Доклад - Эмбриональное поведение человека - файл n1.docx

Доклад - Эмбриональное поведение человека
Скачать все файлы (35.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx36kb.11.01.2014 15:46скачать

n1.docx

ЭМБРИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В процессе эмбрионального развития человека сохраняются общие закономерности развития и стадии, характерные для позвоночных животных. Вместе с тем появляются особенности, отличающие развитие человека от развития других представителей позвоночных. Процесс внутриутробного развития зародыша человека продолжается в среднем 280 суток (Режим доступа: http://medicreferat.com.ru).

Особенности поведения эмбриона изучено еще не достаточно, однако в последнее время, благодаря 4-хмерному сканированию выяснилось, что поведение эмбриона более сложно, чем это предполагалось ранее. Во время своего развития эмбрион научиться улыбаться, различать голос своей матери и даже видеть сны (Фильм «Жизнь до рождения: близнецы» Режим доступа: http://intv.ru).

Беременность можно разделить на 3 триместра:

  1. 1- 14 неделя;

  2. 15-28 недели;

  3. 29-40 недели.

Первый триместр беременности.

Мы не будем рассматривать развитие органов у ребенка по неделям, а лишь остановимся на важнейших моментах. К концу четвертой недели с момента оплодотворения у зародыша имеются зачатки рук и ног, формируются внутренние органы, в частности органы ЖКТ, а также активно формируется спинной и головной мозг. Длина эмбриона – 4 мм.

К концу второго месяца эмбрион превращается в младенца, но очень крошечного, с куриное яйцо. Оканчивается формирование лица: нос, появляются ноздри и рот, развиваются глаза. Формируется наружное и внутренне ухо. Сердце бьется, начиная с 5-6 недели. Развивается ЦНС в виде полушарий головного мозга, а также пищеварительная система. В этот период у ребенка фиксируются первые нервные импульсы. Активно развивается мышечная система.

В течение третьего месяца конечности и лицо ребенка полностью сформированы. Практически полностью сформированы и функционируют внутренние органы.

Мышцы активно развиваются, ребенок двигается, сжимает ручку в кулачок и разжимает ее. Если это первый ребенок, то эти движения мама не почувствует до 18-й недели.

Развивается также и мимика: плод двигает губами, открывает рот, морщит лоб и хмурит брови. Иногда он заглатывает окружающую его амниотическую жидкость. Длина ребенка на третьем месяце беременности составляет 8-9 см при весе 20-40 г.

Второй триместр беременности.

Четвертый месяц – плод полностью похож на взрослого человека только в миниатюре. К 13-ой неделе у ребенка происходит формирование двадцати молочных зубов, зубы находятся в зачатке внутри костной ткани челюстей. (Развитие плода по неделям. Реж. доступа: http://onlinepriem.ru). Хорошо развит слух. После 13-й недели он слышит первые звуки. Слышит разговоры, шумы и музыку. Голос матери звучит в утробе по-другому. Другие голоса могут не пробиться свозь утробу. Ему уже можно читать вслух.

Пятый месяц беременности.Ребенок продолжает расти. В конце 5-го месяца он весит около 300 г, длина тела плода составляет 25-28 см. Если ребенок является девочкой, то на пятом месяце в ее яичниках закладываются первые яйцеклетки. С 18-й недели ребенок открывает рот и заглатывает амниотическую жидкость. Ежедневно он поглощает определенное ее количество. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства (!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать.

В настоящее время учёные точно знают, что на девятнадцатой неделе плод уже слышит звуки частотой 100–3000 Гц (по другим источникам 300–2000 Гц).

У ребенка слегка приоткрываются глазки, он реагирует толчками конечностей на громкие внешние раздражающие звуки.

В этот период мама начинает ощущать движения малыша, а врач может прослушать его сердцебиение с помощью стетоскопа.

Шестой месяц беременности. Плод весит приблизительно 600-640 г. На шестом месяце у ребенка накапливается бурый жир, который способствует удержанию организмом тепла и определяет цвет кожных покровов – кожа становится светлой.

На шестом месяце малыш активно толкается. Иногда мама чувствует пятки, коленки и локти своего будущего ребенка. Когда мама поглаживает или нажимает на живот, то можно почувствовать, как малыш шевелиться в ответ. К 23-й недели ребенок начинает глотать и можно чувствовать его икание (Фильм «Взгляд на беременность изнутри» http://www. babysitter.ru).

Седьмой месяц беременности.

К середине седьмого месяца плод весит 1000 г, а рост его составляет 37 см. К концу этого срока оканчивается формирование подкожной жировой клетчатки и скелетных мышц, коры головного мозга (Развитие плода по неделям. Реж. доступа: http://onlinepriem.ru). Малыш уже умеет слышать, улыбаться и постоянно сосет большой палец, что можно увидеть на УЗИ. Интересно!!!: обнаружена роль сканирования в образовании связи между матерью и плодом. Исследования показали, что видеть лицо ребенка до его рождения, значит развить с ним прочную связь, которая будет способствовать развитию отношений после рождения. С 26 недели дети большую часть времени проводят во сне – 90%, а всего 10% времени бодрствуют. На неожиданные звуки реагирует вздрагиванием, считается, что эта реакция появилась как реакция на угрозу жизни, т.е. это попытка самозащиты.

Сердцебиение зависит от настроения матери. Если мама нервничает то АД ребенка повышается. Когда мама успокаивается и ее ЧСС приходит в норму, то у ребенка ЧСС остается повышенным как реакция на стресс. Если мама очень много нервничает, то у ребенка развивается склонность к нервозам, заболеваниям ССС, отставание в развитии.(Фильм «Жизнь до рождения: в утробе матери». Режим доступа: http://intv.ru).

Третий триместр беременности.

Восьмой месяц беременности

К этому периоду легкие ребенка уже созрели и покрыты слоем сурфактанта, малыш уже приспособлен к дыханию за пределами маминого организма. Вес его приближается к весу новорожденного ребенка и составляет от 1600 г до 2500 г при длине тела около 40,5 см. У плода появляются первые - воспоминания. (Фильм «Жизнь до рождения: в утробе матери». Режим доступа: http://intv.ru. ).

Девятый месяц беременности

Плод полностью сформирован, все системы и органы хорошо функционируют.

Между 36-ой и 40-ой неделями плод имеет вес и рост, соответствующие тем, что имеются при рождении. Доношенный ребенок имеет вес при рождении от 2700 г до 3500 г, рост – 50-53 см. Реж. доступа: http://onlinepriem.ru).

Поведение близнецов.

Большой интерес для ученых представляет эмбриональное поведение близнецов. Близнецы делят пространство между собой. Они касаются друг друга, реагируют и как-будто целуют. Они конкурируют за пищу и пространство, помогают друг другу развиваться и создают модели связи и поведения, которые определят их жизнь.

Во время репродуктивного цикла женщина выделяет обычно 1 яйцеклетку. После оплодотворения из нее развивается плод. В небольшом числе случаев (1 из 250) каждый из бластомеров начинает развиваться самостоятельно. Никто не знает как это происходит. Единственное, что достоверно известно, что если этого не произошло после 14 дней с момента зачатия, то не произойдет уже никогда.

Идентичные близнецы будут расти очень похожими друг на друга во всех отношениях. Но это не 100% сходство. Небольшое число генов находится в митохондриальной ДНК и могут мутировать после рождения. С возрастом все более усилиться изменения в росте, телосложении, характере. Поэтому большинство ученых опасаются использовать термин «идентичные», а используют однояйцевые близнецы.

Иногда каждый из четырех бластомеров может начать самостоятельное развитие. Шанс такого развития событий равен 1 из 64 млн.!!! У каждого эмбриона отдельный амнион, но общий хорион.

4-хмерное изображение – это отражение ультразвука от плода, которое с помощью компьютерных программ обрабатывается и позволяет наблюдать за ребенком, видя его детали. Первое сканирование проводиться на 10 неделе.

Интересно отметить, ребенок уже чувствует вкус и в дальнейшем у близнецов могут сформироваться одинаковые вкусовые предпочтения, т.к. они чувствуют один и тот же вкус, зависящей от того, что съела мама.

На 24-й неделе дети показываются на сканировании по одному. Близнецы толкают друг друга. Впервые дети начинают играть друг с другом. Причем, в некоторые из этих игр они будут играть и после рождения. Например: два близнеца в утробе матери очень часто прижимались щеками друг к другу. Когда им исполнился 1 год, их любимой игрой было прятаться за шторы и касаться лицом друг друга через тюль. Их предродовое поведение перенеслось в ранее детство.

Когда в матке становиться мало места, малыши очень интенсивно начинаю толкать друг друга. Очень активно реагируют на свет. Если на живот матери направлять яркий луч света, то дети на него отреагируют.

Близнецы рождаются раньше срока. Самым оптимальным временем для рождения тройняшек является 34 неделя развития (Фильм «Жизнь до рождения: близнецы» Режим доступа: http://intv.ru).

Влияние факторов внешней среды на особенности поведения плода.

Влияние музыки на развитие ребенка.

Ряд исследователей считает, что «музыкальное воспитание» ребёнка до рождения, хоть и не формирует его музыкальный вкус, однако оказывает позитивное влияние на сенсомоторное, языковое, эмоциональное, социальное и физическое развитие малыша.

В наши дни всё более популярным становится пренатальное воспитание – развитие и обучение ребёнка ещё до его рождения.

Долгое время вопрос о том, может ли маленький человечек в мамином животе слышать «наружные» звуки, оставался скорее философским, чем научным, поскольку решить его точными методами не представлялось возможным. Что же известно современной науке о слуховых способностях эмбрионов и влиянии звуков на их развитие?

Плод находится в водном окружении внутри материнского тела. Такое окружение играет роль фильтра низких частот, то есть системы, успешно пропускающей низкие частоты и приглушающей высокие. Вспомните, в каком виде до нас долетает громкая музыка, которую включил сосед — сплошные басы, звук оглушается. Примерно так же слышит музыку плод, только к музыке ещё прибавляется многочисленные «внутренние» звуки — стук сердца матери, урчание её пищеварительного тракта, приглушенный голос, звуки её дыхания и движений.

Развивать «музыкальный вкус» плода можно несколькими способами, например, прикладывать наушники к животу. Или же будущая мама сама должна слушать музыку. Однако в обоих случаях плод воспринимает звуки совсем не так, как его мама.

Чтобы убедиться, что плод способен воспринимать звуки и реагировать на них, изучают различные показатели. Например, используют прибор, позволяющий записать электроэнцефалограмму маленького слушателя. С помощью ультразвукового исследования следят за движениями тела, головы, рук и ног. Также подсчитывают частоту сердечных сокращений и снимают электрокардиограмму.

Группа профессора Джеймса из Королевского медицинского центра при Ноттингемском университете продемонстрировала, что при проигрывании песен Глена Миллера у плода в последний триместр беременности увеличивалась частота сокращений сердца и количество движений.

Аналогичные результаты получили канадские ученые из Королевского университета и больницы города Кингстон при проигрывании эмбрионам колыбельной Иоганнеса Брамса. Педиатр из Университета Аляски Уильям Залленбах отмечает, что в последний триместр беременности плод способен танцевать — ритмично двигать руками и туловищем, вращаться в такт музыке.

Младенец не только слышит, он запоминает звуки: у плода существует краткосрочная память; при повторении одного и того же стимула ребенок начинает реагировать на него более вяло. Также имеются доказательства существования долгосрочной памяти, сохраняющей информацию и после рождения. Поэтому сейчас модно употреблять термины «пренатальное развитие» и «пренатальное обучение» — полагают, что опыт пренатальных звуков может влиять на звуковые предпочтения ребенка после рождения, а также на его развитие.

Также неоднократно было показано, что звуковые последовательности, с которыми ребенка познакомили до рождения, у новорожденного улучшают сосание и помогают его убаюкать.

Упомянутый выше Уильям Залленбах сравнил две группы новорожденных — с одними мамы только разговаривали, с другими разговаривали и давали слушать музыку. В первой группе было 58% новорожденных с «позитивным поведением» — тех, которые не плакали без причины, сравнительно легко успокаивались, хорошо ели. Во второй группе таких детей оказалось 90%

Данные относительно памяти плода сильно отличаются. Профессор Питер Хэппер из Королевского университета Белфаста утверждает, что дети забывают мелодию через три недели после рождения. Однако Александра Ламон – британский музыкальный психолог, сообщает, что дети продолжают узнавать «пренатальную» музыку и через год после рождения.
Что касается музыки Моцарта, её расслабляющий и даже лечебный эффект наблюдается, в частности, при различных стрессовых ситуациях (в научных статьях эти свойства называют «эффектом Моцарта»). Имеются данные, что дети, слушающие в утробе и в момент рождения произведения Моцарта, в будущем ведут себя гораздо спокойнее детей контрольной группы. Объяснение может быть двояким. Во-первых, проигрывание знакомой мелодии улучшает настроение ребенка. Во-вторых, возможно, дело именно в анти-стрессовых свойствах музыки Моцарта.

Несомненно, один из главных вопросов, интересующий всех — исследователей и родителей — какое влияние слова и музыка в эмбриональный период оказывают на развитие ребенка после рождения. По этому вопросу единства среди ученых нет. Одни считают, что эти исследования «анекдотично» и являются пиар – ходом коммерческих компаний, другие уверены, что пренатальная музыка оказывает позитивное влияние как на развитие музыкальных способностей ребенка, так и на его сенсомоторное, языковое, эмоциональное, социальное и физическое развитие.

Пока не разработана оптимальная схема прослушивания музыки плодом. Экспериментаторы работают с разными музыкальными направлениями и громкостью. Отличается и способ прослушивания — либо мать сама слушает музыку, звучащую рядом, либо к животу прикладывают специальные наушники. Многими исследователи подчеркивают важность состояния матери в период «музыкотерапии». Существует мнение: если будущая мама сама не вслушивается в музыку и не находится в состоянии релаксации, не будет никакого воздействия и на плод.

Влияние социальных факторов на развитие ребенка

Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.

Влияние эмоций и стресса.

При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода. Речь идет об очень сильных стрессах. Мы не берем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами. Переживания из-за отношений с супругом, часто, приводят к эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличия асфиксии), что расценивается как проявление эмоциональной или психогенной заторможенности.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.

В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре – и перинатальному (послеродовому) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.

Рассмотрим в качестве примера случай с мужчиной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.

Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого человека (Андрэ Бертин. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях. Режим доступа: http://bookz.ru/authors/andre-bertin/vospitan_391/1-vospitan_391.html).
Насилие в семье

Насилие в период беременности — один из наиболее трагических аспектов семейного насилия, имеющий серьезные последствия для душевного и физического здоровья пострадавших женщин и их будущего потомства. По данным статистики, примерно каждая четвертая женщина в мире страдает от физического или сексуального насилия во время беременности. Это так же приводит к состоянию стресса и эффектам описанным выше.

Британские исследователи выяснили, что дети матерей, которые становились жертвами домашнего насилия в период беременности, имеют генетические различия со своими сверстниками, рожденными после более спокойной беременности. Различия проявляются, когда организм ребенка начинает реагировать на стресс.

Как установили ученые Хелен Гюнтер и Томас Элберт, материнский стресс во время беременности влияет на активацию у их будущих малышей гена глюкокортикоидных рецепторов, играющего основную роль при формировании реакции на стресс.

Установлена связь между насилием во время беременности и поздним обращением за пренатальной медицинской помощью, повышенным уровнем курения и употребления наркотиков/алкоголя во время беременности.

Чрезмерное употребление беременной женщиной алкоголя может сильно повлиять на здоровье ее ребенка. Такие младенцы, как правило, рождаются с комбинацией из трех симптомов, известных как эмбриональный алкогольный синдром (FAS): устойчивая задержка роста, задержка умственного развития, и внешние аномалии, такие как: маленькая голова, тонкая верхняя губа, низко посаженные уши, миндалевидные глаза и плоское пространство между верхней губой и носом. О детях, у которых обнаружены все перечисленные симптомы или только часть из них, принято говорить, что они страдают последствиями внутриутробного употребления алкоголя.

Малыши, чьи матери употребляли наркотики, включая кокаин, могут быть беспокойными и раздражительными; они легко возбуждаются и трудно успокаиваются. Такие младенцы часто и пронзительно кричат, их бывает трудно накормить, потому что они отказываются от груди. У них часто бывает повышенный мышечный тонус, который выражается в постоянной напряженности ребенка, мешающей родителям даже просто держать малыша на руках. Повышенный тонус может притормозить моторное развитие ребенка: он поздно научится садиться и ползать.

Младенцы, получавшие наркотики, чрезмерно возбудимы, зачастую они не хотят устанавливать зрительный контакт со взрослыми, им не нравится, когда их держат на руках, иными словами, они стараются избегать общения с родителями. Неудивительно, что матери и отцу бывает очень трудно добиться близких отношений с постоянно раздраженным ребенком, который желает, чтобы его оставили в покое.

У трехлетних детей обнаруживаются трудности с пространственным мышлением, например, им тяжело подобрать две фигуры одинаковой формы или найти различия между картинками. Эти затруднения указывают на недостаточно развитые умственные способности. Однако Часнофф говорит, что к моменту поступления в школу дети, принимавшие участие в исследовании, уже практически ничем не отличались от их сверстников (http://innewfamily.ru/menu1/14_meddrugbehav.php).
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации