Школьный психолог 2005 №24 - файл n1.rtf

Школьный психолог 2005 №24
Скачать все файлы (6354.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf6355kb.01.02.2014 17:10скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 24/2005. Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.

СОДЕРЖАНИЕ



Первая полоса

Игорь Вачков . "Психологи давно полюбили игру в ассоциации..." Календарь

Редакция . "Календарь мероприятий для школьных психологов на =
январь-февраль 2006 г."


Репортаж

Валерия Пантелеева . "Миссия психологии образования"

Прямая речь =

"Антистресс" =

Курсы повышения квалификации




Гильдия







Александр Савенков. "Индоктринаиия. или Как контролируют наше сознание"







Книжный шкаф







Марина Степанова . "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Сергей Степанов . "Вы заметили гориллу?"

Майя Бабичева . "Сделай себя сама"

Вадим Родионов . "Родители и дети. Психология взаимоотношений"







Игротека







Наталья Сакович, Елена Осипова . "Идеальная школа"







Лирика







Андрей Кучаев . "Тепло, как в декабре"







Разное







Редакция . "Содержание газеты "Школьный психолог" за 2005 г."







Мозаика







Cергей Степанов . "Не переоценивайте свою память!"




Психологи давно полюбили игру в ассоциации и сделали ее специальным тренинговым приемом. Давайте сыграем: какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Новый год»?

Рискну предположить: елка. волшебство. подарки. Дед Мороз. радость. превращение... Что уж говорить — сказочные ассоциации. Психолог. видимо. в силу специфики своей профессии вообще тянется к сказке. Ведь наука о душе — самая загадочная из всех наук. самая чудесная и таинственная. Внутренний мир человека куда более непонятен и менее изведан. чем мир внешний. предметный. И психолог часто ощущает себя рисковым путешественником по terra incognita или волшебником. способным совершать чудеса. Мы и сами порой удивляемся. оценивая результаты своей работы: как же все произошло? Как получилось? Что сработало? Или более строго: в чем состоит психологический механизм. приведший к изменению психических функций? Конечно же. мы обязаны рефлексировать процесс и результат своей деятельности. И в отчеты и заключения мы должны вставлять мудреные профессиональные термины. чтобы было ясно. какой глубокий анализ мы провели. Но давайте хотя бы иногда. хотя бы под Новый год. не будем задаваться такими вопросами. Просто поверим в чудо. поверим в свои несомненно волшебные способности. Ощутим в себе магические силы. позволяющие превращать тыкву в карету. а простенькое платьице — в роскошный бальный наряд. И тогда Золушка из шестого «Б» с заниженной самооценкой станет настоящей принцессой — и не до полуночи. а навсегда.

Не будем забывать. что психолог — профессия волшебная. От имени редакции «Школьного психолога» желаю вам. наши дорогие читатели. чувствовать себя волшебниками и верить в свои необычайные возможности не только в самую прекрасную ночь года — с 31 декабря на 1 января. но и весь 2006 год. А наша газета будет с вами и постарается сделать все. чтобы поддержать эту веру.

Счастья вам в новом году!
Игорь ВАЧКОВ, главный редактор

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН


ПОТРЕБНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ



Психодиагностические испытания детей дошкольного и школьного возраста

Все. кто каким-либо образом сталкивался с необходимостью оценить психическое развитие ребенка. испытывал реальные трудности как в организации самого процесса психодиагностического исследования. так и в подборе конкретного инструментария. Принято считать. что точность психодиагностических выводов зависит от мастерства исследователя — психолога. но кто. в свою очередь. оценит степень этого мастерства и. соответственно. степень качества диагностического вывода?

В ОТВЕТ НА ТРЕБОВАНИЯ

Специалистам понятна необходимость психодиагностических исследований: требуется полнота выборки для разработки нормативных показателей. широкая проверка имеющихся диагностических методик и тестов в разных регионах нашей страны. получение статистически значимых различий в результатах выполнения детьми психодиагностических проб.

Однако буквально каждый день мы сталкиваемся с реальной необходимостью в отборе детей в детские сады и школы. дифференцировке детей и подростков для организации обучения. адекватного их возможностям. для определения степени отклонений в развитии.

Важным условием психодиагностического испытания остается также исследование личностных особенностей детей и подростков. которые определенным образом (иногда весьма кардинальным) влияют на процесс их обучения и воспитания.

В ответ на эти требования мы создали два комплекта методик («Когитон» для школьников и «Когитоша» для дошкольников). в которых реализовали важные. на наш взгляд. принципы психодиагностического исследования. Осознавая потребность в дальнейшей разработке стандартов и способов оценки психического развития ребенка. мы. опираясь на свой весьма значительный опыт в психодиагностических исследованиях. предлагаем некоторую реальную систему. содержащую как определенный личностно-ориентированный подход к диагностической процедуре и оценке психического развития ребенка. так и комплекс методик и тестов. позволяющих реализовывать этот подход.

При составлении комплектов мы преследовали несколько целей:

1) психологическое исследование должно быть компактным и информативным;

  1. психолог должен иметь возможность подобрать из комплекта необходимый мини-набор методик под конкретную задачу;

  2. комплект методик должен обеспечивать максимальный учет личностного фактора при проведении психологического исследования и при интерпретации полученных результатов;

  3. общий методический подход направлен на преодоление «страха испытания» у ребенка. что обеспечивает максимальную реализацию имеющегося у него потенциала;

  4. стимульный материал адекватен познавательной потребности детей указанного возраста и сам по себе стимулирует познавательную активность.

Предлагаемых комплектов достаточно для решения основных проблем. которые связаны с психологической диагностикой детей. а квалификация современных психологов школьных и дошкольных учреждений позволяет с успехом применять их на практике. Именно поэтому мы не включили в наши комплекты сугубо исследовательские методики. клинические тесты и нейропсихологические пробы. которые требуют специальной квалификации психолога и применяются для решения более частных или специальных задач.

ЛОГИКА И СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

Нами была проведена работа по приведению некоторых давно используемых в отечественной психологии методик к современным стандартам. Это касалось как формализации процедуры тестирования. так и интерпретации полученных результатов. что нашло свое отражение в соответствующих руководствах. Кроме того. была проведена частичная замена стимульного материала на более современный (с последующей апробацией).

Как известно. диагностический материал должен соответствовать реалиям современной жизни. То. что когда-то было для детей привычными атрибутами их повседневной жизни (лапти. телега и т.д.). теперь превратились в редкость. экзотику. Изменился и визуальный облик многих предметов. Например. радиоприемник или часы устаревших моделей могут распознать далеко не все дети.

Психодиагностичекая работа с комплектами «Когитон» и «Когитоша» имеет свою логику и специфику. Нами сформулированы общие положения, которые важны для профессионально грамотного построения работы:

1. Точная оценка возраста ребенка

Мы рекомендуем фиксировать точный возраст ребенка с указанием лет и месяцев. Дело в том. что в детском возрасте для развития имеют значение порой 2-3 месяца. и тем более полгода. Оценка ребенка 6 лет 0 месяцев и 6 лет 11 месяцев не может быть одинаковой. Особенно это важно. если вероятна повторная встреча с ребенком. Сравнительный анализ динамики развития ребенка бывает очень информативен и помогает дифференцировать существенные и ситуативные факторы развития.

2. Отказ от иллюзии, что здоровый ребенок может справиться с
любым заданием


Любой интеллектуально и личностно полноценный ребенок может оказаться на психологическом испытании в неблагоприятной форме. В силу разных причин он может плохо справляться с каким-либо заданием или медленно усваивать инструкцию. Он может испытывать затруднения при выполнении определенного класса задач или нежелание выполнять какое-то задание. Не стоит забывать о больших индивидуальных различиях детей. а также ориентироваться на результаты. которые обнаруживают очень способные или одаренные дети. Для большинства детей будет верным то. что на психодиагностической процедуре мы оцениваем не интеллект ребенка. а те его интеллектуальные возможности. которые он сумел продемонстрировать в данных условиях.

3. Дисфференцированный подход к установлению рабочего контакта и мотивации

Психолог должен соотносить возраст ребенка с классом. в котором тот учится. Необходимо также иметь предварительную информацию о ребенке. пришедшем на испытание. чтобы нечаянно не затронуть болезненную тему: второгодничество. смерть близких. отсутствие или болезнь родителей или других членов семьи. усыновление. наличие врожденного дефекта или хронического заболевания и т.д.

Мотивация. обеспечивающая ответственное отношение ребенка к процедуре исследования. зависит от его возраста и личностных особенностей. В любом случае она должна быть адекватна конкретной ситуации. Чем старше ребенок. тем больше у него возникает вопросов о необходимости тестирования. Поэтому. если для детей дошкольного и младшего школьного возраста достаточной мотивацией может быть приглашение познакомиться и посмотреть интересные картинки. то для детей 8-11 лет побудительным мотивом участия в обследовании может стать выявление их способностей и сильных сторон личности.

НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ: БЕСЕДА ИЛИ ТЕСТ?

Традиционно психологическое исследование начинается с беседы с ребенком. Беседа имеет своей целью установить контакт и получить информацию об уровне осведомленности ребенка. Метод беседы. и тем более метод клинической беседы. — это особое искусство. Кроме того. для беседы требуется достаточно много времени. и в ней используются качественные экспертные. а не оценочные процедуры. Учитывая. что психологическое исследование ограничено во времени. мы рекомендуем совмещать беседу с предъявлением тестовых заданий. Детям. которые теряются при первой встрече. боятся отвечать. можно предложить методику или тест. вызывающие интерес у большинства детей данного возраста. Помня о том. что первая методика должна быть легко доступна ребенку. можно предложить методики из комплекта: «Довольна ли мама? ». «Азбука настроений». «Половозрастная идентификация» или «Зрительно-моторный Бендер-гештальт тест». Не обязательно давать эти методики целиком. Данный прием дает возможность не только достаточно быстро установить с ребенком контакт. но и получить диагностический материал. Заодно можно задать интересующие психолога вопросы. не вызывая у ребенка излишнего напряжения.

Встречаются гиперконтактные дети. которые активно стремятся к беседе. а иногда даже берут инициативу в свои руки. Мы не советуем поддерживать обстоятельные беседы с детьми этой категории. так как они. как правило. сильно уводят в сторону от диагностической задачи. Этим детям рекомендуется давать больше заданий не вербальных. а таких. которые требуют зрительного сосредоточения. Это организует

деятельность детей и делает процесс диагностической процедуры более управляемым.

Если же первое задание окажется сложным и ребенок «закроется». отказавшись отвечать. то особой диагностической информации психолог не получит. Тем более невозможно будет сделать какие-либо выводы об уровне интеллектуального развития ребенка.

СТРАТЕГИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЫ ^^^^Д

Ориентируясь на центральную задачу исследования и установив контакт

с ребенком. психолог переходит к получению основной диагностической

информации. Поскольку фактически невозможно оценивать какой-то

один аспект детского психического развития. можно говорить лишь о

расстановке определенных акцентов исследования. Если центральная =

задача состоит в оценке интеллектуального развития. то блок

соответствующих методик должен быть основным. Если же ставится

вопрос о высоком уровне интеллекта или его нестандартности. можно

применить. например. тест «Необычное использование». Для получения

количественной стандартизованной оценки интеллекта лучше

использовать «Стандартные прогрессивные матрицы Равена». =

Если психолога больше интересуют особенности эмоционально-мотивационной сферы испытуемого. то в основном предлагаются методики. направленные на исследование личности. При этом комплект позволяет достаточно точно подобрать адекватный тест или методику под решение более конкретной задачи.

Комбинация двух-трех методик или тестов позволяет получить

информацию. которая. с одной стороны. ответит на ряд диагностических

вопросов. а с другой — покажет. что именно нуждается в уточнении. =

Иногда применение личностных тестов вызывает необходимость

подробнее исследовать интеллект ребенка. И наоборот. бывает. что

интеллектуальные пробы вскрывают наличие эмоциональных проблем.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

Разброс индивидуальных вариантов психического развития детей

достаточно широк. но при этом современное общество предъявляет =

весьма жесткие требования ко всем детям школьного возраста. Что

касается дошкольного детства. то создается впечатление. что его

основная задача — это подготовка к школьному обучению. хотя автор

этой статьи и не согласен с такой постановкой вопроса.

Вся эта «объективная реальность» связана с условиями школьного обучения и школьными программами. которыми общество располагает в настоящее время. Школьное обучение и школьные программы в разных странах имеют свои особенности. но тем не менее существуют и определенные. достаточно условные критерии. задающие «норму» психического развития.

Целью психодиагностического испытания чаще всего является либо оценка индивидуальных свойств психического развития ребенка. либо определение отклонений в его психическом развитии.

Индивидуальные особенности ребенка могут проявляться по-разному: в высоких способностях. демонстрируемых в каком-то виде деятельности. в эмоциональных проблемах. связанных со школой или семьей. в переживаниях. связанных с общением или состоянием здоровья. Строго говоря. практически все дети испытывают какие-либо трудности.

обучаясь в школе. Анализ этих особенностей должен служить началом коррекционной психологической работы и профилактики возникновения невротических состояний. нарушения поведения. снижения успеваемости и т.д.

Очень часто задачей психологического исследования является определение возможного отклонения в детском развитии. Прежде всего это касается оценки отклонений в интеллектуальном развитии и поиска причин неправильного поведения. Встречаются и случаи. когда отклонения в интеллектуальном развитии сочетаются с нарушениями поведения.

Нарушения в интеллектуальном развитии детей младшего школьного возраста. как правило. определяют общий низкий уровень овладения школьными дисциплинами.

Проводя психологическое исследование ребенка с трудностями поведения. необходимо определить. в какой степени подобное поведение ребенка зависит от его школьной ситуации: его успеваемости и общения со сверстниками и педагогами.

С помощью методик и тестов. имеющихся в данном комплекте. психолог может выявить интеллектуальные особенности. характерные как для детей с задержкой психического развития. так и для умственно отсталых детей. а также профессионально исследовать эмоциональную и личностную сферы развития детей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДИАГНОЗ

Психологическое заключение по результатам психодиагностического исследования должно содержать итоговую информацию об особенностях психического развития ребенка.

Оценивая интеллект. память. работоспособность и личностные характеристики ребенка. психолог должен выделить главные особенности его психического развития на момент обследования.

Практически все психологические методики из комплектов «Когитон» и «Когитоша» снабжены специальными протоколами. с помощью которых удобно проводить комплексный анализ результатов. Есть и итоговый протокол исследования.

Если перед психологом не была поставлена какая-то специальная задача. то не обязательно подробно описывать. как ребенок выполняет то или иное задание. Однако всегда нужно дать констатирующую оценку. например: «интеллект соответствует возрасту» или «поведение адекватное. правильное».

Если же описываются нарушения интеллектуального развития. то в заключении должны содержаться такие фразы. как «интеллектуальное развитие ниже возрастной нормы». и объяснения этого заключения. например: «мышление конкретное. обобщения производятся на ситуативном уровне.» и т.д. Подробные инструкции по форме представления полученных результатов приведены в руководствах к соответствующим методикам.

Как известно. психолог не уполномочен ставить диагноз «задержка психического развития» или «умственная отсталость». хотя он может разбираться в диагностике этих состояний весьма профессионально. Все клинические диагнозы ставятся врачом-психоневрологом или

коллегиально на психолого-медико-педагогических комиссиях.

Эмоциональные и личностные нарушения должны быть описаны конкретно. со ссылками на результаты тестов.

Во всех случаях результаты исследования детей с помощью психодиагностических комплектов «Когитон» и «Когитоша» помогут решить множество диагностических задач и наметить направления необходимой коррекционной работы.

Более подробно с содержанием комплектов можно ознакомиться. обратившись в «Когито-Центр». оказывает консультативную помощь и специальные занятия по психологической диагностике.
Наталия БЕЛОПОЛЬСКАЯ, доктор психологических наук

РЕПОРТАЖ
Чему, как и, главное, зачем учить? Такой смысл можно придать практически всем выступлениям на всероссийской научно-практической конференции «Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения», которая прошла в Тольятти с 25 по 27 октября под эгидой Тольяттинского государственного университета и факультета психологии ТГУ.

МИССИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция оказалась довольно представительной. Тезисы опубликовали более 400 человек. более 100 человек из 20 городов страны приняли активное участие в работе. в том числе 13 докторов наук. несколько академиков.

В.И. Панов. заведующий лабораторией психологического института РАО (г. Москва). пошутил: «Когда я вошел в зал. то не сразу понял. куда попал — в Тольятти или на московскую научную тусовку». Г.В.Акопов. декан факультета психологии СГПУ. председатель регионального отделения российского общества психологов (г. Самара). назвал конференцию «психологическим пиршеством».

Ректор Тольяттинского университета С.Ф. Жилкин отметил: «Это прекрасная возможность для студентов и психологов увидеть мэтров психологии. узнать из первых уст о том. что делают лучшие специалисты нашей страны».

КРУГ ВОПРОСОВ



Заявленная тема оказалась настолько емкой по своему содержанию. что в докладах. опубликованных. прочитанных и обсуждаемых на секциях. отразились вопросы дошкольного и школьного обучения. подготовки специалистов и психологического сопровождения организации труда на самых разных предприятиях.

Иначе и быть не могло. Если мы хотим получить работника. удовлетворенного своим трудом. счастливого и реализующего способности на рабочем месте. то должны помнить о том. что личность его. как и привычка к творчеству. открытость новому. готовность жить полной жизнью зарождаются еще в то время. когда ребенок получает ответы на свои бесконечные «почему». И не просто получает готовые ответы. а вместе с воспитателем и учителем ищет эти ответы при условии правильно построенной системы обучения и воспитания.

Итак. условно (очень условно!) мы можем разделить круг обсуждаемых вопросов на три большие сферы: 1) начальное и среднее образование. 2) профессиональное образование. 2) производство. бизнес и общество

в целом.

Как сказал в своем выступлении профессор А.Г. Асмолов. член-корреспондент РАО. заведующий кафедрой психологии личности МГУ. в начале 80-х годов о психологах в Советском Союзе говорили. что они подобны улыбке Чеширского кота: улыбка есть. а кота нет. Теперь можно сказать. что психологи «появились полностью». В чем-то благодаря реформе системы образования.

Действительно. еще в 90-е годы родители могли сказать ребенку. с которым работал психолог: «Слушай. что говорит врач». Теперь ни для кого не в диковинку должность психолога в детском саду или школе.

НЕ ЗАБЫВАТЬ О РИСКЕ

Но нельзя говорить о том. что все гладко и определенно. Актуален вопрос о том. какова миссия практической психологии образования. Есть множество опасностей. сложных моментов в организации и функционировании сферы образования. о которых мы не должны забывать.

Риск номер один — это сведение образования к сфере услуг. Стоит заметить. что это касается не только среднего образования. Говоря словами Асмолова. не повторить бы в этой ситуации сюжет о Золотой рыбке. когда роль старухи будет выполнять общество. отправляющее «образованцев» к Синему морю с новыми и новыми запросами. Все мы помним. чем закончилась сказка. Но ведь образование — это не сфера услуг. а институт развития личности. который выполняет функцию создания общей ментальности в России.

Вторая опасность заключается в том. что. увлекаясь реформами. мы забываем. что образование — это «система с выходом. но без входа». Средний возраст директора школы сегодня — 57-60 лет. Почему? Нет мотивов для притока кадров в систему образования. Мы столкнулись с резким старением учительского корпуса. Сегодня одной из ключевых задач является создание «школы директора школы». Именно директор школы. обладающий искусством современного менеджмента. сможет создать условия для развития учителей.

Третий риск — это отставание учителей от учеников в сфере информатизации. Сегодняшние

4-5-летние дети живут в информационном мире как в естественной для себя жизненной среде. Им не нужно этому миру учиться. а учителю приходится это делать специально. Всеобщая интернетизация образования — это не лозунг. а настоятельная необходимость. поскольку это открывает доступ к знаниям.

Четвертый риск — профильные школы и профильные классы/. Практически в любой школе сегодня есть специализированные классы. предполагающие раннюю профессионализацию. Давайте не будем забывать о том. что дело школы — развитие общих способностей. Образование в советской школе имело универсальный характер. и это было ее сильной стороной. Почему мы забываем об этом? Другой вопрос: кто в 14 лет знает. кем он будет завтра? Всю жизнь мы ищем себя. Информационный век. в который мы живем. необычайно лабилен. Модные профессии проживают на рынке 5-10-15 лет. Ежегодно появляется по 400-500 профессий и специальностей. В высшей школе активно внедряется система бакалавриата. что предполагает универсализацию в подготовке специалиста. так почему же школы

стремятся к специализации?

Пятый риск несет в себе дошкольное обучение. Очень часто психологов спрашивают: «Когда учить читать? Пора ли учить второму языку? С какого возраста отдавать в школу?» Проблема здесь заключается не в том. когда и чему учить. а в том. ради чего и с помощью какой технологии. Если отдельно говорить о технологии — то в дошкольном возрасте наиболее естественно обучение с помощью игры. Но самое главное в обучении — это не обучение как таковое. а создание мотивации к обучению. И это основная задача психолога в школе. Ведь именно в школе интрес почемучки затухает: внутренняя мотивация к обучению. основанная на естественном стремлении человека к познанию. заменяется на внешнюю — ответить урок от и до. избежать наказания и порицания учителей и родителей. быть как все одноклассники. С этой установкой вчерашний школьник приходит в вуз. а потом мы получаем работника. который не знает о том. что такое творчество и самореализация в труде.

Все выступающие отмечали. что актуально сегодня вариативное. мотивирующее. наполненное смыслом образование. в ходе получения которого человек должен пройти «школу неопределенности». Только так развивается личность. Практическая психология образования должна выступать в качестве методологической науки. Психолог — это не человек с тестом в руках. Психология. обеспечивая проектирование школьных программ. позволяет осуществлять развитие образования «по проблемам. а не по отраслям».

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Один из ключевых вопросов вузовского образования — баланс между универсализацией и специализацией. Почему опасна тенденция к сверхспециализации? Нет в жизни задач. в которых все дано.



По мнению В.И. Панова. члена-корреспондента РАО. заведующего лабораторией психологического института РАО (г. Москва). раньше целью высшего образования была подготовка специалиста. полезного Родине. Чем плоха была советская высшая школа? Для своего времени это была отличная школа — воспитание человека. воспроизводящего советский образ жизни. С чем мы столкнулись сегодня? Потеряны идеологические ориентиры. Педагоги обучают предмету. но не в состоянии помочь молодому человеку стать личностью. Мы говорим о том. что назрела необходимость смены парадигм. Как отметила Е.Ю. Прокофьева. директор Гуманитарного института ТГУ. особенность современной системы образования — акцент на интеллектуальной составляющей. тогда как вопросам личностного развития часто не уделяется должного внимания.

Сегодня зачастую обучение — это передача готовых знаний. Затем то же самое в той же форме учитель получает от ученика обратно. проводя оценку знаний. Репродуктивный тип учебной деятельности производит репродуктивный тип личностного поведения в учебной. а значит. и в иной ситуации — жизненной. производственной. А ведь любой предмет может и должен стать средством развития личности.

Разумеется. собравшись на конференции по вузовскому обучению.

психологи не обошли вниманием психологическое образование. Так. в одной только Самаре 10 вузов готовят психологов. В Москве. где подготовку психологов ведут более чем в 50 вузах. уже столкнулись с проблемой перепроизводства. Если подготовку психологов ведут все. то возникает вопрос: а какие это психологи? Есть очень серьезная угроза профанации психологии как науки.

Профессор Г.В. Акопов отметил. что психологов не может быть много. потому что психология — универсальная область знаний. Он отметил. что. по его наблюдениям. уже много лет на факультете психологии сохраняется большой конкурс. Но не все выпускники сразу же собираются работать психологами. хотя и не жалеют о том. что получили это образование. Именно данный факт может служить показателем эффективности обучения. Выпускник вуза приходит к мнению о том. что он еще не готов работать по специальности. отчетливо понимая сложность профессии и всю меру той ответственности. которую она на него возлагает. «Нет лучше профессии. чем психолог — и судьба. и миссия». — сказал в своем выступлении А.Г. Асмолов.

В целом же. обсуждая профессиональную подготовку. многие участники конференции касались вопросов методического характера: каким образом должны быть представлены знания в процессе обучения. чтобы они воспринимались студентом с пониманием их значимости? Какие практические навыки и дополнительные знания в области решения прикладных задач способствуют успешной адаптации молодого специалиста? В Самаре. по сообщению Г.В. Акопова. на протяжении двух десятков лет проводится изучение представлений студентов и выпускников вузов о том. что является самым важным для них как будущих профессионалов. На первый план выходят теоретическая подготовка и получение практических навыков работы. затем следуют организационно-методическая. личностная и психологическая подготовка к профессии.

В этой связи обсуждался опыт проведения тренингов коммуникативных навыков для будущих юристов. а также необходимость формирования эмоциональной гибкости у будущих журналистов. Говорилось о возможности включения в базовую подготовку психологов вопросов трудового законодательства и делопроизводства. с тем чтобы обеспечить город столь необходимыми сегодня специалистами по работе с персоналом.

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРАВИЛАМ

Собственно. о том. что волнует руководителя. принимающего на работу вчерашнего выпускника вуза. мы уже много говорили. Если мы будем понимать образование как сферу производства кадров для города. то именно в этом и состоит роль системы профессионального образования в качестве градообразующего фактора. В этой связи целью любого профессионального учебного заведения выступает формирование у студента внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению своей учебы и карьеры и реализации перспектив своего личностного развития. В сегодняшних условиях умение адаптироваться. реализоваться в меняющемся мире. способность к самоопределению и саморазвитию является единственной гарантией социальной успешности и профессиональной реализованности.

Говорилось на конференции еще и о том. что сегодня бизнес не только в столице. но и в регионах постепенно переходит на рельсы управления не по субъективным ощущениям руководителя. а по определенным четким

правилам и стандартам. по отработанной технологии. Эпоха менеджмента по здравому смыслу постепенно уходит в прошлое. уступая место регулярному менеджменту. в основе которого лежит научное знание. в том числе психологическое.

К примеру. ни для кого не новость. что сегодня российская практика в области мотивации персонала далека от современных требований в основном в связи с тем. что многие российские предприятия и организации испытывают экономические трудности и ограничены в ресурсах. Это подтверждает мысль о том. что задача их выживания должна решаться за счет использования резервов. не требующих больших затрат. Именно таким резервом является внедрение системы современной мотивации. основанной на предоставлении работнику возможности для самореализации в труде. в основе чего лежит личностный подход к нему. А самореализующийся. личностно развивающийся в труде человек — это счастливый человек и идеальный работник. И тут. как ни крути. опять мы приходим к мысли о том. что бессмысленно предлагать реализовать в труде свои творческие возможности человеку, который не приобрел такой привьнки еще на школьной скамье и которому ничего не нужно и ничего не хочется.

Конференция закончилась. но осталась надежда на то. что все выступления на тему развития личности не останутся словами и действительно одной из главных задач профессиональной подготовки специалистов и обучения в школе будет ориентация на творческую самореализацию в профессиональной деятельности.

И хоть богатыми нас пока не назовешь (говорится же. что психология — наука сытых). все же период относительной стабилизации экономики всегда сопровождается возрождением интереса к человеку — его мотивам. потребностям. удовлетворенности трудом. его развитию и самореализации.
Валерия ПАНТЕЛЕЕВА, г. Тольятти

ЛИРИКА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации