Закон упражнения и гармонии - файл n1.docx

Закон упражнения и гармонии
Скачать все файлы (73.3 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx77kb.15.03.2012 23:09скачать

n1.docx



Введение

Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.

Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда. С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи. П.Ф. Лесгафт своей системой физического образования положил начало научному анализу физического воспитания. Рассматривая его с позиций анатомии, физиологии, педагогики и психологии Лесгафт одним из первых в мире поставил физическое воспитание в одни ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Величайшая заслуга ученого состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сердцевиной педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание явилось положение о единстве физического и духовного развития при решающей роли нравственного воспитания. В наши дни это очень важно!

Анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. Только постоянная деятельность утверждает и поддерживает в человеке его специфические качества и свойства. Вот почему упражнения, тренировку органов и систем Лесгафт считал необходимой предпосылкой для их нормального функционирования, для здоровой и активной жизни человека. В сентябре 1872 г. Лесгафт начинает работать в качестве консультанта в гимнастическом заведении А.Г. Берглинда, где он мог на практике осуществлять те принципы и представления ,которые впоследствии составляли научно- теоретические основы его рациональной гимнастики. «Только знание потребностей и возможностей человеческого организма, -убеждал он ,-только научный подход к проведению любого вида гимнастики могут сделать ее веским орудием в совершенствовании человека, как физическом, так нравственном.
Законы "упражнения" и "гармонии"
 
  Основными законами в сфере физического воспитания являются закон "упражнения" и закон "гармонии".
  "У п р а ж н е н и е" - повторное выполнение активных двигательных действий (ФУ), которые активизируют деятельность функциональных систем, органов и, тем самым, оставляют свой след в организме. Следы воздействия накапливаются и способствуют процессу морфологического и функционального развития.
  Ж.Б.Ламарк открыл закон упражнения: "работа строит орган". В развитии живой природы до человека движение было стихийным, оно возникало как необходимость в процессе жизнедеятельности. Закон упражнения носил всеобщий характер и являлся способом развития живых существ в онтогенезе (т.е. низших животных). П.Ф.Лесгафт отмечал: "Все, что упражняется - совершенствуется".
  У высших животных "упражняемость" не ограничивается развитием телесных форм и функций. Опосредованный контакт с природой, повторение двухфазной двигательной деятельности (фазы "подготовления" и фазы "осуществления") способствовали, по И.М.Сеченову, психическому развитию.
  2-ая сторона закона "упражнения": организм посредством упражнений строит свои движения, т.е. свои двигательные функции. Организм способен выполнить ранее не существовавшие формы движений в связи с изменением условий жизни и новым уровнем нейрофизиологической организации. Причем организм строит свои функции не в порядке простого повторения упражнений и накопления эффекта упражнения, а путем модифицированного повторения и отбора наиболее рациональных способов решения возникших двигательных задач (научно обосновал Н.А. Бернштейн в 1947 г.)
  Обобщая, можно сказать, что работа строит орган а организм строит отдельные движения в результате и в меру повторения активных двигательных действий.
  Закон гармонии как специфический закон физического воспитания впервые рассматривался П.Ф.Лесгафтом. В его основе лежит закономерная взаимосвязь строения и функций организма, а также закономерная последовательность их взаимосвязанного изменения в ходе индивидуального развития.
  Кратко закон гармонии можно сформулировать так: развитие всех органов и функций организма является взаимообусловленным и сопряжённым. Это проявляется:
  - в связи между физическим развитием и эффективностью активной двигательной деятельности (П.Ф.Лесгафт: "Все, что гармонично выполняет наибольшую работу");
  - в переносе навыков и качеств (так, в тренировке начинающих спортсменов больше 50% времени уделяется развитию скоростных качеств, а одновременно идет развитие силы и выносливости. С профессиональным становлением перенос происходит строго избирательно);
  - в последовательном изменении задач, средств, методов и содержания ФВ в зависимости от ступени и уровня индивидуального развития.
  Законы сохранения и соответствия во многом идентичны законам упражнения и гармонического развития, но действуют на более высоком социальном уровне физического воспитания.
Современное развитие идей Ламарка и Лесгафта

Дальнейшее развитие идеи о единстве физической и духовной сторон физического упражнения шло по путям установления строения как физической стороны, так и умственного представления. Как ни странно, но до сих пор еще далеко не изжито широко распространенное истолкование двигательной активности человека как механического, только физического явления. И это несмотря на то, что уже в 30-е годы Н.А. Бернштейн в теории построения движений установил, что в норме человек не делает "просто движений", а всегда действия с ведущим уровнем сознательного предметного действия. Это требует признавать двигательный акт человека не "движением", а именно двигательным действием. Не случайно в отечественной биомеханике, зародившейся из теории движений Лесгафта, наряду с медицинской и инженерной биомеханикой неоправданно долго держалась "биомеханика спортивных и трудовых движений»

В развитии сферы физической культуры в советском периоде сменялись этапы видоизменения физической культуры сначала в физкультурное движение, далее главным образом в развитие спорта для утверждения преимущества социального строя, и лишь в последние времена, с гуманизацией наук, все более утверждается понимание физической культуры как сложной системы человеческой деятельности, части общей системы. Разрабатывается представление о постепенно нарастающих этапах - техноцентрическом (все решает техника), технологическом (приоритет технологии овладения действием) и антропоцентрическом (во главе проблемы - Человек с его сознанием.

Биологическая сторона изучения в биомеханике прошла путь от начальных убогих взглядов: человек движется потому, что работают мышцы; мышцы работают, сокращаясь; работают против сопротивлений. Теперь совершенно ясно, что человек движется под воздействием не только мышечных, но и всех приложенных сил; в каждом движении в суставе растягиваются, сопротивляясь, мышцы-антагонисты, и уступающая их работа чаще преодолевающей ("мышцы - главные тормоза движений", утверждал еще Лесгафт); мышцы управляют движениями совместно со всеми приложенными силами, используя их, а не просто преодолевают сопротивление.

С появлением системного подхода в науках (все сложное имеет свои составные части, что дает новый результат) и расширением системно-структурного подхода (упорядоченность частей в целом определяется взаимными связями частей) установилось и совершенствуется понятие о системе движений как способе решения двигательной задачи (представления о предстоящем действии). Постепенно сформировалась картина строения системы движений, включающая ее состав (сами движения), структуру (их закономерные связи) и системные свойства (отсутствующие у самих составных частей (см. рисунок).

http://images.km.ru/education/referats/img/57881%7e001.gif

Двигательный состав, упоминавшийся еще Бернштейном как план цепи движений , имеет, как ныне установлено, многоуровневое иерархическое строение: суставные движения (одиночные), элементарные действия (группа движений, имеющих общую подцель), временные ряды (фазы, периоды, циклы). Определение фаз путем нахождения их граничных моментов (существенная смена заданий по изменениям биомеханических характеристик) и граничных поз в эти моменты, во-первых, давало объективные критерии для выделения именно данных фаз вместо произвольного членения потока движений во времени на какие угодно части. Во-вторых, теперь зреет убеждение в том, что каждая фаза - это не столько самостоятельный конструктивный элемент, сколько ориентир, позволяющий синхронизировать многочисленные характеристики в потоке движений. Все более возрастает интерес к механизму движений. Начиная с общих представлений И.М. Сеченова, а затем А.А. Ухтомского (динамически полносвязный механизм) идея развивается до выявления биомеханизмов как моделей, обеспечивающих достижение цели двигательного действия за счет преобразования одного вида энергии в другой . По-видимому, в иерархии группировки движений в составе их системы биомеханизмы занимают промежуточное место между элементарными действиями биокинематических цепей (пространственные группы) и временными рядами. Использование идеи И.М. Сеченова о группировании функций относится не только к моторным процессам, но и к закономерностям организации всех частей в целое благодаря сложнейшим структурным связям - законам строения и поведения системы.

В целом вся структура системы движений делится на двигательные структуры (биокинематические и биодинамические) и информационные. Если первые совместно с двигательным составом относятся к исполнительной части системы движений, то информационные представляют ее управляющую часть . Именно в этой части в наибольшей мере осуществляется развитие идеи Лесгафта о мыслительном представлении, стало быть, психической стороне физического упражнения. Источниками центростремительной информации (внешней и внутренней) служат ее организованные потоки, формирующиеся в многочисленные группы - сенсорные синтезы, своего рода "чувства", отражающие внешний мир и внутреннее состояние организма человека. Человек по существу строит не модель внешнего мира, а модель своего восприятия посредством информации. Системно организованные потоки центростремительной информации создают опережающее отражение предметного мира, без которого невозможны предвидение будущего, подготовка к нему и осуществление самого действия. Чувство собственного тела, его положений и движений, ситуационное отражение его состояния в отношении с внешней средой, сигналы текущего контроля по ходу действия представляют собой безмерно сложные образования как основу управления действием. В ходе овладения действием совершенствуются чувства времени, ритма, расстояний, усилий, инвентаря и снарядов и множества других комплексов.

В противоположном направлении от центральной нервной системы идут эффекторные потоки "команд", сложность которых исследуется в бесчисленных работах физиологов в области высшей нервной деятельности, психофизиологии и многих граничных сфер активности человека. В этом направлении особенно важны соотношения произвольности и автоматизма, что составляет важнейшее направление в проблемах дидактических, педагогических и более глубоких и частных смежных. Центральные информационные структуры по сути дела и есть содержание сознания действующего человека. Развитие деятельностного подхода с особенной силой высветило значение двигательного действия в формировании и развитии духовного мира человека и его высшей ступени - сознания. Со времен Сеченова и Ухтомского развиваются представления о функциональных органах, временных объединениях функций единой целенаправленности. Введенное Берн-штейном понятие о движении как биодинамической ткани характеризуется реактивностью движения, его развитием и инволюцией. Подобно этому возникло понятие о чувственной ткани образа, включающей все многообразие познавательных процессов, лежащих в основе выработки решений в управлении движениями в действии. Сознание как высший орган психики представлено двумя его образующими, они тесно взаимосвязаны, но не подчиняются друг другу - "событийный" слой и "созерцательный". В первый как единицы анализа сознания входят "ткани" - биодинамическая (действия) и чувственная (образа). Второй же слой - созерцательный (рефлексивный) представлен "значениями" (объективная оценка роли процесса) и "смыслами" (личностными оценочными представлениями) . Самое существенное в этой концепции, в плане нашей проблемы, заключается в том, что действие рассматривается как исходная единица анализа сознания ("клеточка"). Действия через указанные единицы анализа сознания (ткани, значения, смыслы) порождают само сознание. Сознание же, следуя как бы в обратном направлении, и осуществляет высшее руководство управления действиями. Так ныне представляется сложнейшая диалектическая взаимосвязь духовного и физического в физическом упражнении как двигательном действии. Центральная часть информационных структур содержит в себе важнейшие факторы организации системы движений как действия. Значительно упрощая, можно сказать, что формируются модели, определяющие возможности и их осуществление.

В каждом сознательном предметном действии человека формируются цели, предвидение результата ("модель потребного будущего" по Бернштейну). Для достижения цели формируется модель двигательной задачи, которая подлежит решению. Решение каждый раз не одно и то же ("повторение без повторения" по Бернштейну), так как абсолютно точное повторение при сложнейших переменных наперед не предусмотренных миллионах факторов невозможно. Вопрос о составе двигательной задачи непрерывно разрабатывается, так как вариативность ее элементов, избирательная сложность, переменная их ведущая роль безмерно сложны и не укладываются в единые одинаковые постоянные рамки. Ведущую роль в строении двигательной задачи и ее решении играют смыслы - личностные представления человека, связанные с собственным отношением, оценкой, пониманием, принятием и многими другими процессами, индивидуально различимыми и, главное, никогда полностью точно не повторимыми при каждом осуществлении двигательного действия .

Наконец, необходимо сосредоточить внимание на важнейшей стороне системы движений - на системных свойствах . Они формируются в процессе развития системы движений как "вновь явленные" (эмерджентные), которых нет ни у одной из ее составных частей. Каждая система функционирует; функционируя - создает новый результат. Этот результат и есть "качественная определенность", то новое, ради чего и создается и существует система. В увлечении детальным изучением частностей слишком мало внимания уделяется тому результату, ради которого и функционирует система как целое. Наверное, в первую очередь надо назвать свойства экономичности, стандартности и стабильности, предпочитаемые для многих видов двигательной деятельности. К качествам двигательной деятельности давно относят силу, быстроту, выносливость. Они, конечно, определяются не только морфофункциональной основой человека, но и организацией движений в системы, именно в которых они и проявляются. Сюда же можно отнести и широко разрабатываемые в особое учение координационные способности, каждая из которых определяется теми же основами (морфология, функция, организация). Вторая группа системных свойств - это последовательно специфические качества самих действий (вид спорта, вид группы упражнений, определенное действие). Таким образом, здесь речь идет о поиске места в модели системы движений для особенностей "навыков и качеств". В таком аспекте понятие о системных свойствах как главной требуемой особенности систем движений еще мало разработано. Учитывая особую целенаправленность физических упражнений, здесь надо еще искать наиболее четкое решение этого вопроса.

В теории строения действия разработка такой единой модели, органически включающей и исполнительную и управляющую стороны, в какой-то степени соединяет итоги многосторонних путей развития идей П.Ф. Лесгафта и Ж.Б. Ламарка о воспитывающем и развивающем направлении физических упражнений. Идеи П.Ф. Лесгафта и ныне служат одной из основ современной физической культуры как неотъемлемой части общей культуры человека.

Список литературы

1. Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений.- М.:ФиС, 1977.

2. Бернштейн Н.А. Исследования по биомеханике ходьбы, бега, прыжка.- М.: ФиС, 1940.

3. Бернштейн Н.А. Координация движений //В кн.: Физиология человека /Под ред. М.Е. Маршака.- М.: ФиС, 1940.

4. Бернштейн Н.А. О построении движений.- М.: Медгиз, 1947.

5. Динер В.Л. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. 3-издание, дополненное. Краснодар 2007.

6. Дмитриев С.В. Закономерности формирования и совершенствования систем движений спортсменов в контексте проблем теории решения двигательных задач. Докт. дисс. М., 1991.

7. Донской Д.Д. "Теор. и практ. физ. культ.", 1991, № 3.

8. Донской Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования).- М.: ФОН, 1995.

9. Донской Д.Д. "Теор. и практ. физ. культ.", 1995, № 5-6.

10. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Основы антропоцентрической биомеханики (методология, теория, практика). Нижний Новгород: Волго-Вятск. кн. издво, 1993.

11. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 11.

12. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. "Теор. и практ. физ. культ.", 1996, № 1.

13. Коренберг В.Б. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 11.

14. Кремянский В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации.- М.: Наука, 1977.

15. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. "Вопросы философии", 1977, № 9.

16. Лях В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1991, № 3.

17. Матвеев А.П., Непопалов В.Н. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 9.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/ а также http://student.km.ru/
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации