Социология общества - файл n1.doc

Социология общества
Скачать все файлы (107.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc108kb.04.02.2014 07:35скачать

n1.doc



Содержание
Введение……………………………………………………………………………………......3

  1. Понятие социальной структуры общества, ее основные элементы…………………..4

  2. Теория социальной стратификации…………………………………………………….6

  3. Стратификация советского и постсоветского общества………………………………9

  4. Стратификация современного западного общества………………………………….12

  5. Социальная мобильность………………………………………………………………....14

Заключение……………………………………………………………………………………...16

Список использованной литературы…………………………………………………………...17

Введение

Проблема социальной структуры общества — одна из централь­ных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на Западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкова­ния предмета социологии. Но во всех случаях проблеме социаль­ной структуры общества отводится видное место. Это же можно сказать о месте данной проблемы в отечественной социологиче­ской литературе.

Вообще, любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений - социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они могут существовать, проявлять себя в обществе.

Любое общество всегда структурировано по многим признакам – национальным, социально-классовым, демографическим, расселенческим и т.п. Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы. Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую сферу. В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Любое общество стремится к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом. Незыблемость иерархической структуры общества не означает, что внутри нее не происходят изменения. На разных этапах возможен рост одного и сокращение другого слоя. Эти изменения невозможно объяснить естественным приростом населения. Происходит либо подъем, либо падение значительных групп. И даже относительная устойчивость социальных слоев не исключает миграции отдельных индивидов по вертикали. Социальная структура общества в узком смысле слова  это социально-классовая структура общества, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии.

1. Понятие социальной структуры общества, ее основные элементы.

Естественная структура общества является фун­даментом, на котором «выстраивается» его социальная структура. В рамках первой происходит сближение людей, их интеграция, появля­ются социальные общности, социальные группы, социальные институ­ты и организации. Люди вступают в общение, создавая разветвленную сеть отношений. Эти отношения — сами формы человеческой деятель­ности — в своей совокупности и взаимосвязи составляют социальную структуру. Она представляет собой относительно устойчивый порядок взаимодействия социальных общностей и их членов, их дифференциа­цию и интеграцию.

Итак, социальная структура — это взаимо­связь различных социальных общностей классов, социальных групп, слоев, социально-демографических, профессионально-квалификацион­ных, территориальных, этнических, семейно-бытовых общностей, складывающихся, функционирующих, изменяющихся на базе относи­тельно устойчивых взаимоотношений. В этом определении: 1) назва­ны элементы социальной структуры; 2) подчеркнуто, что в основе каждого из них находятся устойчивые взаимоотношения; 3) обраще­но внимание на такой важнейший компонент социальной структуры, как взаимосвязь ее элементов.

Социальная структура предполагает определенную группировку людей, их дифференциацию или интеграцию. На такой основе возни­кают самые разные социальные общности, которые предполагают: 1) совместную деятельность; 2) совместное пространственно-времен­ное бытие и общение при наличии общей (единой) среды, территории, коммуникации; 3) схожие цели, интересы, ценности, ориентации. [1, с. 259]

В основе развития социальной структуры общества лежат обще­ственное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.

Общественное разделение труда обусловливает появление дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда. [5, с. 139]

Структура общества складывается вследствие того, что каждый человек, удовлетворяя свои потребности и реали­зуя свои интересы, выполняя необходимые жизненные функции, вступает в общественные отношения и занимает определенное место в системе этих отношений, некую со­циальную позицию.

Именно принадлежность людей в силу схожести и раз­личий их социального положения к различным социаль­ным группам, слоям, общностям, закрепление их в данных структурах выступает как система тех или иных социаль­ных равенств и неравенств социальных элементов и состав­ляющих их индивидов. Это образует социальную диффе­ренциацию общества, формирует его социальную структуру (схема 1). [4, с. 198.]
Схема 1. Структура социальной системы общества



К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по со­ставу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, пред­стающие как самостоятельные элементы социальной структуры с при­сущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами. [5, с. 139]

2. Теория социальной стратификации.

Социальная стратификация означает выделение социаль­ных слоев (страт) и изучение социального неравенства в их положении.

В обществе каждый класс, каждая социальная общность, каждая со­циальная группа стратифицированы. Социальная стратификация вы­ступает и как реальное явление жизни, и как одна из ведущих концепций социологии, и как метод выделения социальных слоев, и как «портрет» общества. Она — и состояние, и процесс. Социальная стратификация по­казывает «расположение» социальных общностей и индивидов в соци­альном пространстве, причем положение неодинаковое и неравное.

Один из первых крупных исследователей этой проблемы, П. Сорокин, писал, что «социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ран­ге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества»1.

Все многообразие разновидностей социальной стратификации Сорокин сводит к трем основным — экономической, политической и профессиональной. Как правило, все они тесно переплетены. Реальная картина социальной стратификации каждого общества очень сложна и запутана. Сорокин доказывает, что любая социальная группа стратифицирована. Он пишет: «Семья, церковь, секта, политичес­кая партия, фракция, деловая организация, шайка разбойников, профсо­юз, научное общество — короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности».

Благодаря социальной стратификации в обществе обнаруживается определенная иерархия общностей и индивидов по таким признакам, как форма собственности, размер дохода, объем власти, статус (престиж, ав­торитет, положение в обществе), тип культуры, профессия, образование и т.д. Ни один из этих признаков не может быть абсолютизирован, роль некоторых меняется, других — остается всегда определяющей. Как дока­зал М. Вебер, ведущими являются доход (собственность), статус, власть.

Теория социальной стратификации — одна из наиболее разработанных в западной социологии. Ее фундамент заложили М. Вебер, затем — П. Сорокин, основные же положения были развиты Т. Парсонсом, Э. Шилзом, Б. Барбером, К. Дэвисом, У. Муром. Ведущими принципа­ми этой теории являются следующие: а) изучать все без исключения со­циальные слои общества, независимо от того, большие они или малые, устойчивые или неустойчивые, играющие в общественной жизни ос­новные или второстепенные роли; б) соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев; в) допускать существование раз­ных типов и моделей стратификации.

Поскольку центральным понятием социальной стратификации считается неравенство, все ее теории, так или иначе, объясняют приро­ду и характер этого явления. [1, с. 271]

Среди современных теоретических концепций социальной стратификации выделяется функционалистская теория как в ее клас­сической интерпретации, предложенной 50 лет назад известными аме­риканскими исследователями К. Дэвисом и У. Муром, так и «ревизо­ванная» с позиций социокультурного подхода — версия Т. Парсонса. Так, в рамках функционалистской теории стратификации К. Дэвиса и У. Мура доминирует следующий тезис: неравенство существует пото­му, что одни задачи в обществе более важны, чем другие; следователь­но, для мотивации соответствующих видов деятельности одних индивидов надо вознаграждать больше и лучше, чем других (что, естест­венно, приводит к неравенству).

В социологической теории Т. Парсонса социальная стратификация анализируется под углом зрения взаимодействия трех фундаменталь­ных уровней общественной жизни: культуры, образующей ценностно-нормативный уровень регуляции поведения людей, социальной системы (системы социального взаимодействия людей, в ходе которого образуются различные формы групповой жизни) и, наконец, уровня поведения самой личности, затрагивающего его мотивационную сферу.

Если эти общие принципы социологического анализа перенести на сферу социальной стратификации, то следует признать, что конк­ретные формы ее проявления в том или ином обществе будут опреде­ляться взаимодействием двух основных факторов: социальной систе­мы или, точнее говоря, происходящих в обществе процессов соци­альной дифференциации, с одной стороны, и господствующих в данном обществе социальных ценностей и культурных стандартов — с другой. Собственно в этом как раз и заключается главная особен­ность развиваемого Т. Парсонсом социокультурного подхода к изуче­нию социальной стратификации.

Социальная стратификация, отождествляемая этими авторами с социальным нера­венством, рассматривалась как функциональное требование социальной системы, т.е. как объективная потребность общества. Социальная стра­тификация необходима в силу того, что она реализует одну из важ­нейших задач общества — потребность в рациональном распределе­нии индивидов по различным социальным позициям, которые раз­личным образом вознаграждаются с целью мотивации к эффективному выполнению соответствующих социальных ролей.

Согласно К. Дэвису и У. Муру, «социальное неравенство является тем бессознательно развиваемым средством, при помощи которого общество сознательно обеспечивает занятие наиболее важных постов квалифицированными индивидами». Поэтому чем больше вклад ин­дивида или группы в сохранение и поддержание социальной систе­мы, тем выше вознаграждение, получаемое ими от общества. [2, с. 120-122]

Марксистская (классовая) теория предлагает иное объяснение, со­гласно которому неравенство есть следствие социально-экономической неоднородности труда. В соответствии с некоторыми теориями кон­фликта неравенство выступает как результат борьбы за власть. (Но здесь так и просится вопрос: а не является ли сама борьба за власть оп­ределенным следствием социального неравенства в обществе?)

С точки зрения интеракционистских теорий неравенство возникает и увековечивается в ходе социального взаимодействия, в процессе вос­приятия, интерпретаций и действий людей в их отношениях друг с дру­гом. Иначе говоря, люди сами приходят к оценке роли и значения тех, с кем они взаимодействуют, на основании их вклада в общее дело.

В целом необходимо отметить, что в социологии понятие социально­го неравенства отражает, прежде всего, характер функционального явле­ния, равно как и базирующейся на нем стратификации. Социальное неравенство, как и стратификация, исторически неизбежно.

Разумеется, это не означает безразличия к судьбам людей и целых со­циальных групп, не отрицает необходимости социальной защиты слабых, бедных, ущемленных. Более того, наличие системы эффективной соци­альной защиты в обществе гарантирует ему спокойствие и продвижение вперед, и наоборот, отсутствие такой защиты всегда чревато взрывами не­довольства людей, относящихся к низшим стратам. Поскольку в социоло­гии речь идет об отношениях неравенства между людьми по поводу рас­пределения богатства, собственности, власти, всех видов ресурсов, престижа, постольку важнейшим и обобщающим понятием для анализа и характеристики этих отношений является социальная стратификация. [1, с. 271-272]


3. Стратификация советского и постсоветского общества.

Систему социального неравенства, сложившуюся в СССР в 1930—1950-е годы можно представить в виде пирамиды, состоящей из 9 ступеней (страт), вершину которой составляли три самые престижные группы.

Первую группу, занимающую высшее место в социальной иерар­хии, занимала правящая элита, куда входили руководители партии и правительства, верхушка военных, высшие должностные лица, — это так называемая номенклатура. На втором месте в этой иерархии нахо­дился высший слой интеллигенции, состоящий из выдающихся ученых, деятелей искусства и литературы. По уровню материальных благ и при­вилегий они довольно близко примыкали к первой группе, но между ними существовала значительная дистанция по шкале власти. На тре­тьем месте помещалась «аристократия рабочего класса», или, говоря газетным языком, ударники—герои первых пятилеток, квалифициро­ванные и высокопоставленные рабочие, достигавшие высоких пока­зателей в труде, как, например, стахановцы, имевшие весьма высо­кую материальную плату, особые условия труда и быта, высокий пре­стиж в обществе.

Четвертое место занимал «отряд интеллигенции», в который вхо­дили «управленцы среднего звена» и руководители небольших предпри­ятий, работники высшей школы, дипломированные специалисты и военные. Напомним, что материальное положение дипломированных специалистов и работников высшей школы (профессора, доценты) в период 30-50-х годов было относительно высоким, если сравнивать его с уровнем жизни рядовых рабочих. Сближение уровня жизни ра­бочего класса и интеллигенции стало целенаправленно осуществлять­ся в 60—70-е годы.

Пятое место в указанной иерархии занимали служащие, «белые во­ротнички»: мелкие управленцы, бухгалтерские работники и другие рядовые работники учреждений. Определенный уровень престижа этой социальной группы в тот период может быть объяснен тем, что заня­тие подобных должностей требовало значительной степени грамотно­сти и образования, что выделяло их из среды рабочего класса, в массе своей имеющей 4—5-летнее образование.

Шестое место принадлежало «преуспевающим» крестьянам, работ­никам передовых колхозов и совхозов, в том числе и «колхозов-милли­онеров», для которых создавались особые условия труда.

На седьмом месте находился самый многочисленный отряд сред­не- и малоквалифицированных рабочих, условия жизни, уровень мате­риального благосостояния которых были весьма скромными.

Восьмое место в данной системе социальной иерархии занимали «беднейшие слои крестьянства», часть из которых по мере закабаления деревни едва сводила концы с концами. Одинаковый ранг с ними име­ли малоквалифицированные городские рабочие с минимумом образо­вания, занимающиеся тяжелым физическим трудом на производстве и получающие мизерную заработную плату.

И, наконец, последнее, девятое место в рассматриваемой системе социальной стратификации принадлежало заключенным в трудовых лагерях. При этом армия «зэков» составляла несколько миллионов че­ловек, лишенных всяких человеческих прав и работавших, по сути, бесплатно. [2, с. 129-130]

В постсоветской России произошли значительные изменения стратифи­кационной картины в сторону ее усложнения.

Формируется новая социальная структура, включаю­щая в себя: 1) крупных и средних предпринимателей (с регулярным ис­пользованием наемного труда); 2) мелких предпринимателей (собствен­ников и руководителей фирм с минимальным использованием наемного труда или основанных на семейном труде); 3) самостоятель­ных работников; 4) наемных работников. Последних больше всего — свыше 92% занятого населения страны. По существу, это базовый слой российского общества, включающий в себя рабочих, крестьян, массовую интеллигенцию. «Они объективно противостоят классу нанимателей-капиталистов и сросшимся с ним государственных "попечителей"». Ес­тественно, что в таких условиях между двумя структурами — властной, стремящейся навязать свою волю, и «предпринимательской», сопротив­ляющейся этому давлению, — возникли конфликты.

Иная точка зрения на структуру бизнес-слоя принадлежит Т.И. За-славской. По ее мнению, в стратификационной модели России необходимо рассматривать следующие бизнес-группы: а) предприниматели — ча­стные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лич­но управляющие последними, не совмещая эту деятельность с работой по найму; б) самозанятые — лица, занятые мелким предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства (в прошлом — специалисты и квалифицированные рабочие); в) бизнесмены-менеджеры — наемные директора мелких и средних предприятий главным образом акционированного и частного секторов, совмещающие управленческую работу с теми или иными вида­ми предпринимательства; г) менеджеры-совладельцы — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работа­ющие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управля­емых ими предприятий; д) «классические» менеджеры — хозяйственные руководители, управляющие государственными (реже — частными) пред­приятиями на основе найма, т.е. «за зарплату».

Помимо названных перемен, в стратификационной системе Рос­сии появились и другие элементы, возникли новые профессии и слои в связи с рыночными преобразованиями общества. Некоторые из них являются массовыми и статистическими значимыми.

Говоря о новых слоях в обществе, нельзя не назвать охранников, которых нанимают и содержат не только банки, фирмы, предприятия, но и любые учреждения, в последнее время — даже школы и детские сады (за счет средств, собранных с родителей). Этот слой включает в себя наиболее молодую и физически здоровую мужскую часть населе­ния. Самостоятельной сферой деятельности, субъектом которой яв­ляется эта же демографическая группа, стал рэкет. В качестве авто­номной сферы занятости необходимо рассматривать проституцию.

В обществе появилось громадное количество бомжей (людей без определенного места жительства), нищих. Часто ими становятся бе­женцы — русскоязычное население, бежавшее (и бегущее) в Россию из республик бывшего СССР, из регионов войн и конфликтов (Чечня, в целом Северный Кавказ). Беженцы — это особый слой.

Наконец, следует назвать слой безработных, которых в стране, по разным данным, от 5 до 10 млн. человек. Согласно статистической ин­формации, их было в 2000 г. 7,5 млн. человек. [1, с. 279-281]


4. Стратификация современного западного общества.

Что представляет собой классовая система современного западного общества, выступающая как его основная стратификационная мо­дель? По существу, речь идет не о противостоящих друг другу классах (как, к примеру, у К. Маркса — буржуазия и пролетариат), а о ранжи­рованных определенным образом социальных общностях. В соответ­ствии с трактовкой Э. Гидденса среди них: 1) высший класс (те, кто владеет или непосредственно контролирует производственные ресурсы, это богатые, крупные промышленники, верхушка руководст­ва); 2) средний класс (включающий большинство «белых ворот­ничков» и профессионалов); 3) рабочий класс («синие воротнич­ки», или занятые ручным трудом). В некоторых индустриальных странах (например, во Франции, Японии) выделяют четвертый класс — крестьянство (люди, занятые в традиционных типах сель­скохозяйственного производства).

Обратим особое внимание на средний класс и сделаем это по не­скольким причинам. Прежде всего, он выступает как самый многочис­ленный класс развитого индустриального общества, составляющий более 2/3 самодеятельного населения. По его удельному весу, качеству жизни судят о состоянии общества. Чем больше и богаче средний класс, тем стабильнее и успешнее развивается страна.

Это положение имеет важное значение для понимания специфики современного российского общества, поскольку ситуация со средним классом превращается в один из наиболее емких, комплексных крите­риев развития страны.

Что собой представляет средний класс? Из самого термина вытекает, что он занимает срединное положение между экономической и полити­ческой элитой (высший класс) и бедными слоями общества. В западной социологической литературе такая стратификационная модель переда­ется наглядно в виде геометрической фигуры ромба, где верхний угол и примыкающее к нему пространство занимает высший класс, а нижний угол и близлежащее пространство — бедные слои; остальную же, наибо­лее значительную часть ромба заполняет средний класс. Но если задать вопрос, действительно ли социальное положение среднего класса столь же строго «срединно», сколь его геометрическое изображение, то, пожа­луй, нужно уточнить, что оно смещено, скорее, к верхней части ромба.

Дело в том, что многочисленные социальные слои, составляющие средний класс и характеризующиеся достаточно высоким уровнем жизни, оказывают очень сильное, подчас решающее влияние на при­нятие тех или иных экономических и политических решений, в целом на политику властвующей элиты, которая не может не прислушивать­ся к «голосу» большинства населения. Средний класс формирует иде­ологию общества, его мораль, типичный образ жизни, имидж «настоя­щего» жителя страны. Комплексным, многомерным критерием этого класса (а по существу, и всей социальной стратификации) является его включенность во властные структуры и влияние на них, доход, статус, престиж профессии, уровень образования.

Кто входит в средний класс, какие слои его составляют? Среди за­падных социологов широко принята точка зрения, в соответствии с которой средний класс не един и монолитен, а «рассечен» на несколь­ко частей. В нем выделяют как минимум три слоя: высший сред­ний класс (имеющие в массе своей очень высокий престиж и боль­шой доход менеджеры, юристы, врачи, собственники среднего бизнеса, подавляющее большинство из которых закончило универси­тет); средний средний класс (владельцы мелкого бизнеса, част­ных магазинов и небольших фермерских хозяйств, значительная часть их имеет высшее образование, уровень престижа слоя и его мно­гочисленных представителей — достаточно высокий); низший средний класс (конторский персонал, т.е. так называемые «белые воротнички», продавцы, учителя, медсестры и др.). [1, с. 274-275]


5. Социальная мобильность

Социальная мобильность - это обратная сторона про­блемы неравенства между людьми. Мобильность выступа­ет средством реализации возможностей человека и спосо­бом сдерживания недовольства населения. Поэтому при исследовании мобильности в центре внимания социологов становится, в конечном итоге, вопрос об открытом обществе равных возможностей, в котором потенциально каж­дый человек имеет шансы подняться на самые высокие сту­пени социальной иерархии.

Следует рассматривать два вида социальной мобильно­сти:

Общество повышает статус одних индивидов и по­нижает статус других. Люди, обладающие талантом и энергией должны вытеснять с высших статусов других, которые не обладают этими качествами. Поэтому, сле­дует различать восходящую и нисходящую социальную мобильность, социальный подъем или социальное паде­ние.

Восходящие направления профессиональной, экономи­ческой и политической мобильности существуют в формах:

• индивидуального подъема или инфильтрации индиви­дов из низшего слоя в высший;

• создания новых групп индивидов с включением их в высший слой наряду с существующими группами этого слоя или вместо них. [3, с. 273]

Нисходящая мобильность существует как в форме вы­талкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения соци­альных статусов целой группы. Например, второй формой нисходящей мобильности стало падение социального ста­туса профессиональной группы инженеров, которая в свое время занимала высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, утратившей реаль­ную власть. По образному сравнению П. Сорокина, первый случай подобен падению человека с корабля; второй - это корабль, затонувший со всеми находящимися на борту.

Проблемы вхождения в новую субкультуру, изменения статуса, эффективности общения решаются человеком с помощью индивидуальных стратегий адаптации в процес­се социальной мобильности.

Рассуждая о функциях социальной мобильности в обществе, Со­рокин одним из первых обратил внимание на тот факт, что в обще­ственных системах, где талантливые и энергичные люди из низших слоев могут подняться на более высокую социальную ступень, менее вероятны революционные взрывы и потрясения, так как их возмож­ные лидеры перешли в более престижные социальные группы, реали­зовав свою энергию и творческий потенциал. Следовательно, по мыс­ли Сорокина, наличие каналов вертикальной мобильности в совре­менном обществе служит своеобразным предохранительным клапаном, противодействующим социальным потрясениям. Несмотря на то, что в рассуждениях Сорокина о принципах социальной мобильности пред­лагалось слишком широкое ее толкование (социальной мобильности подвержены не только люди, но и различные предметы, ценности и т.п.), тем не менее, именно его ключевые понятия составляют каркас различных современных концепций стратификации. [3, с. 274]
Заключение

Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нель­зя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Социально – классовая структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношение классов. Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях, представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Таково значение проблемы социальной структуры общества. К ее решению необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и со­временных данных общественной практики.

Список использованной литературы


  1. Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с

  2. Комаров, М.С. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / М.С. Комаров. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 462 с.

  3. Кончанин, Т.Л. Социология. Серия «Учебники и учебные пособия» / Т.Л. Кончанин, С.Я Подопригора, С.Н. Яременко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 480 с.

  4. Социология. Учебное пособие / Под ред. Д.С. Клементьева. - М.: Филол. об-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо, 2004. - 480 с.

  5. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 448 с.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации