Носачев Г.Н. Основы патопсихологии: Учебное пособие для студентов психологических факультетов - файл n1.doc

Носачев Г.Н. Основы патопсихологии: Учебное пособие для студентов психологических факультетов
Скачать все файлы (1079.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1080kb.01.02.2014 14:28скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Глава 1

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

1.1. Предмет, цели и задачи патопсихологии

Патопсихология (от гр. pathos - страдание, болезнь) является одним из на­правлений клинической психологии, изучающим особенности психической де­ятельности психически больных людей. Патопсихологию можно считать основой клинической психологии в связи с тем, что зарождение самой клинической (медицинской) психологии начиналось и происходило в недрах психиатрии. В последующем применение экспериментально-психологического метода иссле­дования в других клинических дисциплинах привело к формированию новых отраслей клинической психологии (например, в рамках неврологии - нейропси­хология). Как отдельный междисциплинарный раздел науки клиническая психология в России стала выделяться, а позже и преподаваться лишь в 60-е годы XX иска. При этом разработка научной концепции клинической психологии велась с обеих сторон - и с медицинской, и с психологической, что отразилось и в особенностях обучения по специальности «клиническая психология», осуществ­ляемого как в медицинских университетах, так и на психологических факульте­тах немедицинских университетов.

Ниже приведены два определения клинической психологии.

Психологическое: «отрасль психологической науки, которая изучает психофеномены гигиены, диагностики различных заболеваний, их профилактики и эк­спертизы» (Юрчук В.В., 1998).

Медицинское: «наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики пси­хических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психо­патологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений паци­ента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические ас­пекты психосоматических и соматопсихических взаимоотношений» (Менделе-нич В.Д., 2001).

Следует отметить, что в отношении понятий «медицинская психология» и «клиническая психология» существует два разных взгляда. Первый проводит знак


равенства между такими понятиями, согласно второму понятие- «медицинская психология» оказывается значительно шире понятия «клиническая психология». Наша точка зрения такова: понятие «клиническая психология» включает значи­тельную часть такой отрасли знания, как медицинская психология, и не включа­ет такие ее области, как психология общения (взаимоотношения и управление) в системе «врач-пациент» (а также с медицинскими работниками, другими больными, родственниками больных, ближайшим окружением и т.д.), психоло­гию лечебного процесса, психологию реабилитации и др.

Под клинической психологией (КПС) мы понимаем междисциплинарную область медицины и психологии, предметом которой является психика (психи­ческая деятельность и психические феномены в норме и патологии) больного человека (личности) и его система социальных отношений, рассматриваемые в рамках конкретной медицинской проблемной области (конкретного заболева­ния, группы болезней, терапии, этапов реабилитации, ремиссии). Таким обра­зом, отношение клинической психологии к медицинской психологии можно рассматривать так же, как и отношение клинической дисциплины к медици­не вообще.

В «Клинической психологии» под редакцией М.Перре и У. Бауманна (2002) предлагается следующее определение КПС: «Клиническая психология есть час­тная психологическая дисциплина, предмет которой - психические расстрой­ства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Сюда относятся следующие разделы: этиология, анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (про­филактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка). По мнению авторов, КПС пересекается с такими дисциплинами как поведенческая медици­на, медицинская психология, клиническая нейропсихология, психология здоро­вья, общественное здравоохранение и психиатрия.

На наш взгляд, клиническая психология включает: патопсихологию, нейро­психологию, соматопсихологию и психосоматику, дефектопсихологию (сурдо-психологию, тифлопсихологию, олигофренопсихологию и др.). Наличие такого количества различных отраслей КПС требует уточнения предмета каждой из них. В частности, предметом патопсихологии является изучение психической деятель­ности человека при различных психических заболеваниях, нейропсихологии -изучение расстройств высших корковых и подкорковых психических функций при локальных поражениях головного мозга.

Таким образом, предметом КПС выступают, с учетом ее разделов (пато-, нейро-, сомато-, дефектопсихологии), феномены психической деятельности больного человека, изменения психической деятельности в процессе клиничес­ки выраженных заболеваний, особенности изменений и расстройств психичес­кой деятельности вследствие развития психического, неврологического или со­матического заболевания, а также самосознание больного человека (особенно-

6

стей внутренней картины болезни и здоровья, реакции личности на болезнь, психических защит и механизмов совладения).

Методы исследования и воздействия в КПС объединяют естественнонаучные (наблюдение, эксперимент), гуманитарные (описательные) и методы прак­тической психологии (психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция).

Целью клинической психологии выступает диагностика психических процес­сов, состояний и образований, а также патопсихологических, нейропсихологических, психосоматических симптомов и синдромов у больных психическими, неврологическими и соматическими заболеваниями в статике и динамике, и их изменений при осуществлении реабилитации, включающей психотерапию и психокоррекцию.

Конкретные задачи КПС связаны с повышением эффективности диагнос­тики и качества реабилитации психических, неврологических и соматических заболеваний, воздействием на психосоциальные аспекты болезни для повышения «качества жизни» пациента.

К общим задачам КПС следует отнести:

Одно из первых определений патопсихологии принадлежит Б.В. Зейгарник. Она пишет: «Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из зако­номерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономер­ности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с

закономерностями формирования и протикания психических процессов и нор ме, она изучает закономерности искаженной отражательной деятельности мозга» (Зеигарник Б.В., 1958).

В.М. Блсйхер в своих работах (БлеЙхер В.М., 1984, 1996; Блейхер В.М., Кр) И.В., 1989) не приводит четкого определения понятия патопсихологии.

В.В. Юрчук (1998) предлагает следующее определение патопсихологии: «Патопсихология - отрасль медицинской психологии, которая исследует специфические закономерности деструкции психодеятельности, психоактивное субъекта, с учетом его психологических и соматических свойств и самой болезни; мультианализы-мультиинтерпретации П. продуцируются-эксплицируют) на базисе аналогизации с характером протекания психопроцессов, состояний свойств субъекта в норме и в патологии».

И.Ф. Мягков и С.Н. Боков (Мягков И.Ф., Боков С.Н., 1999) высказывают позицию психиатров, вынося на первый план «закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме».

Не ставя свой целью критический разбор различных определений понятия патопсихологии, укажем, что методологическое обеспечение этой отрасли клинической психологии далеко от совершенства. Несомненно, что предметом патопсихологии выступает психическая деятельность при психических расстройствах, обусловленных психическими заболеваниями, аномалиями психического развития, органическими поражениями головного мозга. При психически расстройствах, обусловленных органическим поражением головного мозга (особенно локальным), возникает необходимость в нейропсихологическом и следовании, и, наоборот, при локальных поражениях головного мозга (являющихся сферой интереса нейропсихологии) возникает необходимость в неспецифическом патопсихологическом исследовании. Имеющиеся различия между этими отраслями клинической психологии потребовали создания специфичных для нейропсихологии видов экспериментально-психологических исследований и выделения нейропсихологических синдромов.

О.П. Росин (1998) полагает, что предметом исследования патопсихологии является звено в структуре симптомообразования, которое предшествует психе патологическим образованиям в патогенезе болезни. Более четко предмет патопсихологии обозначается с позиций практически-медицинской точки зрени как изучение нарушенных и сохранных феноменов психической деятельности при психических заболеваниях. Объектом патопсихологического исследован» является психически больной человек, а субъектом исследования выступает клинический психолог (патопсихолог), выполняющий задание врача-психиатра.

Часть патологии психической деятельности, в частности, аномалии, выпадения ния, недоразвития, могут являться предметом дефектопсихологии или частично относиться к выделяемой в настоящее время детской патопсихологии. Oпределение ее места в системе клинической психологии еще более запутано.В.М. Астапов относит детскую нейро- и патопсихологию к дефектологии, пони­мая последнюю как отрасль психологии и педагогики, предметом которой являются дети с физическими и психическими аномалиями и проблемы их обуче­ния и воспитания.

Л. Пожар (1996) в книге «Психология аномальных детей и подростков - пато­психология» относит патопсихологию к специальной психологии и специаль­ной педагогике. По мнению С.Я. Рубинштейн, предметом специальной психологии являются особенности психического развития аномального ребенка. А.В. Петровс­кий в учебнике по общей психологии пишет: «Психология аномального разви-тия, или «специальная психология», делится на патопсихологию, изучающую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных фор-мах мозговой патологии; олигофренопсихологию - науку о патологии психического развития, связанной с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию - психологию формирования ребенка в условиях серьезных дефектов слуха включая глухоту; тифлопсихологию - психологию развития слабовидящих и слепых». В настоящее время для обозначения перечисленных групп детей используется также термин «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Таким образом, указанные отрасли психологии, как прикладные, имеют сво­им предметом нарушенные и сохранные (с учетом возможностей развития)

• троны нервно-психической деятельности человека. Различия же обусловлены целями и задачами перечисленных отраслей психологии.

Специальная психология решает ряд задач, главными из которых являются

следующие: определение возможности и путей обучения детей с нарушениями

развития; изучение возможностей создания специальных образовательных условий, разработки методик обучения различных категорий этих детей. Предметом

дефектологии, относящейся одновременно и к педагогическим, и психологическим наукам, является психическая деятельность у детей с физическими и

психическими аномалиями и проблемы их обучения и воспитания.

Цель патопсихологии - изучение закономерностей болезненного (патологического) искажения или распада психической деятельности психически больного человека и определение возможностей ее реконструкции с помощью методик практической психологии.

одна из главных задач патопсихологии - получение дополнительных данных

о психическом состоянии пациента, то есть о состоянии его познавательной деятельности, эмоциональной, мотивационной сферы и личности в целом, с помощью психологических методов исследования. Эти данные необходимы врачу главным образом при решении вопроса о диагнозе. Экспериментально-психологическое исследование пациента позволяет выявить многие признаки психических нарушений, не определяемых в клинической беседе, определить структуру этих нарушений, их взаимосвязь с клиническими симптомами.


Другой важной задачей патопсихологии является проведение психологических исследований в экспертных целях рамках трудовой, судебной, экспертизы). В процессе экспертного исследования клинический психолог на практике часто используют термин «патопсихолог», хотя правильное о6означение специальности - «клинический (медицинский) психолог») выявлявляет либо структуру психических нарушений и их соотношение с сохранными сторон психической деятельности, либо проводит дифференциальную диагностику одновременно помогает врачу решить вопросы трудовой, военной и судебной экспертизы. Сложность подобных исследований заключается в том, что пациент часто заинтересован в результатах исследования и может стремиться преуменьшить выраженность имеющихся болезненных нарушений (диссимуляция), либо усилить их (аггравация) или даже имитировать психические нарушения (симуляция).

Не менее важной задачей патопсихологии является экспериментально психологическое исследование нарушений и восстановление психической деятельности пациента в процессе лечения.

Помимо проведения экспериментально-психологических исследований, клинические психологи, работающие в психиатрических учреждениях, должны быть задействованы в процессе реабилитации психически больных. Во-первых, это работа по реадаптации и социально-психологической реабилитации больниц психическими и наркологическими заболеваниями, исследование возможностей коррекции социального окружения пациента, коррекции его отношения к болезни, лечению, рецидивам, реакциям среды. Цель подобной работы клинического психолога - разработка рекомендаций, способствующих трудовой социальной адаптации и реабилитации, вторичной и третичной профилактике, Во-вторых, задачей клинического психолога становится его совместное с врачом-психиатром участие в проведении психотерапевтических мероприятий! у пациентов с тяжелыми и пограничными психическими расстройствами; совместное с врачом психиатром-наркологом участие в реадаптации и особенно в реабилитации наркологических больных; а также ко-терапевтическая работа, с врачом-психотерапевтом в психотерапевтическом кабинете психиатрически и соматических лечебных учреждений. К сожалению, эти аспекты работы еще недостаточно регламентированы нормативными документами. В-третьих, актив­ное участие клинического психолога в работе с семейным окружением психи­чески больных для коррекции и нормализации микросредовых отношений; в наркологии - работа с созависимыми, группами встреч и другими сообщества­ми пациентов и их родственников на этапах реабилитации.

В детской патопсихологии прибавляется еще одна важная задача, осуществ ляемая с опорой на диагностику характера психического расстройства у ребен­ка, - оценка психического развития с выбором путей воспитательных воздей­ствий и модели обучения для коррекции возрастного развития.

10

Глина I

Одним из разделов психиатрии является судебная психиатрия, в которой так же участие клинического психолога в целях обеспечения высокого качества диагностики и дифференциальной диагностики психических заболеваний. При этом психолог может проводить исследование как по заданию психиатра-эксперта (экспертов), и его исследование будет дополнять акт судебно-психиатрической экспертизы, так и быть «полноценным» членом экспертной комиссии в комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы психолога при проведении судебно-психологической экспертизы имеет свои отличия, так как поставленные эксперту вопросы лежат вне плоскости патопсихологии. Однако, на наш взгляд, и при проведении подобных экспертиз эксперты-психологи должны хорошо знать патопсихологию и клиническую психологию в связи с тем, что им приходится решать дифференциально-диагностические задачи, проводить границу между нормой и патологией (например, дифференцировать «физиологический» и патологический аффект и др.).

До настоящего времени идет дискуссия, в которой обсуждается соотношение патопсихологии и общей психопатологии. Общим для этих различных клинических дисциплин (патопсихологии и психопатологии) является предмет изучения патология психической деятельности больного человека, а также соотношение нарушенных и сохранных психических процессов, состояний, образований. Фундаментальное различие заключается в методе исследования: в психиатрии (в том числе в общей психопатологии) - клинико-психопатологический (В. М, Ьлейхер называет его «клинико-описательным», несколько сужая, на наш взгляд значение метода), а в патопсихологии - экспериментально-психологический. Трудность заключается в том, что патопсихологи, исследуя душевно-больного с конкретными особенностями клинических проявлений болезни, не могут игнорировать клинические симптомы и синдромы с учетом их нозологической принадлежности и нередко на уровне симптомов оперировать, по существу, одними и теми же терминами. В качестве аналогии можно сопоставить отношение психиатра и патопсихолога как отношение пульмонолога и лучевого
диагноста: и тот, и другой диагностируют пневмонию, но совершенно разными
методами, и границы этой диагностики, границы совпадающего и различающегося, не обедняют основной диагноз, а лишь дополняют и уточняют друг друга.

Следовательно, патопсихология - раздел клинической психологии, изуча­ющий патологическую и сохранную стороны психической деятельности при психических расстройствах с помощью психологических методов (есте­ственнонаучного, описательного и экспериментального) для диагностики, дифференциальной диагностики, изучения динамики нарушенных психичес­ких функций в процессе лечения и реабилитации, имеющий глобальной це­лью восстановление психического здоровья и повышение «качества жизни» пациентов.
1.2. Краткий исторический экскурс

Патопсихология как самостоятельная отрасль клинической психологии оформилась в начале XX века, когда В.М. Бехтерев (1907) обозначил ее как патологическую психологию». Как отечественная наука, патопсихология родилась временно с открытием В.М. Бехтеревым первой в России эксперимент, п.м психологической лаборатории (на медицинском факультете Казанского университета в 1885 г.). Там впервые в России стали проводиться исследования душевнобольных. Такая же лаборатория была организована в 1896 году в Москве Корсаковым. В организованном Бехтеревым Психоневрологическом институте сам ученый, его ученики и последователи читали курсы общей психопатологии и патологической психологии. Именно в работах В.М. Бехтерева содержались наиболее четкие представления о предмете и задачах патопсихологии на начальных этапах ее становления: «...изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц» (Бехтерев В.М. Объективная психология. - М., 1907).

Представителями школы В.М. Бехтерева были разработаны многие методи ки экспериментально-психологического исследования душевнобольных. Дан ные методики не потеряли значения для патопсихологии до настоящего времени

В 1904 г. на заседании Российского Общества невропатологов и психиатрии была избрана специальная комиссия для рассмотрения и систематизации но­вейших клинико-психологических методов. Значительный вклад в развитие ме­тодологии патопсихологии внес А.Ф. Лазурский, разработавший естественный1 эксперимент для педагогической и медицинской психологии. В 1908 г. А.Н. Бер-нштейн впервые в России опубликовал руководство для врачей «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных». В 1910 г. Г.И. Рос-солимо выпустил монографию «Психологические профили. Метод количествен­ного исследования психологических процессов в нормальном и патологичес­ком состояниях», а через год вышел в свет «Атлас психологического исследова­ния личности» Ф.Г. Рыбакова. Таким образом, первые исследования в пато­психологии преимущественно проводились врачами-психиатрами и невропа­тологами.

На дальнейшее развитие патопсихологии огромное влияние оказали

12

Значительный вклад в изучение психофизиологических механизмов высших функций внес видный отечественный нейрофизиолог П.К. Анохин. Б.В. Зейгарник исследовала основные закономерности распада и развития психической деятельности при различных психических заболеваниях.

В 60-х годах XX века в нашей стране начался процесс изменения отношения

К психологии, в частности, к ее прикладным отраслям. На 1 и II съездах Общества

Психологов (1959, 1963 гг.) и IV съезде Общества невропатологов и психиатров

(1963) был представлен ряд докладов, свидетельствовавших о важности психологических исследований для диагностики и лечения психических, неврологических, соматических заболеваний (Б.В. Зейгарник, М.С. Лебединский, А.Р.

А.Р. Лурия, В.Н.Мясищев, К.К. Платонов и др.).

До появления работ Б.В.Зейгарник в психиатрии и психологии было распространено

мнениеие о том, что при некоторых психических заболеваниях поведение

человека начинает соответствовать более низкому уровню, отражающему

определенный этап в развитии человека. Исходя из представлений о переходе

психического функционирования душевнобольных на более низкий в онтогенетическом отношении уровень, многие исследователи пытались найти соответствие между особенностями распада психики при отдельных психических заболеваниях и определенным этапом возрастного развития. Так, Э. Кречмер сближал мышление больных шизофренией с мышлением подростков и выводил развитие психического расстройства из количественного наполнения психики (например, ряд «шизоид - шизоидная психопатия - шизофрения»). В 1966 г. На XVIII Международном конгрессе психологов швейцарский исследователь Ж.Де Ажурпагерра отстаивал точку зрения о послойном распаде психики от ее высших форм к низшим. Данные С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия о структуре нарушений чтения, письма, речи, мышления у больных с сосудистой патологией, болезнью Альцгеймера, последствиями травмы головного мозга иначе взглянуть на психическую патологию. Психическое заболева­ние является, в первую очередь, заболеванием головного мозга и соответственно протекает по биологическим закономерностям формирования патологии, которые не могут повторять закономерности нормального здорового развития психики. Неспособность больного человека осуществлять сложные мыслитель­ные операции, волевые и поведенческие акты указывает на блокировку, разру­шение, утрату сложных форм психической деятельности, а не на переход на тот пни иной этап детского развития. Разные виды патологии приводят к качествен­но различным картинам нарушения психической деятельности, ее распада (Б.В. Зейгарник).

Еще одной отечественной теорией, сыгравшей большую роль в развитии патопсихологии, является теория отношений А.Ф. Лазурского - В.Н. Мясищева, согласно которой личность человека - это система его взаимоотношения с ок­ружающим миром. Человеческие отношения различаются по своей эмоцио-

нальной ценности и социальной значимости, носят сознательный, приобретенный в результате опыта характер. Психическая болезнь изменяет и разрушает сложившуюся систему отношений; нарушения в системе отношении личности, в свою очередь, могут привести к болезни, в частности, к неврозам.

Теория отношений послужила фундаментом для патопсихологического и следования неврозов, конструирования ряда психодиагностических методик разработки основных направлений отечественной пограничной психиатрии психотерапии.

В России сложилось две основные школы клинической (медицинской) патопсихологии: Московская (ее представители - Б.В. Зейгарник, К.К. Платонов, А.Р. Лурия, К.М. Гуревич, С.Я. Рубинштейн, Ю.Д. Поляков, Б.Д. Хомская, Ф.Б. Березш В.В. Николаева и др.) и Санкт-Петербургская (В.Н. Мясищев, М.М. Кабанов, АЛ Личко, Б.Д. Карвасарский, Л.И. Вассерман, В.К. Мягер, P.O. Серебрякова и др. Следует также отметить представителей Киевской (В.М. Блейхер, Л.Д. Бурлачу и др.) и Тбилисской научных школ (И.Г. Бжилава, С.В. Цуладзе и др.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации