Чиркова Н.И. Синтаксис современного русского языка: Рабочая тетрадь для практических занятий - файл n1.doc

Чиркова Н.И. Синтаксис современного русского языка: Рабочая тетрадь для практических занятий
Скачать все файлы (234 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc234kb.04.02.2014 10:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

Филологический факультет


СИНТАКСИС

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Часть I

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Составитель - доцент кафедры современного русского языка

и его истории Н.И.Чиркова

Ижевск 2005

УДК 811.161.1(075)

ББК 81.411.2-923.7

С 378

Составитель - Н.И.Чиркова

С 378 Синтаксис современного русского языка: Рабочая тетрадь для практических занятий. Часть I. Простое предложение / Сост. Н.И.Чиркова. Ижевск, 2005. 61 с.

Пособие включает описание хода практических занятий, списки докладов и дополнительной литературы по темам, тексты упражнений и образцы разбора простого предложения и словосочетания. Предназначено для студентов, слушающих курс синтаксиса современного русского языка на филологическом факультете УдГУ.

УДК 811.161.1(075)

ББК 81.411.2-923.7

У Чиркова Н.И., сост., 2005

Пособие предназначено для работы на практических занятиях по синтаксису современного русского языка и для подготовки к ним. Содержание распределено по темам в соответствии с количеством аудиторных практических занятий. Материалы к каждому занятию содержат три раздела:

1. Задания, которые выполняются до проведения занятия. При подготовке к занятию необходимо сделать все виды домашней работы, которые указаны в данном разделе:

2. Упражнения с образцами разбора, которые выполняются на занятии в аудитории.

3. Домашнее задание, которое включает материал, закрепляющий пройденную тему.
Практическое занятие № 1

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1

Основные теоретические понятия:

подсистема синтаксических единиц;

простое предложение как основная языковая единица;

аспекты изучения синтаксических единиц:

логический (логико-семантический),

структурный (формально-грамматический, конструктивно-синтаксический),

семантический,

коммуникативный.

Практическое задание:

Выпишите из вашего пособия по синтаксису определение простого предложения, выявите, сколько признаков и в каких аспектах изучения входят в это определение.
2

Какие аспекты изучения синтаксических единиц учитываются в приведенных определениях предложения? Какие конкретные признаки предложения выделяются как наиболее существенные в каждом из аспектов рассмотрения?

Различаются ли в определениях предложение и словосочетание как разные синтаксические единицы?
Сложенные идеи по-логически называются рассуждениями, а когда словесно или письменно сообщаются, тогда их предложениями называют. Они имеют две части — подлежащее и сказуемое. Оное значит вещь, о которой рассуждаем, а сие показывает самое то, что рассуждаем о подлежащем (М. В. Ломоносов. «Краткое руководство к красноречию» 1744-1747 г.)

Предложенiе (propositio) есть рЬчь полный смысл имЬющая, на пр. Начало премудрости есть страхъ господень; ВсЬ люди суть смертны [...] Каждое предложенiе состоитъ изъ двухъ частей. Оныя суть.

а. Подлежащее (Subjectum), т.е. лице о котором, или вещь о которой что нибудь сказывается, т.е. утверждается или отрицается.

б. Сказуемое (praedicatum), то что о подлежащем сказывается (А. А. Барсов. «Российская грамматика» 1783-1788 гг.).
Когда судим о каком-нибудь предмете, тогда соединяем понятия с понятиями или понятия с представлениями. Напр., «птицы летают», «эта комната обширна». В первом примере понятие летают приписывается понятию птицы; во втором примере обширна приписывается представлению эта комната... Предмет, о котором мы судим, называется п о д л е ж а щ и м (Subjektum, Subjekt). То, что мы думаем или судим о предмете (о подлежащем), именуется с к а з у е м ы м (Praedicatum, Praedicat). Присоединение сказуемого к подлежащему именуется с у ж д е н и е м. Суждение, выраженное словами, есть п р е д л о ж е н и е (Ф. И. Буслаев. «Историческая грамматика русского языка» 1863 г.).
Грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением. [...] предложение может соответствовать не логическому суждению, а только одному понятию, содержание коего, конечно, разложимо на суждение. [...] Существенный признак предложения в наших языках состоит в том, что в предложение входят части речи; если их нет, то нет и нашего предложения. [...] Во всяком предложении должно отличать: 1) самую материю, или содержание предложения, т.е. названия самых понятий и представлений, входящих в состав предложения, и 2) способ сочетания их в предложении (А. А. Потебня. «Из записок по русской грамматике» 1888 г.)
Незаконченным словосочетанием является такое словосочетание, самостоятельная часть которого образует собою также и часть другого словосочетания, т.е. незаконченное словосочетание входит в состав другого словосочетания, становящегося поэтому не простым, но сложным. Например, в словосочетании летит большая птица словосочетание большая птица является незаконченным. В законченном словосочетании одно слово сочетается с другим, как одна часть суждения с другой частью суждения, т.е. законченное словосочетание представляет собою полное предложение, и части такого словосочетания образуют собою подлежащее и сказуемое предложения, а именно несамостоятельная по значению часть законченного словосочетания представляет собою сказуемое предложения, а самостоятельная по значению часть того же словосочетания является подлежащим предложения. Следовательно, законченное словосочетание и предложение полное - синонимы в языковедении (Ф. Ф. Фортунатов. «Сравнительное языковедение. Общий курс», литографированное изд. 1901-1902 гг.).
Предложение есть единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления. [...] Предложение - это словесное, облеченное в грамматическое целое (посредством согласования составных его частей или соответствующей интонации) выражение психологической коммуникации (А. А. Шахматов. «Синтаксис русского языка» 1927 г.).
Каждое сочетание слов (а иногда и одно слово), служащее для выражения цельной мысли и известным образом грамматически организованное, называется предложением (В. А. Богородицкий. «Общий курс русской грамматики» 1935 г.).
Тот отдел грамматики, в котором изучаются формы словосочетаний, называется синтаксисом. [...]

Основные подразделения должны быть проведены, думается нам, по признаку значений форм словосочетаний, а среди этих значений на первое место должно быть поставлено то значение, для выражения которого вообще и существуют-то самые формы словосочетаний, да и весь язык вообще, — значение выражения мысли, или сказуемость. По признаку обладания или необладания этим значением мы разделим все словосочетания на: 1) словосочетания, имеющие в своем составе с к а з у е м о е, или указывающие своим формальным составом на опущенное сказуемое, или, наконец, состоящие из одного сказуемого; все такие словосочетания мы будем называть п р е д л о ж е н и я м и; 2) словосочетания, имеющие в своем составе два или несколько сказуемых или два или несколько словосочетаний, указывающих своим формальным составом на опущенные сказуемые, или состоящие из одних сказуемых; все такие словосочетания мы будем называть сложными целыми (более обычный термин — «сложное предложение»); 3) словосочетания, не имеющие в своем составе сказуемого и не являющиеся сами сказуемыми (А. М. Пешковский. «Русский синтаксис в научном освещении» 1914-1927 г.).
Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная (т.е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения. Правила употребления слов в функции предложений и правила соединения слов и словосочетаний в предложении - ядро синтаксиса того или иного языка. На основе этих правил устанавливаются разные виды или типы предложений, свойственные данному конкретному языку. В предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего.

Каждое предложение с грамматической точки зрения представляет собой внутреннее единство словесно выраженных его членов, порядка их расположения и интонации (В. В. Виноградов. «Основные вопросы синтаксиса предложения (На материале русского языка)». 1955 г.).
Предложение — это целостное, грамматически оформленное, интонационно законченное выражение мысли, чувства и воли в целях общения с другими людьми («Современный русский язык: Синтаксис» 1957 г. под редакцией Е. М. Галкиной-Федорук).
... Простое предложение — это такое высказывание, которое образовано по специально предназначенной для этого структурной схеме, обладает грамматическим значением предикативности и своей собственной семантической структурой, обнаруживает эти значения в системе синтаксических форм (в парадигме предложения) и в регулярных реализациях и имеет коммуникативную задачу, в выражении которой всегда принимает участие интонация («Русская грамматика» 1980 г. под редакцией Н. Ю. Шведовой).
Предложение как предмет грамматики представляет собой сообщающую единицу, строящуюся по определенному синтаксическому образцу, существующую в языке в разных своих формах и модификациях, функционально (с той или иной коммуникативной целью) нагруженную и интонационно оформленную. Предложению как грамматической единице принадлежат предикативность (максимально абстрагированное грамматическое значение, свойственное любому предложению), категории семантической структуры и компоненты актуального членения — тема и рема («Краткая русская грамматика» 1989 г. под редакцией Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина).
Предложение — самая многоаспектная единица синтаксиса. Оно характеризуется поэтому совокупностью признаков, которые можно разделить на две группы:

1) структурный признак — грамматическая организованность, которая включает специальные структурные схемы, особые способы выражения строевых элементов схемы и грамматически оформленные синтаксические связи и отношения;

2) семантический признак — предикативность (отнесенность содержания предложения к действительности в модально-временном плане). Содержание (семантика) предложения определяется прежде всего характером выражаемой мысли. Для предложения характерна семантическая завершенность.

Особо отметим интонацию, так как она может выражать и структурные, и семантические признаки предложения (В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. «Современный русский язык. В III ч. Ч. III. Синтаксис. Пунктуация» 1987 г.).
Уровни и структуры предложения-высказывания.

В формальном синтаксисе предложение рассматривается как объект, имеющий три уровня: семантический, синтаксический и коммуникативный (АЧ) [Данеш 1964], реализующихся соответственно в семантической, синтаксической и коммуникативной структурах. Функционально-коммуникативный синтаксис выявил необходимость выделять в предложении не три, а четыре уровня [Ломтев 1979], [Кибрик 1979].

  1. Инвариант предложения — его содержательный аспект, соотнесенность с внеязыковой ситуацией - составляет д е н о т а т и в н ы й уровень предложения, выраженный денотативной структурой, формируемой участниками ситуации — денотативными ролями. Это явление языкового уровня [...]. Этот уровень еще не связан с актом речи.

  2. К о м м у н и к а т и в н ы й уровень предложения не сводится к вычленению только актуальной информации, а включает в себя и целый ряд других коммуникативных задач. Вычленение актуальной информации образует к о м м у н и к а т и в н у ю с т р у к т у р у предложения, главные компоненты которой — тема и рема, заданные говорящему конситуацией, то есть обусловленные объективно, а весь комплекс коммуникативных установок находит выражение в линейно-интонационной структуре предложения. [...]

  3. С е м а н т и ч е с к и й уровень, как и все последующие, уже отражает коммуникативные установки говорящего в акте речи. На этом, уже речевом уровне автор устанавливает свою «иерархию ценностей» среди ролей, возвышая одни, затеняя другие, выражает свою оценку ситуации, то есть не только диктум, но и модус, и выбирает определенный ракурс изображения ситуации. [...]

  4. С и н т а к с и ч е с к и й уровень предложения — уровень материализации, реализующийся в формальной структуре предложения. Формальная структура предложения формируется членами предложения. [...] В модели предложения реализуется стратегия говорящего, то есть оптимальный алгоритм реализации коммуникативных задач (М. В. Всеволодова. «Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Учебник» 2000 г.).


Практическое занятие № 2

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1

Основные теоретические понятия:

пропозиция;

предикат как функция - отношение между компонентами ситуации;

значения предикатов;

актанты и их разновидности;

сирконстанты и их разновидности;

скрытая предикация и морфологические способы ее выражения.

Дополнительная литература:

Богданов В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения. Л., 1977.

Волохина Г. А., Попова З. Д. Синтаксические концепты русского простого предложения. Воронеж, 1999.

Кокорина С. И. О семантическом субъекте и особенностях его выражения в русском языке. М., 1979.

Маляров Д.В. Системный анализ концепций отечественной синтаксической семантики. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2005.

Семантические типы предикатов. М., 1982.

Практическое задание:

Установите семантическую структуру каждого простого предложения: определите предикат, связанные с ним актанты и сирконстанты. Назовите конкретные значения актантов и сирконстантов.

[1]И вот дети стали подходить к нашей маме. [2]И она каждому дарила игрушку... [3]И все дети были очень рады... [4]И она взяла паровозик и подарила его одному четырехлетнему мальчику (М. Зощенко).
2

Выявите простые и сложные предложения, определите части сложных предложений. Установите семантическую структуру каждого простого предложения или части сложного предложения, постройте вертикальную схему. Назовите конкретные значения актантов и сирконстантов.

Найдите скрытые предикаты и выявите, какие актанты и сирконстанты предусматриваются их значением.

Рассмотрите материал с точки зрения классификации структурно-семантических моделей предложений по Г. А. Золотовой (см.: «Синтаксис современного русского языка: Иллюстративные материалы к лекциям». Ижевск, 2004. С.9-11): определите морфологический тип предиката, конкретное значение предложения.

  1. Тогда в городе бывало большое гулянье (И. Бунин).

  2. Отец мой сидел возле нее во время обеда и со свойственной ему изящной и спокойной вежливостью занимал свою соседку (И. Тургенев).

  3. Какой сладострастный восторг охватывал меня при одном прикосновении к этой гладкой, холодной, острой стали! (И. Бунин)

  4. Мать посоветовала ему выучить меня читать и на этом языке (И. Бунин).

  5. Разбежавшийся пароход с мягким стуком ударился в тускло освещенную пристань (И. Бунин).

  6. [1]Потом долго сидели в столовой и пили чай, и Иван Петрович рассказывал что-то смешное. [2]Но вот звонок; нужно было идти в переднюю встречать какого-то гостя... (А. Чехов)



Практическое занятие № 3

РАЗНОВИДНОСТИ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
1

Основные теоретические понятия:

предикативность как грамматическое значение простого предложения;

широкое и узкое понимание категории предикативности;

объективная и субъективная модальность;

временная локализованность / нелокализованность сообщаемого (реальная и ирреальная модальность);

значение достоверности / недостоверности сообщаемого;

классификация предложений по характеру предикативных отношений;

средства выражения отрицания;

утвердительно-отрицательные предложения;

средства выражения вопроса;

средства выражения эмоционально-экспрессивной оценки;

синтаксическое время и лицо;

цель высказывания;

вторичные функции предложений;

система спряжения глагола (наклонения, времена и способы их выражения);

частицы и их разряды.

Дополнительная литература:

Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 53 — 87.

Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения (На материале русского языка) // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 254 — 294.

Золотова Г. А. Монопредикативность и полипредикативность в руском синтаксисе // Вопросы языкознания. 1995. № 2. С. 99 — 109.

Золотова Г. А. О модальности в русском языке // Филологические науки. 1962. № 4. С. 65 — 79.

Ломов А. М. О способах выражения волеизъявления в русском языке // Русский язык в школе. 1977. № 2. С. 90 — 93.

Теория функциональной грамматики: Персональность. Залоговость. Спб., 1991.

Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. Л., 1990.

Практические задания:

  1. Выпишите определение предикативности из вашего учебного пособия и определите, в широком или узком плане понимается эта категория.

  2. Составьте список средств выражения вопроса, отрицания, эмоциональной оценки сообщаемого.

  3. Определите значение синтаксического лица предложений, разобранных на практическом занятии № 2.

4. Определите значения синтаксического времени и объективной модальности каждого простого предложения или предикативной части сложного предложения. Какими средствами выражены эти значения?

1. Пусть каждый возьмет в руки по улице... черт возьми, по улице — по метле! и вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто... (Н. Гоголь).

2. — ...Борменталя надо будет выселить из приемной. У него своя квартира есть, — крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков (М. Булгаков).

3. [1]Совершенная тишина, чтоб была совершенная тишина. [2]Валентин Иванович болен. [3]Займитесь каким-нибудь делом (В. Набоков).

4. [1]Ах, до чего странный субъект. [2]Звонить, звонить! [3]Сейчас же звонить! [4]Его быстро разъяснят! (М. Булгаков)
  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации