Формирование духовно-нравственной культуры будущих учителей - файл n1.docx

Формирование духовно-нравственной культуры будущих учителей
Скачать все файлы (58.2 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx59kb.04.02.2014 13:48скачать

n1.docx

  1   2
Введение

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в сознании людей и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общественно-духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому молодежному сознанию, во многом разрушительна с точки зрения культуры личности [15, C.53].

Актуальность темы исследования. Проблема формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа является актуальной, поскольку обусловлена требованиями современного общества в подготовке нравственных личностей.

Становление духовной культуры педагога начинается в период обучения, когда будущий учитель овладевает знаниями и умениями, необходимыми для педагогической деятельности, когда развиваются профессионально значимые качества личности, формируется педагогическая позиция. Также в процессе обучения в среднем специальном учебном заведении у студента формируются основные профессиональные и духовно-нравственные культура и ценностные ориентации. А это, в свою очередь, делает особо важным выявление и максимально эффективное использование для решения данной проблемы возможностей процесса профессиональной подготовки будущих учителей в учреждении среднего профессионального образования.

С учетом этого был сделан выбор темы исследования.

В современной педагогической литературе практически отсутствуют исследования, посвященные рассмотрению проблемы формирования духовно-нравственной культуры у учащихся с учетом происшедших социально-экономических изменений в России.

Воспитание духовности в современных концепциях педагогического образования представлены в исследованиях Т.И. Власова, Т.И. Петракова.

Основополагающими методологическими идеями послужили психологические, педагогические концепции, раскрывающие общенаучные категории: «духовность» и «нравсвеннось». Это концепции Данилюка А. Я., Кондакова А. М, Тишкова В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования»; «Концепция программы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи в Юго-Восточном административном округе города Москвы»; Шестуна иг. Георгия, Захарченко М.В. Методологические основы образовательной области «Духовно-нравственная культура»

О духовной культуре и духовных ценностях написано у Власовой Т.И., Лушниковой О.Н., в словаре Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю.

Общепедагогические основы подготовки будущего учителя описаны у Павлова В. И., Андреева В.И., Щурковой Н. Е.

В статье Н.Т. Абидовой описаны психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, а также раскрыты вопросы формирования нравственного сознания и ценностных ориентаций.

Объект исследования: учащиеся-подростки как субъекты формирования духовно-нравственной культуры.

Предмет исследования: особенности духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа.

Цель: теоретически и практически рассмотреть проблему формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов достигает оптимального уровня, если:

- раскрыта концепция духовно-нравственной культуры личности.

- будут изучены основные особенности подростков.

- обоснована модель формирования духовно-нравственной культуры и будущего учителя.

Задачи исследования:

  1. Определить теоретические основы формирования духовно-нравственной культуры личности;

  2. Выявить возрастные особенности подростков;

  3. Обосновать педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры будущих учителей;

  4. Исследовать духовно-нравственную культуру студентов педагогического колледжа.

Методы исследования: Методы исследования формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя - теоретические, эмпирические явились ведущими. Общетеоретические - теоретический анализ психолого-педагогической литературы, использовались на начальном этапе работы. Эмпирические - тестирование, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, легли в основу практической работы: социологические методы - опросы; социально-психологические - тестирование; описательные - самоотчет.

1.Теоретические основы формирования духовно-нравственной культуры будущих учителей.

1.1.Понятие духовно-нравственная культура личности: сущность и характеристика.

Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности;

- ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов;

- с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. [7, С.40].

Духовность предполагает приоритет ориентации человека на широкий спектр общечеловеческих и духовных ценностей с сохранением в качестве подчиненных им всех других потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей [8, С.11].

Нравственность – ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг другу и обществу [8, С.11].

Духовность и нравственность существуют в неразрывном целостном единстве. В сочетании они составляют основу личности, где духовность -вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности [12, С.61] .

Духовность тесно связана с нравственностью. Духовная нравственность - психологическое образование моральной сферы личности через усвоение социального морального опыта и формирование нравственных качеств, стремление жить «не для себя», готовность к ответственному нравственному поступку. Актами связи духовности и нравственности служат индивидуальное усилие и ответственный поступок.

Слагаемыми духовности и нравственности являются:

1) развитая потребность к познанию;

2) социальная потребность жить, действовать для других;

3) вечное движение мысли, творчество человека;

4) гармоническое сочетание эмоциональных и интеллектуальных начал личности;

5) умение разграничивать добро и зло в ситуации нравственного выбора;

6) умение выявлять сущность морального и национального конфликта, правильно

выявить нравственный поступок;

7) умение жить в мире и согласии с другими людьми и народами, уважение к традициям многонациональной культуры и различным конфессиям;

8) умение принимать решения и реализовывать их в своей деятельности;

9) способность к проявлению добротворчества и милосердия;

10) постоянное стремление к самореализации, духовному прогрессу.

В структуру духовной - нравственности входят: потребности, знания, понимания, стремления, поведение, то есть способность к проявлению волевых усилий в условиях, когда личность сталкивается с духовной безнравственностью.

Основными критериями духовной нравственности выступают:

1) разум;

2) ответственный поступок;

3) созидательная, добротворческая деятельность в образовательном пространстве [11, С. 118-119].

Культуру личности можно охарактеризовать как проявление высокого уровня мастерства, творческого потенциала и профессионализма, которые отражают лучшие достижения науки и практики в соответствующем виде человеческой деятельности.

Личность - обозначение культурной формы индивида, интегрирующее, во-первых, органические, биологические, врожденные поведенческие предпосылки; во-вторых, стереотипы активности и нормы групп, к которым принадлежит индивид; в-третьих, правила поведения, характерные для ролей, исполняемых индивидом в различных культурных ситуациях. [19, С. 276].

Духовно-нравственная культура личности это культура реализации высших даров человека свободы, творчества, нравственного выбора, познания и самопознания, выражение мира в слове. Духовно-нравственная культура личности формируется в процессе приобретения опыта свободы, построение универсалий отношений к себе, к миру, к другому человеку, к Богу. Этот опыт носит синергийный характер и осуществляется во взаимодействии с другими людьми в культурной традиции, через последовательный выбор волевой и нравственный. Процесс формирования духовно-нравственной культуры личности можно определить как процесс духовно-нравственного становления человека. Его устои и формы образуют традиции, культуру и формы составляющие стержень духовно-нравственного общества. [17, с.41]

Духовно-нравственная культура - это совокупность идеалов, смыслов, ценностей, норм, к которым тяготеет творческая энергия людей, составляющих данное общество, а также традиции, поддерживающие мировоззрение, фон позволяющий освоить содержание идеалов и ценностей от образцов, по которым они выросли.

Составляющие элементы духовно-нравственной культуры: идеалы, смыслы, образы, нравственные традиции, ценности. Традиции следует понимать в широком смысле, как способы организации совместной деятельности, устойчиво сохраняющих собственные характеристики на протяжении многих поколений. [20].

Духовно-нравственная культура также - способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей происходит их усвоение, то есть нравственное саморазвитие человека[8, С.11].

В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, терпение, патриотизм, т.п. Духовно-нравственные ценности - это ценности долженствования, возвышения человека над собой, стремление к идеалу [1, С.107] . Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.

Добро - высшая духовная ценность. Его сущность неизменна. В качестве добра всегда выступает лишь такое действие, которое обусловлено интересами другого человека, нацелено на удовлетворение потребностей другого. Добро всегда бескорыстно. Нельзя самому себе сделать добро, иначе это действие приобретет оттенок корысти. Только в измерении к другому, в практическом поступке индивидуальная субъективность человека конституируется в качестве духовного [3, С.42-43].

Красота - это символ совершенства, это воплощение гармонии, это высшая духовная ценность. Истина как высшая духовная ценность является отражением единства человеческого рода. Истина как нечто абсолютное является условием любой другой истины и познания вообще. Многие исследователи Абсолютных ценностей считают, что среди них не может быть иерархии, что они равнозначны для определения общеродового смысла жизни, который заключается в сохранении человеческой жизни на Земле [3, С.42-43].

Терпение или толерантность - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации [7, C.150].

Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, сохранение традиций своего народа.

Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны [7, C.31]

Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [6. С.19].

Эти ценности основные условия формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности. Они лежат в основе целостного пространства духовно-нравственной культуры личности [6, С.19].

2. Особенности духовного мира учащийся молодежи

Подростки именно этого периода (16-17 лет) являются объектом моего исследования. Подростковый возраст считается одним из самых трудных периодов возрастного развития. Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в новые учебные заведения - колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность.

Подростковый возраст связан с перестройкой психологических процессов, деятельности личности ребенка. Поэтому требует решительных изменений в формах взаимоотношений организации деятельности, руководства со стороны взрослых, а в частности педагогов. Так как существенной и важной особенностью переходного возраста является то, что в подростках пробуждается социальное самосознание, начинается развитие их оценочных суждений и ценностных ориентаций, а главную роль в этом процессе играет социальная среда [4, C.187].

Это период интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Следует отметить характерные для данного возраста психологические особенности: неуравновешенность, повышенная возбудимость, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения. Поведенческие девианты в соединении с бурной энергией, активностью при недостаточной дисциплинированности и организованности подростка приводят к асоциальному поведению [4, C.188].

Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения, которые тоже могут серьезно мешать развитию идентичности. Подобные изменения способствуют возникновению чувства неопределенности, тревоги разрыва связей с миром. Они представляют угрозу и для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили еще в детстве. По крайней мере, некоторые проявления этой неудовлетворенности общепринятыми социальными ценностями находят свое выражение в пропасти между поколениями [5, С. 178–179].

Существенным моментом внутренней позиции подростка становится новый характер потребностей: из непосредственных они превращаются в опосредствованные, приобретая сознательный и производственный характер. Возникновение опосредствованных потребностей - такой этап в развитии мотивационной сферы, который делает возможным сознательное управление подростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование жизненных планов и перспектив, что должно означать достаточно высокий уровень личностного развития. Ведь, по существу, речь идет о формировании на данном возрастном этапе наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в существовании у человека некоторого замысла, плана жизни.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера – настойчивость, упрямство в достижении цели [4, С.187] .

Возрастные особенности определяют и самореализацию подростков, их отношение к культуре общества [10, С.122].

Психология возраста определяет предпочтение событийности, динамизма сюжетов, действий, а не рассуждений. Ей недоступны глубоко интеллектуальные произведения, поэтому она смотрит героические, приключенческие, полицейские и другие фильмы. Кроме того, молодые люди тянутся к зрелищным формам культурной деятельности как наиболее эмоционально насыщенным и воздействующим на чувственную сферу. В этом причина буйного поведения подростков на концертах и спортивных площадках. Эмоционально-чувственное восприятие, стремление противопоставить добро и зло приводят к преобладанию нравственных оценок произведений над художественно-эстетическими.

В широком социальном смысле нравственное мировосприятие данного возраста является существенной чертой его самореализации и проявляется в юношеском максимализме – нетерпимости к другим, с одной стороны, и отсутствии требовательности к себе, к своим поступкам – инфантильности, с другой.

Самореализацию подростков характеризует стремление к эмоционально-нравственному самоутверждению наряду с поисками развлекательного содержания и под воздействием групповых стереотипных отношений, интересов, установок, ценностных ориентаций.[10, С. 122–123].

Подростки отличаются большим динамизмом, сменой ролей, изменением ценностных ориентаций, психики. Происходит ускоренное физическое развитие (акселерация), которое порождает множество проблем в обучении, труде и особенно правового характера. Увеличение массы, размера тела, силы и ловкости отражается на социальной и нравственной сферах [4, С.186].

Подростковый возраст – это период самого глубокого кризиса становления личности взрослеющего человека. Стремление к более гармоничному и реалистичному функционированию, согласно гуманистической концепции развития, возможно только в контексте социальных ценностей, репрезентирующихся в установлении достаточно прочных положительных межличностных связей [4, C.189].

Воспитательное воздействие на молодое поколение, должно быть направлено не только на коррекцию его поведения, но и на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка. В подростковом возрасте наилучшие результаты обнаруживаются при групповой личностно-ориентированной работе. В процессе межличностного общения подростки осознают деструктивный характер своего поведения, приводят свою самооценку в соответствие с реальным опытом, с тем, как его воспринимают и оценивают окружающие[4, C.188-189].

Именно на подростковой стадии становления личности человек определяет свое отношение к духовно-нравственной культуре [4, C.190].

Раскрытие духовно-нравственной культуры личности как педагогического явления позволяет нам определить понятие духовно-нравственной культуры студента.

1.3.Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс, направленный на усвоение учащимися нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных качеств, формирование высоконравственного сознания и убеждения, чувства нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения. Основной целью этого процесса является переход на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования личности [9, C.109].

Саморазвитию духовно-нравственной культуры будущего педагога способствуют следующие педагогические условия:

Духовно-нравственная культура будущего педагога является важнейшим компонентом общечеловеческой культуры, интегрирующим систему нравственных знаний, умений, способностей, чувств, убеждений, ценностных ориентаций, которые в совокупности формируют целостный нравственный идеал и мировоззрение студента как будущего педагога. К основным функциям духовно-нравственной культуры студентов как будущих педагогов относятся:

-воспитывающая, которая формирует устойчивые навыки и привычки нравственного поведения, умение делать нравственный выбор;

-развивающая, с помощью которой активизируется формирование нравственного сознания и других нравственных качеств;

- гносеологическая, позволяющая овладеть знаниями соответствующей области науки;

-аксиологическая, с помощью которой осуществляется выбор нравственных целей и ценностей;

-нормативная, которая определяет нравственные формы, принципы, правила;

-регулятивна, обеспечивающая регуляцию поведения людей, их социальной деятельности и взаимоотношений;

-рефлексирующая, способствующая самопознанию и осознанию своих нравственных достоинств и недостатков;

-оценочно-диагностическа, осуществляющая оценку как собственных нравственных качеств, так и межличностных взаимоотношений;

-коррекционная, помогающая корректировать свои поступки;

-прогностическая, с помощью которой осуществляется прогнозирование последствий, действий, нравственного выбора [2, С.6] .

Духовно-нравственная культура личности - это сочетание духовно-нравственного сознания и духовно-нравственного поведения, что необходимо формировать у учащихся.

Исходя из данного определения и сопоставляя точки зрения различных исследователей на сущность данного понятия, выделяется структурные компоненты духовно-нравственной позиции: духовно-нравственные потребности, установки; духовно-нравственные знания; духовно-нравственные убеждения; готовность действовать в соответствии с духовно-нравственными убеждениями; действия по достижению духовно-нравственных жизненных целей.

Для успешного формирования духовно-нравственной позиции учащихся создать педагогические условия, содействующие этому процессу.

Основываясь на факторах, влияющих на духовно-нравственное формирование учащихся, выделяется ряд педагогических условий, которые необходимо реализовать в учебно-воспитательном процессе для формирования их духовно-нравственной позиции.

Важнейшим педагогическим условием, содействующим формированию духовно-нравственной позиции учащихся, является конкретизация задач и совершенствование содержания образования.

В рамках данного определения в качестве приоритетных можно выделить следующие задачи:

1. развитие общей культуры учащихся, формирование общекультурных ценностей у школьников;

2. направленность воспитательного воздействия на формирование нравственного сознания, нравственных чувств, развития духовных потребностей учащихся [18, С. 78].

На формирование духовно-нравственной позиции учащегося значительное влияние оказывает личность педагога, содействующего развитию и самореализации личности ученика, управляющего процессом собственного изменения и продвижения к более высокому уровню своего духовно-нравственного развития. Поэтому в качестве второго педагогического условия, влияющего на формирование духовно-нравственной позиции учащихся, выдвигается духовно-нравственная культура учителя, воплощающаяся в практической деятельности по духовно-нравственному становлению и самореализации личности ученика.

Духовно-нравственная культура учителя это сложное интегрированное качество, выражающееся в высоком уровне ценностных и нравственных отношений к педагогической деятельности, реализующееся на практике. Значительное место в структуре духовно-нравственной культуры учителя занимает культура общения, которая требует высокого уровня развития нравственных чувств.

Особенностью педагогического общения являются эмоционально-чувственные отношения, складывающиеся между учителем и учащимися, а также взаимность, предполагающая непосредственный отклик на мысли и чувства собеседника. Эмоциональный контакт между участниками педагогического общения предполагает различные проявления таких нравственных чувств, как сопереживание, сочувствие, согласие, доверительность, доброжелательность, отзывчивость и пр. Умения проявлять в общении эти нравственные чувства характеризуют уровень сформированности духовно-нравственной культуры учителя [9, C.112].

Критериями и уровневыми показателями саморазвития нравственной культуры студентов - будущих педагогов выступают следующие показатели и критерии:

- Нравственные знания - их критериями являются: глубина, осознанность, полнота, правильность, точность знаний, умение перенести их в новую ситуацию.

- Умения и способности - критерии: принимать ответственные нравственные решения, отстаивать свою позицию, доводить начатое дело до конца.

- Ценностные ориентации - критериями являются: приоритетность нравственных ценностей по отношению к другим ценностям, гармония взаимоотношений, их личная и общественная значимость, готовность соблюдать нормы морали.

- Духовно-нравственный идеал - критериями являются: определение человека как высшей ценности, наличие свободно избранного нравственного идеала, степень значимости; руководство бескорыстными мотивами нравственной деятельности; господство разума над аффектами; стремление следовать лучшим образцам, гуманность, подвижничество, толерантность [2, С.6] .

Уровни сформированности духовно-нравственной позиции учащихся [9, C.117]

Уровни

Виды отношений

Функции

1.Осознание потребности в духовно-нравственном становлении


Эмоционально-смысловые отношения

Самопонимание

2.Освоение духовно-нравственных знаний


Соотнесение оценки собственного смыслового отношения и ценностей культуры

Самооценка

3.Сознательное устремление человека к совершенству


Поведенческо-нормативные отношения

Самореализация

4.Готовность действовать в соответствии с духовно-нравственными убеждениями


Деятельностно-ценностные отношения

Самоутверждение

5.Действия по достижению духовно-нравственных целей


Стремление к приобщению других к духовно-нравственным идеалам

Саморазвитие


Выявленные уровни взаимосвязаны и определяют ту последовательность формирования субъектной духовно-нравственной позиции учащихся, которая раскрывается в логической цепочке: нравственные чувства - нравственное сознание - нравственные убеждения - нравственное поведение - нравственная культура.

Достижение более высокого уровня сформированности духовно-нравственной позиции возможно с учетом последовательности формирования нравственных показателей.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у учащихся духовно-нравственных чувств, сознания, убеждения и поведения, основной целью которого является переход личности на уровень нравственного саморазвития. Духовно-нравственная позиция личности субъектная, выражает ее нравственные характеристики и может быть сформирована на разных уровнях [9, C.113-114].

  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации