Школьный психолог 2005 №20 - файл n1.rtf

Школьный психолог 2005 №20
Скачать все файлы (2283.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.rtf2284kb.01.02.2014 17:09скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14





диагностика нарушений развития" Наши дети

Каждый учебный год похож на предыдущий^ Эта внешняя повторяемость порой играет с нами злую шутку: она словно подталкивает нас к тому, чтобы не мудрствуя лукаво пройти вновь по тому же привычному кругу. Переписать пункты из прошлогоднего плана работы в новый, стряхнуть пыль с конспекта проведенного тренинга и взять уже слегка пожелтевшие листы с записями для доклада на педсовете. Разве нельзя повторить то же самое, что уже делал когда-то? Ведь все уже отработано, выверено, неплохо получалось... И все-таки — нет, нельзя.

Потому что бездумное повторение сделанного — это первый шаг к тому, что в психологии называется профессиональной стагнацией. Остановкой в развитии. Остановкой, после которой скорее всего — откат. А если не хочется этого допускать, значит стоит внести в свой план мероприятия, которых еще не было, придумать новые упражнения для тренинга и выбросить старый конспект доклада, чтобы написать совершенно другой. При этом не надо думать, что сделанное когда-то — плохо и достойно только забвения. Ни в коем случае! Свои достижения надо помнить, опыт — копить, находки бережно сохранять. Просто почивать на лаврах — занятие для психолога неприемлемое. Мы должны все время находиться в движении. Такая уж у нас профессия. А накопленный опыт будет фундаментом новых построений, опорой для новых взлетов.

Недавно я случайно натолкнулся на следующую притчу.

Однажды Акбар начертил отрезок и, обратившись к министрам, спросил:

Как сделать этот отрезок короче, не прикасаясь к нему?

Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и

начертил рядом с этим отрезком другой отрезок, но более длинный, тем

самым умалив достоинство первого.
Игорь БАЧКОВ

НАШИ ДЕТИ


У НАС НОВЕНЬКИЙ!



В начале учебного года педагогам и психологам приходится решать несколько задач адаптации: учащихся к новому учебному году и вновь пришедшего ученика или учеников к новому коллективу. Ситуация перехода в новую школу, в новый класс, на новую ступень обучения является очень трудной для любого ребенка. Еще сложней такая ситуация для того, кто вынужден преодолевать трудности таких периодов жизни в одиночку.

С помощью специальных игр, упражнений, занятий взрослые в школе могут в значительной мере смягчить, облегчить и ускорить процесс адаптации нового ученика в классе, а также научить одноклассников проявить понимание и сочувствие новенькому. Легче не позволить появиться негативным впечатлениям о школе и одноклассниках, чем впоследствии корректировать проблемы учеников.

Предлагаемое занятие проводится в начале учебного года с учащимися начальной школы, рассчитано на два-три урока. Проводить его желательно психологу вместе с педагогом или классным воспитателем.

Цели

ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЯ

Разминка

Цели: создание дружеского расположения детей друг другу, непринужденной радостной обстановки после долгой разлуки; участие в играх нового ученика.

Игра «Кто сказал «Бип»

Вся группа, за исключением водящего, сидит в кругу на стульях. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к участникам на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать не разрешается, садиться надо спиной — так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать «Бип», желательно не своим голосом, чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.

Упражнение «Чуткие руки»

Организация упражнения такая же, как в игре «Кто сказал «Бип». Отличие состоит в том, что водящий трогает руки сидящих игроков и пытается определить, кто это, и назвать их имена.

Работа по теме

1. Взаимодействие друг с другом. Первое представление нового ученика

Цели: развитие навыков взаимодействия в группе; обратить внимание на нового ученика, сообщить группе некоторые сведения о нем; предоставление новому ученику возможности включиться в работу группы.

Ведущий предлагает вспомнить дни рождения одноклассников и узнать день рождения нового ученика.

Упражнение «День рождения»

Учащимся предлагается разбиться на 4 группы так, чтобы в одной группе оказались те одноклассники, дни рождения которых отмечаются в одно и то же время года.

После игры обращается внимание на следующее:

Затем каждая группа выполняет задание: выбирает себе подарок на день рождения. Подарок должен быть оригинальным и таким, от которого не отказался бы ни один участник группы.

2. Рассказ о том, как каждый ученик класса провел лето

Цели: предоставление возможности рассказать о себе; формирование навыка рассказывать о событиях кратко и понятно для остальных; предоставление возможности проявить фантазию.

Упражнение «Интервью»

Дети сидят по кругу. В течение одной минуты каждый игрок должен ответить на вопрос соседа, сидящего справа: «Где побывали, что повидали?» Игрок может или рассказать правдивую историю, повествующую о событиях, происшедших с ним в летние каникулы, или на минутку превратиться в барона Мюнхгаузена. «Журналисту» предоставляется право поверить или не поверить рассказчику. Если он отгадал, то жетон достается ему. Если нет, то рассказчику.

3. Презентация нового ученика

Цели: развитие понимания чувств другого человека; создание условий для принятия нового ученика в коллектив класса.

Упражнение «Знакомство с новым учеником»

Нового ученика просят назвать имя и фамилию и ответить на вопрос, в какой школе он раньше учился.

Детям класса предлагается представить себя на месте новенького и

ответить на несколько вопросов:

Новенький оценивает ответы учеников класса. А те ответы, которые наиболее близки ему, он отмечает каким-либо способом (словами или раздает жетоны ученикам).

Следующий этап упражнения проводится только в том случае, если новый ученик в предыдущих упражнениях и играх был активен, спокойно говорил о себе, у него не были замечено признаков тревожного состояния.

Затем ребятам с разрешения нового ученика предоставляется возможность задать по одному вопросу. Ведущий предупреждает, что вопросы не должны обидеть человека, а на некоторые из них новый одноклассник имеет право не отвечать.

4. Настрой на учебные будни

Цель: настроиться на работу в новом учебном году. Упражнение «Мемуары»

Ведущий обращается к ребятам с рассказом о предстоящем задании.

«Люди любят вспоминать то, что с ними происходило в прошлом. В этом случае они пишут книги, которые называются мемуарами. Представьте себе, что вы тоже написали такую книгу о летних каникулах. Рисунок на обложке несет в себе очень много информации об авторе, а также о содержании этой книги. Если на обложке нарисованы деревья, море — то читателю становится понятно, что автору наиболее близка природа и его к ней отношение; если на обложке пистолет, искаженные ужасом лица, то с героем, по всей видимости, произошла детективная история. Так с помощью символов на обложке можно узнать очень многое о самом произведении и о чувствах автора в этот период времени. А теперь вам предстоит создать обложку для своей книги».

По окончании работы ученикам предлагается устроить выставку рисунков, придумать ей название.

Затем ведущий обращается к ребятам со словами напутствия и пожеланий на предстоящий учебный год: «Вы тепло простились с летом, подарили ему рисунки. Впереди у нас — новый учебный год».

5. Диагностический этап

Ведущий обращается к детям с предложением зафиксировать с помощью анкеты впечатления о летних каникулах, о чувствах и настроении в ожидании нового учебного года.

Каждому ребенку выдается листок с вопросами и возможными ответами анкеты, в которой он отмечает выбранные им варианты.







Анкета сентября













1. Ты хорошо отдохнул на каникулах?













Да

Так себе

Отвратительно













2. Как часто на каникулах ты вспоминал школьные

дни?













Часто

Иногда

Ни разу не вспомнил













3. С каким настроением ты ждал начала учебного года?













С радостным ожиданием

Спокойно

«Как жаль, что скоро в школу!»

С отчаянием: «Опять учиться!»













4. С каким настроением ты:













Включился в учебный процесс













Встретился с одноклассниками













Встретился с учителями













5. Хочешь ли ты принять участие во внеучебной деятельности:













Театральных постановках













Танцевальном кружке













Других кружках










Если ожидание радостное, то проставьте знак «+», если настроение негативное — знак «-». Затем решите, какой степени ваше настроение, и проставьте рядом со знаком одну из цифр от 1 до 10.







Завершение работы







Цели: рефлексия занятия; создание ситуации свободного общения; формирование навыка говорить о своих чувствах и переживаниях.







Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.







Пожелания на новый учебный год себе, одноклассникам, другу или подруге в классе.










Татьяна ЕВГРАФОВА,



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации