Курсовая работа - Этико-психологический портрет журналиста - файл n1.docx

Курсовая работа - Этико-психологический портрет журналиста
Скачать все файлы (72.6 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx73kb.11.01.2014 16:37скачать

n1.docx

  1   2   3
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Этико-психологический портрет журналиста»
г. Ростов-на-Дону – 2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

С.

Введение 3

Глава I. Формирование личности журналиста - профессионала 5

1.1. Принципы этики в профессии журналиста 5

1.2. Психологическая культура журналиста 13

Глава II. Журналист: этико-психологический портрет 19

2.1. Специфика взаимоотношений журналиста и аудитории 19

2.2. Портрет современного журналиста 22

Заключение 28

Список использованных источников 30

ВВЕДЕНИЕ

Для современного делового человека, в данном случае журналиста, мало иметь высшее образование и профессиональные навыки в журналистике. Очень важную роль играет желание быть значительным, то есть значимым для людей, полезным им. Еще М.В. Ломоносов в научной работе привел семь правил, которыми должен руководствоваться журналист: не должен иметь предубеждений и предвзятости, спешить с осуждением гипотез, красть чужие мысли и суждения и переоценивать свои возможности.

Актуальность и постановка проблемы исследования. Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе, прямо или косвенно, оказывая влияние на жизнь людей. Оно привлекает внимание и порождает дискуссии. Работа журналистов подвергается критике вне зависимости от того, нарушают ли они законы профессиональной этики или нет. О профессиональной пригодности человека к журналистике нельзя судить без учета его нравственных качеств, которые для этого вида труда имеют не меньшее значение, чем квалификация. Профессиональное здесь практически всегда выступает как моральное, и наоборот. В настоящее время отношение к проблемам профессиональной морали журналиста стоит действительно остро, поскольку в пору нынешних кардинальных сдвигов работники прессы постоянно оказываются лицом к лицу с множеством ранее не встречавшихся проблем. Говоря об этике в самой конъюнктурной профессии, иногда задаешься вопросом ее выбора, так как журналист поставлен в условия, когда его принуждают видеть жизнь такой, какой ее видит руководство. Или в кодексе действует «норма»: «Если сенсации не случилось – создай ее». Исследование портрета журналиста дает возможность подтвердить, что структура личности журналиста - это целостное системное образование, а совокупность социально - значимых психологических свойств, отношений и действий индивида определяют его поведение, как поведение сознательного субъекта его деятельности и общения, то есть комплексом индивидуальных физиологических и социальных, а также ментальных свойств человека, которые обусловливают тип и поведение, деятельность и стиль общения. Это определило актуальность выбранной темы «Этико-психологический портрет журналиста». Одной из важнейших черт современного журналиста является эмоциональность, способность к юмору, иронии, «игре» со зрителями и участниками передачи. Интервьюер немыслим без коммуникабельности, внимания и интереса к личности собеседника, умения «разговорить» его, способности ставить небанальные вопросы, умело направлять беседу, самому быть интересным собеседником. Каждая из журналистских специализаций требует определённой совокупности качеств.

Цель и задачи исследования. Составить и рассмотреть этико-психологический портрет журналиста, осмыслив и раскрыв его профессиональные качества. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:



Глава I. Формирование личности журналиста - профессионала

1.1 Принципы этики в профессии журналиста
Труд журналиста во все времена обладал особой ценностью для общества, оно стремится создать благоприятные условия для деятельности прессы и в свою очередь предъявляет к людям этой профессии строгие требования. Ожидания, которые сложились в обществе по отношению к журналистам, являются социальным заказом на «оптимального» профессионала и ориентиром в собственной подготовке и практике. Требования общества к специалисту выражается в профессионально-квалифицированных подходах к нему. Их можно разделить на четыре группы:

  1. социально-гражданские (социальная ответственность, принципиальность, объективность в оценке, умение отстаивать истину),

  2. морально-этические (честность, отзывчивость, чуткость),

  3. профессиональные (коммуникабельность, литературные способности, компетентность)

  4. психологические (особенности темперамента, характера, памяти, мышления, воображения)1.

Принципы профессиональной морали журналиста находят конкретное воплощение в профессиональной этике. За понятием «профессиональная этика» закрепились два значения. С одной стороны, это наука о профессиональных особенностях морали в рамках данной профессии. С другой – свод норм и правил профессиональной морали.

В журналисткой науке существует множество взглядов на профессиональную этику, однако преобладающей сегодня становится деонтологическая теория этики журналиста как системы долженствований. Эта теория представлена в трудах Е.П. Прохорова, Г.В. Лазутиной, Д.С. Авраамова, Э.Б. Ламбета и ряда других. Деонтологический подход зиждется на двух фундаментальных категориях - долге и ответственности, при этом ряд ученых отдают приоритет первому понятию (например, Г.В. Лазутина, поместившая долг на вершину этической пирамиды), другие - второму (этот подход выражен, например, в заключении комиссии под руководством Р.У. Хатчинса), а третьи распространяют систему долженствований на весь комплекс правовых и этических отношений, возникающих в процессе деятельности журналиста (такой расширительный подход обоснован Е.П. Прохоровым в ряде трудов).

В своей практической работе журналист выступает в трех «ипостасях»: во-первых, он представитель своей профессии и в этом качестве является носителем профессиональной морали, «слугой» профессионального долга. Во-вторых, он работник конкретного СМИ, а, значит, он обязан соблюдать устав редакции и следовать редакционной политике своего издания. В-третьих, журналист – личность, человек со своей гражданской и жизненной позицией, со своими взглядами и представлениями, которые шире норм профессиональной этики – точно так же, как общечеловеческая мораль шире профессиональной морали любого сообщества людей2. Данные особенности статуса журналиста достаточно подробно отражены в Кодексе профессиональной этики.

Профессиональная мораль в журналистике начала складывается вместе с журналистской деятельностью. Силу профессионального долга журналисты вершат от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивает интересы многих. Таким образом, моральные отношения вплетены в содержание работы журналиста. Средства массовой информации ориентируют, или дезориентируют читателей, зрителей, слушателей, в зависимости от принципов, которыми руководствуются работники журналистского цеха. В то же время, профессиональная мораль, способная регулировать процесс развития нравственного сознания профессионалов, а также поведенческие реакции журналистов не существует сама по себе, вне общей нравственности.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально - нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов. Однако открывшиеся в итоге большие возможности в силу конкретных социальных условий удалось использовать далеко не всему журналистскому «цеху» мирового сообщества. Выступают за то, чтобы иметь право высказывать личную точку зрения. По мнению журналистов, главное качество настоящего профессионала – умение в любой ситуации высказать свою личную точку зрения3. Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех ситуациях, которые регулярно возникают в отношения между журналистами и аудиторией, журналистом и источником информации, журналистами и персонажем произведения, журналистом и автором, журналистом и редактором, журналистом и его коллегами по работе, журналистом и властью.

В советское время приоритетами в журналистской этике были партийность, высокая идейность, правдивость, народность, массовость, критика и самокритика. Профессиональная этика и до сих пор больше отождествляется с моралью, чем с деловой стратегией и социальной ответственностью. Некоторые журналисты считают, что мораль противоречит зарабатыванию денег в конкурентной борьбе.

В сфере средств массовой информации существует немало документально зафиксированных этических принципов, которые должны служить, по замыслу их авторов и инициаторов, формированию неких этических критериев для практических журналистов. Так, рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы, декларируют необходимость соблюдения журналистами и редакциями следующих норм:

- утверждение этической ответственности масс-медиа в условиях их возрастающей роли в развитии современного общества и демократии;

- включение в профессиональные критерии журналистики необходимости четкого осознания прав и обязанностей, свобод и ответственности;

- соблюдение различий между новостями и мнениями, недопустимость смешивания этих понятий;

- новости должны основываться на истинности их изложения, быть проверенными и доказанными, беспристрастными, заголовки должны как можно точнее выражать суть фактов;

- мнения могут содержать мысли и замечания о реальных событиях, они должны выражаться честно и этично;

- мнения в форме комментариев к событиям не должны скрывать реальных фактов;

- задача средства массовой информации – информирование граждан, имеющих право на свободу информации;

- свобода информации является фундаментальным правом, утверждаемым в Европейском соглашении о трансграничном телевидении и во всех демократических конституциях;

- власти должны обеспечивать плюрализм в СМИ и осуществление свободы выражения, права на информацию и предотвращение цензуры;

- охрана свободы должна присутствовать не только для средств массовой информации, но и внутри их, поскольку в корпоративную структуру их входят издатели, владельцы и журналисты, между которыми существуют различия.

Согласно рекомендациям Парламентской ассамблеи Совета Европы, представители СМИ разных уровней должны понимать, что информация – это не предмет потребления, а фундаментальное право граждан, и его нельзя подавлять в угоду рекламным доходам. Если этот принцип будет соблюдаться, то к аудитории со стороны СМИ отношение будет не как к массе, но как к индивидуумам. Журналисты обязаны придерживаться принципа презумпции невиновности, сохранять личные тайны, добывать информацию с помощью законных и этически допустимых средств, избегая попыток использования своих прав для личного влияния и престижа. В условиях обострения конфликтных ситуаций, связанных с терроризмом, дискриминацией меньшинств, ксенофобией или войной, журналисты должны соблюдать моральные обязательства по уважению человеческого достоинства, решению проблем мирными средствами, противостоянию насилию, конфронтации, отвергать все формы дискриминации, основанные на культуре, поле или религии. Особенно важно все это соблюдать в телевизионных программах для детей и юношества, защищая их от пропаганды насилия4.

Во многих странах профессиональными журналистскими ассоциациями осуществлялись попытки создать документы, в которых были бы собраны главные принципы профессии в области политики, этики, психологии и морали. В России процесс формирования этических правил и норм, принятых в демократической прессе, в силу исторических и идеологических причин начался позже, чем в развитых странах Запада. Первым документом медийного саморегулирования в постперестроечной России стал Кодекс профессиональной этики советского журналиста, принятый в апреле 1991 года последним съездом Союза журналистов СССР. Среди провозглашенных в нем принципов выделялись: социальная ответственность журналиста, объективность, правдивость, уважение чести и достоинства личности, профессиональная солидарность и другие. В последующем основные положения данного Кодекса вошли в Союз журналистов России, а Кодекс стал основным документом саморегулирования журналистского сообщества.
Положения Кодекса профессиональной этики российского журналиста:

  1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.

  2. Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

  3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений. Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным. При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы — за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом. Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать, ни прямо, ни косвенно, никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера. Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати. Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.

  4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.
    Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

  5. Журналист полностью осознает опасность ограничения, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения. Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей. Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних. Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.

  6. Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности. Журналист осознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

  7. Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым. Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

  8. Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.
    Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

  9. Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

  10. Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилием, оскорблений, морального ущерба, диффамации.


1.2 Психологическая культура журналиста
Понятие “психологическая культура журналиста” образует психологический опыт, основанный на категориях здравого смысла, профессиональной интуиции и таланте - понятных всем явлениям. Каждый журналист регулярно сталкивается со множеством людей, работает в коллективе, вступает в контакт с различными социальными институтами. Все это обуславливает публичность профессии журналиста. Психологический опыт сознательно, а чаще - бессознательно руководит работниками СМИ. Психологическую культуру журналиста можно также назвать «профессиональным сознанием». «Психология» - 1) наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности. Важнейший предмет психологии - изучение психики человека и ее высшей формы - сознания. 2) совокупность психических процессов, обуславливающий какой-либо род деятельности. 3) психика, особенности характера, душевный склад”. Второе слово, соответствующее понятие «психологическая культура журналиста»- термин «культура»- имеет десятки определений, из которых в данном случае подходит такое: «Культура- уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности»5. Психологическая культура журналиста - культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности. Очевидна связь понятия не только с психологией и культурологией, но также с социологией, социальной психологией, социопсихолингвистикой и герменевтикой. Понимание всей объемности этого понятия, его многогранности и сложности невозможно без вышеизложенных объяснений. Следует четко понимать важность этого понятия для журналиста. Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам - они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика - особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является человековедение. В этом журналист похож на психолога, хотя цели и задачи разные.

Журналистика - не только и не столько научная дисциплина, это (из курса “Основы журналистики”) 1. Социальный институт общества 2. Система видов деятельности по сбору, обработки информации. 3. Совокупность профессий для обеспечения всех сторон журналистики. 4. Система произведений, для постановки которых нудны специалисты разных профессий. 5. Комплекс каналов передачи массовой информации. Журналистика - это социальное явление, играющее важную роль в жизни общества, информирующее регулярно о том, что происходит в стране и мире. Каждый может стать героем журналистского материала. Но чтоб стать журналистом, надо обладать не только широким кругозором, хорошими филологическими знаниями, но также иметь талант писать и общаться с людьми. Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, не метаться, сталкиваясь с препятствиями, возможность реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста.

Анализ психологических качеств журналиста невозможен без предварительного рассмотрения особенностей его деятельности. Основной постулат новой журналистики - в утверждении, что исходный путь бытия - реальный человек6. Процесс формирования профессионализма сочетает два процесса - журналист полнее включается в систему отношений профессионального сообщества, его связи с ним усиливаются. Профессия меняет внутренний мир журналиста, чтобы он мог эффективно осуществить эту деятельность. Профессиональная деятельность заключается в единстве различных компонентов, в дальнейшем эти компоненты развиваются неравномерно. Становление “Я” происходит не сразу, а на протяжении всей жизни в самосознании входят 3 компонента:

1. Познавательный - знания о себе;

2. Эмоциональный - оценка себя;

3. Поведенческий - отношение к себе.

Природа человека позитивна и движется социализации, самоактуализации и зрелости7. Индивид усваивает опыт и начинает воспроизводить систему социальных связей в процессе социализации, при этом происходит три важных процесса:

1. личностный выбор деятельности

2.центрированный вокруг главного с подчинением ему остальных деятельностей

3. освоение новых ролей и осмысление их значимости

Когда человек ощущает психологическую свободу, он открыт опыту и может действовать в позитивной, доверительной и конструктивной манере. Если смотреть на жизнь журналиста, как на пространственно-временную область, в пределах которой он может реализовать заложенный в нем потенциал, то жизнь представляет собой непрерывный процесс осознанного осуществления разнообразных решений ситуаций, обеспечивающих медленную направленность жизни. В одном случае журналист стремится реализовать жизненные цели, в другом - он полностью зависит от внешних обстоятельств. В состав жизненной программы входят: жизненные идеалы, моделирующие основные направления самопознания, жизненные сценарии. На самом верху - осознание жизненных целей. Жизненные цели сплачивают все уровни и сферы личности. Жизненные программы влияют на действия журналиста посредством долга - осмысленного требования, предъявленного социально ответственным человеком самому себе.

По характеру эмоциональной сферы журналистов делят на несколько типов: уравновешенный, радостный, гневный, радостно-гневный, радостно-тревожный, разрушительно-тревожный, раздражительный. Больше всего журналистов входит в уравновешенный и раздражительно-тревожный типы. 22 % и 20 % общего числа респондентов. Творческое начало формируется законами личности, окружающей сферой и видам выбранной деятельности. Журналистика - очень интересная профессия, после выбора ее человек исследует свою личность со всех сторон. В мире давно сложились разные профессии экранного журналиста. От репортера требуются совсем не те качества, что присущи обозревателю. Есть невозмутимые модераторы и искрометные шоумены, въедливые интервьюеры, никогда не сообщающие о своих личных пристрастиях, известные всем зрителям, но не претендующие на «духовное учительство». Идеальный образ телеведущего - улыбка в сочетании с умом и грустью. В самых серьезных исследованиях выводят «усредненные» характеристики телеведущих без учета той функции, которую человек призван выполнять на экране. Здесь профессия телеведущего рассматривается вроде бы многогранно: в оценках зрителей, представляющих себе «идеальный образ» журналиста на экране, в требованиях руководства и экспертов по СМИ и в самооценках ведущих.

Рассматривая профессиональную идентичность журналиста, можно выделить личностные и профессиональные качества, способствующие укреплению идентичности. К личностным относятся умение эффективно общаться (ответственность, мудрость, порядочность, открытость) они базируются на аутентичности; к профессиональным - инициативность (креативность, организаторские способности, решительность, оперативность) это инструментальные навыки и таланты, харизматическая одаренность.

Структура творческой индивидуальности журналиста может быть представлена, как совокупность особенностей, присущих субъекту журналистского творчества. У этих особенностей есть своеобразная основа, которая определяет слагаемые творческой индивидуальности. Разные авторы предлагают следующие компоненты творческой индивидуальности журналиста. Это, прежде всего, структура, состоящая из двух блоков: первый — знания и умения; второй — потребности и мотивы. Именно второй блок лежит в основе деятельности журналиста.

Первый блок фиксирует опыт как совокупность всех следов прошлых взаимодействий; навыки как овладение способами деятельности; умения как ориентацию в знакомых и в незнакомых условиях.

 Второй блок. В этой структуре отражены два психологических феномена. Это способность к действию и готовность к действию. Поэтому и главным явлением в этом блоке будет так называемая деятельностная самомотивация, которая в журналистике играет одновременно роль и оценочного и двигательного фактора.

Основной доминантой, определяющей все психологические особенности журналиста как личности и профессионала является общественный, публичный характер деятельности всех работников СМИ. Причем в отличие, например, от политиков, юристов, педагогов общественная деятельность журналиста осуществляется в особой образно-публицистической форме, которая в свою очередь не аналогична труду поэта, писателя или режиссера, так как характеризуется своей высокой оперативностью, социальной направленностью и специфическим отношением к самому себе и своей профессии, а также взаимоотношениями с аудиторией.


  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации