Влияние труда на развитие человека и общества - файл n1.docx

Влияние труда на развитие человека и общества
Скачать все файлы (71 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx72kb.01.02.2014 15:19скачать

n1.docx

  1   2   3   4



Белорусский национальный технический университет
Факультет маркетинга, менеджмента и предпринимательства
Кафедра «Основы бизнеса»


Курсовая работа
по дисциплине «Организация труда »
Тема: «Влияние труда на развитие человека и общества»



Исполнитель: студент ФММП, 2 курс, группа 105417
_________________________________________
Корелова О.А.


Руководитель

_________________________________________
Красночуб Н.Д.

Минск 2009


Содержание


Список использованной литературы……………………………………………………….37
Введение

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что труд играет огромную роль в развитии человека и общества в целом. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.

Однако, поскольку труд — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества.

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

По утверждению Ф. Энгельса, труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу.

Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность. Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества — хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

Также в процессе труда индивид учится реагировать на давление извне, дозировать собственные усилия, решать конфликтные ситуации, устанавливать необходимые связи. Труд человека является физической необходимостью и духовной потребностью. Труд – это смысл жизни человека. А заработная плата – это стимул к труду. И поскольку труд является необходимой, обязательной, неотъемлемой частью жизни человека, то трудовому процессу изначально характерны свойства принуждения. Однако труд как необходимость может рассматриваться с двух сторон:
- Во-первых, любой труд может иметь добровольную основу (т.е. человек осознает потребность в труде как в определенном роде деятельности).
- Во-вторых, труд может быть насильственной мерой (т.е. человек лишен права выбора в трудовой деятельности и в значительной степени экономически зависим).

Таким образом, роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество.


  1. Роль труда в развитии человека и общества.

    1. Основные понятия о труде.


Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда всегда связан с затратами физической и психической энергии, с затратами ресурсов. Труд является одним из главных факторов производства, наряду с землей (природными ресурсами), капиталом, предпринимательством. Труд – естественное условие человеческой жизни, он позволяет человеку стать личностью, творцом ноосферы, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Труд является процессом самоуправляемым и управляемым извне (менеджером, инженером, мастером).

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Под характером труда обычно понимают особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественную форму; труд свободный и принудительный; индивидуальный и коллективный; личный и общественный; умственный и физический; содержательный и малосодержательный; тяжелый и легкий; престижный и непрестижный; опасный и безопасный.

Содержание труда - совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и, прежде всего, на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда:

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т.д.).

Производственные условия труда — это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы
Формирование и накопление общественного материального и нематериального богатства, развитие факторов производства ,науки, техники, культуры

Развитие самого человека, личности, формирование творческой личности и свободного общества, рекреацию человека

Обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды

Производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей человека и общества

ФУНКЦИИ ТРУДА

Впапы

Рисунок 1.1.1 –Функции труда
Общественная организация труда – это социально-экономические отношения, характеризующие форму социальной организации труда в обществе и охватывающие отношения по поводу привлечения членов общества к труду, разделения и кооперации труда, воспроизводства рабочей силы и ее подготовки, распределении материальных благ. В различных общественно-экономических формациях и типах цивилизации общества имеют место свои особенности этих отношений.

Разделение труда – это обособление деятельности отдельных работников и их групп в процессе труда. Благодаря разделению труда повышается профессиональная дееспособность работников. Возрастает производительность труда, совершенствуются орудия производства и технология.

Различают три вида разделения труда: общее, частное и единичное.

Средства труда — вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т.д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.


    1. Отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки. Социальные характеристики труда.


В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда. При этом человек не пассивный носитель указанных отношений. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду, отношение друг к другу - определенные социальные качества.

Профессиональные способности, навыки в сочетании с физическими возможностями работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависит не только от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей, но и в первую очередь от того, как человек относится к труду.

Сущность отношения к труду заключается в реализации того или иного трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности.

Отношение к труду характеризуется стремлением (или отсутствием стремления) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знание, способности достижения определенных количественных и качественных результатов труда. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда.

Трудовое поведение - внешнее, мотивация и оценка - внутреннее проявление отношения к труду. Трудовое поведение работника характеризуется его социальной активностью.

Социальная активность - мера социальной преобразующей деятельности работников, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она появляется в социальной деятельности, и соответственно трем ее формам различаются три основных вида социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательно-творческая.

Определяющей в формировании отношения к труду выступает мотивация. Трудовое поведение - результативный процесс, производная мотивации. Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении.

Оценка труда - внутреннее состояние работника, вызванное его трудовой деятельностью, его удовлетворенностью окружающей производственной обстановкой (условиями, оплатой и нормированием труда, его содержанием).

Оценка трудовой деятельности, ее результатов зависит от соответствия между мотивами, установками, требованиями, предъявляемыми работниками к труду, и собственно трудовой деятельностью, конкретной производственной обстановкой.

Цель изучения отношения к труду - выявление механизма его формирования и управления им. Наиболее значимыми моментами при этом являются изучение факторов, формирующих отношение к труду, и выявление степени его воздействия на производственные показатели работника.

На поведение человека в труде, формирование его отношения к труду влияет множество факторов. Они стимулируют или сдерживают увеличение трудовых усилий, использование трудящимися своих знаний и опыта, умственных и физических способностей.

Характеристика отношения к труду должна даваться как со стороны труда (объекта), так и со стороны работника (субъекта) в виде непосредственного его участия в системе общественного производства, его сознания, понимания, оценки своего трудового участия (вклада) в общественное производство.

Об отношении к труду в конкретных производственных условиях можно судить по объективным и субъективным показателям. К объективным, в которых воплощается отношение к труду, относятся:

  1. выполнение производственных заданий,

  2. качество работы,

  3. инициативность,

  4. самостоятельность, участие в рационализаторстве и изобретательстве,

  5. дисциплинированность.

Следует отметить, что сами по себе перечисленные показатели недостаточно отражают то или иное отношение к труду. Нередко у добросовестных, сознательных работников наблюдаются низкие производственные показатели в силу слабого здоровья, недостаточной квалификации и т.п. Производственные показатели в значительной мере зависят от физической выносливости, трудового опыта работника, его пола, возраста и одаренности, т.е. от факторов, связанных не с его субъективным отношением к труду, а производственно - квалификационными и психологическими потенциями. Поэтому для более поной характеристики отношений к труду следует учитывать ценностные ориентации личности, структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности, степень удовлетворенности работника трудом, что составляет субъективные показатели отношения к труду.

Наиболее важным из субъективных показателей является показатель удовлетворенности трудом, который отражает степень соответствия труда тем требованиям, которые работник к ним предъявляет. Удовлетворенность трудом формируется под воздействием реально сложившейся производственной ситуации, установок и мотивов деятельности работника. Если работник удовлетворен работой, то его потребности и интересы в значительной мере реализованы. Чем менее содержателен труд и чем более развиты потребности и интересы работника, тем меньше будет его удовлетворенность трудом. По состоянию объективных и субъективных показателей отношения к труду можно судить о том, насколько труд стал первой жизненной потребностью, ценностью для каждого члена коллектива, служит ли он средством самовыражения, самоутверждения или только средством удовлетворения его материальных потребностей.

2.Анализ организации труда на предприятии «Минский метрополитен» и методы его улучшения.

2.1 Характеристика предприятия.
Минский метрополитен (белор. Мінскі метрапалітэн) — один из видов городского транспорта в Минске. Пятый по величине метрополитен в СНГ и единственный в Беларуси. Эксплуатацию метрополитена осуществляет КУП «Минский метрополитен», начальником которого с 1999 года является Николай Андреев. Учредителем КУП «Минский метрополитен» является КУП «Минсктранс». Форма собственности – государственная коммунальная.

Минский метрополитен образован в 1984 году. Основной вид деятельности - перевозка пассажиров.

На сегодняшний день Минское метро состоит из двух линий общей протяжённостью 30,3 км, 25 станций и двух депо. По данным за 2006 год метрополитен перевозит около 800 тыс. пассажиров в сутки, а всего на долю метро приходится 36 % пассажиров, перевозимых общественным транспортом Минска.

Все линии и станции Минского метро подземные, мелкого заложения. Все станции имеют подземные вестибюли, вход в которые в большинстве случаев совмещён с подуличными пешеходными переходами. По состоянию на 2008 год Минское метро занимает 2-е место среди 14 метрополитенов стран СНГ по количеству пассажиров, перевозимых на один километр линий, уступая лишь Киевскому метро, а по общему объёму перевозок — 5-е место, уступая Московскому, Петербургскому, Киевскому и Харьковскому метрополитенам.
Метрополитен реализует и следующие дополнительные услуги населению:

  1. Автотранспортные услуги;

  2. Услуги аренды помещений;

  3. Услуги по реализация билетов для наземного транспорта.

Численность работников метрополитена составляет свыше 3600 человек.

Количество вагонов метро - 243 ед.

Виды перевозок: пассажирские.

Объем перевозок: более 800 тыс. человек /день.
2.2 Аттестация рабочих мест по условиям труда.
Для организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты работодателем организуется проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с «Положением об аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным Постановлением Совета Министров РБ от 22 февраля 2008г. №253

Для проведения аттестации приказом руководителя в организации создается аттестационная комиссия. В ее состав входят руководители подразделений, специалисты службы охраны труда, медицинские работники, представители профсоюзов и другие.

2.2.1 Аттестация рабочего места станочника деревообрабатывающих станков.
Место проведения замеров: КУП Минский метрополитен, депо «Могилевское».

Средства для замеров и исследований: электроаспиратор М-822, термоанемометр «Tiesto-425» №47936.

Нормативно-техническая документация: Методические указания МУ №17-19-77, СанПин №11-19-94 «Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ»; СанПин 9-80 РБ 98 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

Дата проведения замеров: 10 апреля 2008г.

Таблица 2.2.1.1 –Результаты замеров факторов производственной среды

№ п/п

Рабочее место

Наименование фактора производственной среды, ед. измер.

Величина ПДК, ПДУ

Фактическая величина фактора (среднее значение)

1

Распил досок, рабочее место станочника деревообрабатывающих станков

Пыль

6 мг/м3

31,12 мг/м3

38,15 мг/м3

2

Фугование досок, рабочее место станочника деревообрабатывающих станков

Пыль

6 мг/м3

26,1 мг/м3

23,09 мг/м3

3

Строгание досок, рабочее место станочника деревообрабатывающих станков

Пыль

6 мг/м3

24,09 мг/м3

25,6 мг/м3


Таблица 2.2.1.2 –Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны пылей, аэрозолей (превышение ПДК/раз)

Название фактора

Класс условий труда

2

3,1

3,2

3,3

3,4

4

содержания в воздухе рабочей зоны пылей, аэрозолей, мг/м3

<ПДК

1,1-2,0

2,1-5,0

5,1-10,0

>10.0

-

Доплаты за вредность

-

0,14

0,2

0,2

0,25

-


Средняя величина вредного фактора по табл. 2.2.1 =

=(31,12 +38,15 +26,1 +23,09 +24,09+ 25,6)/6 = 28,025мг/м3

Превышение ПДК = Величина вредного фактора/ПДК

Превышение ПДК = 28,052/6 = 4,67

Класс условий труда - вредный 3,2 степени.

Количество аналогичных рабочих мест – 20.

Право на следующие виды компенсаций:

  1. пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда - списками не предусмотрено.

  2. дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 14 дней.

  3. Сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - нет.

  4. доплата за работу с вредными и опасными условиями труда - 0,2.


2.2.2 Аттестация рабочего места электромеханика
Место проведения замеров: КУП Минский метрополитен, Служба электроснабженияи освещения.

Профессия - 25410 Электромеханик.

Количество аналогичных рабочих мест – 25.

Дата проведения замеров: 1 декабря 2008г.

Таблица 2.2.2.1 –Результаты замеров факторов производственной среды

№ п/п

Санитарно-гигиенические факторы

условий труда


Норма-тивное

начение

(ПДК,ПДУ)

Фактическая

величина фактора

Балл

фактора

Продолжитель-ность

действия фактора % за смену

1

Пыль и аэрозоль, мг/м3

6,0

53,1-73,9

3,3

0,399

2

Освещенность, лк

2,17

1,83

3,4

54%

3

Рабочая поза и перемещение в пространстве




Периодичес-

кое, до 50% времени нахождение в неудобной или фиксирован-

ной позе (на коленях, корточках и т.п.)







4

Эмоциональное напряжение




риск для собственной жизни – вероятен; ответствен-

ность за безопасность других лиц - возможна








1) Вредные вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м3 - пыль

Концентрация пыли при выполнении работ в воздухе рабочей зоны составляет 53,23 – 73,94- мг/м3 - 9-12 кратное превышение ПДК - 3,3 балла (по таблице 2.2.2). В представленных дистанцией фотографиях рабочего дня процент времени в условиях повышенной запыленности составил от 14,3 до 97,1%.

Представлено 10 карт .Среднее значение составило 39,85% Трудовые затраты на выполнение работ с повышенным содержанием пыли составляют 90,5% (169319,6 чел х час) .

2) Освещенность


Таблица 2.2.2.2 – Классы условий труда в зависимости от параметров искусственного освещения

Показатели тяжести трудового процесса

Классы условий труда

3,1 класс

3,2 класс

3,3 класс

3,4 класс

Освещенность рабочей поверхности

1,94-2,0

1,90 – 1,94

1,86-1,90

1,82-1,86


Работы по обслуживанию устройств производятся при освещенности ниже нормативной - отключение части оборудования для обеспечения электробезопасности. Затраты времени на выполнение работ в условиях сниженной освещенности составляют 54% рабочего времени ( 101031,2 чел.х час по графикам ППР) . => класс 3.4
  1   2   3   4
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации