидов, выпускников профессиональных учебных заведений всех уровней и т.д.), развитие малого бизнеса, сферы услуг и самозанятости, позволяющих создать условия для их трудоустройства;
     поддержку самозанятости и личных подсобных хозяйств населения в сельской местности;     
     совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающего приоритетное право жителей области на занятие вакантных рабочих мест, в том числе за счет установления квоты, соответствующей возможностям регионального рынка труда;
     усиление трудовой мотивации учащейся молодежи, содействие незанятой молодежи в получении профессионального образования до начала трудовой деятельности;

     отработку    механизма    обеспечения    сбалансированности    спроса    и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, координацию  профессионально   -   квалификационной   структуры   подготовки   рабочих   и   специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностями рынка труда;

     повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, разработки среднесрочных и долгосрочных прогнозов профессионально-квалификационной структуры работников, занятых в отраслях экономики области по укрупненным группам профессий и специальностей.
     

Политика в области оплаты труда 

     
     Заработная плата работающих по найму является основным, а для подавляющего большинства из них - единственным источником доходов.
     За годы реформирования экономики (1991-2001 годы) уровень реальной оплаты труда работников снизился на 45%. С 60% до 49% упала доля начисленной заработной платы в совокупных денежных доходах населения. Негативное влияние оказывают задержки выплаты заработной платы во внебюджетном секторе экономики.
     Вследствие этого резко снизилась воспроизводственная функция заработной платы. Размер заработной платы должен обеспечивать не только прожиточный минимум самого работника, но и находящихся на его обеспечении членов семьи. Исходя из уровня потребительских цен, сложившихся в первом полугодии 2002 года, для того, чтобы не попасть в категорию малообеспеченных, семье с двумя детьми и одним кормильцем, доход главы семьи должен составлять 8042 рубля. В то же время средняя заработная плата выше указанной величины сложилась лишь в одной сфере - финансы, кредитование, социальное страхование и пенсионное обеспечение.
     Вместе с тем в последние годы наметились тенденции к росту реальной заработной платы. Так, если в 2000 году реальная заработная плата по крупным и средним предприятиям увеличилась на 20,2%, в 2001 году - на 21,1%, то за 10 месяцев 2002 года ее рост по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 24,6%. Увеличилась доля заработной платы в денежных доходах населения с 41% в 2000 году до 49% в первом полугодии 2002 года.

     Основными направлениями политики в области оплаты труда являются:

     обеспечение роста реальной заработной платы работников с учетом результатов их работы, квалификации и профессионализма;
     создание условий для личного участия работников в своем социальном обеспечении.

     Для этого намечается:

     продолжить внедрение тарифного регулирования оплаты труда посредством включения в коллективные договоры и соглашения норм об условиях оплаты труда, установлении тарифных ставок, повышении тарифной части заработной платы;
     переход к отраслевым системам оплаты труда работников областных организаций бюджетной сферы, учитывающим квалификацию работников, их индивидуальный вклад, качественный и эффективный труд;
     снижение уровня скрытой заработной платы во всех сферах экономики области, повышение минимального размера месячной тарифной ставки 1 разряда для работников внебюджетной сферы до полутора величин прожиточного минимума трудоспособного населения;
     установление зависимости повышения заработной платы от роста производительности труда;
     погашение задолженности по выплате заработной платы во внебюджетном секторе экономики и создание условий, препятствующих ее возникновению в дальнейшем.
1.2. Повышение доходов пенсионеров 

     
     В Новосибирской области на 30.09.2002 получают пенсии 690,5 тыс. человек. Их удельный вес в общей численности наличного населения составляет 25,4%. Основными видами дохода этой части населения являются пенсии и пособия. Из общего числа лиц старших возрастов по данным балансов трудовых ресурсов заняты в экономике 73,5 тыс. человек или 13,2% .
     По состоянию на 30.09.2002 средний размер пенсии составил 1468,73 рубля или 102,4% величины прожиточного минимума пенсионера. Покупательная способность пенсии по сравнению с 1990 годом снизилась с 2,5 до 1.02 раза.
     Из общего количества пенсионеров 31,8 тыс. человек получают социальную пенсию, средний размер которой на 30.09.2002 составил 1163,3 руб. или 81,1% прожиточного минимума пенсионера. Из получателей социальных пенсий 8,0 тыс. человек (25,2%) получают пенсию в размере менее 660 рублей, что меньше стоимости продуктов питания, входящих в потребительскую корзину пенсионера.
     Отрицательное влияние на состояние пенсионного обеспечения оказало увеличение числа социальных иждивенцев при уменьшении численности занятого населения, сокращение доли заработной платы в структуре доходов населения, проблемы со своевременностью сбора страховых взносов.
     В целях стабилизации финансовых основ пенсионной системы, привлечения ресурсов для повышения уровня пенсионного обеспечения в соответствии с федеральным законодательством планируется проведение реформы системы пенсионного обеспечения, осуществление постепенного перехода к формированию пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов пенсионного страхования.
     Повышение уровня и качества жизни пенсионеров области предполагается осуществлять по следующим направлениям:
     своевременное индексирование размера пенсионных выплат в соответствии с федеральным законодательством;
     содействие развитию негосударственных пенсионных фондов, формирование профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем за счет работодателей и самих работников при усилении государственной защиты и поддержке плательщиков взносов;

     легализация неформальной оплаты труда работников;

     привлечение к финансированию пенсионной системы средств самозанятого населения.
1.3. Рост доходов от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства 
     Низкое реальное содержание оплаты труда заставляет работников, в основном бюджетных и низкооплачиваемых отраслей экономики, прибегать к дополнительной работе. Традиционными сферами дополнительной или вторичной занятости населения являются образование, здравоохранение, строительные работы и сезонная занятость в торговле. В 2001 году на крупных, средних и малых предприятиях и организациях области было занято 48,4 тыс. человек (5,2% от численности трудовых ресурсов), выполнявших работы по совместительству и договорам гражданско-правового характера. За первое полугодие 2002 года их численность составила 45,8 тыс. человек.
     Фонд заработной платы внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, составил 1064,4 млн. рублей (3,6% от общего годового фонда). За первое полугодие 2002 года он увеличился, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в 1,5 раза и составил 668,9 млн. рублей.
     Традиционным для российских семей дополнительным источником поддержания доходов и уровня жизни является личное подсобное хозяйство. По итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого в 2001 году, стоимость натуральных поступлений продуктов питания в расчете на душу населения составила 232,8 рублей или 14,2% валового дохода. Наиболее весома доля стоимости натуральных поступлений продуктов питания в валовом доходе сельского населения - 33,3%. У городских жителей она составила 8,9%.
     Доходы от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства, в определенной мере, смягчают социальные последствия проводимых экономических преобразований и являются существенными факторами, способствующими повышению уровня жизни.
     Основными направлениями повышения доходов от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства населения на ближайшую перспективу являются:
     расширение сферы использования механизмов социального партнерства и договорного регулирования в вопросах содействия работе по совместительству, созданию экономических и правовых условий для вторичной занятости населения;
     содействие созданию и развитию личных подсобных хозяйств, снижению себестоимости производимой в них продукции и росту доходов от них;
     содействие в организации закупок сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах для регионального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
1.4. Адресная поддержка малоимущих граждан 

     
     Несмотря на отмечаемое в последние годы улучшение ситуации с доходами населения, малообеспеченность остается наиболее острым фактором, влияющим на демографическую ситуацию, она опасна тем, что лишает человека возможности удовлетворять свои потребности даже на минимальном уровне. По данным за 9 месяцев 2002 года доля населения области, имеющего доход на члена семьи ниже прожиточного минимума, т.е. относящихся к категории малоимущих, составила 50,7%.
      Механизмы предоставления государственной социальной помощи нуждающимся трудоспособным гражданам должны стимулировать их к активному самостоятельному участию в преодолении малообеспеченности в увязке с федеральными и региональными программами занятости, повышению квалификации или обучению новым профессиям.
     Основными направлениями увеличения доходов малоимущих слоев населения являются:
     усиление адресности социальной поддержки населения на основе следующих принципов: нуждаемость, исключительность, срочность, заявительность;
     формирование бюджетных ресурсов для оказания адресной социальной помощи за счет сокращения безадресных субсидий производителям товаров и услуг (транспорту, жилищно-коммунальному хозяйству, связи), а также социально неоправданных льгот и выплат;
     совершенствование процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей государственной социальной помощи, а также обязательности использования ими всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации;
     внедрение контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства гражданина при получении государственной социальной помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, в программах социально -психологической реабилитации и др.);
     компенсация повышения стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг на основе жилищных субсидий.

 
2. Сокращение преждевременной смертности и улучшение здоровья населения

2. Сокращение преждевременной смертности и улучшение здоровья
населения 

Одним из существенных источников сохранения численности населения области должно стать преодоление высокой смертности населения за счет снижения преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте.
2.1. Улучшение экологических условий 
     Экологическая обстановка в области остается напряженной. Загрязнение окружающей среды на фоне неблагоприятной социально-экономической обстановки ведет к развитию заболеваний, ухудшению репродуктивного здоровья и уменьшению продолжительности жизни.
     Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в области являются автомобильный транспорт (73,3% от валового выброса), предприятия теплоэнергетики (10,4%), коммунальные котельные и низкие источники выбросов частного сектора.
     Требуется усиление контроля за качеством производящихся в области, а также ввозимых продуктов питания. Одной из неотложных проблем, стоящих перед областью, является организация удаления, обезвреживания и размещения отходов.
     Основными направлениями улучшения экологической обстановки в области являются:
     развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения населения различных возрастных групп, начиная с детского возраста и до подготовки специалистов высшей квалификации;
     совершенствование экологического контроля. укрепление природоохранных служб, увеличение объемов инвестиций в природоохранную деятельность;
     введение системы аттестации по экологии должностных лиц, деятельность которых связана с окружающей природной средой;
     совершенствование системы автомобильных дорог, строительство объездных автомагистралей;
     реализация комплекса мероприятий по оздоровлению воздушной среды в крупных населенных пунктах области, а также мер по снижению негативного воздействия радона;

     упорядочение утилизации бытовых и промышленных отходов;
     повышение эффективности лесохозяйственного производства;
     благоустройство и озеленение населенных пунктов;

     разработка концепции планировки и застройки сельских населенных пунктов с учетом увеличения поголовья скота и птицы в частном секторе (крестьянские и личные подсобные хозяйства);

     увеличение мощности очистных сооружений и повышение качества их работы;     
     оснащение   производства   современным   оборудованием   и   системами очистки производственных отходов.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации