Лабораторная работа - История становления города Атбасар. Установление советской власти - файл n1.docx

Лабораторная работа - История становления города Атбасар. Установление советской власти
Скачать все файлы (23.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx24kb.04.02.2014 12:02скачать

n1.docx

История становления города Атбасар. Установление советской власти.

М.А. Жузбаева, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, milana_zhuzbaeva@mail.ru.

На современном этапе Атбасар- это город, районный центр расположен на правом берегу реки Жабай, в 280 км. к С.З. от города Астаны, в 200 км. к Ю.З. от города Кокшетау [1, с.116].

Существует несколько гипотез происхождения города Атбасар. В одной из них говорится, что название города произошло от старого названия реки на котором он стоит. Согласно архивным данным раньше река Жайбай называлась Атбасаркой.

Согласно второй версии название города произошло от слов «Ат» - лошадь и «базар» т.е. лошадиный базар. Это связанно с тем , что через территорию города проходили караванные пути из Азии в Европу. По этим путям прогоняли огромные табуны скота, преимущественно лошадей.

Существует и другая версия. Так, один из казахских эпосов гласит, что известный поэт казахских степей Асан-кайгы ездил по свету на своем коне, изредка останавливая его. И вот однажды он решил передохнуть на берегу одной реки. Останавливая коня произнес: «Ат туяғын басар жер екен», что в переводе означает: «Эта земля достойна того что бы остановить коня». Асан-кайгы был поражен красотой этого края. С того времени люди стали называть эту речку Атбасаркой а прилегающий к ней населенный пункт – Атбасаром.

Существуют и другие версии, но я решила остановиться только на данных. Исходя из этих версий невольно задаешься вопросом почему река была переименована из «Атбасарки» в «Жабай». И этому событию в народе нашлось отражение. Согласно одному из преданий, в конце 18- начале 19 веков на берегах реки располагалась зимовка бая по имени Жабай. В народе он прославился своей щедростью и добротой. Поэтому его именем стали называть данную реку [2, с.39-40].

Предыстория основания Атбасара связанна с постройкой пограничного поста № 96 во второй половине 1830-х на постовом тракте Кокчетав – Акмола, у слияния рек Атбасарка и Керегетас. Пост был окружен земляным валом и рвом с водой. На посту располагался небольшой отряд казаков, который нес почтовую службу и охранял торговые караваны, двигавшиеся из Средней Азии в Петропавловск и Омск. В начале 40-х пост был преобразован в укрепление №89[3,с.116]. В связи с сложной обстановкой того времени было принято решение построить вместо укрепленного пункта станицу. С предложением выступил генерал-губернатор Западносибирского генерал-губернаторства Горчаков. Предложение было утверждено Николаем 1 8 марта 1843 года. Однако переселить казаков в этом же году не удалось, желание переселиться изъявили только 43человека. Организация полков для переселения проводилась при помощи жеребьевки, так же переселенцам предоставлялись льготы и пособия. Непосредственная история города начинается с 1845 года с началом строительства станицы.

Организация и общий надзор за ходом строительных работ в Атбасаре были возложены на пограничного начальника полковника Вишневского.

Весной этого года прибыла команда мастеров и рабочих (29 чел) во главе с урядником 2-го класса Василем Фураевым. Работы велись совместно с солдатами и казаками Атбасарского укрепления [4,с.1]. Застройка велась в западную сторону от реки, по разработанному плану Омским инженерным управлением. Как и все казачьи станицы , имела строго регулярную планировку с мелкими кварталами и прямоугольной сеткой улиц: 8 на 12. В центре станицы на площади находилась Знаменская церковь (1854). Казарма, полковые конюшни, цейхгауз, гауптвахта, провизиантский магазин размещались в укрепленной части станицы, среди жилой застройки – станичные служебно-административные здания и прочие постройки [5, с.116-117]. В апреле прибыла сотня хорунжего Дедова и сотня под командованием сотника Рытова. К осени 1845 года в Атбасар переселилось 413-строевых и резервных казаков.

Основание Атбасара, Иргиза и Тургая фактически я вилось созданием новой линии укреплений. С присоединением Казахстана к России Атбасар потерял роль пограничной крепости и в 1879 был получен статус города. Росту города способствовали ежегодные ярмарки. Выгодное местоположение на пересечении степных торговых путей, близость к населенным пунктам Акмолинской области привлекали торговцев из близлежащих российских губерний, а также из Бухары и Ташкента В городе ежегодно проводились одна летняя и две осенние ярмарки. Самой крупной была летняя Петровская, обороты которой к концу 19 века составляли более 2 млн. руб. [6, с.2].

На рубеже 19-20 веков Атбасар имел типичный для степных районов облик городка, выросшего из казачьей станицы. Городское благоустройство отсутствовало. Застройка была в основном деревянной. В центре размещались капитальные постройки станичного и городского уездного управлений, жилые и торговые дома купечества.

Каждый квартал включал в себя четыре дома с надворными постройками. Жилые дома зажиточного населения возводились из дерева, с крестообразной планировкой из четырех комнат, под железной или тесовой крышей. Дворы с хозяйственными постройками обносились оградой. Некоторые были выстроены с каменными полуподвалами. Большинство жителей ограничилось строительством пятистенками- двухкомнатные дома [7.с. 117].

С начала 80-х годов 19 века прошлого столетия Атбасар стал использоваться в качестве места для содержания политических ссыльных заключенных. Они были одними из первых кто проводил пропаганду марксизма. В декабре 1896 года организован первый марксистский самодеятельный кружок. Организаторы : Ушаков А.Д., А.П. Ланговой. Члены кружка знакомились с нелегальной литературой, проводили читку и обсуждение газет, а также распространяли марксистскую литературу. Участником этого кружка из местной интеллигенции был А.Майкутов. В последствии ставший видным политическим деятелем, одним из руководителей местной большевистской организацией. В 1905 году в Атбасаре возникла группа демократически настроенной казахской и татарской интеллигенции. Осень 1914 началась гражданская война. В 1916 году царь издал указ о мобилизации на тыловые работы мужчин не русской национальности. Планировалось мобилизовать около 400 тыс. человек. Этот указ вызвал негативную реакцию у населения. Началось национально-освободительное восстание. Повсюду происходили волнения, вызванные протестом против мобилизации казахов на тыловые работы и набора лошадей для действующей армии. Руководителем восстания в Атбасарском уезде Адильбек Майкутов. 11 июля 1916 года состоялся съезд мобилизованных, на котором Майкутов разоблачал местное управление в фальсификации списков. Недавольства прошли по всему Казахстану. Но восстание было подавленно.

В июне 1917 года в Атбасаре мирным путем установлена Советская власть. Была создана большевистская организация. Председателем был назначен А.Волощенко. В этот период формально существовало три органа власти: совет, возглавляемый большевиком А.Волощенко, земство - под председательством эсера И.Виских и станичное правление с атаманом М. Волосниковым.

После октябрьской революции власть стала принадлежать Советам. В декабре 1917 года местные большевики организовали Совдеп. 12 января на собрании Атбасарского Совета были обсуждены сообщения о победе Октябрьской революции и установлении советской власти в уезде. А.Майкутов был одним из активных политических деятелей. На первом съезде Советов Акмолинской области он выступал от имени Атбасарских большевиков.

В феврале 1918 года в Атбасаре состоялся первый уездный съезд Советов, в котором участвовало около ста делегатов. На котором А.Майкутов выступил с докладом «О положении казахской бедноты в уезде». На съезде был избран исполком уездного Совета в составе: П.Басова (председатель), А.Майкутова, Ф. Ващенко, А.Белаш, И.Мишенко и др. После съезда исполком Совета приступил к революционным преобразованиям. Он возглавил политическое и хозяйственное руководство уездом.

2 июня 1918 году был совершен контрреволюционный переворот в Атбасарском уезде [8]. Большинство членов Совдепа были арестованы и отправлены в концлагерь в г. Омск. Часть совдеповцев, которая избежала этой участи ушла в подполье. Среди них были А.Майкутов, П.Басов, Ирченко, Белаш и другие [9,с.1]. Повсеместно стали вспыхивать восстания. Центром восстания в Атбасарском уезде было село Мариинское.

К 1 декабря советская власть вновь была установлена на территории Акмолинского и Атбасарского уездов. Во всех волостях и селах были созданы волостные и сельские ревкомы. Одновременно создаются местные партийные организации.

Партийные организации и ревкомы степного Приишимья сразу же возглавили работу по наведению порядка на местах. Конкретной программой их деятельности явилось подписанное В.И.Лениным и М.И.Калининым обращение Совнаркома и ВЦИК «К рабочим, крестьянам, инородническому населению и трудовому казачеству Сибири», объявлявшее Колчака вне закона. Обращение наметило важнейшие мероприятия по восстановлению народного хозяйства и улучшение положения трудящихся освобожденных районов Сибири и Северного Казахстана. Таким образом проходило развитие города и установление советской власти на территории г. Атбасар [10].

В энциклопедическом словаре, изданном в Санкт-Петербурге в 1893 году написано: «Атбасарская станица – при речке Атбасарке, по Петропавловско- Акмолинскому тракту – Уездное городское поселение Атбасарского уезда. Акмолинской области. Дворов 206, жителей 1557. Деревянная православная церковь, мечеть, уездное и станичное правление, оружейный склад, городское одноклассное училище, станичная женская школа, киргизская мужская и женская школы, приемный покой, почтово-телеграфная контора, почтовая станция, салотопный завод, 29 лавок, 3 кузнецы и 2 ярмарки в году» [11,с.1]. Таким город был к концу 19 века.

На современном этапе Атбасар является районного центром. Многое изменилось с того времени. Многие постройки не сохранились. Но все же часть из них мы можем увидеть и сегодня. На территории Атбасарского района много исторических мест. К примеру: Мукомольный цех элеватора №1 города Атбасар – это бывшая мельница купца С.Белова; дом №28 по улице Ленина, ныне здание краеведческого музея. В 1919-1920 годах в этом здании размещался ревком под председательством Н.Д. Виднева .


  1. Историко-культурное наследие Акмолинской области. Свод памятников. Алматы.2008г.

  2. Атбасар и атбасарцы. Книга-альбом. Астана. 2003г.

  3. Историко-культурное наследие Акмолинской области. Свод памятников. Алматы.2008г.

  4. К.Амирова. Строительству Атбасара 140. Из истории края. Фонды музея.

  5. Историко-культурное наследие Акмолинской области. Свод памятников. Алматы.2008г.

  6. К.Амирова. Строительству Атбасара 140. Из истории края. Фонды музея.

  7. Историко-культурное наследие Акмолинской области. Свод памятников. Алматы.2008г.

  8. К.Амирова. Из истории города Атбасар.

  9. Этих дней не сомкнет слава. (из истории освобождения области от белогвардейцев). Целиноград. 1970г.

  10. К.Амирова. Из истории города Атбасар.

  11. К.Амирова. Из истории города Атбасар. 1979г.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации