Ильин А.Г., Сабиров А.Г. Социология и политология (в основных разделах, терминах и понятиях). Часть 1. Социология - файл n1.doc

Ильин А.Г., Сабиров А.Г. Социология и политология (в основных разделах, терминах и понятиях). Часть 1. Социология
Скачать все файлы (453 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc453kb.11.01.2014 16:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


Елабужский государственный педагогический университет

Кафедра философии и социологии


Социология

и политология

(В основных разделах, терминах и понятиях)

Часть 1. Социология
Учебно-методическое пособие



Елабуга 2009
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елабужского государственного педагогического университета

(протокол № 38 от 26.11.2009)
ББК 316

УДК 60.56

И46

Рецензенты:
кандидат философских наук,

доцент Лимонов И.Б.
кандидат социологических наук

доцент Мухаметгалиев И.В.
Ильин А.Г., Сабиров, А.Г. Социология и политология (В основных разделах, терминах и понятиях), в 2-х частях / А.Г.Ильин, А.Г.Сабиров. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 80 с.
Данное пособие адресовано студентам очной и очно-заочной формы обучения с целью более качественного и всестороннего ознакомления с основными социологическими понятиями и терминами. Сжатость и простота изложения помогут студентам лучше усвоить учебный курс социологии и политологии. Пособие снабжено словарём социологических и политических понятий, а так же сводными статистическими таблицами, это позволит студентам оперировать статистической информацией и разбираться в социальной и политической жизни.

© Ильин А.Г., Сабиров А.Г.

©Издательство ЕГПУ, 2009

Тема 1. Предмет, объект и функции социологии.

Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология»- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон «Государство», Аристотель «Категории»). Но в научный оборот понятие «социология» было введено французским философом Огюстом Контом в 30-х годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в ХIХ веке в Европе. Огюст Конт (1798 - 1857) и затем английский социолог Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философов, создатель так называемой «французской социологической школы». С его именем связан переход социологии от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Объектом социологии является всё общество в целом. (Объект любой науки - некоторая часть видимой реальности, которую она изучает).

Предметом социологии выступают связи и отношения между людьми и другими структурами общества. (Предмет любой науки – отношения внутри той видимой реальности, которую изучает та или иная наука).

Таким образом, Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).

Немецкий социолог Макс Вебер (начало XX века), считал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником «понимающей социологии», соответственно задача - понимание социологических действий людей.

Уровни социологического знания:

  1. общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма;

  2. отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

  3. методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент).

  4. социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.

Функции социологии:

Термин функция в социологии подразумевает:

  1. назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности

  2. зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

  3. функции социологии – это возможности социологии по отношению к обществу и человеку.

Социология имеет следующие основные функции:

Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Прогностическая функция отвечает за предвидение тех или иных социальных процессов (появление новых соц. групп, категорий населения, последствий властных решений и т.д.)

Инструментальная функция выражает конкретное значение социологии для решения тех или иных социальных проблем, т.е. данные социологии служат «инструментом» в регулировании общественных процессов.

Гуманистическая функция – оптимизация социальных отношений через призму полезности для человека.

Аксиологическая функция – формирование социальных норм.

Регулирующая функция – регулирование общественных отношений на основе социальных норм и культурных ценностей.
Тема 2. Социология общества
Социология общества изучает социальную структуру общества (социальные институты, соц. группы, социальные общности, личность и т.д.), социальные процессы, социализацию и т.д.

Существует несколько определений общества, каждое из которых соответствует его пониманию с определённых позиций по выбранному главному критерию (отношение к человеку, общественные отношения, экономические отношения, политические отношения, по характеру общественных отношений и т.д.)

Общество в общефилософском плане – это отделившаяся от природы часть материального мира.

Общество – это функционирующая система, основанная на рациональном разделении труда и стремлении людей к социальной солидарности. (О.Конт)

Общество – это не только индивиды, но и связи и отношения между ними. (К.Маркс)

Общество – это гражданское общество (Г.Гегель)

Общество – это совокупность людей, объединившихся на основе договора (Ж.Ж.Руссо)

Общество – это совокупность индивидов, реализующих свои инстинкты (Аристотель)

Виды обществ, выделяемые современными социологами:

Гражданское общество: совокупность добровольных объединений, функционирующих без вмешательства государства (например, творческие или спортивные коллективы). Гражданское общество – это общество способное развиваться самостоятельно и формировать гражданские права и обязанности. Каждый индивид причисляет себя к данному обществу и принимает те нормы, которые в обществе существуют, чувствует себя под защитой данного общества посредством норм, прав и обязанностей.

Доиндустриальное общество – примитивное, основанное на с\х труде, земледелии и скотоводстве, со слабой социальной структурой и социальной мобильностью.

Индустриальное общество: признаки: индивидуализм, автоматизация труда, частная собственность.

Постиндустриальное общество: признаки – высокий уровень доходов, товар – информация, стратное деление.

Традиционное общество: признаки: синкретизм, ручной труд, колл. собственность.

Общество открытое – демократическое, с высокой социальной мобильностью.

Общество закрытое – тоталитарное, со слабой социальной мобильностью.

Социальная система общества - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей, обеспечивающих свойство целостности - условие относительно обособленного функционирования и развития социальной системы. Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902-1979) в его работе «Социальная система». В ней были впервые всесторонне проанализированы различия между общественными и личностными системами, а также образцами культуры. Созданная Парсонсом теория социальных систем предполагает разработку определенного понятийного аппарата, который отражает прежде всего системные характеристики общества (на различных уровнях организации), а также указывает на точки пересечения социальных и личностных систем и функционирующих образцов культуры.

Социальная структура общества – это определённый порядок в той или иной социальной системе, обусловленный её составными элементами (соц. институты, соц. организации и т.д.).

Структуралистский конструктивизм. В определении и изучении сути социальных отношений П.Бурдьё (1930 — 2002) — французский социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории,) предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

1) структурализм — в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления;

2) конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов».

Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное поле», посредством которых преодолевается разрыв между макро - и микроанализом социальных реалий. Объективная социальная среда производит габитус — систему прочных приобретенных предрасположенностей которые используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Социальное поле — это логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения.
Органицизм - рассматривает общество как целостный организм, поведение которого неразложимо на отдельные элементы. Органицизм сыграл положительную роль при переходе от механицистских моделей общества как совокупности отдельных, изолированных индивидов (робинзонад) к более сложным моделям, в которых общество и др. социальные образования рассматриваются как определённое целое. Исходный путь органицизма - гипотетическое отождествление общества с живым организмом. По мнению А.И. Стронина (1826-1889) , общество - это организм, а социальные институты - отдельные части организма. Функционирование общества и человека происходит одинаково. Структуру общества он представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание - большинство общества (земледельцы и ремесленники).

Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Одним из основателей структурного функционализма считается Роберт Мертон. С помощью этой парадигмы он обосновал конкретные теории — социальной структуры: аномии, науки, бюрократии и др. Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде.

Классовая структура общества - состав общества на основе выделения различных классов. Класс – большая группа людей, отличающихся отношением к собственности.

Социальная стратификация - понятие, посредством которого в социологии обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами в современном индустриальном обществе, обусловленное особенностями функционирования последнего.

Социальный институт – это устойчивая форма взаимодействия людей в обществе, выполняющая определённую общественную функцию. Социальные институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым гарантируют сходное поведение людей и направляет в русло их определенные стремления устанавливают способы удовлетворения их потребностей разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом. Соц. институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако в реальной жизни эти функции эти функции переплетены столь тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно. Фундаментальные институты при строгой необходимости выполнять прежде всего свои специфические функции в разной степени задействованы в решении следующих задач:

1. Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки,хозяйственные объединения.

2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и

поддержание определенной формы политической власти.

3.Семья, религия – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Они придают поведению и мотивации нравственную аргументацию и этическую основу. И др. Основная функция присущая для всех соц. институтов – социализация – процесс усвоения индивидом определённых социально значимых знаний и навыков (например, институт МВД формирует в человек, который причисляет себя к сотрудникам МВД, определённые качества – внимательность, чуткость, профессиональные навыки, т.е. то, что человек реализует в выполнении своих задач как сотрудник правоохранительных органов).
Институциональные процессы:

Институционализация – закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка, другими словами – это процесс формирования и конституирования социального интситута.

Институциональный кризис – это процесс упадка престижа и значимости того или иного соц. института со стороны общества.

Виды соц. институтов:

Устойчивые – существующие длительное время без существенных изменений.

Организованные – существующие в виде определённой организации.

Общепризнанные – признаваемые обществом в целом. (мафия не соц. институт хотя действует в виде определённой организации).

Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления. Наряду с анализом уровня формализации групп рассматривается и их классификация. Например, по степени приближенности к человеку и влияния на него группы делятся на первичные и вторичные.

Первичная - это, как правило, небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга или большинство из ее представителей. Такая группа оказывает весьма сильное влияние на человека, входящего в ее состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга.

Вторичная группа более многочисленна и может иметь в своем составе одну или несколько первичных групп. Степень влияния такой группы на индивидов может различаться в зависимости от того, насколько сильно интериоризованы групповые ценности представителем группы.

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Формальная группа – группа, которая существует реально, оформлена определённым образом.

Неформальная группа – это группа, не существующая в реальности, т.е. не выполняющая определённые социальные функции, но существующая виртуально, воображаемо, как связи и отношения оставшиеся между членами группы после её распада. Например, студенческая группа после окончания ВУЗа не существует, но остаются связи между членами этой группы.

Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:

Групповые процессы:

(Эксперимент по формированию групповых норм Музафера Шерифа. Процедура эксперимента заключалась в следующем. Студентов и аспирантов приглашали в лабораторию и просили выполнить тест по определению в темноте расстояния до источника света. Наблюдателя сажали на расстояние пяти метров от источника света и ставили следующую задачу: <Когда в комнате погаснет свет, вам будет дан сигнал приготовиться и затем вы увидите источник света. Через короткое время свет начнет перемещаться. Как только вы заметите движение, нажмите на телеграфный ключ перед вами. Через несколько секунд свет исчезнет. Тогда укажите расстояние, на которое переместился источник света. Постарайтесь давать максимально точные ответы>. Некоторые выполняли задачу в присутствии остальных, другие - в одиночку. Групповая ситуация формировалась двумя способами. 1. Испытуемый подвергался групповому воздействию после того, как прошел испытание в одиночку. 2. Испытуемый сразу же включался в групповое экспериментирование, ничего не зная заранее, после чего проходил автокинетическую пробу в одиночку. Так устанавливалось влияние группового опыта на индивидуальную реакцию.

Когда с испытуемыми работали поодиночке после группового экспериментирования, они высказывали оценки, близкие к групповым нормам. В ситуации группового экспериментирования вариация оценок удаленности источника света была значительно меньше, чем среди испытуемых-<одиночек>. Самые большие различия наблюдались у <одиночек> до группового обсуждения. Так было показано влияние социальных качеств на индивидуальное поведение. М. Шериф впервые продемонстрировал воздействие внутренних факторов, создающих внешнюю систему координат для социального действия, иными словами, возникновение структуры из <деятельности>.

Вопрос стоит шире: что будет делать человек, оказавшийся в неопределенной ситуации, где отсутствуют какие-либо ориентиры, указывающие ему на способ поведения? В терминах бихевиоризма этот вопрос формулируется так: может ли возникнуть определенная реакция в ответ на неопределенный стимул? Экстраполируя эффект Шерифа на более широкий социальный контекст, можно предполагать, что <системы координат>, в которых ориентировано социальное действие, создаются не столько внешней, <объективной>, средой, сколько с помощью внутренних порождающих механизмов. Эти механизмы имеют не индивидуальную, а групповую природу и выражаются в интерсубъективных нормах. В ситуации нормативной нестабильности всегда возникает тенденция к объединению неформальных групп для того, чтобы с помощью громкого декламирования лозунгов создать новые нормы, которые нормализуют ситуацию.

Отсюда, в частности, следует еще один вывод, что любая социальная нестабильность порождает сильное неформальное стремление к воссозданию структурированного поля действия путем противопоставления <чужим> нормам, и, заключает свой анализ Шериф, самый эффективный способ манипулирования поведением потребителей и избирателей - навязывание им <свободного выбора>, а суть эффективной рекламы в том, чтобы навязать товар под видимым отсутствием какого-либо принуждения).

Социальные общности - это эмпирически фиксируемые, реально существующие объединения индивидов, представляющие собой относительную целостность, которая может выступать как объект социального воздействия. Основаниями формирования социальных общностей являются:

Социология семьи. В рамках изучения социальных институтов есть необходимость рассмотрения одного из самых значимых социальных институтов – семьи. Социология семьи изучает становление института семьи, социализацию семьи, разнообразие форм семьи, взаимодействие семьи и общества, статус семьи в обществе и т.д. Главная функция семьи - продолжение рода. Некоторые ученые считают, что институт семьи переживает кризис, другие считают, что изменяется форма семьи. Во многих обществах под семьей понимаются не супруги и дети, а группа людей, объединенных родственными связями.

Типы семьи:

- по составу (полная семья; не полная семья; расширенная семья – семьи детей и родителей)

- по месту проживания (матрилокальная – с родителями жены; патрилокальная – с родителями мужа; унилокальная – супруги проживают где хотят; неолокальная – семья проживает отдельно)

- по принципу распределения власти (патернальная – власть сосредеточена в руках отца; матернальная – господствует мать, жена; эквилитарная - демократическая).

Современная семья как правило это – нуклеарная (состоит из одной брачной пары с детьми) и эголитарная (основана на равенстве супругов).

Типы брака:

- моногамный (один муж и одна жена)

- полигамия (несколько мужей и жён)

- полигиния (у одного мужчины несколько жен)

- полиандрия (у одной женщины много мужей)

В настоящее время также выделяют шведскую семью – состоящую, как правило из нескольких семейных пар, однако согласно некоторым данным, это не совсем так. «Что же касается настоящей шведской семьи, то она традиционно состоит из мамы, папы и пары ребятишек. В случае развода оба родителя продолжают нести ответственность за своих детей. Даже после образования новой семьи дети от прежнего брака регулярно приезжают погостить то к папе, то к маме. Разведенные шведы чаще всего стараются поддерживать нормальные отношения друг с другом. "Новые" и "старые" семьи нередко проводят свободное время вместе, совсем не подозревая о том, что своим "безответственным" поведением способствуют дальнейшему укреплению мифа о «шведской семье» (источник - http://norse.ru/society/sweden/sweden-common.html).


Тема 3. Социология личности
Социология личности - предметная область социологии, занимающаяся:

При этом, может пониматься как:

Личность это:

1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности

Существует множество теорий личности. Среди них можно выделить два наиболее распространенных подхода — социально-психологический и функциональный.

Основателем социально-психологического направления в изучении личности считают З. Фрейда. Фрейд был убежден, что личность постоянно находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно его теории, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Он выделял в психике личности три уровня — Оно, Я, Сверх-Я.

«Оно»— является источником энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает человека есть, заниматься сексом, отправлять естественные потребности организма.

«Я»— помогает «Оно» ориентироваться, регулируя выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с «Оно». Действует по принципу реальности. Например, «Оно» ощущает голод, «Я» запрещает ему есть шариковые ручки, бумагу, тряпки и т. д.

«Сверх-Я» — идеализированный родитель, регулирующий поведение личности и стремящийся усовершенствовать его в соответствии со стандартами социальной группы и всего общества.

Концепция З. Фрейда, наряду с идеями М. Вебера, легла в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, так называемой теории «Зеркального Я».

Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из 3-х элементов:

  1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие;

  2. Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас;

  3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Процесс зеркального отражения собственного «Я» является субъективным процессом и необязательно соответствует объективной реальности. Этот процесс также не подразумевает, что наше представление о самих себе радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком и новой ситуацией. В таком случае формируется относительно кратковременные внутренние собственные образы – само-имиджи. Наряду с ними в сознании существует представление о себе – вневременное ощущение самого себя – « истинное Я», которое само-имиджи, накапливающиеся со временем, могут только корректировать.

Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, также считал, что "Я"- самость — продукт социальный. В начале, будучи малыми детьми, мы не способны объяснить себе мотивы поведения окружающих. Научившись осмысливать свое поведение, имитируя или играя во взрослых, дети начинают все больше принимать во внимание мнение и поступки других людей. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три стадии:

Имитация. На этой стадии дети копируют поведение родителей, не понимая его. Малыш, например, может, намочив тряпицу, возить ею по полу, подражая матери, моющей полы в комнате. Он как бы примеряет на себя модель ее поведения. Мать для него - по Миду - «значимый другой».

Игровая. Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, продавца и покупателя и т.д.

На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является нормальным поведением, а что – отклонением.

Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

Социальный статус — это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами.

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Совокупность статусных позиций называется статусным набором или статусным портретом личности. В нем выделяются:

Виды социальных статусов:

Территориальные (столичный житель, провинциал, сельчанин, горожанин и т.д.)

Профессиональные (токарь, слесарь, плотник, учитель, электрик и т.д.)

Политические (депутат, член партии, избиратель и.т.д.)

Экономические (бедный, богатый, зажиточный, обеспеченный, очень богатый и т.д.)

Национальные (русский, удмурт, татарин, башкир, мариец и т.д.)

Половые (мужчина, женщина)

Возрастные (ребёнок, подросток, юноша, взрослый, пожилой, престарелый и т.д.)

Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на соответствие тому или иному социальному статусу.

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. При выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение — трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов:

1) между ролями;

2) в пределах одной роли.

Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Разделение ролей — выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей.

Регулирование ролей — с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс.

Социализация – это процесс становления и развития личности, приобретение социально значимых знаний, навыков и умений. Основные этапы социализации:

Наряду с понятием социализация широко используются:

десоциализация — отучение от старых норм, ценностей.

ресоциализация — обучение новым нормам, ценностям, ролям.

адаптация - процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям соц. среды.

Социализация бывает двух видов: первичная социализация и вторичная или продолженная социализация.
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации